9. Суждение о передаче того, кто принес покаяние за нечестивые поступки.
9. Суждение о передаче того, кто принес покаяние за нечестивые поступки. а) Передача того, кто принес покаяние за нечестивые поступки, принимается. б) Не принимается передача такого человека, который принес покаяние за ложь, имевшую отношение к хадисам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 10. Суждение о передаче того, кто взимал плату за передачу хадисов. а) Некоторые, например, Ахмад, Исхак и Абу Хатим считали, что передачу такого человека принимать не следует. б) Некоторые другие, например, Абу Ну‘айм аль-Фадль бин Дукайн считали, что передачу такого человека принимать можно. в) Абу Исхак аш-Шайзари вынес фетву, в соответствии с которой тем, кому передача хадисов мешает зарабатывать деньги на содержание тех, кого они должны содержать, разрешается брать плату за передачу хадисов.
11. Суждение о передаче того, кто известен излишней снисходительностью*, или слушал чтение другого и повторял за ним слова хадиса, или часто проявлял невнимательность. *[Здесь имеется в виду обыкновение передатчика не придавать значение таким деталям, которые могут оказаться важными]. а) Не принимается передача того, кто был известен излишней снисходительностью при слушании или передаче хадисов. Имеются в виду люди, которые не придавали значению тому, что во время слушания они могли заснуть, или передавали хадисы без необходимой сверки. б) Не принимается передача того, кто передавал хадисы, слушая, как их читает другой. Имеется в виду такой случай, когда передающему хадис читают что-либо, а он передает это, не зная о том, что услышанное им к данному хадису отношения не имеет.
в) Не принимается передача того, кто часто проявлял невнимательность при передаче хадисов.
12. Суждение о передаче того, кто передал и забыл: а) Определение: имеется в виду такой шейх, который не помнит того, что его ученик передавал с его же слов. б) Суждение о его передаче. 1. Отклонение: Переданное им отклоняется в том случае, когда он решительно отвергает передаваемое им, говоря: «Я этого не передавал», или: «Он возводит на меня ложь», или что-нибудь подобное. 2. Приемлемость: Примером может служить тот случай, когда он испытывает сомнения относительно отрицания, говоря: «Я не знаю этого», или: «Я не помню этого», или нечто подобное. в) Может ли отклонение хадиса считаться основанием для дискредитации шейха или ученика? Не может, поскольку ни один из них не заслуживает отвода в большей степени, чем другой. г) Примером может служить хадис, который приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Его передал Раби‘а бин Абд ар-Рахман, слышавший от Сухайля бин Абу Салиха, слышавшего от своего отца, слышавшего от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выносил решения на основании клятвы истца и одного свидетеля. Абд аль-Азиз бин Мухаммад ад-Дараварди сказал: – Этот хадис передал мне Раби‘а бин Абу Абд ар-Рахман, ссылавшийся на Сухайля, однако когда я встретил самого Сухайля и спросил его об этом хадисе, он не признал его. Тогда я сказал: «Раби‘а передал мне с твоих слов то-то», после чего Сухайль стал говорить: «Передал мне Абд аль-Азиз, что Раби‘а передал ему, что я передал ему, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то». д) Наиболее известным сочинением на эту тему является книга под названием “Ахбар ман хаддаса ва насийа” аль-Хатиба. 2. Общий обзор трудов, посвященных проблемам отвода и подтверждения.
Поскольку суждение о достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в том числе выводе о честности или нечестности, точности или неточности передатчиков, улемы занимались составлением книг, в которых со ссылкой на достойных доверия знатоков подтверждения приводились такие и подобные им данные о передатчиках хадисах, что и называлось “подтверждением” (та‘диль). Кроме того, в таких книгах указывались причины, в силу которых честность, точность или память некоторых передатчиков подвергались сомнению, что также подкреплялось ссылками на знатоков и именовалось отводом (джарх). Ввиду этого такие книги и назывались “книгами отвода и подтверждения” (кутуб аль-джарх ва-т-та‘диль). Имеется большое количество разнообразных книг такого рода. В некоторых из них говорится только о достойных доверия передатчиках, в других – только о слабых передатчиках и тех из них, сообщения которых не принимались, а в третьих – и о достойных доверия, и о слабых. С другой стороны, в некоторых таких книгах говорится о передатчиках хадисов в целом, но ничего не говорится о передатчиках того или иного конкретного сборника хадисов, или темой их являются отдельные сборники хадисов, или в них приводятся жизнеописания передатчиков хадисов, вошедших в какой-нибудь один сборник, или же рассказывается об отдельных сборниках хадисов. С учетом всего сказанного поражающие воображение труды знатоков науки отвода и подтверждения следует признать весьма важными, поскольку сначала эти люди составили подробные жизнеописания всех передатчиков и разъяснили причины подтверждения или отвода их сообщений, а потом занялись разъяснением всего связанного с теми, от кого получали сообщения эти люди и кому они их передавали. В этих книгах указывается, куда они ездили и когда встречались с некоторыми шейхами, и так подробно рассказывается о времени, когда они жили, что ничего подобного огромным сборникам, посвященным передатчикам хадисов, не было создано не только в прошлом, но и в наше время. Благодаря трудам этих людей мы располагаем всеми необходимыми сведениями о передатчиках хадисов, и да воздаст Аллах им за это благом. Ниже приводятся названия некоторых таких книг:
1. “Ат-тарих аль-кабир” аль-Бухари. В этой книге приводятся сведения как о достойных доверия, так и о слабых передатчиках. 2. “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатима. Эта книга напоминает собой первую, поскольку и в ней приводятся сведения как о достойных доверия, так и о слабых передатчиках. 3. “Ас-сикат” Ибн Хиббана. Эта книга посвящена только достойным доверия передатчикам. 4. “Аль-камиль фи-д-ду‘афа” Ибн Ади. Как явствует из названия этой книги, в ней приводятся жизнеописания слабых передатчиков. 5. “Аль-камаль фи асма‘ ар-риджаль” Абд аль-Гани аль-Макдиси. Эта книга носит общий характер, но говорится в ней только о тех передатчиках, имена которых упоминаются в шести сборниках. [Имеются в виду “Сахихи” аль-Бухари и Муслима и “Сунан” Абу Дауда, Ибн Маджи, ат-Тирмизи и ан-Наса’и]. 6. “Мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби. В этой книге собраны сведения только о слабых передатчиках и тех из них, сообщения которых кем-либо отводились, даже если другими такие отводы и не принимались. 7. “Тахзиб ат-тахзиб” Ибн Хаджара. Эта книга считается одним из сокращений вышеупомянутого труда “Аль-камаль фи асма’ ар-риджаль” Абд аль-Гани аль-Макдиси.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|