4. Суждение об этих степенях. Глава 3 правила и способы передачи. Раздел первый: способы точной передачи и пути ее восприятия.
4. Суждение об этих степенях. а) Что касается первых двух степеней, то хадисы, передававшиеся такими передатчиками, естественно, недопустимо использовать в каечстве аргументов, записывать же их можно только для того, чтобы принимать их во внимание, несмотря на то, что передатчики, относящиеся ко второй степени, занимают более низкое положение по сравнению с первой. б) Если же говорить об остальных четырех степенях, то хадисы, передаваемые такими передатчиками, не следует ни приводить в качестве аргументов, ни записывать, ни принимать во внимание.
ГЛАВА 3 Правила и способы передачи.
Раздел первый: способы точной передачи и пути ее восприятия. Раздел второй: правила передачи.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Способы точной передачи и пути ее восприятия.
Тема первая: как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача. Тема вторая: пути восприятия хадисов и формы их передачи. Тема третья: письменная фиксация хадисов, их точная передача и их классификация. Тема четвертая: как следует передавать хадисы. 1. Как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача.
1. Введение. Под способом слушания хадисов подразумевается все то, что следует делать и каким условиям необходимо соответствовать тому, кто желает слушать хадисы от шейхов с целью их передачи (ривайа) и восприятия (тахаммуль), а также последующего доведения их до других людей. Примером может служить условие достижения определенного возраста, что может объявляться как обязательным, так и желательным. Под восприятием (тахаммуль) имеется в виду разъяснение путей восприятия хадисов от шейхов. Под “разъяснением его уточнения” подразумевается тот способ, каким изучающий уточняет тот хадис, который был им воспринят, что позволяет ему с уверенностью передавать его другим.
Знатоки терминологии уделяли внимание этой сфере науки о хадисах, разработали для нее точные правила и условия, отделили друг от друга пути восприятия хадисов и разделили их на степени, одни из которых по силе превосходят другие. Тем самым они подтвердили, что уделяют большое внимание хадисам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их хорошей передаче от одного человека к другому, чтобы мусульманин был спокоен за тот путь, которым до него дошел хадис, и не сомневался в правильности и точности этого пути.
2. Являются ли необходимыми условиями восприятия хадиса исповедание ислама и достижение совершеннолетия? [Имеется в виду достижение такого возраста, с которого человек, по шариату, начинает нести полную ответственость за все свои поступки]. Исповедание ислама и достижение совершеннолетия не являются необходимыми условиями для восприятия хадиса, однако это необходимо для передачи его другим, о чем мы уже говорили, когда речь шла о тех условиях, которым должен удовлетворять передатчик. Таким образом, приемлемым является то, что передает совершеннолетний мусульманин, даже если человек услышал и запомнил хадис еще до того, как он принял ислам или достиг совершеннолетия, однако необходимо, чтобы уже в то время этот человек мог оценивать происходящее. Мусульмане принимали то, что передавали малолетние сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наподобие аль-Хасана, Ибн Аббаса и прочих, да будет доволен ими всеми Аллах, придавая значения тому, до или после своего совершеннолетия они слышали слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или видели его поступок.
3. Когда желательно начинать слушать*хадисы? *[То есть слушать то, что говорит шейх, и запоминать это с целью дальнейшей передачи]. а) Одни считали, что желательно начинать слушать хадисы по достижении тридцати лет. Такого мнения придерживались жители Шама. б) Другие считали, что желательно начинать слушать хадисы с двадцати лет. Такого мнения придерживались жители Куфы. в) Третьи считали, что желательно начинать слушать хадисы с десяти лет. Такого мнения придерживались жители Басры. г) В последнее время считается правильным, что начинать слушать хадисы следует пораньше, а именно – с того времени, когда слушатель становится способным слушать их должным образом, поскольку сейчас хадисы публикуются в книгах.
4. Должен ли малолетний достичь определенного возраста для того, чтобы ему разрешалось слушать хадисы? а) Некоторые улемы определяли этот возраст в пять лет, и мухаддисы придерживались этого на практике. б) Некоторые другие говорили: правильное состоит в том, что ребенок, слушающий хадисы, должен обладать способностью к различению, и если он понимает обращенные к нему слова и дает ответы, это указывает на такую способность и на то, что он может слушать хадисы, в противном же случае это не допускается. 2. Пути восприятия хадисов и формы их передачи.
