· дети проявляют самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения интеллектуальных затруднений;
· у детей развито желание самоутверждаться в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками;
· дети проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием, желание помогать птицам зимой;
· дети активно принимают участие в физ. минутке, соотносят слова с движениями;
· у детей развиты психические процессы: внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности в процессе игровой деятельности;
· у детей сформированы предпосылки к универсальным учебным действиям по составлению целого из частей, посредством развивающих игр Воскобовича «Нетающие льдинки»;
· у детей развито умение сравнивать геометрические фигуры по размеру;
· дети умеют воспринимать количество независимо от расположения и цвета, сравнивать «больше – меньше»; умеют считать в пределах 5;
· у детей актуализированы знания о явлениях природы и признаках зимы с помощью дидактической игры «Собери картинку»;
· у детей совершенствуется диалогическая речь, дети участвуют в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы;
· дети знают о зимних забавах и развлечениях.
· дети используют в речи прилагательные - яркий, волшебный, веселый, шумный, характеризующие Новогодний праздник.
· у детей сформированы знания о героях Новогоднего праздника и их роли в нем.
Ход НОД
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей
Организацион
ный
-Здравствуйте, ребята!
Воспитатель организует приветствие и проверяет готовность детей к занятию.
Дети готовятся, настраиваются на занятие
Мотивационно - целевой
-Сегодня к нам в гости пришла веселая мартышка по имени Чита. Она приехала к нам из жаркой Африке. На ее Родине круглый тепло, и никогда не бывает снега, поэтому Чита, увидев снег, очень удивилась и попросила рассказать об этом удивительном времени года.
-Ребята, вы сможете рассказать Мартышке о зиме?
Логопед заходит в группу, держа в руках мягкую игрушку-мартышку, привлекая внимание детей
к ее образу, тем самым
стимулируя познавательный
интерес
Сосредотачивают внимание.
Утвердительные ответы детей («Да! », «Да, мы расскажем про зиму»)
Эмоциональ
ный
настрой на
совместную
деятельность
Давайте вместе подумаем – как рассказать мартышке о зиме…
- Я, кажется, придумала! Предлагаю, собрать все, что мы знаем о зиме в эту познавательную книгу и отправить вместе с Мартышкой в жаркую Африку, чтобы она смогла рассказать африканским ребятам об этом чудесном времени года
Логопед стимулирует любознательность, интерес.
Логопед демонстрирует детям пустой лэпбук.
Дети высказывают свои предположения, рассуждают, вступают в диалог со
сверстниками и воспитателем: «Надо нарисовать рисунок! », «Слепить снеговика», «Сделать снежинки из бумаги»..
Мотивация к деятельности, включение детей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность
-Давайте по порядку.
-Как мы узнаем, что наступила зима?
-А помогут нам вспомнить признаки зимы картинки-подсказки.
-Соберите, пожалуйста, из частей целую картинку и расскажите, что на ней изображено
Логопед предлагает детям собрать из частей, сюжетные картинки, с признаками зимы и составить по ним предложение из 3-4 слов (каждая подгруппа собирает свою картинку).
Собранные картинки логопед помещает в лэпбук.
Дети работают в минигруппах (четыре группы по 3чел), проявляют само и взаимоконтроль. Собирают разрезные картинки и составляют по ним простую фразу:
«Земля покрыта снегом», «Деревья стоят голые», «Люди надевают теплую одежду», «Зимой отмечают веселый праздник-Новый год».
Еще с тремя детьми (Валерия Т, Александра О, Макар М) воспитатель проводит индивидуальную работу по закреплению полученных знаний (отыскивают среди прочих, предметные картинки, которые относятся к зиме)
Включение детей в совместную деятельность
-Ребята, а знаете ли вы, что такое снегопад?
-Снегопад - это множество маленьких снежинок, падающих с неба.
- Как вы думаете, можем мы отправить снежинку в Африку, ребятам?
- А как вы думаете, из чего можно сделать снежинку?
-Верно! А еще снежинку можно собрать из геометрических фигур!
-Скажите, ребята, какие у вас геометрические фигуры по форме и размеру?
(треугольники большие и маленькие)
-Чтобы получилась красивая снежинка, предлагаю составить ее только из маленьких треугольников, вы согласны?
-Какие замечательные снежинки получилась! Поместим ее в книгу?
Воспитатель задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Воспитатель предлагает детям собрать снежинку из геометрических фигур по образцу (работа с комплектом развивающих игр В. В. Воскобовича «Нетающие льдинки») на столах у детей
Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Логопед осуществляет помощь тем, у кого задание вызвало затруднения.
Собранные снежинки логопед помещает в лэпбук.
Ответы детей: «Когда падает снег», «Когда много-много снега падает на землю».
Ответы детей: «Снежинку можно сделать из бумаги, из пластилина, из конструктора.. »
Дети работают в минигруппах (пять групп по 3чел). Работают по образцу, сортируют треугольники по размеру, осуществляют взаимоконтроль.
Физминутка на снятие умственного и мышечного напряжения
Воспитатель совместно с логопедом организуют подвижную игру на координацию речи с движением, развитие творческого воображения «Снеговик»
Ответы детей: «Да! », «Да, я люблю зимой», «Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу»
Дети играют в подвижную игру «снеговик»
Закрепление полученных знаний и навыков
- Ребята, какой волшебный праздник мы отмечаем зимой?
-Посмотрите, у меня как раз есть об этом картинка.
-Расскажите, какой это праздник?
- Что мы наряжаем в новый год?
- Интересно, а в Африке елки растут?
- Давайте отправим ребятам новогоднюю елку, но с начало её нужно нарядить.
- Предлагаю вам взять по одной игрушке и прикрепить на елку.
Ребята, назовите, какие игрушки висят на елке?
- Давайте все вместе сосчитаем шарики (1, 2, 3, 4, 5) - Настя, сколько всего шариков на елке?
- А теперь давайте сосчитаем звёздочки (1, 2, 3, 4).
- Данил, сколько всего звездочек на елке?
- Ребята, скажите, чего больше шариков или звездочек?
- Молодцы! Какая красивая елочка у нас получилась! Давайте ее тоже поместим в книгу.
- Здесь собрано все, что мы знаем о зиме.
-Как вы думаете, сейчас мартышка поняла, что такое зима?
-Я горжусь вами! Сегодня вы меня очень порадовали!
Воспитатель демонстрирует сюжетную картинку, изображающую детей в маскарадных костюмах, которые водят хоровод вокруг елки.
Воспитатель демонстрирует детям большую картонную елку, установленную на магнитной доске.
Логопед демонстрирует детям лэпбук с вложенными картинками и передает его веселой мартышке.
Ответы детей: «Новый год»
Ответы детей: «Растут», «Нет, не растут»
Дети берут по одной игрушке и прикрепляют на елку с помощью липучки, оречевляя свои действия («Я повесил один шарик», «одну конфету», «одну звездочку».. )
Утвердительные ответы детей.
Рефлексия
-Ребята, расскажите, что мы сегодня делали? Что у вас получилось?
-А может быть, что-то вызвало затруднения?
-Кто-нибудь из вас узнал что-то новое для себя, что не знал ранее?
-Было ли что-нибудь, что вас удивило?
-Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей: «Мы собирали разрезные картинки», «Рассказывали Мартышке про зиму», «Делали снежинки из геометрических фигур», «Украшали елку» и пр.