Сведения об авторе. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР
Сведения об авторе Скорнякова Ирина Александровна, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 35» Картотека дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР Данная картотека была разработана мной для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития по формирования системы сенсорных эталонов. Данную картотеку я разделила на 4 раздела:
1 раздел – «знакомство с формой» включает игры и упражнения на развитие восприятия формы, формирование знаний о форме, плоских и объёмных геометрических фигурах, группировку и сравнение предметов по форме. 2 раздел – «знакомство с величиной» включает игры и упражнения на развитие восприятия величины предметов, формирование знаний о величине, сравнение и группировку предметов по величине. 3 раздет – «знакомство с основными цветами» включает игры и упражнения на развитие восприятия основных цветов, формирование знаний об основных цветах спектра, сравнение и группировку предметов по цвету. 4 раздел – «формирование пространственной ориентировки» включает игры и упражнения на развитие умения ориентироваться в собственном теле и в пространстве. I. ФОРМА ПРЕДМЕТОВ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ «Найди такой же» Цель. Подбор предметов по образцу. Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.
Методические приемы: педагог предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы. «Чудесный мешочек» Цель. Закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр). Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами. Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры. «Страна геометрических фигур» Цель. Закрепить знания детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Дидактический материал: картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка – одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера. Рекомендации к проведению: педагог приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же».
Педагог поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом. Примечание: для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой – по одной фигуре каждой формы. «Домики для фигур» Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Дидактический материал: большие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами; у ребенка – те же фигуры меньших размеров с «лицами» – один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению: ребенок вспоминает названия знакомых фигур. Педагог поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, педагог выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигуры. Затем педагог предлагает поиграть с маленькими фигурами. Их надо разложить в соответствующие «домики» т. е. разложить все фигуры на карточки с контурным изображением так, чтобы они совпали с нарисованными. Примечание: для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке. «Разложи по форме» Цель. Закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом. Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера. Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.
II. ВЕЛИЧИНА ПРЕДМЕТОВ
«Домики для зверей» Цель. Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький». Дидактический материал: картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению: педагог вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик. Примечание: игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|