Литература. Приложения. Эмоциональный настрой на сотрудничество. Дидактическая игра «Назови жильё сказочных героев». Дидактическое упражнение «Выложи слово «Горница»
Литература
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, И. «Сфера», 2010- 96с.
2. Домбровская Р. Б Чистоговорка - средство формирования звуковой культуры речи. 2020г. https: //www. defectologiya. pro
3. Иллюстративный материал из сети Интернет - https: //zen. yandex. ru/media/id
Приложения
Приложение № 1
Эмоциональный настрой на сотрудничество
Цель: создание положительного эмоционального фона
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Приложение № 2
Дидактическая игра «Назови жильё сказочных героев»
Цель: умение детей активно взаимодействовать со сверстниками, способность договариваться
Приложение № 3
Дидактическое упражнение «Выложи слово «Горница»
Цель: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Развитие речевого слуха.
Приложение № 4
Дидактическое упражнение
«На старинный половичок вставай - чистоговорку называй! »
Цель: индивидуальная коррекция звукопроизношения, дифференциация проблемных звуков, автоматизация звуков.
- У нашей машины шипы на шинах;
- Рада, рада детвора - в детский сад идти пора;
- Жу – жу – жу – я с ужами не дружу;
- Чко –чко – чко – дети пили молочко;
- Лы – лы – лы – дети вымыли полы,
- Лок – лок – лок - мы купили котелок;
- Цы- цы- цы – дети любят леденцы;
- У Сони посылка – в ней бусы да косынка;
- Жа-жа- жа – есть иголки у ежа;
- Ор- ор- ор – красит Верочкака забор;
- Ры-ры-ры – по реке плывут бобры;
- Клава искала булавку – булавка искала под лавку;
Приложение № 5
Мини-беседа «Горница» ( Слайды 2, 3)
- Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе или часть избы (повторить слово «горница»).
- Ребята посмотрите на слайд, и скажите, какая мебель находилась в горнице? (Лавка, люлька, кровать, скамейка, стол)
В ходе рассуждений педагог подводит детей к выводу: мебели в уральской избе было немного: подвесная люлька в которой лежал малыш, стол, лавки, скамейки, полки для посуды, сундуки для одежды и украшений. Позже появились кровати, шкафы и стулья.
Приложение № 6
Загадка (Слайд № 4)
«Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать, а избы моей сердечко
Русская большая… (ПЕЧКА)»
|
|
Приложение № 7
Загадка про ухват
Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам не глотает.
Приложение № 8
Дидактическая игра «Какая каша получится? »
Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные.
Ход игры
Педагог берет туесок и по очереди достает карточки с названиями или картинками круп и говорит: «Какая каша получится из гречи? ». Дети отвечают: «Гречневая» и т. д.
- из гречи – гречневая;
- из пшена – пшенная;
- из манной крупы – манная;
- из овсянки – овсяная;
- из риса – рисовая;
- из ячневой крупы – ячневая;
- из гороха – гороховая;
- из перловки – перловая.
79
Приложение № 9
Настольно - дидактическая игра «Составь узор»
Цель: развитие зрительного внимания, моторики руки.
Игровая задача: выложить рисунок из деталей конструктора в соответствии с образцом.
Сведения об авторе
Рожкова Галина Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 35»
Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности по теме « Насекомые»
Образовательные области: « Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье»
Тема: «Насекомые».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма организации: индивидуальное занятие
Цель: Создание условий для расширения знаний об окружающем мире, для развития познавательной сферы ребёнка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и закреплять знания детей о насекомых, отличительных особенностях.
2. Закреплять элементарные математические представления (закреплять знание цифрового ряда от 1 до 10, порядковый счет до 10, прямой и обратный счёт в пределах 10, умение соотносить количество с числом)
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мышление, память, внимание, восприятие, речь (посредством дидактических развивающих игр)
2. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, речь с движением).
Коррекционно-воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.
2. Развивать коммуникативные навыки – высказывать собственное мнение, желание выполнять задания и получать результат.
Материалы: комплект муляжей и плакат «Насекомые», карандаши, дидактическая игра на липучках «Букашки в банке», игровой комплект геометрических фигур и цифр, дидактическая игра «Когда это бывает», мяч с шипами, дидактическая игра «Бабочки и цветы», дидактическая игра «Домик для пчёлки», пособие «Продолжи ряд», дидактическая игра «Домик для пчёлки», дидактическая игра «Четвёртый лишний» + камешки Марблс, дидактическая игра «Доббль – насекомые».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.
Этапы
| Содержание деятельности
| Деятельность педагога
| Деятельность детей предполагаемые результаты
|
1. Подготовительный этап -
| Создание у детей положительного эмоционального фона, подготовка к работе.
- выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения
| Здравствуй …, я очень рада видеть тебя. Какое у тебя настроение?
«Мозговая гимнастика»(Приложение ). - «качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы; - «ленивые восьмерки» - упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания; - «шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь; мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – з раза - для глаз: «моргание», «зажмурились».
