Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

swоглавление. Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации. 13. Тема 8. Информационное обеспечение управления. 83. Тема 1. Методологические основы менеджмента.




swоглавление

Тема 1. Методологические основы менеджмента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Тема 3. Планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Тема 4. Организация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Тема 5. Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Тема 6. Контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

Тема 7. Технология принятия управленческого решения. . . . . . . . . . . . . . 69

Тема 8. Информационное обеспечение управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

Тема 9. Групповая динамика (Организация как малая группа). . . . . . . . . 90

Тема 10. Лидерство, влияние и власть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102

Тема 11. Организационный конфликт.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

Тема 12. Организация как система. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

Тема 13. Жизненный цикл организации. Теория И. Адизеза. .. . . . . . . . . 122

Тестовые вопросы к экзамену. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164


Тема 1. Методологические основы менеджмента.

  1. Понятие и сущность менеджмента.
  2. Эволюция развития управленческой мысли.
  3. Современные модели менеджмента. Особенности управления в современных условиях.

 

Вопрос №1. Понятие и сущность менеджмента.

Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Управление социально-экономическими системами, к которым в частности можно отнести предприятия, фирмы, человеческое общество в целом, представляет собой самостоятельную сложную область человеческой деятельности. В ней можно выделить следующие основные элементы:

1) субъект управления;

2) объект управления;

3) управленческое воздействие;

4) цели;

5) обратную связь.

 

Субъект управления - управленческий орган (директорат, ректорат и т. д. ), руководитель или менеджер, который формирует цели управления и осуществляет управленческое воздействие на объект управления для достижения целей организации.

Объект управления - это люди, работающие в организации, которые осуществляют производственный процесс, т. е. непосредственно воздействуют на материально-вещественные факторы производства (средства труда, предметы труда) в результате чего создается конечный продукт деятельности организации.

Управленческое воздействие - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект, с помощью которого достигаются цели организации.

Цели - это желаемое и возможное состояние системы, к которому стремится организация.

Обратная связь - это система, позволяющая получать субъекту управления информацию о характере воздействия, мнении, оценке принимаемых управленческих воздействий на объект управления (как правило со стороны последнего).

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением, считать менеджером, т. к. менеджер - это человек, имеющий специальную подготовку. В этом смысле термины «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами: предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем же он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Менеджмент (менеджер) решает 4 основные задачи:

· координация;

· руководство (статусность);

· управление (процесс влияния);

· принятие решений.

Вопрос №2. Эволюция развития управленческой мысли.

Менеджмент зародился вместе с человеческим обществом, однако в самостоятельную область знаний выделился в конце XIX - начале XX века. Местом «рождения» менеджмента как науки об управлении принято считать США. Этому способствовали следующие причины:

1) демократия в стране (человек легко преодолевал трудности с гражданством, национальностью и мог проявить себя как личность);

2) огромный рынок рабочей силы, состоящий из инициативных, трудолюбивых людей с огромным потенциалом;

3) развитая инфраструктура (ж/д сообщение, телеграф, телефон и т. д. );

4) всеобщее образование (государственная поддержка образования для всех) обеспечило рост числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе;

5) отсутствие государственного регулирования в бизнесе, что вело к образованию монополий, а они, в свою очередь, требовали профессионального управления.

 

С точки зрения эволюции управленческой мысли выделяют следующие школы науки о менеджменте:

Классическая школа управления (1895 - 1920 гг. ).

Основателем классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор. Он впервые дал управлению определение - «организация производства», которое нашло отражение в его книге «Научная организация труда» (1911 г. ).

В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма, «винтика» в среде производства. Будучи инженером, Ф. Тейлор подходил к процессу изучения труда с технической точки зрения. Человеческий труд сводился лишь к физиологическим затратам мускульной энергии и скорости реакций. Ф. Тейлор рассчитывал оптимальные законы нагрузки человеческого организма, разрабатывал целесообразные режимы труда и отдыха при которых рабочий может отдавать рабочую силу в течении длительного времени.

Принципы Тейлора:

· планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию рабочие;

· техники находят одно решение, которое не обсуждается;

· чем больше разделение труда, тем выше производительность;

· чем больше рабочий работает, тем он больше получает;

· каждого человека независимо от квалификации можно заставить работать.

Таким образом, согласно концепции Тейлора, необходимо оптимально приспособить человека к машине. Образно говоря, человек и сам должен быть как можно более похож на машину со своими «паспортными» параметрами работы, т. е. рабочий по Тейлору - это своего рода марионетка без эмоций и души.

Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Однако он, в отличие от Ф. Тейлора основное внимание сосредоточил не на рабочем, а на собственно деятельности администрации.

Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений:

1. Техническая деятельность;

2. Коммерческая деятельность(закупка, продажа, обмен);

3. Финансовая деятельность (поиски капитала и его использование0;

4. Защитная деятельность;

5. Бухгалтерская деятельность;

6. Администрирование (воздействие на личный состав).

Основной функцией управления он считал администрирование. Им же были сформулированы принципы управления:

1) разделение труда;

2) полномочия и ответственность;

3) дисциплина;

4) единоначалие;

5) единство направлений;

6) подчиненность личных интересов общим;

7) вознаграждение;

8) централизация;

9) порядок;

10) справедливость;

11) стабильность рабочего места для профессионалов;

12) инициативность.

Кроме того, Файоль попытался исследовать организационную структуру управления. По мере развития новой техники возрастали и требования к персоналу. Результат работы всё более зависел от квалификации работника и его желания работать. Однако, управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Это обусловило поиски новых подходов к управлению. Таким образом, А. Файоль сосредоточил своё внимание не на «марионетке», а больше на «кукловоде», т е. управляющей системе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...