Наброски, их цели и задачи 1 глава
Обучение рисованию с натуры складывается из двух видов учебной работы: длительного рисунка и коротких зарисовок — набросков. Чередование краткосрочных заданий с длительными предусматривается на всех этапах обучения рисованию с натуры, будь то начальная школа или высшее учебное заведение. Такая форма обучения дает возможность учащимся лучше усвоить материал и закрепить полученные знания и навыки. В длительном рисунке учащиеся серьезно и глубоко изучают отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивают свое внимание на отдельных этапах построения изображения, вникают в суть реалистического рисунка. Наброски и короткие зарисовки приучают учащихся быстро, легко и свободно оперировать своими знаниями и навыками. Основа процесса обучения рисованию с натуры — длительное штудирование натуры, которое дает учащемуся возможность глубоко усвоить как закономерности строения натуры, так и закономерности построения изображения на плоскости. Длительный рисунок позволяет ученику вдумчиво и настойчиво изучать каждый этап построения изображения, обоснованно применять правила и законы построения реалистического изображения. Например, рисуя с натуры обнаженную человеческую фигуру, учащийся должен ознакомиться с пропорциональным членением фигуры на части, с принципами выявления большой формы, с анатомическими особенностями строения человеческого тела. Он должен усвоить также законы перспективы, распределения света на форме и многое другое, что возможно только в процессе работы над длительным рисунком. Формирование отдельных понятий и овладение практическими навыками — сложный процесс, имеющий свое начало, развитие и завершение. В этом процессе мы различаем:
а) первоначальное знакомство с новым материалом и осмысление его; б) усвоение знаний и навыков; в) закрепление знаний и навыков. Таким образом, учащийся, усваивая то или иное положение реалистического рисунка, проходит длинный и сложный путь — от первоначального знакомства с новым материалом и методом работы до окончательного овладения им и применения его на практике. На этом пути ученик должен обогащаться определенными понятиями, представлениями, знаниями и навыками, при этом от него требуется полное понимание и сознательное усвоение изучаемого материала, его знания должны быть точными, конкретными, осознанными, действенными и прочными. В целях облегчения тех трудностей, которые неизбежны при усвоении нового учебного материала, педагогическая практика выработала ряд методических правил, которые помогут начинающему рисовальщику. Они заключаются в следующем: 1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком должен быть расчленен на этапы работы, которые усваиваются учащимися в определенной последовательности. Задача педагога — построить учебный процесс так, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей и каждая предыдущая ступень обучения являлась опорой и основой для последующей. Все это позволит учащемуся легче усваивать учебный материал и ясно представлять отдельные звенья процесса освоения реалистического рисунка. Задача педагога состоит в умелом и глубоко продуманном расчленении процесса обучения на отдельные этапы. (Еще древние греки говорили: «Тот хорошо учит, кто хорошо расчленяет».) 2. Последовательность этапов работы над рисунком должна быть такой, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь между отдельными этапами, чтобы учащийся чувствовал, что это единый процесс. 3. Всякое задание по учебному рисунку должно содержать в себе анализ и синтез. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский писал: «Совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа»[16].
Анализ — это расчленение целого на части. Синтез, наоборот, соединение частей в единое целое. В начале работы рисовальщик быстро намечает на листке бумаги общий вид натуры (синтез). Затем в обобщенной форме рисует детали (анализ). В самом конце работы рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме (синтез). В процессе усвоения нового учебного материала необходимо использовать в единстве два метода — индукцию и дедукцию. Индукция — это такой метод познания, когда мысль движется от частных рассуждений к общим. Наблюдаемые детали натуры подвергаются строгому анализу, и таким путем из рассмотрения единичных фактов делаются общие выводы, формируются правила. Дедукция – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному. Общие суждения, выводы и правила служат основой для частных суждений, для получения новых, более глубоких знаний. 4. Весь процесс работы над длительным рисунком должен вестись в соответствии с принципом «от общего к частному и от частного снова к общему». Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности. Поэтому в академическом рисунке начинать следует с общей характеристики натуры с постепенным и последовательным переходом к деталям и возвращением к общей «большой форме», иначе говоря, от общего через детальное осознание натуры к образному выражению. Все эти общепедагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку, будь это несложный натюрморт или рисунок человеческой фигуры. Практика советской художественной школы выработала определенную последовательность работы над длительным рисунком, которая обязательна для всех учащихся независимо от степени их подготовки. Процесс создания длительного рисунка, как мы уже говорили, очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного навыка, встречается с целым рядом трудностей. Начиная рисовать с натуры, он обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как на двухмерной плоскости изобразить трехмерное объемное тело. Не умея рационально использовать свои возможности, не зная, на что следует, прежде всего, обратить внимание, учащийся начинает добросовестно срисовывать все, что видит глаз. Он точно копирует подробности внешней формы предмета, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой. При этом он не видит основной формы предмета. Он не соблюдает последовательности построения рисунка, сразу берется за решение сложных задач, в результате чего его постигает неудача.
