Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

   Сведения об авторе. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР




                                                Сведения об авторе  

                                                       Скорнякова Ирина Александровна,

                        учитель-дефектолог

                                                      МАДОУ «Детский сад № 35»

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР

Данная картотека была разработана мной для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития по формирования системы сенсорных эталонов. Данную картотеку я разделила на 4 раздела:

 

1 раздел – «знакомство с формой» включает игры и упражнения на развитие восприятия формы, формирование знаний о форме, плоских и объёмных геометрических фигурах, группировку и сравнение предметов по форме.

2 раздел – «знакомство с величиной» включает игры и упражнения на развитие восприятия величины предметов, формирование знаний о величине, сравнение и группировку предметов по величине.

3 раздет – «знакомство с основными цветами» включает игры и упражнения на развитие восприятия основных цветов, формирование знаний об основных цветах спектра, сравнение и группировку предметов по цвету.

4 раздел – «формирование пространственной ориентировки» включает игры и упражнения на развитие умения ориентироваться в собственном теле и в пространстве.

I. ФОРМА ПРЕДМЕТОВ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

«Найди такой же»

Цель. Подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.

Методические приемы: педагог предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

«Чудесный мешочек»

Цель. Закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр).

Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами.

Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры.

«Страна геометрических фигур»

Цель. Закрепить знания детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями.

Дидактический материал: картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка – одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера.

Рекомендации к проведению: педагог приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же».

 

Педагог поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание: для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой – по одной фигуре каждой формы.

«Домики для фигур»

Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Дидактический материал: большие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами; у ребенка – те же фигуры меньших размеров с «лицами» – один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Рекомендации к проведению: ребенок вспоминает названия знакомых фигур. Педагог поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, педагог выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигуры. Затем педагог предлагает поиграть с маленькими фигурами. Их надо разложить в соответствующие «домики» т. е. разложить все фигуры на карточки с контурным изображением так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание: для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

«Разложи по форме»

Цель. Закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом.

Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.

Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.

 

II. ВЕЛИЧИНА ПРЕДМЕТОВ

 

«Домики для зверей»

Цель. Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький».

Дидактический материал: картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).

 

Рекомендации к проведению: педагог вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик.

Примечание: игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...