Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3. Современные модели менеджмента.




Вопрос №3. Современные модели менеджмента.

Традиционно выделяют две модели менеджмента: японская и американская.

Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

1) творческое освоение зарубежного опыта в области менеджмента;

2) сохранение национальных традиций.

Важнейшие из черт японского характера - трудолюбие, сдержанность, дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда, что требует от менеджеров умения ладить с людьми; характерна спокойная, ритмичная работа. Как правило отсутствуют стрессы и авралы.

Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время всё более начинает приобретать черты японской модели.

Для этой модели характерно добиваться быстрого и большого успеха, борьба за лидерство, единоличный стиль управления, жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Сравнительные характеристики рассмотренных моделей управления приведены в таблице.

Сравнительные характеристики японской и американской

моделей управления.

Характеристики

Модели

японская американская
Доминирующие качества делового человека умение работать «в команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать. больший индивидуализм, в последнее время - переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску.
Критерии продвижения по службе жизненный опыт, хорошее знание производства, медленное должностное продвижение. высокая квалификация, способность к обучению, быстрое перемещение в должности.
Профессиональная компетентность специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации; обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия управленческих решений снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
Отношение работников к фирме и работе пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально - психологическими факторами (чувство принадлежности к коллективу, фирме и т. д. ). краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив - экономический факторы (деньги).
Характер проведения инноваций эволюционным путем революционным путем
Форма деловых отношений личные контакты на основе взаимного доверия контракты

 

Особенности управления в современных условиях

В настоящее время в теории и практике менеджмента складывается новое направление - так называемый менеджерский (неформальный) подход. Причиной этого является возрастающая сложность и динамичность внешней среды деятельности фирмы. Ранее, в условиях относительно стабильных параметров рынка, предполагалось, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (внутренняя среда организации). При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени. Основными действиями в таких условиях являются:

1) построение организационной структуры по функциональному принципу, с четким разделением аппарата управления по службам;

2) всеобщая регламентация деятельности и действенный контроль четкого исполнения кадрами указаний сверху;

3) централизация управления и т. д.

Однако, в современных условиях менеджмент - это творческий процесс, исключающий возможность «шаблонного» применения стандартных методов и форм управленческого воздействия.

Основные исходные предпосылки нового менеджерского (неформального) подхода в управлении:

1) фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями;

2) успех фирмы во многом определяется внешними условиями, а следовательно, она (фирма) должна постоянно обновляться, быть нацеленной на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель;

3) исходя из внешних условий формируется долгосрочная линия поведения фирмы. Стратегические цели являются приоритетными по сравнению с оперативными;

4) основная ставка делается на самореализующегося человека;

5) основным подходом в управлении является ситуационный подход. Пригодность различных методов определяется ситуацией, а сама организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, т. е. как система.

Вопросы для повторения

1. Понятие менеджмента, основные элементы и термины.

2. Предпосылки возникновения менеджмента как науки.

3. Классическая школа: история возникновения, основатели, направления развития управленческой мысли.

4. Принципы управления Ф. Тейлора, А. Файоля.

5. Хоторнские эксперименты: сущность, влияние на развитие управленческой мысли.

6. Ситуационный подход в менеджменте.

7. Системный подход в менеджменте.

8. Японская и американская модели менеджмента: основные черты, отличия, сильные и слабые стороны.

9. Особенности управления в современных условиях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...