3. Степени отвода и подтверждения.
3. Степени отвода и подтверждения.
Во введении к своей книге “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатим подразделяет все степени отвода и подтверждения на четыре группы. В ней он привел суждения о каждой из степеней отвода и подтверждения, а затем улемы добавили к этому еще две степени, в результате чего всего их стало шесть. Ниже перечислены все эти степени вместе с употреблявшимися в соответствующих случаях фразами.
1. Степени подтверждения и обороты используемые для их обозначения. а) То, что указывает на высшую степень подтверждения или имеет форму превосходной степени, например: «такой-то отличался крайней осмотрительностью» или «такой-то является наиболее осмотрительным из людей». б) Далее следует то, что подкрепляется указанием на одно или два качества подтверждения, например, «в высшей степени достойный доверия» (сикату сикатин) или «достоверный достойный доверия» (сикату сабтин). в) Далее следует то, что выражается прилагательным, указывающим на подтверждение, но без подкрепления, например, «достойный доверия» (сикатун) или «аргумент» (худжжа). г) Далее следует то, что указывает на подтверждение, но без указания на точность, например, «правдивый» (садук), или «отличающийся правдивостью» (махаллю-ху-с-сидк) или «неплохой» (ля ба’са би-хи). Последнее употребляется всеми, кроме Ибн Му‘ина, который использует данное выражение для обозначения тех, кого он считал передатчиками, достойными доверия. д) Далее следует то, что не может служить указанием на подтверждение или отвод, например, «такой-то является шейхом» или «люди передавали хадисы с его слов». е) Далее следует то, что указывает на близость к отводу, например, «такой-то передавал хадисы правильно» или «хадисы его записываются».
2. Суждение о вышеупомянутых степенях: а) Что касается первых трех степеней, то хадисы, передававшиеся передатчиками этих хадисов, можно использовать в качестве аргументов*, несмотря на то, что некоторые из передатчиков были сильнее других. *[Имеется ввиду, что эти хадисы можно использовать в качестве доводов при решении вопросов религиозно-правового характера]. б) Что касается четвертой и пятой степеней, то хадисы, передававшиеся такими передатчиками, в качестве аргументов использовать нельзя, однако их можно записывать и проверять*, хотя передатчики хадисов, относящиеся к пятой степени, занимают более низкое положение по сравнению с четвертой. *[Имеется в виду проверка точности путем сличения их хадисов с хадисами, передававшимися достойными доверия и отличавшимися точностью передатчиками. Их хадисы можно использовать в качестве аргументов только в том случае, если они соответствуют хадисам достойных доверия лиц. Из этого следует, что если передатчика называют “правдивым” (садук), то его хадис можно использовать в качестве аргумента только после соответствующей проверки. Ошибались те, кто считал все хадисы, переданные «правдивыми» передатчиками, хорошими ввиду того, что в соответствии с терминами, используемыми знатоками отвода и подтверждения, хороший хадис можно использовать в качестве аргумента]. в) Хадисы, которые передаются передатчиками, относящимися к шестой степени, не используются в качестве аргументов, а записываются, но не для проверки, а для принятия их во внимание, так как эти передатчики явно не отличаются точностью.
3. Степени отвода и используемые обороты. а) То, что указывает на смягчение (талйин), и является наиболее легкой из степеней отвода. Так, например, говорят: «Такой-то проявлял мягкость, передавая хадисы», или же: «О нем говорят разное».
б) Далее следует то, о сомнительности и неприемлемости применения чего в качестве аргумента говорится открыто, например, «хадисы такого-то нельзя использовать в качестве аргументов», или «слабый», или «у него есть неприемлемое». в) Далее следует то, о недопустимости письменной фиксации чего говорится открыто, или же нечто подобное, например, «хадисы такого-то не следует записывать», или «передавать хадисы с его слов непозволительно», или «очень слабый», или «совершенно неудовлетворительный». г) Далее следует то, что связано с обвинениями во лжи и тому подобными вещами, например, «такого-то обвиняют во лжи», или «обвиняется в подлоге», или «ворует хадисы», или «имеющий недостаток» (сакит), или “матрук”*, или «недостойный доверия». *[В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи]. д) Далее следует то, что указывает на лживость и тому подобные качества передатчика, например, «лжец», или «обманщик», или «фальсификатор», или «лжет», или «занимается фальсификацией». е) Далее следует то, что указывает на высшую степень лживости и является наихудшим, например, «такой-то является наиболее лживым из людей», или «лживый до крайности», или «опора лжи».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|