Конструкт НОД «Путешествие на большом воздушном шаре»
Тема: «Звук [Ш]. Этап автоматизации.
Форма организации: подгрупповая
Контингент: дети старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие: -совершенствование артикуляционной моторики, речевого дыхания. -развитие зрительного и слухового внимания -развитие мелкой моторики, координации речи с движением -развитие целостного восприятие, памяти, внимания, фонематический слуха;
Коррекционно-воспитательные:
-формирование интереса к окружающему миру - воспитание положительного отношения к деятельности
Планируемые результаты коррекционной работы:
- дети упражняются в выполнении артикуляционной, дыхательной гимнастики - дети правильно произносят звук (Ш) в слогах, словах и предложениях; - дети умеют взаимодействовать с учителем-логопедом и другими детьми в подгруппе.
Используемые технологии:
информационно-коммуникативные
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
Оборудование:
1. ноутбук или интерактивная доска дли показа презентации,
2. Зеркала (по количеству детей);
3. Артикуляционный профиль звука Ш
4. Волшебный шар – осколки;
5. Магнит;
6. Массажные мячи (по количеству детей);
7. Колокольчики (по количеству детей);
8. «Доски»-картинки со звуком Ш;
9. Звуковая линейка для нахождения звука в слове.
Этапы деятельности
Содержание деятельности педагога
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей
4. Включение в тему
Анализ артикуляции
Артикуляционная гимнастика.
Характеристика звука
- Ребята, вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие.
–Может нам рискнуть и отправиться в путешествие на воздушном шаре и посмотреть на мир! А вдруг мы увидим то, чего ещё никогда не видели! Хотите?
Как же нам надуть воздушный шар?
- Так какой нам понадобится звук?
Л: Давайте вспомним, как правильно уложить губы, зубы, язычок.
Л: Давайте соберём все движения вместе и произнесём звук [ш].
Дети вместе с логопедом произносят звук [ш].
Л: Необходимо выполнить артикуляционную гимнастику
Л: Приложите руку к горлышку и произнесите ещё раз. Горлышко у нас дрожит, работает.
Л: Значит, какой это звук?
Л: В произнесении звука [Ш] участвует только шум. Так какой это звук: гласный или согласный?
Л: А теперь ушками определим: этот звук звучит твёрдо или мягко?
Л: Верно. Это согласный твердый глухой звук.
- Л: Ну, теперь мы все окончательно готовы к путешествию.
- Л: А теперь, слушай мою команду: «Приготовить корзину! » (Ставятся стульчики в виде корзины).
Л: Слушай следующую команду: «Приготовьте ладошки, надуваем воздушный шар! »
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш… Вот и шар готов! Отправляемся!
Создание положительного эмоционального фона на совместную деятельность.
Показ артикуляционного профиля.
Организация и проведение комплекса артикуляционной гимнастики для звука Ш
«Лопатка», «Чашечка», «Заборчик со щелочкой», «Колечко», «Маляр»
Напоминает последовательность характеристики звука
Дети предлагают свои варианты
Дети: звук Ш.
Дети дают ответы
Выполняет упражнения перед зеркалом самостоятельно или под счёт.
Ребенок характеризует звук Ш
Мотивация к деятельности
На доске летящий воздушный шар.
Л: Ребята, посмотрите, как красиво под нами.
На доске изображение лесов, полей, рек, городов. Сигнал SOS.
Л: Ребята, смотрите, жители этой страны просят помощи. Они попали в беду. Давайте снизим высоту, вдруг мы сможем им чем-то помочь.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)
Л: Мы снижаемся. А вот и земля!
(на экране девочка Даша)
Даша: Здравствуйте, ребята. В нашей стране Шипелочке случилась беда. Налетел ураган и волшебный шар, который охранял, оберегал звук [Ш], помогал маленьким жителям нашей страны учиться произносить звук [Ш], разлетелся на маленькие осколки.
Л: Подожди, не торопись! Ты кто?
Даша: Я девочка Даша, я живу здесь, в этой стране. Очень вас прошу помочь нам найти осколки волшебного шара и, пока не поздно, спасти его.
Л: Да, действительно, у них беда приключилась. Что же Даша и жители страны будут теперь делать? Может, мы им поможем?..
Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы.
Поиск ответа на вопрос, решения проблемы.
5. Планирование деятельности
Пальчиковый массаж
. Даша: Ребята, у меня есть магнит – он вам поможет в поисках волшебных осколков…
Л: Ребята, но магнит нужно напитать энергией. Давайте хорошенько разомнём наши пальчики перед трудными испытаниями, и зарядим магнит нашей энергией.
