Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Иджаза (разрешение).. 4. Мунаваля (вручение).




3. Иджаза (разрешение).

а) Определение: так именуется устное или письменное разрешение на передачу хадиса.

б) Форма такого разрешения: примером может служить тот случай, когда шейх говорит одному из своих учеников: «Я разрешаю тебе передавать с моих слов “Сахих” аль-Бухари».

в) Виды иджазы: Есть много видов иджазы, пять из числа которых упоминаются мною ниже:

1. Когда шейх дает разрешение определенному лицу на передачу определенных хадисов, говоря, например, следую­щее: «Я разрешаю тебе передавать “Сахих” аль-Бухари». Этот вид является высшим видом ا ل إ ج ا ز َ ة “иджазы”, отделенной от “вручения” ا ل م ُ ن ا و َ ل َ ة (мунаваля).

2. Когда шейх дает разрешение на передачу определенному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать то, что ты от меня услышал».

3. Когда шейх дает разрешение на передачу неопределен­ному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, на­пример, следующее: «Я разрешаю моим современникам пере­давать то, что они от меня слышали».

4. Когда шейх дает разрешение на передачу какого-ни­будь свода хадисов, не указывая на его составителя или же ко­гда он дает разрешение на передачу хадисов неопределенному лицу, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе пере­давать хадисы из книги “Сунан”», в то время как сам он пере­давал хадисы из целого ряда книг с таким названием, или же когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы Мухаммаду бин Халиду ад-Димашки», хотя известен целый ряд лиц с таким именем.

5. Разрешение несуществующему человеку: Такое разре­шение может быть либо связано с уже существующим челове­ком, когда шейх говорит: «Я разрешаю передавать хадисы та­кому-то и тому, кто у него родится», либо касаться только не­существующего человека, когда он говорит: «Я разрешаю пе­редавать хадисы тому, кто родится у такого-то».

г) Суждение о разрешении (иджаза).

Что касается первого вида, то, согласно наиболее распро­страненному мнению и сложившейся традиции, передача ха­дисов таким путем и использование их на практике разрешает­ся.

Если же говорить об остальных видах “иджазы”, то здесь наблюдаются значительные и многочисленные разногласия, однако в любом случае восприятие и передача хадисов такими путями является неполноценной и к этому надо подходить очень осторожно.

д) Обороты, используемые при передаче путем разрешения (иджаза):

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то дал мне свое разрешение».

2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Он передал нам, дав свое разрешение…», или: «Он сообщил нам, дав свое разрешение…»

3. Терминология более позднего времени: «Он известил нас…» Этот оборот предпочитал автор книги «Аль-виджаза». [Имеется в виду Абу-ль-Аббас аль-Валид бин Бакр аль-Ма‘мари. Полное на­звание его книги – “Аль-виджаза фи таджвиз аль-иджаза”].

 

4. Мунаваля (вручение).

а) Виды передачи путем вручения. Таких видов насчи­тывается два:

1. Вручение в сочетании с разрешением (иджаза), что является высшим изо всех видов “иджазы”. Одной из форм та­кой передачи является тот случай, когда шейх вручает ученику свои записи и говорит ему: «Это – передаваемое мной со слов такого-то, ты же передавай это с моих слов», после чего он ли­бо дарит эти записи ученику, либо дает их ему на время для того, чтобы тот переписал их.

2. Вручение, не сочетающееся с разрешением: Имеет­ся в виду такой случай, когда шейх вручает ученику свои запи­си, ограничиваясь словами: «Это – то, что я слышал».

б) Суждение о передаче хадисов путем вручения:

1. Если вручение сочетается с разрешением, то передача хадисов таким путем допускается, но такой путь занимает более низкое положение, чем слушание хадисов и чтение их шейху.

2. Если вручение с разрешением не сочетается, то и пере­дача хадисов таким путем не допускается.

в) Обороты речи, используемые при передаче путем вручения:

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик го­ворит: «Вручил мне», или: «Вручил мне и дал мне свое разре­шение…», если вручение сочетается с разрешением.

2. При условии указания на способ передачи хадиса до­пускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Передал и вручил нам…», или: «Сообщил и вручил нам, дав свое разреше­ние…».

 

5. Китаба (записывание) ا ل ك ِ ت ا ب َ ة.

а) Имеется в виду случай, когда шейх собственноручно за­писывает то, что он слышал, для присутствующего или отсут­ствующего человека или велит сделать это кому-нибудь друго­му.

б) Виды передачи хадисов путем записывания. Есть два вида такой передачи:

1. Записывание в сочетании с разрешением (иджаза): Имеется в виду такой случай, когда шейх говорит ученику: «Я разрешаю тебе передавать то, что для тебя я записал», или то­му подобные слова.

2. Записывание, не сочетающеся с разрешением: Име­ется в виду такой случай, когда шейх записывает для ученика несколько хадисов и посылает их ему, не давая ему своего раз­решения на их передачу.

в) Суждение о передаче хадисов путем записывания:

1. Если речь идет о записывании в сочетании с разре­шением, то передача хадисов таким путем является правиль­ной и по своей правильности и силе она подобна вручению в сочетанию с разрешением.

2. Что же касается записывания, которое не сочета­ется с разрешением, то некоторые считают такую передачу недопустимой, а другие ее разрешают. Мухаддисы считают правильным допустимость этого, поскольку это подобно пере­даче при наличии разрешения.

г) Является ди наличие доказательства необходимым усло­вием для признания подлинности почерка?

Правильное мнение состоит в том, что если тот, кому это было написано, знает почерк писавшего, то этого достаточно, так как почерки людей отличаются друг от друга.

д) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем записывания:

1. Ясное указание на то, что записывание имело место. Примером является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то написал мне».

2. Допускается использование фраз, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Такой-то пе­редал мне или собщил мне в письменном виде…».

 

 

6. И`лям (уведомление) ا ل إ ع ْ ل ا م.

а) Имеется в виду такой случай, когда шейх уведомляет уче­ника, что данный хадис или данная запись тем, что он слышал.

б) Суждение о передаче хадиса путем уведомления:

Правильное мнение состоит в том, что передавать его нель­зя, поскольку может быть известно, что данный хадис передавал именно этот шейх, но тем не менее передавать его недопустимо по причине имеющихся в нем недостатков. Если же шейх дал разрешение ученику на передачу этого хадиса, то передавать его можно.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем уведомления:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Мой шейх уведомил меня о том-то».

 

 

7. Васийа (распоряжение) ا ل و َ ص ِ ي ّ َ ة.

а) Имеется в виду такой случай, когда перед смертью или перед тем, как отправиться в путь, шейх распоряжается отдать кому-либо одну из записей, по которым он передавал хадисы.

б) Суждение о передаче хадиса путем распоряжения:

Правильное мнение состоит в том, что передавать такой хадис нельзя.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Такой-то дал мне распоряжение относительно того-то…», или: «Такой-то передал мне, отдав распоряжение…».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...