swоглавление. Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации. 13. Тема 8. Информационное обеспечение управления. 83. Тема 1. Методологические основы менеджмента.
Стр 1 из 32Следующая ⇒ swоглавление Тема 1. Методологические основы менеджмента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Тема 3. Планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Тема 4. Организация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Тема 5. Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Тема 6. Контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Тема 7. Технология принятия управленческого решения. . . . . . . . . . . . . . 69 Тема 8. Информационное обеспечение управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Тема 9. Групповая динамика (Организация как малая группа). . . . . . . . . 90 Тема 10. Лидерство, влияние и власть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Тема 11. Организационный конфликт.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Тема 12. Организация как система. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Тема 13. Жизненный цикл организации. Теория И. Адизеза. .. . . . . . . . . 122 Тестовые вопросы к экзамену. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Тема 1. Методологические основы менеджмента.
Вопрос №1. Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации. Управление социально-экономическими системами, к которым в частности можно отнести предприятия, фирмы, человеческое общество в целом, представляет собой самостоятельную сложную область человеческой деятельности. В ней можно выделить следующие основные элементы: 1) субъект управления; 2) объект управления; 3) управленческое воздействие; 4) цели; 5) обратную связь.
Субъект управления - управленческий орган (директорат, ректорат и т. д. ), руководитель или менеджер, который формирует цели управления и осуществляет управленческое воздействие на объект управления для достижения целей организации. Объект управления - это люди, работающие в организации, которые осуществляют производственный процесс, т. е. непосредственно воздействуют на материально-вещественные факторы производства (средства труда, предметы труда) в результате чего создается конечный продукт деятельности организации. Управленческое воздействие - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект, с помощью которого достигаются цели организации. Цели - это желаемое и возможное состояние системы, к которому стремится организация. Обратная связь - это система, позволяющая получать субъекту управления информацию о характере воздействия, мнении, оценке принимаемых управленческих воздействий на объект управления (как правило со стороны последнего). Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением, считать менеджером, т. к. менеджер - это человек, имеющий специальную подготовку. В этом смысле термины «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами: предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем же он может нанять менеджера для управления этим предприятием.
Менеджмент (менеджер) решает 4 основные задачи: · координация; · руководство (статусность); · управление (процесс влияния); · принятие решений. Вопрос №2. Эволюция развития управленческой мысли. Менеджмент зародился вместе с человеческим обществом, однако в самостоятельную область знаний выделился в конце XIX - начале XX века. Местом «рождения» менеджмента как науки об управлении принято считать США. Этому способствовали следующие причины: 1) демократия в стране (человек легко преодолевал трудности с гражданством, национальностью и мог проявить себя как личность); 2) огромный рынок рабочей силы, состоящий из инициативных, трудолюбивых людей с огромным потенциалом; 3) развитая инфраструктура (ж/д сообщение, телеграф, телефон и т. д. ); 4) всеобщее образование (государственная поддержка образования для всех) обеспечило рост числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе; 5) отсутствие государственного регулирования в бизнесе, что вело к образованию монополий, а они, в свою очередь, требовали профессионального управления.
С точки зрения эволюции управленческой мысли выделяют следующие школы науки о менеджменте: Классическая школа управления (1895 - 1920 гг. ). Основателем классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор. Он впервые дал управлению определение - «организация производства», которое нашло отражение в его книге «Научная организация труда» (1911 г. ). В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма, «винтика» в среде производства. Будучи инженером, Ф. Тейлор подходил к процессу изучения труда с технической точки зрения. Человеческий труд сводился лишь к физиологическим затратам мускульной энергии и скорости реакций. Ф. Тейлор рассчитывал оптимальные законы нагрузки человеческого организма, разрабатывал целесообразные режимы труда и отдыха при которых рабочий может отдавать рабочую силу в течении длительного времени. Принципы Тейлора: · планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию рабочие;
· техники находят одно решение, которое не обсуждается; · чем больше разделение труда, тем выше производительность; · чем больше рабочий работает, тем он больше получает; · каждого человека независимо от квалификации можно заставить работать. Таким образом, согласно концепции Тейлора, необходимо оптимально приспособить человека к машине. Образно говоря, человек и сам должен быть как можно более похож на машину со своими «паспортными» параметрами работы, т. е. рабочий по Тейлору - это своего рода марионетка без эмоций и души. Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Однако он, в отличие от Ф. Тейлора основное внимание сосредоточил не на рабочем, а на собственно деятельности администрации. Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений: 1. Техническая деятельность; 2. Коммерческая деятельность(закупка, продажа, обмен); 3. Финансовая деятельность (поиски капитала и его использование0; 4. Защитная деятельность; 5. Бухгалтерская деятельность; 6. Администрирование (воздействие на личный состав). Основной функцией управления он считал администрирование. Им же были сформулированы принципы управления: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направлений; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) порядок; 10) справедливость; 11) стабильность рабочего места для профессионалов; 12) инициативность. Кроме того, Файоль попытался исследовать организационную структуру управления. По мере развития новой техники возрастали и требования к персоналу. Результат работы всё более зависел от квалификации работника и его желания работать. Однако, управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Это обусловило поиски новых подходов к управлению. Таким образом, А. Файоль сосредоточил своё внимание не на «марионетке», а больше на «кукловоде», т е. управляющей системе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|