Макту‘ المَقْطوع. 1. Определение. 2. Примеры. 3. Суждение об использовании такого хадиса в качестве аргумента.
Макту‘ ا ل م َ ق ْ ط و ع.
1. Определение. а) Слово “макту‘” является причастием страдательного залога от глагола “ката‘а” – разрывать; отрезать. б) В качестве термина слово “макту‘” используется для обозначения слов (кауль) или действий (фи‘ль) слов, относимых к последователю* или такому человеку, который занимал более низкое положение. *[Последователями называли тех мусульман, которые встречались со сподвижниками и умерли в исламе].
2. Примеры. а) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-каули”: В пример можно привести cлова аль-Хасана аль-Басри о совершении молитвы тем, кто стоит позади человека, придерживающегося нововведений: «Молись, а он (понесет бремя) своего нововведения». [Аль-Бухари]. б) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-фи‘ли”: В пример можно привести cлова Ибрахима бин Мухаммада бин аль-Мунташира: «Обычно Масрук опускал занавеску, отделяя себя от членов своей семьи, после чего приступал к молитве, оставляя их и их мирские дела». [“Хилйат аль-аулийа”, т. 2., стр. 96].
3. Суждение об использовании такого хадиса в качестве аргумента. Хадисы, относящиеся к категории “макту‘”, не могут использоваться в качестве аргументов ни в каких установлениях шариата, даже если точно установлено, что некто действительно сказал это. Однако если имеются дополнительные данные, указывающие на возможность повышения степени данного сообщения, например, когда при упоминании имени последователя кто-нибудь из его передатчиков говорит: «Он возводит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», то об этом сообщении можно вынести такое же суждение, как и о хадисе, относящемся к категории “марфу‘ мурсаль”.
4. Сочинения, в которых приводится много хадисов, относящихся к категориям“маукуф”и “макту‘”. а) “Мусаннаф” Ибн Абу Шайбы. б) “Мусаннаф” Абд ар-Раззака. в) “Тафсиры” Ибн Джарира, Ибн Абу Хатима и Ибн аль-Мунзира. 2. Другие виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.
Муснад ا ل م ُ س ْ ن َ د.
1. Определение. а) Слово “муснад” является причастием страдательного залога от глагола “аснада” – в значении “приписывать; относить”. б) В качестве термина слово “муснад” используется для обозначения хадиса с непрерывным иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [На таком определении настаивают аль-Хаким и Ибн Хаджар, но известны и другие определения хадиса категории “муснад”].
2. Пример. В пример можно привести хадис, приводимый аль-Бухари, который сказал: – Передал нам Абдуллах бин Йусуф, передавший со слов Малика, передавшего со слов Абу-з-Зинада, передавшего со слов аль-А‘раджа, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если собака попьет воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он вымоет его семь раз”» . Иснад этого хадиса является непрерывным с начала и до конца и возводится к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Муттасиль ا ل م ُ ت ّ َ ص ِ ل. 1. Определение. а) Слово “муттасиль” является причастием действительного залога от глагола “иттасаля” – быть непрерывным. Хадисы, относящиеся к категории “муттасиль” называют также “маусуль”. б) В качестве термина слово “муттасиль” используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые относятся к категориям “марфу‘” или “маукуф”.
2. Примеры. а) Пример хадиса категории “муттасиль марфу‘”: Малик передал со слов Ибн Шихаба, что тот слышал от Салима бин Абдуллаха, что тот слышал от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то. б) Пример хадиса категории “муттасиль маукуф”: Малик передал со слов Нафи‘а, что тот слышал, как Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал то-то …
Добавления, которые делали достойные доверия лица ز ِ ي ا د ا ت ُ ا ل ث ّ ِ ق ا ت.
1. Здесь речь идет о передатчиках, известных своей беспристрастностью и точностью. Под добавлением, сделанным достойным доверия лицом, подразумевается любое добавление, которое отдельное достойное доверия лицо делало к хадису, передававшемуся ими со слов других достойных доверия лиц.
2. Наиболее известные улемы, уделявшие внимание этому вопросу. Вышеупомянутые добавления отдельных достойных доверия лиц к некоторым хадисам привлекали внимание улемов, которые исследовали их и уделяли внимание сбору и изучению таких добавлений. Наиболее известными из числа таких улемов являются: а) Абу Бакр Абдуллах бин Мухаммад бин Зийад ан-Найсабури. б) Абу Ну‘айм аль-Джурджани. в) Абу-ль-Валид Хассан бин Мухаммад аль-Кураши.
3. О том, где встречаются такие добавления. а) В матне хадиса, что выражается в добавлении какого-либо слова или предложения. б) В иснаде хадиса, что выражается в превращении хадиса категории “маукуф” в хадис категории “марфу‘” или превращении хадиса категории “мурсаль” в хадис категории “маусуль”.
4. Суждение о добавлении в матне. Что касается добавлений в матнах хадисов, то улемы высказывали о них различные мнения: а) Некоторые из них принимали такие добавления безо всяких оговорок. б) Некоторые другие полностью их отвергали. в) Некоторые другие отвергали добавление, сделанное первым передатчиком, который сначала передавал хадис без добавлений, но принимали это добавление от других. [См.: “‘Улюм аль-хадис”, стр. 77; “Аль-Кифайа”, стр. 424 и далее].
С учетом того, принимались вышеупомянутые добавления или отвергались, Ибн ас-Салах подразделял их на три группы. Его классификация является хорошей, и с ней соглашался ан-Навави.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|