«Су-джок» гимнастика.
Этот маленький дружок называется Су-джок.
Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках,
Чтобы лучше было думать,
Сила чтоб была в руках.
Л: Ну, а теперь в путь!
Организация поиска ответа на вопрос, решения проблемы
Педагог демонстрирует движения
Участие детей в планировании собственной деятельности.
Дети выполняют пальчиковый массаж.
Развитие фонематического слуха
Автоматизация звука Ш в слогах.
Автоматизация звука Ш в словах
Развитие фонематических процессов.
Физминутка:
Автоматизация звука Ш в предложениях
Л: Ребята, магнит показывает, что осколок где-то рядом, вон на той поляне.
Л: Ребята, чтоб поляну нам пройти и осколочек найти, нужно выполнить задание. Взяли все по колокольчику.
«Внимательные ушки».
Л: Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, звоните в колокольчик: машина, конфета, домик, подушка, каша, морковка, карандаш, шарик, облако, шапка, дорога, шарф.
Л: Молодцы, ребята, осколок теперь наш. (Беру кусочек фольги).
Л: Молодцы! Магнит показывает, где находится второй осколок.
(Показ слайда «Река» на доске). Он в реке!
Как же нам его оттуда достать?
(Ответы детей).
(Показ слайда «Рыбки» на доске).
Л: Рыбки, милые, помогите найти осколок! Они согласны, они согласны. Они помогут, но нам с вами нужно выполнить задание.
Л: Ребята, я назову вам часть слова, а вы - добавите слог -ША- и скажете слово целиком.
Л: А теперь добавьте слог ШИ:
Л: А сейчас добавьте слог ШОК:
Л: Молодцы, ребята! Осколок теперь наш. (Беру кусочек фольги).
Л: Ребята, магнит показывает следующий осколок – он в лесной чаще.
(Показ слайда «Лесная чаща» на доске).
Л: Чтобы туда попасть, нужно пройти через мост.
Вот беда, а моста-то нет, только «доски» какие-то лежат. Ребята, давайте их разберём, может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук Ш стоит в начале слова, в центре – если звук Ш в середине слова, а справа те картинки, в названии которых, звук Ш находится в конце слова.
Шапка, шарик, шарф, мышка, кошка, чашка, ландыш, камыш, малыш.
Л: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
(Показ слайда на доске)
Л: Идём в лесную чащу. Магнит показывает следующий осколок – он в лесной чаще…
Л: У нас на пути болото – это трудное испытание, давайте немного отдохнём.
(Показ слайда на доске)
Л: И так, вы пройдете через болото если отгадаете загадки:
-На сосне она висит,
Очень далеко глядит.
Ну а если упадет,
То получит кто-то в лоб.
-Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек он прячет.
-Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные…
-На голове верхом сижу,
И далеко всегда гляжу,
Зимою ваши грею уши я,
Угадайте, как зовут меня?
-Сама крошка, боится кошки
Под полом живет
Туда все несет.
-Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
-Птицы всех птенцов растят
И от недругов хранят. Лишь свое яйцо подружкам
Подложить спешит…
Л: Вы отгадали все загадки, осколок наш.
Л: Ребята, магнит показывает, что следующий осколок попал в паутину!
(Показ слайда на доске)
Л: Да… Чтобы нам распутать осколок, нужно распутать предложения:
Наша мышка поймала кошку.
На шубу вешают вешалку.
Ландыши нашли Наташу.
Камыши сидят в лягушках.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
Организует игру на развитие фонематического слуха и восприятия.
Предлагает игру «Договори слово».
Кры-ША
Лап-ША
Афи-ША
Гру-ША
Малы-ШИ
Камы-ШИ
Хоро-ШИ
Ланды-ШИ
Малы-ШОК
Гор-ШОК
Реме-ШОК
Гребе-ШОК
Дает инструкцию, предлагает «доски» с картинками»
Оказывает помощь по необходимости
Загадывает загадки, демонстрирует презентацию.
Проводит динамическую паузу
Педагог зачитывает деформированное предложение.
Ребенок выполняет задание, получает «осколок»
Ребенок выполняет задание, получает «осколок»
.
Ребенок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове. Получают «осколок»
Дети отгадывают, получают «осколок»
Дети слушают, исправляют ошибки, получают «осколок»
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы с вами выполняли во время пути? Какое было самое трудное? Какое самое простое? Какие вы молодцы!
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценкам процесса и результата деятельности
Самооценка детьми своего вклада в процесс достижения результата.