Сведения об авторе. Роль мультисенсорного пособия «Numikon» в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.. Поэтапная работа с Numikon
Сведения об авторе Шмакова Ирина Викторовна, учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 42»
Роль мультисенсорного пособия «Numikon» в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики, им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимые в повседневной жизни. С «особыми» детьми сложнее установить «обратную связь», как с детьми, уровень развития которых соответствует норме. И для того, чтобы «почувствовать результат», приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. [1, с. 26] На протяжении последних двух лет мы успешно используем пособие «Numicon» – это программа для обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ математическим навыкам. Numicon – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Numicon создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей –способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях. [2, с. 47]
Цель: формирование и развитие математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения пособия «Numicon». Задачи: Формирование математических представлений; Развитие пространственных и временных представлений; Формирование мыслительной деятельности; Развитие сенсорных эталонов; Развитие мелкой моторики. В Numicon числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, надевать на пальчики и осуществлять нанизывание; белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Numicon.
К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму.
С помощью форм Numikon можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Numikon можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание. [3, с. 5] Поэтапная работа с Numikon Этапы работы с Numikon несколько условны. Многие игры из первоначальных этапов можно использовать и во время формирования математических представлений, усложняя и изменяя инструкции. При этом в процессе сенсорного, конструктивного и игрового этапов дети сталкиваются с большим количеством математических понятий, открывают связи чисел и у них формируются количественные представления. Сенсорные игры. Начальный этап знакомства с Numikon предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают из воды, ищут в коробке с крупой или песке. Можно также собирать бусы, нанизывая формы Numikon или штырьки на шнурок.
Игры с «волшебным мешочком» также очень важны, так как в процессе них задействуется не только зрительное, но и тактильное восприятие. В мешочке надо искать и находить игрушки и формы Numikon, узнавая их на ощупь, находить самую большую форму или самую маленькую. Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Numikon (закапывают формы в песок, ищут на ощупь или в миске с крупой), играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Numikon соответствующие цифры. Сюжетные игры. Формы Numikon можно использовать также в качестве предметов-заместителей, например, «жарить их на сковородке, делать из них " бутерброды» или катать в качестве машинок. Можно играть в магнитную «рыбалку» - игра, в которой нужно удочкой с магнитом поймать заданную форму Numikon, на которую также приклеен кусочек магнита. Изобразительная деятельность. Формы Numikon можно красить красками и делать оттиски на бумаге или отпечатывать на пластилине, тесте. Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь. Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Детали можно описывать такими словами, как «желтая», «красная», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Конструирование. Задания по конструированию основаны на умении действовать по образцу и находить одинаковые формы. Можно попросить ребенка найти такую же форму, какую показывает педагог, а можно накладывать формы на их цветные изображения по типу игры в лото.
Подготовка к математическим играм. На следующем этапе добавляются игры на узнавание форм Numikon и на сравнение по размеру. Формы можно сравнивать методами наложения и приложения, а также взвешивать на весах Сериация. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательности от меньшей формы к большей так же, как матрешки выстраиваются в ряд от самой маленькой к самой большой.
Чтобы облегчить выполнение данного задания, можно предложить ребенку опираться на второй ряд форм Numikon, выложенный в качестве образца педагогом. Знакомство с цифрами и работа с числовым рядом. Одновременно с работой с Numikon дети знакомятся с графическим изображением чисел. На магнитную доску вешается полоска с числовым рядом, где над каждым числом нарисована соответствующая ему форма Numikon. Дети учатся находить соответствие между числами, написанными на карточках, и формами Numikon, опираясь на их целостное восприятие.
Графические задания. Для закрепления навыков, усвоенных в процессе практической деятельности детей, можно использовать графические задания с использованием Numikon: соединить одинаковые формы, соединить форму и ее контур, соединить формы с соответствующими им числами, сравнить две формы, обвести все формы.
Арифметические действия. Сложение. Дети используют Numikon как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением. Так, чтобы решить пример 2 + 1, нужно взять голубую форму («двойку») и приложить к ней сверху оранжевую форму («единицу»), тогда получится некоторая фигура, по форме напоминающая «тройку». Чтобы проверить результат, нужно взять желтую «форму» («тройку») и наложить сверху. Вычитание. С помощью форм Numikon можно продемонстрировать вычитание. Так, например, если нужно из пяти вычесть четыре, то есть узнать разность, то нужно светло-зеленую форму наложить на красную, и тогда сразу будет видна эта математическая разница, которая и составляет единицу. Другой способ: например, если от девяти нужно отнять один, то можно просто прикрыть единицу рукой, и тогда остается восьмерка.
Используя «Numikon» можно с уверенностью сказать, что он стал хорошим дополнением работы по формированию математических представлений у наших детей. Важно, что мышление детей в процессе манипуляторных действий имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Таким образом, применение «Numikon» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графические навыки, творческие способности, речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наш практический опыт свидетельствует, что Numikon может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы. Если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих вести образовательную деятельность в уникальной игровой среде, то развивающая технология «Numikon» для вас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|