Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Путешествие в уральскую горницу»




Возраст участников мероприятия: 6-7 лет

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре  через ознакомление с жизнью и бытом уральского народа

Образовательные задачи:                 

- расширить представления детей о быте, промыслах, утвари, обрядовой  культуре жителей уральской деревни;

- способствовать восприятию характера русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие);

- активизировать словарь по данной теме и обогатить словами-историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, половик, лавка;

- познакомить детей с лоскутным шитьем, как одним из видов народного творчества уральских умелиц.

- продолжать знакомить детей с русскими пословицами и поговорками.

 

 

 

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народным играм и промыслам;

- развивать творческие способности детей в процессе конструктивно-модельной деятельности;

- развивать речевую активность детей в ходе диалога.

- развивать голосовой аппарат, закреплять правильное произношение звуков.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к малой Родине на основе духовно-нравственных ценностей русского человека

- воспитывать чувство национального достоинства на примере ближайшего окружения

Способы реализации выбранного направления деятельности:

- организация разных видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Технологии:

- социоигровые технологии;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы:

Наглядные: авторское многофункциональное пособие «Волшебные речевые часы»,  видеоролик с участием Алапаевской рукодельницы «Лоскутное шитье: от прошлого к настоящему», экскурсия в мини-музей «Разноцветный лоскуток», презентация «Уральская горница» рассматривание макета русской печки, кухонной утвари, народных игрушек, самовара.

Словесные: рассказ педагога, загадки, беседа, словесная дидактическая игра «Назови жилье героев сказок», дидактическая игра «Какая каша получится? », вопросы, ситуативный разговор, объяснение, диалог.

Игровые: хороводная игра «Ладушки», дидактические игры и упражнения.

Практические: игровая ситуация «Принеси дрова для печки», моделирование из кубиков Никитиных «Чудо-коврик», сюжетная артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики «Варись кашка! », игра-имитация «Не урони чугунок».

 

Средства:

-зрительный ряд: волшебный половичок, макет русской печи, чугунок, ухват, туесок, ложки, самовар, народные игрушки,

- музыкальный ряд: русские народные мелодии

мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, колонки, экран

- литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки

- раздаточный материал: дрова, кубики

Предварительная работа:

- индивидуальная коррекционная работа с детьми по звуко - речевым проблемам, заучивание чистоговорок;

- организованная образовательная деятельность «Уральские посиделки».

Планируемый результат:

- дети используют в игровой практике элементарные знания о жизни и быте уральской деревни;

- дети понимают значение устаревших слов;

- дети эмоционально выражают свое отношение к народной культуре и традициям уральского гостеприимства;

- дети проявляют творческую инициативу в создании авторских поделок;

- дети активно общаются в процессе совместной деятельности.

 

                                                     


 

Этапы (последовательность) деятельности Содержание Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат

Вводный этап.

(эмоциональный настрой)

Определение темы занятия

 

Эмоциональный настрой «Доброе утро улыбчивым лицам» (Приложение №1) Педагог входит в группу, здоровается, эмоционально читает стихотворение   Создание в группе положительного эмоционального фона.  
Дидактическая игра «Назови жильё сказочных героев» (Приложение № 2) Рассказывает правила игры Дети находят карточку и называют жилье сказочных героев Установление дружеских отношений.

Основной этап

 

Проблемная ситуация - Как попасть в «Горницу»   Дидактическое упражнение «Выложи слово «Горница» (Приложение № 3) После выполнения задания звучит музыка. - Слышите, музыка нас зовет! Дети идут в зал Предлагает решить проблемную ситуацию с помощью выполнения задания   Предлагает детям пройти в зал Дети выкладывают слово «Горница», последовательно выделяют звуки, обозначая их буквами Дети активно общаются в процессе совместной деятельности
- Смотрите половик в полоску. По старинному половику пройдите, свою чистоговорку проговорите. Дидактическое упражнение «На старинный половичок вставай - чистоговорку называй! » (Приложение № 4) Пока дети проходят и проговаривают чистоговорки, педагог одевает красивый фартук, головной убор – становится хозяюшкой. Воспитатель слушает чистоговорки, помогает дети Дети встают на половик проговаривают чистоговорки и проходят в горницу.     Коррекция и автоматизация звукопроизношения

 

