Тема «Путешествие в уральскую горницу»
Возраст участников мероприятия: 6-7 лет
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с жизнью и бытом уральского народа
Образовательные задачи:
- расширить представления детей о быте, промыслах, утвари, обрядовой культуре жителей уральской деревни;
- способствовать восприятию характера русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие);
- активизировать словарь по данной теме и обогатить словами-историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, половик, лавка;
- познакомить детей с лоскутным шитьем, как одним из видов народного творчества уральских умелиц.
- продолжать знакомить детей с русскими пословицами и поговорками.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народным играм и промыслам;
- развивать творческие способности детей в процессе конструктивно-модельной деятельности;
- развивать речевую активность детей в ходе диалога.
- развивать голосовой аппарат, закреплять правильное произношение звуков.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь к малой Родине на основе духовно-нравственных ценностей русского человека
- воспитывать чувство национального достоинства на примере ближайшего окружения
Способы реализации выбранного направления деятельности:
- организация разных видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Технологии:
- социоигровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы:
Наглядные: авторское многофункциональное пособие «Волшебные речевые часы», видеоролик с участием Алапаевской рукодельницы «Лоскутное шитье: от прошлого к настоящему», экскурсия в мини-музей «Разноцветный лоскуток», презентация «Уральская горница» рассматривание макета русской печки, кухонной утвари, народных игрушек, самовара.
Словесные: рассказ педагога, загадки, беседа, словесная дидактическая игра «Назови жилье героев сказок», дидактическая игра «Какая каша получится? », вопросы, ситуативный разговор, объяснение, диалог.
Игровые: хороводная игра «Ладушки», дидактические игры и упражнения.
Практические: игровая ситуация «Принеси дрова для печки», моделирование из кубиков Никитиных «Чудо-коврик», сюжетная артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики «Варись кашка! », игра-имитация «Не урони чугунок».
Средства:
-зрительный ряд: волшебный половичок, макет русской печи, чугунок, ухват, туесок, ложки, самовар, народные игрушки,
- музыкальный ряд: русские народные мелодии
мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, колонки, экран
- литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки
- раздаточный материал: дрова, кубики
Предварительная работа:
- индивидуальная коррекционная работа с детьми по звуко - речевым проблемам, заучивание чистоговорок;
- организованная образовательная деятельность «Уральские посиделки».
Планируемый результат:
- дети используют в игровой практике элементарные знания о жизни и быте уральской деревни;
- дети понимают значение устаревших слов;
- дети эмоционально выражают свое отношение к народной культуре и традициям уральского гостеприимства;
- дети проявляют творческую инициативу в создании авторских поделок;
- дети активно общаются в процессе совместной деятельности.
Этапы
(последовательность) деятельности
| Содержание
| Действия, деятельность педагога
| Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
| Планируемый результат
|
Вводный этап.
(эмоциональный настрой)
Определение темы занятия
| Эмоциональный настрой
«Доброе утро улыбчивым лицам»
(Приложение №1)
| Педагог входит в группу, здоровается, эмоционально читает стихотворение
|
| Создание в группе положительного эмоционального фона.
|
Дидактическая игра «Назови жильё сказочных героев»
(Приложение № 2)
| Рассказывает правила игры
| Дети находят карточку и называют жилье сказочных героев
| Установление дружеских отношений.
|
Основной этап
| Проблемная ситуация
- Как попасть в «Горницу»
Дидактическое упражнение «Выложи слово «Горница»
(Приложение № 3)
После выполнения задания звучит музыка.
- Слышите, музыка нас зовет! Дети идут в зал
| Предлагает решить проблемную ситуацию с помощью выполнения задания
Предлагает детям пройти в зал
| Дети выкладывают слово «Горница», последовательно выделяют звуки, обозначая их буквами
| Дети активно общаются в процессе совместной деятельности
|
- Смотрите половик в полоску. По старинному половику пройдите, свою чистоговорку проговорите.
Дидактическое упражнение
«На старинный половичок вставай - чистоговорку называй! »
(Приложение № 4)
| Пока дети проходят и проговаривают чистоговорки, педагог одевает красивый фартук, головной убор – становится хозяюшкой.
Воспитатель слушает чистоговорки, помогает дети
| Дети встают на половик проговаривают чистоговорки и проходят в горницу.
|
Коррекция и автоматизация звукопроизношения
|
| - «Сядем рядком да поговорим ладком»
- Что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?
Приложение № 5
В ходе рассуждений педагог подводит детей к пониманию: это выражение означает: не кричать, выслушивать товарищей, не перебивать друзей, не ссориться, ладить друг с другом.
- Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.
