Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Сведения об авторе. Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе учителя – дефектолога.. Душистые секреты.




                                                                        Сведения об авторе

                                                                        Толмачева Расиля Ришатовна,

                                                                         учитель – дефектолог

                                      МБОУ СОШ № 5

 

                                                                              

Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе учителя – дефектолога.

 

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для достижения данной цели я использую в своей работе нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся является одним из приоритетных направлений в обучении детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе я соблюдаю следующие принципы:

- «Не навреди! »

- принцип непрерывности (т. е. систематически, постоянно)

- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий:

- ароматерапия;

- музыкотерапия;

- сказкотерапия;

- игротерапия;

- пескотерапия;

- релаксация.

        

 

 

Занятие с нетрадиционными формами здоровьесберегающих технологий получаются импровизированными, не всегда имеет точную структуру занятия, необычные по замыслу, по организации.

Такие занятия детям очень нравятся, так как они проходят интересно, оригинально.

Наиболее подробнее расскажу о применении на занятиях ароматерапии и музыкотерапии.

Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание.

Ребёнок с ОВЗ, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.

С помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния. Использование ароматных игрушек, предметов, книг с пахучими картинками обостряет у детей восприятие, развивает воображение, память.

В работе с детьми ОВЗ я использую некоторые виды аромамасел:

- лавандовое масло;

- сандаловое масло;

- эвкалиптовое масло;

- мятное масло.

 

Лавандовое масло помогает справиться с состоянием тревоги, стрессом, депрессией.

Мятное масло повышает настроение, полезно при эмоциональном шоке. Сандаловое масло оказывает седативное действие, хорошее средство от бессонницы.

Эвкалиптовое масло способствует оживлению умственной деятельности, ясности ума.

Розмариновое масло - положительно сказывается на устранение речевых нарушений, нормализует моторику, улучшает состояние нервной системы.

Апельсиновое масло - успокаивающие и тонизируещее, борется с депрессивным состоянием.

Душистые секреты.

Некоторые ароматы активизируют деятельность головного мозга, обостряют чувства.

Запах лаванды увеличивает работоспособность на 20%, жасмина - на 34%, лимона, лимонной мяты, лимонной герани - на 54%.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Правила применения ароматерапии на занятиях.

1. Перед использованием ароматерапии проводится информационная беседа с родителями, во время которой производится сбор аллергического анамнеза детей и информируем родителей о процедуре ароматерапия.

2. Распылять эфирные масла следует с помощью аромаламп.

3.. Концентрация эфирных масел должна быть минимальной.

4. Проветривание помещения в 1 раз в 2 часа.

Ароматерапию применяю в сочетании с музыкотерапией.

Музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления. Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, нарушений поведения, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний.

Во время занятий включаю прослушивания музыкальных произведений, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, релаксация под музыку, создание рисунков, рассказов после прослушивания музыки. Было замечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в различных видах.

Список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми:

- «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна (используется для уменьшения чувства тревоги и неуверенности).

 

-«Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности);

- «Симфония № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса;

- «Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления);

- «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности);

-«Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси; - «Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности).

Таким образом, ароматерапия совместно с музыкотерапией способствует полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию развитие детей. Результатом воздействия ароматерапии совместно с музыкотерапией стабилизируется эмоциональный фон, поддерживается хорошее настроение, снижается чувство тревожности и беспокойства, появляется чувство уверенности в себе и позитивного отношения к учебе, к окружающему.

 

 

                                                                     Сведения об авторе

                                                                     Стышнова Светлана Сергеевна,

                                                                      учитель-логопед МБДОУ

                                              «Детский сад № 42»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...