Насчитывается восемь путей восприятия хадисов: слушание того, что говорит шейх, чтение шейху, иджаза, мунаваля, китаба, и‘лям, васийа и виджада. Ниже я кратко останавливаюсь на каждом из этих путей и столь же кратко указываю на то, какими оборотами речи пользовались мухаддисы в каждом отдельном случае.
1. Слушание (сама‘) того, что говорит шейх ا ل س ّ َ م ا ع م ن ل َ ف ظ ِ ا ل ش ّ َ ي ْ خ. а) Имеется в виду тот случай, когда шейх читает, а ученик слушает, независимо от того, читает ли шейх по памяти или по своим записям, и независимо от того, слушает ученик и записывает или только слушает, не делая записей. б) Степень этого пути: по общему мнению, слушание является высшей из степеней восприятия. в) Обороты речи, использовавшиеся при передаче.
1. Прежде чем получили определенные обороты речи, относящиеся к каждому виду путей восприятия, стали общеупотребительными, человеку, который сначала слушал, а потом передавал услышанное другим, при передаче можно было говорить: «Я слышал…», или: «Передал мне…», или: «Сообщил мне…», или: «Известил меня…», или: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…» 2. Со временем для обозначения каждого из путей восприятия стали использоваться свои обороты речи: – Для слушания: «Я слышал…», или: «Передал мне…» – Для чтения: «Сообщил мне…» – Для «иджазы»: «Известил меня…» – Для того, что именуется “сама‘ аль-музакяра”*: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…». *[“Слушание запоминания” (сама‘ аль-музакара) отличается от “слушания передачи” (сама‘ ат-тахдис), в отличие от “слушания запоминания” к “слушанию передачи” как шейх, так и ученик готовятся еще до своей встречи].
2. Чтение шейху ا ل ق ِ ر ا ء ة ُ ع َ ل َ ى ا ل ش ّ َ ي ْ خ. Большинство мухаддисов обозначает такое чтение термином “‘ард” (изложение). а) Имеется в виду такой случай, когда ученик читает, а шейх слушает*, или же читает кто-то другой, а он слушает, независимо от того, читается ли это по памяти или по записям, и независимо от того, следит ли шейх за читающим по памяти, или следит за чтением по своим записям, или же за чтением следит по записям шейха другой достойный человек. *[Это значит, что ученик читает такие хадисы, которые передавал именно этот шейх, а не те, которые ему хочется читать, поскольку цель чтения хадисов учеником шейху состоит в том, чтобы он слушал их и вносил свои уточнения]. б) Суждение о передаче хадиса после чтения его шейху: все вышеупомянутые формы передачи хадисов после предварительного чтения их шейху являются бесспорно правильными. в) Степень такой передачи: о степени такой передачи высказывались три разных мнения. 1. Такая передача равна слушанию (сама‘). Как сообщается, такого мнения придерживались Малик, аль-Бухари и большая часть улемов Хиджаза и Куфы.
2. Степень такой передачи ниже степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживалось большинство улемов Востока, и это мнение является правильным. 3. Степень такой передачи выше степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживались Абу Ханифа, Ибн Абу Зи’б и, по некоторым сведениям, Малик. г) Фразы, использовавшиеся при такой передаче. 1. Наиболее надежным является использование таких оборотов как: «Я прочитал такому-то», или: «Я слышал, как ему было прочитано, и шейх подтвердил это». 2. Допускается использование оборотов, указывающих на слушание и связанных со словом «чтение» *, например: «Он передал нам /хаддаса-на/ то, что было прочитано шейху…». *[Имеется ввиду такой случай, когда передатчик читает шейху записанный им с его слов хадис и шейх признает, что все было записано верно. При этом присутствует другой передатчик, который слушает чтение первого, после чего передает этот хадис другим]. 3. Среди многих мухаддисов получило распространение использование фразы «он сообщил нам» /ахбара-на/, но без всего того, что должно за ней следовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|