Беседа на тему «Горница
|
Педагог в роли Хозяюшки приглашает детей и воспитателя в горницу приглашает присесть и организует мини- беседу на тему поговорки и беседу об уральской горнице
|
Дети присаживаются на скамейку, покрытую половиком, участвуют в беседе
Дети проговаривают поговорку
| Дети знакомятся со старинной поговоркой «Сядем рядком да поговорим ладком»
Эмоционально выражают свое отношение к народной культуре и традициям уральского гостеприимства.
Дети понимают значение устаревших слов.
|
- Обведите взглядом избу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?
Загадка про печь
(Приложение № 6, слайд № 4)
- Конечно же, это печь. Не случайно о ней говорили –
«Печь всему голова». Голова – значит самая главная.
- Давайте подумаем: почему самая главная?
|
Педагог задает вопросы,
предлагает слайд с загадкой
| Варианты ответов детей
Дети рассказывают о том, почему важна печь
| Дети активно общаются в процессе совместной деятельности
Знакомятся с новой пословицей
|
| Диалог
В старину говорили: «Без печи изба - не изба»
- С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.
- В каких сказках встречается печь?
(Слайд № 5)
- «Гуси-лебеди»; «По щучьему велению»;
«Колобок»; «Серебряное копытце»
- А у нас - то печь совсем холодная! С такой печью ни обед не сварить, не погреться. Что нам нужно сделать?
Подвижная игра для мальчиков
«Принеси дрова к печи»
(Слайд № 6 )
- А какую пищу ели люди.
- Главной пищей были - щи и каша.
Так и говорили: «Щи да каша – пища наша».
- Как раньше говорили?
|
Педагог вместе с детьми объясняют значение и смысл поговорки
Педагог объясняет
правила игры
Задает вопрос.
Знакомит детей с новой поговоркой
|
Дети слушают, разглядывают картину на слайде
Перечисляют сказки, в каких встречается печь и как печь помогла сказочным героям
Под музыку мальчики приносят к печке по одному полену.
Дети называют продукты и блюда, встречающиеся в сказках.
|
Дети знакомятся со старинной поговоркой «Без печи изба - не изба»
и пониманием ее значения
Дифференцированный, гендерный подход в ходе подвижной игры
Дети знакомятся со старинной поговоркой
|
| - А в чем варили щи да кашу? (Варианты ответов)
(Приложение № Слайд № 7 чугунок )
-Интересно, как же чугунок со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.
Загадка про ухват
Слайд № 8 (Ухват)
Дети показывают ухват
- Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести.
Подвижная игра для девочек
«Принеси чугунок на стол»
|
Задает вопросы, загадывает загадки о старинной утвари.
Организует подвижную игру для девочек
|
Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки
Под музыку одни девочки достают из печи ухватом чугунок, другие ставят чугунок ухватом в печь
|
Дети понимают значение устаревших слов.
Дифференцированный, гендерный подход в ходе подвижной игры
|
-Ну что, ребята, сварим кашу?
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики «Варись кашка»
- Вкусная каша получилась.
Дидактическая игра
«Какая каша получится? »
(Приложение № 8)
| Проводит артикуляционную гимнастику с с элементами биоэнергопластики.
Организует речевую игру
| Дети активно участвуют в игровой артикуляционной гимнастике и речевой дидактической игре
|
Дети умеют образовывать относительные прилагательные
|
Практическая часть
| - Ну вот, поели каши, можем поработать. Приглашаю вас в «Мастерскую уральских умелиц»
Дети переходят на выставку предметов народного творчества – «Лоскутное шитье»
Видео презентация с мастерицей
Настольно - дидактическая игра
«Составь узор»
под музыкальное сопровождение.
(Приложение № 9)
| Педагог проводит краткий обзор предметов с использованием техники лоскутного шитья.
Предлагает детям попробовать создать узор по образцам и без них.
| Дети переходят на выставку предметов народного творчества – «Лоскутное шитье»
Работа детей в тройках
|
Дети активно общаются в процессе совместной деятельности
Дети умеют составлять узор по образцу
|
Заключительный этап
Итог. Рефлексия
| Какие замечательные узоры получились. Все постарались.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что для вас сегодня было самым интересным?
- В чем вы испытывали трудности?
- Хотели бы вы еще раз отправиться в такое путешествие?
| Педагог задает вопросы о совместной деятельности
| Дети высказывают свое мнение
| Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников
|
- Поработали на славу, дорогая детвора,
А сейчас вас приглашаю станцевать от души.
Хороводный танец «Ладушки-ладошки»
- Угощенья принимайте
С сушкой чай вы попивайте!
До скорой встречи
| Организует и проводит хороводный танец
| Дети с педагогом танцуют
| Эмоционально отзывчивы и доброжелательны друг к другу и к окружающим
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: