Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Технология принятия управленческого решения.




Тема 7. Технология принятия управленческого решения.

1. Принятие решения как составная часть процесса управления.

2. Спираль разрешения проблем

3. Основные факторы, влияющие на процесс принятия решения.

4. Моделирование в процессе принятия решений.

5. Методы принятия решений.

6. Методы прогнозирования.

7. Риск принятия решений

 

Вопрос 1. Принятие решения как составная часть процесса управления.

Принятие решения - это одна из фундаментальных задач управленческой деятельности. Как и обмен информацией, принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает менеджер. Кроме того, именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. Поэтому понимание природы принятия решений крайне важно для всякого, кто хочет чего-то достичь в искусстве управления.

Решение - выбор альтернативы. С ним мы сталкиваемся десятки, а то и сотни раз в день. Однако в управлении принятие решения имеет более систематизированный характер, чем в частной жизни. Ставки здесь зачастую много выше. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории (решение о начале войны, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, переход Рубикона и т. д. ) Ответственность за принятие решений - тяжелое моральное бремя, особенно это проявляется на высоких уровнях управления.

Для того чтобы сформулировать цель и добиться ее достижения, необходимо принять ряд решений. В дальнейшем речь пойдет об организационных решениях, т. е. решения, связанных с обязанностью руководителя по выполнению им своего служебного долга. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным целям. Они ( организационные решения) бывают запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности действий. Количество вариантов ограничено и их направление задано организацией.

Пример, исходя из нормативов численности легко определять потребность в работниках или выбор размещения капитала определяется сопоставлением альтернатив и установлением самого выгодного. Здесь важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решения верна и желательна. Если же запрограммированная процедура окажется ошибочной, то решения, принятые с ее помощью окажутся неэффективными.

Незапрограммированные решения. Они требуются в случаях, которые характеризуются новизной, отсутствием внутренней структурированности, связаны с неизвестными факторами.

Примером таких решений может быть: выбор цели организации, совершенствование структуры, проблемы мотивации и т. д. Здесь нет готовых рецептов и руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

На практике большинство решений находятся между этими двумя крайностями - запрограммированными и незапрограммированными решениями. То есть, мало запрограммированных решений, где роль руководителя исключена. И, в тоже время, в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированного решения может быть полезна.

Каждое решение, затрагивающее всю организацию, будет иметь негативные последствия для каких-то частей. Поэтому руководитель, принимая решение, должен понимать, что оно может иметь недостатки, но оно наиболее желательно с точки зрения конечного эффекта. Возможные недостатки решений не должны парализовать волю руководителя. Надо понимать, что неприятие решения, «флюгерная» тактика хуже, чем принятие плохого решения. Однако надо иметь ввиду, что бывают ситуации, в которых отказ от выбора будет хорошим решением (возможно получить дополнительную информацию и время терпит).

Подход к принятию решения. Следует учитывать два момента:

Во-первых, принимать решение, как правило, легко. Трудно принять хорошее решение.

Во-вторых, принятие решения - это психологический процесс, поэтому способы, используемые руководителем, варьируют от спонтанных до высокосложных.

Важно помнить, что руководитель находится под влиянием таких факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности.

Характер принятия решения: интуитивный и основанный на суждениях.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основании ощущений того, что он правильный. При этом не нужно даже понимать ситуацию. Человек делает выбор. Шестое чувство и есть ситуация. Менеджеры высшего звена обязаны обладать этим чувством. С точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель, опираясь на здравый смысл, выбирают альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, решение будет смещено в направлении знакомом руководителю по прошлым действиям. Из-за этого есть опасность упустить новую альтернативу, а это может кончиться катастрофой. Поэтому правильность выбора связана с рациональным подходом к выбору. Рациональное решение проблем не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного анализа.

Управленческие решения - это решения, которые относятся к состоянию и развитию производства как к целому. Это:

· ориентация политики предприятия на длительную перспективу;

· координация крупных производственных подобластей;

· устранение помех в текущем производственном процессе;

· коммерческие мероприятия исключительной производственной значимости;

· занятие руководящих должностей на предприятии.

 

Вопрос 2. Спираль разрешения проблем.

В профессиональной жизни, а можно сказать, и в жизни вообще перед нами возникают неудовлетворительные ситуации, которые мы стремимся улучшить: выход из строя машин, задержка в поставках, неполная информация, всякого рода аварии.

Для разрешения этих «проблем» необходимо, чтобы к их рассмотрению подходили с мужеством и умением.

Желая вам мужества, мы вам предлагаем необходимый метод с соответствующими средствами. Таким образом, необходимо:

- чтобы у нас с вами был общий язык в том, что касается разрешения проблем,

- чтобы вы располагали необходимыми средствами для как можно большего удовлетворения клиентов,

- чтобы рабочие заседания проходили эффективно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...