«Кто где стоит?». «Кто внимательный?». «Куда пойдешь и что найдешь?». «Снеговик – снеговичок». Динамическая пауза «Матрешки»
«Кто где стоит? » Цель. Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
Рекомендации к проведению: педагог выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д. - Кто стоит между мишкой и лисой? - Кто стоит посередине? И т. д. «Кто внимательный? » Цель. Правильно воспринимать такие характеристики пространства: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади. Рекомендации к проведению: - А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где – левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный? » Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды. «Куда пойдешь и что найдешь? » Цель. Правильно воспринимать такие характеристики пространства: справа, слева, впереди, позади. Дидактический материал: любые игрушки. Рекомендации к проведению: педагог раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка педагог ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит: «Вперед пойдешь – машину найдешь, Вправо пойдешь – мишку найдешь, Влево пойдешь – матрешку найдешь, Назад пойдешь – паровоз найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? » Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой. Педагог говорит: «Вперед пойдешь – куклу найдешь, Вправо пойдешь – зайца найдешь, Влево пойдешь – мяч найдешь, Назад пойдешь – юлу найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »
«Снеговик – снеговичок» Цель. Вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.
Снеговик – снеговичок, топни ножками – топ-топ, Снеговик – снеговичок, хлопни ручками – хлоп-хлоп. Левой ножкой топ-топ, левой ручкой хлоп-хлоп, Правой ножкой топ-топ, правой ручкой хлоп-хлоп. (Несколько раз продолжается чередование рук и ног) Вот такой снеговичок наш забавный старичок! Динамическая пауза «Матрешки» Цель. Вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки: Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп. Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки: Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ. Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки: Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп, Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп. Чередование можно продолжить несколько раз. Сведения об авторе Шмакова Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 35»
Формирование Слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Слоговая структура слова – это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности Параметры слоговой структуры слова: · Ударность; · Количество слогов; · Линейна последовательность; · Модель самого слога: СГ, ГС, СГС, ССГ Аспекты рассмотрения слога:
1. Лингвистический подход. Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков рассматривают «звуковое членение речи» как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединённый одним словесным ударением. Составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р. И. Аванесов рассматривает слитность как основной критерий целостности слога. Слог – минимальный сегмент потока речи. За счет глотки идет формирование слога. время произношения слога 0, 2секунды (ЛЮБОГО СЛОГА), за счет этого формируется ритмичность речи. Миллер В. Ф. ввел понятие «Артикуляционной программы», продолжительность программы = 9 слогам. Отсюда правила общения логопеда с ребенком:
- рабочая память 7+_ 2 - общение строится из простых предложений, максимум из 9 слогов - самое главное в начале фразы. Вершиной слога считается гласный звук, как слогообразующий элемент. Согласный звук является периферическим элементом. Базовым для формирования речи является открытый слог СГ. 2. Психологический подход. С точки зрения психологии определены предпосылки усвоения слоговой структуры слова: 1) Фонематические способности ребенка: слух, внимание, восприятие, фонематический слух. 2) Оптико-пространственная ориентация: в схеме собственного тела, положение собственного тела и других объектов в пространстве. 3) Возможность темпо-ритмической организации движений
Этапы формирования слоговой структуры слова: I этап (1 г. – 1г. 8 месяцев) – ребенок воспроизводит 1 слог или 2 одинаковых слога II этап (1г. 8 месяцев – 1г. 10 месяцев) – ребенок воспроизводит двухсложные слов из открытых слогов; в трехсложных словах выпускает 1 слог. III этап (1г. 10 месяцев – 2 г. 1 месяц) – ребенок трехсложные слова, иногда выпускает1 слог; может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
IV этап (2г. 1 месяц – 2г. 3 месяца) – ребенок в многосложных словах выпускает предударный слог. Этап (2г. 3 месяца – 3 года) – заканчивается формироваться логовая структура слова. Существует 14 типов слоговой структуры слова Нарушения слоговой структуры слова. 1. Нарушения количества слогов.
Элизии - отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего. Наблюдаются при кинетической апраксии (моторной алалии, корковой дизартрии, эфферентной моторной афазии. Итерации - увеличение количества слогов (тигр – тигар). Встречаются пи псевдобульбарной и бульбарной дизартрии. 2. Нарушение последовательности слогов. Перестановки слогов и перестановки звуков в соседних слогах 3. Искажение. Искажение структуры отдельного слога при псевдобульбарной дизартрии 4. Антиципации – уподобление одного слога другому (огурец – гугурец) 5. Персеверации – застревание на одном слоге (панама – пананама) 6. Контаминации – соединение частей разный слов в одно (мама, папа – мапа)
Слоговая структура слова у детей с ОНР I уровень: ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова, сокращение слоговой структуры, в самостоятельной речи односложный, двусложные слова. II уровень: воспроизводят контур слова любой слоговой структуры, но слоговой состав неустойчивый; затрудняются в произнесении односложных и двусложных слов со стечением согласных; укорочение многосложных слов. III уровень: полностью воспроизводит слоговую структуру слова; трудности в произнесении незнакомых слов, перестановки звуков и слогов.
