3. Иджаза (разрешение).. 4. Мунаваля (вручение).
3. Иджаза (разрешение). а) Определение: так именуется устное или письменное разрешение на передачу хадиса. б) Форма такого разрешения: примером может служить тот случай, когда шейх говорит одному из своих учеников: «Я разрешаю тебе передавать с моих слов “Сахих” аль-Бухари». в) Виды иджазы: Есть много видов иджазы, пять из числа которых упоминаются мною ниже: 1. Когда шейх дает разрешение определенному лицу на передачу определенных хадисов, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать “Сахих” аль-Бухари». Этот вид является высшим видом ا ل إ ج ا ز َ ة “иджазы”, отделенной от “вручения” ا ل م ُ ن ا و َ ل َ ة (мунаваля). 2. Когда шейх дает разрешение на передачу определенному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать то, что ты от меня услышал». 3. Когда шейх дает разрешение на передачу неопределенному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю моим современникам передавать то, что они от меня слышали». 4. Когда шейх дает разрешение на передачу какого-нибудь свода хадисов, не указывая на его составителя или же когда он дает разрешение на передачу хадисов неопределенному лицу, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать хадисы из книги “Сунан”», в то время как сам он передавал хадисы из целого ряда книг с таким названием, или же когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы Мухаммаду бин Халиду ад-Димашки», хотя известен целый ряд лиц с таким именем. 5. Разрешение несуществующему человеку: Такое разрешение может быть либо связано с уже существующим человеком, когда шейх говорит: «Я разрешаю передавать хадисы такому-то и тому, кто у него родится», либо касаться только несуществующего человека, когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы тому, кто родится у такого-то».
г) Суждение о разрешении (иджаза). Что касается первого вида, то, согласно наиболее распространенному мнению и сложившейся традиции, передача хадисов таким путем и использование их на практике разрешается. Если же говорить об остальных видах “иджазы”, то здесь наблюдаются значительные и многочисленные разногласия, однако в любом случае восприятие и передача хадисов такими путями является неполноценной и к этому надо подходить очень осторожно. д) Обороты, используемые при передаче путем разрешения (иджаза): 1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то дал мне свое разрешение». 2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Он передал нам, дав свое разрешение…», или: «Он сообщил нам, дав свое разрешение…» 3. Терминология более позднего времени: «Он известил нас…» Этот оборот предпочитал автор книги «Аль-виджаза». [Имеется в виду Абу-ль-Аббас аль-Валид бин Бакр аль-Ма‘мари. Полное название его книги – “Аль-виджаза фи таджвиз аль-иджаза”].
4. Мунаваля (вручение). а) Виды передачи путем вручения. Таких видов насчитывается два: 1. Вручение в сочетании с разрешением (иджаза), что является высшим изо всех видов “иджазы”. Одной из форм такой передачи является тот случай, когда шейх вручает ученику свои записи и говорит ему: «Это – передаваемое мной со слов такого-то, ты же передавай это с моих слов», после чего он либо дарит эти записи ученику, либо дает их ему на время для того, чтобы тот переписал их. 2. Вручение, не сочетающееся с разрешением: Имеется в виду такой случай, когда шейх вручает ученику свои записи, ограничиваясь словами: «Это – то, что я слышал».
б) Суждение о передаче хадисов путем вручения: 1. Если вручение сочетается с разрешением, то передача хадисов таким путем допускается, но такой путь занимает более низкое положение, чем слушание хадисов и чтение их шейху. 2. Если вручение с разрешением не сочетается, то и передача хадисов таким путем не допускается. в) Обороты речи, используемые при передаче путем вручения: 1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Вручил мне», или: «Вручил мне и дал мне свое разрешение…», если вручение сочетается с разрешением. 2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Передал и вручил нам…», или: «Сообщил и вручил нам, дав свое разрешение…».
5. Китаба (записывание) ا ل ك ِ ت ا ب َ ة. а) Имеется в виду случай, когда шейх собственноручно записывает то, что он слышал, для присутствующего или отсутствующего человека или велит сделать это кому-нибудь другому. б) Виды передачи хадисов путем записывания. Есть два вида такой передачи: 1. Записывание в сочетании с разрешением (иджаза): Имеется в виду такой случай, когда шейх говорит ученику: «Я разрешаю тебе передавать то, что для тебя я записал», или тому подобные слова. 2. Записывание, не сочетающеся с разрешением: Имеется в виду такой случай, когда шейх записывает для ученика несколько хадисов и посылает их ему, не давая ему своего разрешения на их передачу. в) Суждение о передаче хадисов путем записывания: 1. Если речь идет о записывании в сочетании с разрешением, то передача хадисов таким путем является правильной и по своей правильности и силе она подобна вручению в сочетанию с разрешением. 2. Что же касается записывания, которое не сочетается с разрешением, то некоторые считают такую передачу недопустимой, а другие ее разрешают. Мухаддисы считают правильным допустимость этого, поскольку это подобно передаче при наличии разрешения. г) Является ди наличие доказательства необходимым условием для признания подлинности почерка?
Правильное мнение состоит в том, что если тот, кому это было написано, знает почерк писавшего, то этого достаточно, так как почерки людей отличаются друг от друга. д) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем записывания: 1. Ясное указание на то, что записывание имело место. Примером является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то написал мне». 2. Допускается использование фраз, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Такой-то передал мне или собщил мне в письменном виде…».
6. И`лям (уведомление) ا ل إ ع ْ ل ا م. а) Имеется в виду такой случай, когда шейх уведомляет ученика, что данный хадис или данная запись тем, что он слышал. б) Суждение о передаче хадиса путем уведомления: Правильное мнение состоит в том, что передавать его нельзя, поскольку может быть известно, что данный хадис передавал именно этот шейх, но тем не менее передавать его недопустимо по причине имеющихся в нем недостатков. Если же шейх дал разрешение ученику на передачу этого хадиса, то передавать его можно. в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем уведомления: При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Мой шейх уведомил меня о том-то».
7. Васийа (распоряжение) ا ل و َ ص ِ ي ّ َ ة. а) Имеется в виду такой случай, когда перед смертью или перед тем, как отправиться в путь, шейх распоряжается отдать кому-либо одну из записей, по которым он передавал хадисы. б) Суждение о передаче хадиса путем распоряжения: Правильное мнение состоит в том, что передавать такой хадис нельзя. в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем распоряжения: При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Такой-то дал мне распоряжение относительно того-то…», или: «Такой-то передал мне, отдав распоряжение…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|