Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 группа упражнений: слово и предложение.




1) «Рыба, птица, зверь»

Цель: формирование способа различения слов-названий предметов относящихся к определенным лексическим группам и определения соответствующих им признаков.

Выполнение упражнения способствует формированию лексико-грамматического строя речи, уточнение и дифференциация словаря по определенным лексическим темам, развитие мыслительных операций: конкретизация и обобщение.

 Упражнение, возможно, применить при изучении темы: «Слова, называющие      предметы».

Инструкция:

Учитель-логопед произносит считалку: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т. п.

2) «Зеркало»

Цель: развитие способа различения слов-названий предметов, признаков и действий предметов и определения слов-названий предметов по их признакам и действиям.

Выполнение упражнения способствует формированию лексико-грамматического строя речи: уточнение и дифференциация словаря по определенным лексическим темам.

Упражнение, возможно, применить при изучении слов, называющих предметы, признаки и действия предметов.

Инструкция:

Вначале выбирается определенная лексическая тема, например «Дикие животные».

Упражнение выполняется в паре, дети встают лицом друг к другу. Обучающимся необходимо договориться, какого животного они будут изображать. После этого один из детей выполняет движения руками или ногами, а другой должен их зеркально отобразить. Далее, несколько пар демонстрируют выполнение упражнения, а остальные должны отгадать по изображаемым действиям и признакам, о каком животном идёт речь.

 

3) «Ленивые восьмерки»

 

Цель: развитие взаимосвязанной деятельности слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов, влияющей на успешность овладения процесса чтения.     

Выполнение упражнения способствует развитию чётких движений глаз слева направо, что необходимо при чтении.

Упражнение, возможно, применять перед чтением и списыванием объемных текстов.

Инструкция:

Перед выполнением упражнения, педагогу необходимо нарисовать на доске, лежащую на боку цифру 8. Учащиеся обводят большим пальцем в воздухе перед собой нарисованную восьмерку. Движение начинается против часовой стрелки, начиная слева – вверх, в сторону – вниз, и по кругу, - а потом по часовой стрелке справа. Упражнение выполняется три раза на каждую руку. За тем необходимо скрестить пальцы обеих рук в замок и изобразить рисунок еще три раза. Так же важно, при выполнении упражнения задействовать слуховые навыки ученика, необходимо проговаривание действий: «Двигаемся вверх и влево, по кругу вниз, обратно в центр; пересекаем середину, теперь направо-вверх, по кругу-вниз и обратно в центр».

4) «Алфавитные восьмерки»

Цель: формирование умения связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их посредством кинезиологического упражнения.

Во время упражнения активно задействуется слуховая, зрительная и кинестетическая память, тем самым облегчается процесс письма, что способствует выработке каллиграфического подчерка.

Упражнение можно применять при изучении написания букв, а так же при корректировании уже сформировавшегося подчерка.

Инструкция:

Все прописные заглавные и строчные буквы русского алфавита можно разделить на четыре группы.

- Симметричные:

Прописные заглавные буквы Ф, Х и строчные буквы ф, х.

- Ассиметричные с закруглением влево:

Прописные заглавные буквы А, З, И, Й, Л, М, О, С, У, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я и строчные буквы а, б, д, е, ё, и, й, л, м, о, с, у, ц, ч, ш, щ, ъ, ю, я

- Ассиметричные с закруглением вправо:

Прописные заглавные буквы Б, В, Е, Ё. Ж, Э и строчные буквы в, г, ж, з, к, п, р, т, ь, ы, э

- Ассиметричные без закруглений:

 

Прописные заглавные буквы Г, Д, К, Н, П, Р, Т и строчная буква н.

Все симметричные буквы и буквы Б, В, Г, Д, К/к, Н/н, П/п, Р/р, Т/т, ь, ы размещаются в центре восьмерки.

Все ассиметричные буквы с закруглением влево размещаются в левой части восьмерки.

Все ассиметричные буквы с закруглением вправо размещаются в правой части восьмерки.  

Рис. 2 Расположение букв на алфавитной восьмерке 

 

Рис. 3 Шаблон алфавитной восьмерки

Перед выполнением упражнения, логопеду необходимо на доске нарисовать большую перевернутую набок восьмерку и провести прямую линию посередине восьмерки.

При объяснении алгоритма написания изучаемой буквы, педагог, последовательно пишет букву на восьмерке, при этом проговаривая свои движения, а обучающиеся при этом повторяют действия на карточке с алфавитными восьмерками (Рис. 2).

Например, алгоритм написания прописной буквы «А»: «из центра делаем изгиб налево, затем по кругу вниз, а потом вверх и снова вниз по средней линии».

После демонстрации педагогом, обучающиеся выполняют написание в воздухе, сцепив руки вместе. При этом задействуется крупная моторика. Упражнение повторяется несколько раз, последний раз закрытыми глазами. Последующее написание буквы можно продолжить в тетради.

Для того чтобы скорректировать уже сформировавшийся подчерк, ученику необходимо выделить, те буквы, которые вызывают больше всего затруднений, и тренироваться в их написании на алфавитной восьмерке.

Таким образом, применение метода образовательной кинезиологии   в начальной школе помогает решить следующие задачи:

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие творческого и абстрактно-логического мышления;

- развитие визуальной и слуховой памяти;

- развитие координации глаз и рук;

- подготовка руки к письму;

- применение кинезиологических приемов в ситуации стресса;

- коррекция проблем обучения.

Еще больше кинезиологических упражнений вы можете найти в книгах: П. Е. Деннисона «Гимнастика мозга», А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и «Коррекция обучения и развития школьников», О. И. Крупенчук «Движение и речь».

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...