- «Сядем рядком да поговорим ладком» - Что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»? Приложение № 5 В ходе рассуждений педагог  подводит детей к пониманию: это выражение означает: не кричать, выслушивать товарищей, не перебивать друзей, не ссориться, ладить друг с другом. - Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним. Беседа на тему «Горница     Педагог в роли Хозяюшки приглашает детей и воспитателя в горницу приглашает присесть и организует мини- беседу на тему поговорки и беседу об уральской горнице     Дети присаживаются на скамейку, покрытую половиком, участвуют в беседе   Дети проговаривают поговорку   Дети знакомятся со старинной поговоркой «Сядем рядком да поговорим ладком»    Эмоционально выражают свое отношение к народной культуре и традициям уральского гостеприимства. Дети понимают значение устаревших слов.
- Обведите взглядом избу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? Загадка про печь (Приложение № 6, слайд № 4) - Конечно же, это печь. Не случайно о ней говорили – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. - Давайте подумаем: почему самая главная?     Педагог задает вопросы, предлагает слайд с загадкой Варианты ответов детей   Дети рассказывают о том, почему важна печь   Дети активно общаются в процессе совместной деятельности   Знакомятся с новой пословицей
  Диалог В старину говорили: «Без печи изба - не изба» - С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. - В каких сказках встречается печь? (Слайд № 5)  - «Гуси-лебеди»; «По щучьему велению»; «Колобок»; «Серебряное копытце» - А у нас - то печь совсем холодная! С такой печью ни обед не сварить, не погреться. Что нам нужно сделать? Подвижная игра для мальчиков «Принеси дрова к печи» (Слайд № 6 ) - А  какую пищу ели люди. - Главной пищей были - щи и каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». - Как раньше говорили?   Педагог вместе с детьми объясняют значение и смысл поговорки   Педагог объясняет правила игры     Задает вопрос.   Знакомит детей с новой поговоркой   Дети слушают, разглядывают картину на слайде     Перечисляют сказки, в каких встречается печь и как печь помогла сказочным героям    Под музыку мальчики приносят к печке по одному полену.   Дети называют продукты и блюда, встречающиеся в сказках.   Дети знакомятся со старинной поговоркой «Без печи изба - не изба» и пониманием ее значения     Дифференцированный, гендерный подход в ходе подвижной игры     Дети знакомятся со старинной  поговоркой

 

- А в чем варили щи да кашу? (Варианты ответов) (Приложение № Слайд № 7 чугунок )  -Интересно, как же чугунок  со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти. Загадка про ухват Слайд № 8 (Ухват) Дети показывают ухват - Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. Подвижная игра для девочек «Принеси чугунок на стол»     Задает вопросы, загадывает загадки о старинной утвари.         Организует подвижную игру для девочек   Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки   Под музыку одни  девочки достают из печи ухватом чугунок, другие ставят чугунок ухватом в печь     Дети понимают значение устаревших слов.     Дифференцированный, гендерный подход в ходе подвижной игры    
-Ну что, ребята, сварим кашу? Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики «Варись кашка» - Вкусная каша получилась. Дидактическая игра «Какая каша получится? » (Приложение № 8)   Проводит артикуляционную гимнастику с с элементами биоэнергопластики. Организует речевую игру Дети активно участвуют в игровой артикуляционной гимнастике и речевой дидактической игре   Дети умеют образовывать относительные прилагательные
Практическая часть - Ну вот, поели каши, можем поработать. Приглашаю вас в «Мастерскую уральских умелиц» Дети переходят на выставку предметов народного творчества – «Лоскутное шитье»            Видео презентация с мастерицей   Настольно - дидактическая игра «Составь узор»  под музыкальное сопровождение. (Приложение № 9)   Педагог проводит краткий обзор предметов с использованием техники лоскутного шитья. Предлагает детям попробовать создать узор по образцам и без них.   Дети переходят на выставку предметов народного творчества – «Лоскутное шитье»     Работа детей в тройках   Дети активно общаются в процессе совместной деятельности   Дети умеют составлять узор по образцу    

Заключительный этап

 

 

Итог. Рефлексия

Какие замечательные узоры получились. Все постарались. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. - Что для вас сегодня было самым интересным? - В чем вы испытывали трудности? - Хотели бы вы еще раз отправиться в такое путешествие? Педагог задает вопросы о совместной деятельности Дети высказывают свое мнение Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников  
- Поработали на славу, дорогая детвора, А сейчас вас приглашаю станцевать от души. Хороводный танец «Ладушки-ладошки» - Угощенья принимайте С сушкой чай вы попивайте! До скорой встречи   Организует и проводит хороводный танец Дети с педагогом танцуют Эмоционально отзывчивы и доброжелательны друг к другу и к окружающим  

 

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...