Организация специальной образовательной среды в кабинете учителя-логопеда с учётом нейропсихологического подхода
Современная логопедическая работа неразрывно связана с нейропсихологической коррекцией. И это не случайно, количество детей с тяжёлыми нарушениями устной речи увеличивается год от года. Ребёнок может быть здоров физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется с нагрузкой. При отсутствии возможности сотрудничать с нейропсихологом, логопед может использовать элементы нейропсихологических программ в своих занятиях. Учитель-логопед должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. У дошкольников с речевыми нарушениями окружающая обстановка должна побуждать желание общаться, развиваться. Исходя из этого, необходимо постараться обустроить пространство логопедического кабинета правильно: - в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- с учётом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ, целями и задачами коррекционно-образовательной работы; - с учётом программы, которая реализуется в образовательном учреждении; - с учётом своеобразия пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Проектируя пространство кабинета, стараюсь учитывать несколько важных моментов, которые заключаются в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволяет решить сразу несколько задач: · поддержать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления речи; · расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков; · дать ребёнку право выбора; · повышать познавательную активность и работоспособность детей; · предоставить условия для проявления самостоятельности; · активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
· плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры. Действие сюжета наших занятий разворачивается на ковровом покрытии, которое превращается в «Лесную полянку» или «Дорожки». Для разметки использую следы, цветы, геометрические фигуры, выполненные из фетра. Отрабатываем речевой материал на неустойчивой поверхности тренажёра босу, нашей «Кочке», что способствует совершенствованию баланса и равновесия. Ежедневное выполнение кинезиологических упражнений улучшают мыслительную деятельность детей, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. В свободном доступе находятся мячики разного размера, фактуры, наполнения, цвета, выполненные из различных материалов. Детские стульчики с помощью сюжетных накидок превращаются в «Кухню» или «Солдатскую палатку» с множеством застёжек, фигурок на липучках, карманов, в которых размещены задания на совершенствование лексико-грамматических представлений: «Положи продукты на верхнюю полку», «Начерти план». Декоративное оформление дверок шкафов «Небо. Земля. Вода» совершенствует фрагмент кабинета. Выполнено из самоклеящейся плёнки и наклеенных круглых липучек, подобранных по цветовой гамме. Дети имеют возможность работать на вертикальных поверхностях, свободно перемещать картинки, выполняя упражнения на развитие пространственных представлений. В свободном воздушном пространстве кабинета располагаю: - растяжки, в соответствии с изучаемой лексической темой «День Победы», «С новым годом»; - элементы, картинки с явлениями природы, модули-вертушки; - тематические растяжки-флажки с изображениями животных, игрушек; - растяжки-выставки с продуктами деятельности детей (штриховкой, аппликацией). Известно, что функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. В качестве предпосылок в развитии чувства ритма использую камешки марблс, цветные помпоны. Дети выкладывают их в определенной последовательности (по цвету, форме, размеру) на игровых полях, так называемых «Логобродилки».
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков использую сказки-игры о “Весёлом Язычке”, нейрогимнастику «Покажи и хлопни», сопряжённую гимнастику. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, способствуют профилактике глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. Зрительные опоры для выполнения упражнений расположены на стене около «Магнитного дерева». При затруднениях вызывания и автоматизации поставленных звуков эффективна речедвигательная ритмика. Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение. Сочетая произнесение звука с движением, можно добиться вызывания искаженного звука, а затем эффективно автоматизировать звук в речи. Сопровождающее движение по мере автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное произношение звука. Речевой материал для включения нового звука в речь располагаю на вертикальных и горизонтальных поверхностях. Мой кабинет небольшой по площади, поэтому в нём «и стены учат». Так на одной из стен нарисован ствол дерева магнитной краской для крепления демонстрационного и дидактического материала с помощью магнитов. Понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает “Звуковая полянка”. Ребёнок может произносить звук и вытягивать шнурочки из баночки двумя руками одновременно или чередуя левую и правую руки. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, практикую использование “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
18
Игры “Проведи слог по звуковой дорожке”: одна дорожка ровная (ребёнок произносит спокойным, негромким голосом), другая дорожка ведёт по кочкам (произносит то громко, то тихо), третья дорожка ведёт в гору (в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко). Автоматизацию свистящих звуков начинаю с работы на горизонтальных поверхностях с учётом особенностей артикуляции звуков (положение кончика языка за нижними зубами), затем вертикальных, картинный материал располагаю в нижней части рабочей доски. И только когда у ребёнка включается механизм самоконтроля перехожу к автоматизации свистящих звуков на всей рабочей поверхности (вертикальной) доски. Организую работу на магнитно-маркерной доске, на столе, покрытом плёнкой «жидкое стекло», которая позволяет многократно работать маркером, и рабочих поверхностях шкафов, с использованием картинок и игрушек с липучками. При автоматизации шипящих звуков располагаю материал в верхней части вертикальной поверхности, что обусловлено верхним положением кончика языка. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя вертикальные и горизонтальные поверхности. При автоматизации звука в словах детям нравятся логодорожки: “Рыбалка” (поймай одинаковых рыбок разными руками одновременно), “Веселый урожай” (выложить овощи или фрукты на заданный ритм), “Украсим ёлочку” (нарядить её, игрушками со звуком [С]). Для выполнения данных заданий в кабинете имеются разнообразные коврики и мелкие фигурки животных, муляжи фруктов и овощей, акриловые фигурки и др.
На боковой стороне шкафа создана «Логопедическая полянка», на которой размещён фразовый конструктор. На торцах полок стеллажа приклеена липкая лента, это позволяет увеличить игровое пространство, используя картинки, фетровые фигурки, поддувалочки. С помощью логопедической полянки можно выполнять дыхательную гимнастику или заняться счётом фигурок Для автоматизации и дифференциации звуков предлагаю детям игры с прищепками, ножницами, пинцетами, которые совершенствуют разнонаправленные движения. Акцентирую внимание на том, что осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции речи, и логопеды должны грамотно организовать специальное коррекционно-развивающее пространство. Использование в работе реализованных решений помогает эффективно преодолевать речевые и неречевые проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольникам интересно, они с удовольствием идут на занятия, потому что пространство кабинета соответствует закону детства: «Учимся, играя! ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|