Диагностика нарушений слоговой структуры слова 1. Определить ведущую руку. 2. Оценка чувства ритма 3. Оценка возможности повторения ряда слогов 4. Оценка произношения слов различной слоговой структуры.
Содержание коррекционной работы. I направление. Развитие фонематических возможностей. · Упражнение на развитие силы голоса: близко-далеко, тихо, громко · Мимико-интонационные упражнение. · направлениеУпражнения на развитие модуляции голоса, выразительности (3 медведя) · Упражнение «Угадай, чей голос» (аудиозаписи знакомых и незнакомых голосов)
II направление. Развитие пространственных представлений. Работа начинается с 4 лет. · Упражнения на соматопространственную организацию:
- Одеваемся сами, одеваем куклу: завяжи спереди, сзади, справа, слева, на спине, на левой руке и т. д. - «Рассади животных», кто, где оказался: собаку посади спереди от себя, мишку сзади, а теперь расскажи и т. д. · Упражнение на тренировку в дальнем пространстве - Кто спрятался пред тобой, сзади, далеко, близко….. - «Запомни игрушки»: поставь мишку вереди себя, собаку перед мишкой, где мишка, закрой глаза и расскажи и др. · Упражнения на тренировку в двухмерном пространстве на бумаге, фланелеграфе, аппликация
III направление. Развитие ритмического чувства. Упражнения на построение ритмического ряда · Формирование чередующихся ритмодвижений. Ребенку предлагают повторить серию из 2-3-4 движений, сначала сопряженно, потом по очереди, затем по инструкции. · Формирование представлений о ритмичности ряда на основе повторяемости ряда. Ребенку предлагают выложить ряд форм с заданными свойствами: элементы одинаковые. · Составление ритмического рада на основе чередования элементов: геометрические фигуры, палочки…., важен цвет, форма, величина · Воспроизведение ритмического ряда с использованием ряда: выложи из палочек забор с дощечками разного цвета, почини забор и т. д. · Выделение заданной ритмической цепочки в ряду: запомни и найди в длинном ряду повторяющийся ряд (предметы или картинки)
Упражнения на ритмическую координацию · Соотнесение ритма и движений · Соотнесение ритмического рисунка движений с речью: на каждый слог разные движение пальцев, динамические движения и т. д. · Соотнесение ритма звучания музыкальных инструментов: взрослый иммитирует, ребенок повторяет · Соотнесение ритма движений со звукопроизношением · Соотнесение ритма движений с речевыми движениями · Выстраивание ритмического ряда на основе движения и фонации (фонетическая ритмика) · Выстраивание ритмического ряда «буква – звук»: выстроить ряд из букв и проговорить его · Соотнесение речевого ритма со зрительно-двигательной координацией __________________ ____ __________________ пока по дорожке идешь, звук тянешь и др.
Упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа и формирование представления о паузировании · Регуляция темпа речедвигательной координации: проговаривать слоговую дорожку в ритме, заданном метрономом. · Выделение паузы в ритмическом ряду: предлагается отстучать ритм по схеме, затее проговорить слоговой ряд по этой же схеме. Формирование ритмического ударения · Соотнесение силы голоса с амплитудой движения: большой – громко, маленький – тихо. · Составление ритмических рядов, чередование сильных и слабых долей: большой – сильная доля, маленький – слабая
- продолжи, отстучи и произнеси.
Усвоение слогоритмической структуры · Воспроизведение слогоритмической структуры с использованием двигательной и зрительной опоры: карточки или картинки, прочитать или проговорить с отхлопыванием, сделать акцент на ударении.
50 · Составление ритмической схемы слова; рассмотреть картинку: назвать слово, составить схему. · Соотнести слова с заданной ритмической схемой. · Изменение местоположения ударного слога в схеме: проговорить слово, составить схему, изменить слово (атлас – атлас, замок – замок и др). · Изменение ритмической структуры слова: выбрать картинку, составить схему, вырастить из этого слова двусложное и составить схему, вырастить трехсложное слово (шар. шары, шарики; куб, кубик, кубики). IV направление. Работа с речевым материалом. Начинать с гласных звуков: · …. Посмотри на цепочку точек и произнеси столько же звука; красные кружки – звука «а», оранжевые – «у», выложить цепочку и произнести звуки. · Пропевание серии звуков с опорой на буквенный ряд или ряд символов. · Работа на уровне слогов, опора на сохранные согласные звуки, постепенно включая новые. · Упражнение на уровне слов - «Мяч и речь»: проговаривать друг за другом слова с одинаковой слоговой структурой; - слово-предложение: логопед называет слово (по заданной схеме), а ребенок предложение с этим словом и наоборот; - Игры с парными картинками; - «Узнай, кто это? »: отработка двусложных слов, взрослый называет первый слог, ребенок находит картинку и называет ее; - «Найди и назови» (картинку по заданной схеме); - другие игры по технологии Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений · Игры и упражнения по развитию навыков слогового анализа на логопедических занятиях по обучению грамоте Все занятия проводятся в игровой форме с соблюдением длительности занятий в соответствии с СаН Пин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|