1 группа упражнений: язык и речь.
1 группа упражнений: язык и речь. Перечисленные ниже упражнения можно применять в ситуации, когда некоторые обучающиеся испытывают трудности при слоговом анализе слов, а так же в восприятии и понимании речи на слух. 1) «Слог — шаг» Цель: формирование умения на слух определять количество слогов. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Упражнение применяется в случае, если некоторые обучающиеся испытывают трудности в понимании речи других. Инструкция: Учитель-логопед дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед! », «Сделай три шага вперед! », «Сделай шаг вперед! » Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово. 2) «Продолжай! » Цель: формирование умения образовывать новые слова по слогам. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Инструкция: Для проведения упражнения понадобиться мяч. Учитель-логопед произносит какой-либо слог, бросает мяч одному из детей и говорит: «Продолжай». Обучающийся, получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому ученику и т. д. 3) «Школа радистов» Цель: формирование умения передавать звуковое письмо с помощью движений руки. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти.
Инструкция: Перед началом упражнения педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого — уметь передавать сообщение правильно и без искажений. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит учитель-логопед. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Далее логопед отстукивает «сообщения» разной степени сложности, так чтобы дети не видели движений его руки, и предлагает детям по очереди отстучать карандашом по столу.
4) «Передай телеграмму» Цель: формирование умения передавать зрительный образ с помощью знаков и звуков и соотносить его с знаково-символической записью. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти. Инструкция: Перед началом игры учителю-логопеду необходимо продемонстрировать обучающимся изображение лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них. (Рисунок 1) Педагог говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках». Дети по очереди выбирают, кому из животных они пошлют телеграмму и отстукивают «текст» телеграммы. Задача остальных обучающихся — отгадать, кому из лесных обитателей была послана телеграмма. Рис. 1 Карточки-телеграммы для животных и птиц Карточки- телеграммы разработаны по всем темам обобщающих понятий, тем самым для детей, испытывающих трудности в обучении (ЗПР, УО) параллельно идет работа плохоусвоенных тем. 2 группа упражнений: систематизация изученного в период обучения грамоте.
1) «Солдат … и кукла …» Цель: Создать условия для закрепления способа вычленения звуков в словах, умения различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, умения отражать качество звуков в звуковой схеме слова.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование навыков звукобуквенного анализа слова, дифференциации звуков. Инструкция: Упражнение, возможно, применять на этапе звукобуквенного анализа слова. Например при изучении буквы З, звуков [з], [з`], солдата будут звать Захар, а куклу – Зина. Имена героев подбираются в зависимости от изучаемых букв и звуков. Педагог проговаривает рифмовку: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как глина». Далее, обучающиеся вместе с логопедом проводят звукобуквенный анализ слов Захар и Зина и выясняют что в имени Захар – звук [з] твёрдый согласный, а в имени Зина – звук [з`] мягкий. Затем, логопед называет согласные твёрдые и мягкие звуки, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться как солдаты, услышав мягкий звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. В процессе звукобуквенного анализа, ученики строят звуковые схемы к словам. Данное упражнение можно применять, при дифференциации других пар звуков, подбирая новые имена героев и рифмовки. 2) «Перекрещивание» или «Перекрестное марширование» Цель: Создать условия для овладения новым способом деления слова на слоги посредством выполнения кинезиологического упражнения. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование навыков слогового анализа слова; улучшение внимания и координации движений; развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Упражнение, возможно, применить при знакомстве с новым словарным словом или при любой другой работе, связанной с анализом слов. Инструкция: Для выполнения упражнения ученику необходимо встать в удобную позу и поочередно пересекать среднюю линию тела, двигая расположенным напротив руками и ногами, и ритмично касаясь локтем руки противоположного колена. Данное упражнение можно применить при делении слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, учащиеся проговаривают слова по слогам, на каждый слог, делая шаги на месте и ритмично касаясь колен руками (правая нога – левая рука, левая нога – правая рука).
3) «Колечко» Цель: подготовка к звуковому анализу слова через артикуляцию гласных и согласных звуков.
Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебираются пальцы рук, соединяясь последовательно в кольцо с большим пальцем, указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|