- - Кинезиологические упражнения: «Фонарик». «Лягушка», «Коза – заяц»
| Отвечает - проявляет интерес,
выполняет упражнения
2 мин.
|
2. Основной этап
|
Задания на тренировку психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Динамическая пауза - необходима для развития не только двигательной сферы ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно - речедвигательная игра, координационная лесенка, нейроскакалка, планшет 9 квадратов…
Корректурная проба - для тренировки сосредоточённости, устойчивости внимания
Анализ, синтез, классификация, обобщение, способность выявить существенные признаки предметов.
Развиваем внимание, восприятие и быстроту реакции
| - «Мозговой штурм» -- достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. ( Приложение) «Когда это бывает» - времена года: «Я показываю тебе карточку и задаю вопрос, а ты постарайся ответить быстро и чётко: - Когда шубу надеваем? - Когда можно купаться в речке? - Когда ёлку наряжаем? - Когда идём под зонтиком? ...... – Когда насекомые просыпаются? » на последней карточке изображены насекомые.
- «Предлагаю поиграть – будем передавать мяч друг другу и называть насекомых, которых ты знаешь, напоминаю тебе о том, что у всех насекомых:
* два сложных глаза, * по шесть ног - бегают, плавают, прыгают, копают,
* у некоторых есть крылья,
* отсутствие костей - но у многих есть панцирь, * тело делится на три части – голова, грудь, брюшко, * важные органы чувств – усики (сенсоры), которыми насекомые улавливают запахи. Начинаем» ( плакат «Насекомые» или муляжи насекомых – Приложение )
- Интересные факты: самое длинное насекомое – Палочник – 33 см., самое маленькое насекомое – Мошка - 0, 2 мм., Муравей – может поднять вес в 50 раз больше собственного веса.
- Закрепляем основные цвета (Приложение )
- «Помоги бабочке найти свой цветок. Молодец, ты правильно выполнил задание. »
- Логическая цепочка – понять закономерность.
- «Внимательно посмотри на карточку. Постарайся понять, в какой последовательности расположены рисунки, и продолжи ряд» (Приложение )
--- Повторяем геометрические фигуры - (Приложение )
- «Посмотри, пчёлки – труженицы целый день летали, нектар собирали, очень устали. Помоги пчёлкам найти свой домик»
--- «Веселая переменка» - «Предлагаю немножко поиграть – руки, ноги, пальчики размять.
Речедвигательная игра «В нашей избушке» ( Приложение )
В нашей избушке петух поёт,
Мышка – норушка избушку метёт,
Котик на окошке штанишки шьёт,
Курочка на печке горшочки скребёт.
--- «И мы продолжаем с тобой играть. Сейчас тебе предстоит выполнить очень трудное задание. Но, я уверена, ты будешь очень внимательным и справишься» (Приложение ) - «Посмотри внимательно на картинку – твоя задача - быстро найти всех стрекоз и жуков. Работай двумя руками одновременно – жуков будешь обводить правой рукой, а стрекоз- левой рукой. Главное – последовательно просматривай каждую строчку, чтобы не пропустить нужную картинку. И постарайся как можно быстрее выполнить задание – тебе в помощь ставлю песочные часы»
-«Молодец, я обратила внимание, что ты выполнял задание последовательно. По строчкам, и без ошибок»
-- «Давайте посчитаем» (Приложение)
-« А сейчас мы с тобой будем настоящими учёными, соберём в банку разных насекомых, чтобы получше их рассмотреть. Следует подумать и посчитать –какую цифру увидишь на банке, столько насекомых там может поместиться.
-- «Четвёртый лишний» (Приложение)
-« Посмотри, на карточке ты видишь 4 картинки, одна из них лишняя, не подходит к трём другим. Подумай и определи, какая же картинка лишняя? ( Варианты: кузнечик, бабочка, комар, паук; Оса, муравей, мышь, жук. )
-- (Обычно, дети ещё просят поиграть, если позволяет и время, и в зависимости от личностных качеств ребёнка: от скорости переключения и концентрации внимания, от состояния эмоциональной сферы… ) можно выбрать игру «Мемори» или «Доббль»
на тему «Насекомые» (Приложение)
| Ребёнок отвечает на вопросы
3 мин.
Ребёнок рассматривает - обследует фигурки насекомых
Передает мяч и называет насекомых
3 мин.
Ребёнок прикрепляет бабочку на цветочек
1 мин.
Выстраивает логическую цепочку
3 мин.
Ребёнок с помощью геометрических фигур находит пчелиные домики
2 мин.
Вместе с педагогом ребёнок сопровождает слова с движениями.
1 мин.
Ребёнок берёт в обе руки по цветной гелевой ручке и обводит заданные картинки, следит за песочными часами.
3мин.
Ребёнок соотносит цифру с числом, распределяя насекомых по банкам. 5 мин.
Лишнюю картинку можно закрыть крестиками, камешками Марблс….
3 мин.
1-2 мин.
|
3. Заключительный этап
|
| Рефлексия –
- «Тебе понравилось играть? Какие задания показались трудными? Что было легко и знакомо? А что было новое для тебя?
-«И ты сегодня молодец. Порадовал меня своей работой и своими знаниями. Я хочу подарить тебе плакат «Насекомые», для того, чтобы ты мог повнимательнее рассмотреть букашек и рассказать о них родителям и своим друзьям»,
Насекомые –это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Все они не могут существовать друг без друга. Их нужно беречь и охранять.
|
Ответы и размышления ребёнка
1 мин.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: