Речь идет о нижеследующих группах.
Речь идет о нижеследующих группах. а) Добавление, которое не противоречит тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно является приемлемым, поскольку оно в основном подобно хадису, который передавал только один из достойных доверия передатчиков. б) Добавление, противоречащее тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно должно быть отвергнуто, о чем мы уже говорили, когда речь шла о хадисах категории “шазз”. в) Добавление, заключающее в себе нечто вроде противоречия тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Противоречия такого рода могут быть двух видов: 1. Ограничение абсолютного. 2. Выделение общего. Ибн ас-Салах не высказывает никакого суждения о добавлениях такого рода, что же касается ан-Навави, то он говорит о них следующее: «Правильное мнение состоит в том, что приемлемым является выделение общего». [См.: “Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 1, стр. 247. Шафииты и маликиты считают добавления такого рода приемлемыми, а ханафиты их отвергают].
5. Примеры добавлений в матне хадиса. а) Пример добавления, в котором нет противоречия: Примером может служить тот хадис, где речь идет о собаке, лакавшей из сосуда. Этот хадис Муслим [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 3, стр. 182] передает со слов Али бин Мусхира, передавшего его со слов аль-А‘маша, передавшего его со слов Абу Разина и Абу Салиха, передавших его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, с добавлением слов «…пусть выльет это…» Это добавление не передают другие знатоки хадисов из числа товарищей аль-А‘маша, которые передают данный хадис в следующем виде: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-либо из вас, пусть он вымоет его семь раз». Это добавление подобно сообщению, которое передавал только Али бин Мусхир, являвшийся достойным доверия лицом, вследствие чего данное добавление рассматривается как приемлемое.
б) Пример добавления, в котором имеется противоречие [Имеется в виду противоречие тому, что передавало достойное доверия лицо]: Добавление слов «день Арафата» к тому хадису, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «День Арафата, день жертвоприношения и дни ташрика [одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа] являются нашими праздниками, о исповедующие ислам, и в эти дни (следует) пить и есть». Данный хадис всеми путями передается без этого добавления, а приводит его только Муса бин Али бин Рабах, слышавший этот хадис от своего отца, слышавшего его от ‘Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах. Этот хадис приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие мухаддисы. в) Добавление, в котором есть нечто вроде противоречия: Примером может служить хадис, передаваемый Муслимом со слов Абу Малика аль-Ашджа‘и, слышавшего его от Риб‘и, слышавшего, как Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и вся земля была сделана для нас местом для молитв, а почва ее была сделана для нас средством очищения». Один только Абу Малик аль-Ашджа‘и передавал этот хадис с добавлением слов «почва ее», тогда как другие передатчики их не приводят, передавая этот хадис в следующем виде: «…и земля была сделана для нас местом для молитв и средством очищения». [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 5, стр. 4].
6. Суждение о добавлении в иснаде. Если говорить о добавлениях в иснаде, то чаще всего они имеют отношение к двум основным вопросам: противоречию между непрерывностью иснада и пропусками в нем, а также противоречию между возведением иснада к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и возведением его к одному из сподвижников. Что же касается прочих видов добавлений в иснаде, то улемы посвящали им специальные исследования. При этом улемы придерживались четырех различных мнений относительно приемлемости и неприемлемости таких добавлений: а) Суждение в пользу того, кто передавал хадис как непрерывный или возводил его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (иначе говоря, речь идет о приемлемости добавления). Такого мнения придерживается большинство факихов и знатоков основ фикха. [Аль-Хатиб сказал: “Это мнение мы считаем правильным”. “Аль-Кифайа”, стр. 411]. б) Суждение в пользу тех, кто причислял такой хадис к категории “мурсаль” [То есть считал, что в конце иснада этого хадиса после имени последователя имеется пропуск] или “маукуф” (иначе говоря, речь идет о том, что добавление следует отвергнуть). Такого мнения придерживается большинство знатоков хадисов. в) Суждение следует выносить в пользу большинства: так считали некоторые знатоки хадисов. г) Суждение следует выносить в пользу тех, кто отличался более хорошей памятью: так считали некоторые знатоки хадисов. В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует заключать брак без согласия опекуна (невесты)». Этот хадис передавали Йунус бин Абу Исхак ас-Саби‘и, его сын Исраил и Кайс бин ар-Раби‘, слышавшие его от Абу Исхака как хадис с непрерывным иснадом, доходившим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (муснад муттасиль), тогда как Суфйан ас-Саури и Шу‘ба бин аль-Хаджжадж передавали его со слов Абу Исхака с пропуском в иснаде после имени последователя. [Пример и указания на различия во мнениях передатчиков относительно состояния иснада] приводятся в “Аль-Кифайа”, стр. 409].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|