А. П. Остроумова-Лебедева, вспоминая годы учения, писала: «Как это было трудно — постичь человеческое тело! Как трудно! Иногда казалось, что вот-вот что-то понял, что-то выходит! Но нет! При малейшем движении натурщика, незаметном изменении позы или перемене упора на одну или другую ногу я терялась, гонялась за новой позой, изменяла рисунок, мазала, чиркала, и все сбивалось. Я не знала главных принципов строения человека, с чего начать, чем руководствоваться»[17]. Современная методика обучения рисованию с натуры предусматривает три основных этапа работы над рисунком: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; 3) подведение итогов всей проделанной работы. Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком. Первый этап— композиционное размещение изображения, определение характера формы. Предварительно учащийся должен осмотреть натуру и определить, как выгоднее (эффектнее) разместить изображение на плоскости, что является центром данной постановки. Вспомним слова Альберти, который еще в XV веке писал: «И пусть не думают, что хорошим живописцем может быть тот, кто не понимает всего того, что он пытается сделать. Напрасно натягивать лук, если ты не знаешь, куда направить свою стрелу»[18]. Прежде чем приступить к рисунку, учащийся должен предварительно ознакомиться с данной натурой, отметить ее характерные особенности, найти наиболее интересную точку зрения. Чтобы работа пошла успешно, необходимо вдохновиться данной постановкой, почувствовать красоту форм и выразительность эффектов освещения. Такой эмоциональный настрой должен сохраниться до конца работы. И в дальнейшем, когда придется обучать рисованию других, прежде всего надо вдохновить учеников, дать им эмоциональный заряд.
Затем надо перейти к изучению закономерностей строения формы; конструктивная основа формы выявляется светотенью, расположением плоскостей в пространстве. Правильное предварительное познание натурной постановки поможет успешнее перейти к практической стороне дела. Процесс познания имеет три стадии: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»[19]. Это положение В. И. Ленина является для художника-педагога руководящим. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Ученик вначале в целом знакомится с натурой, а затем его внимание переключается на характерные признаки и особенности строения модели, на ее пропорции, характер формы, движение и освещение. Такое предварительное ознакомление дает возможность детально проанализировать объект. Затем очень легко намечается изображение, причем форма прорисовывается карандашом (без особого нажима) очень обобщенно и схематично, выявляется основной характер «большой формы», движения, т. е. общий вид натуры. Основная задача педагога на этом этапе — научить ученика видеть предмет в объемной форме, цельно, обобщенно. (Если это целая группа предметов (натюрморт), то ученик должен уметь приравнять их к единой фигуре — обобщить.) Длительный рисунок может начинаться с наброска (что мы обычно наблюдаем при рисовании живой головы) при условии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Если задание очень сложное (обнаженная фигура человека в ракурсе или двухфигурная постановка) и начинающему трудно сразу приступить к работе, то целесообразно предварительно сделать несколько набросков с данной фигуры с различных сторон и точек зрения, а затем уже приступать к компоновке. Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листке бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс. На этом этапе работы необходимо видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными частями имеет бесконечное количество второстепенных деталей. Задача педагога — научить отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, можно прищурить глаза, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезли.
Второй этап работы над учебным рисунком — пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка. Это самый важный и длительный этап работы. Здесь учащийся под руководством педагога учится, как правильно применять на практике научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней, конструктивного строения формы. Методическая последовательность построения изображения следующая: вначале рисуется и уточняется большая форма, затем переходят к анализу малых форм. В проработке деталей также существуют определенные закономерности — каждую деталь надо рисовать в связи с другими, чтобы они как бы «подыгрывали» друг другу, а не «рассыпали» изображение. На втором этапе работы дается и детальная характеристика натуры: выявляется фактура, передается материальность предметов (человеческое тело, гипс, мех, ткани и т. д.). Рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях. Когда все детали прорисованы и весь рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения. Третий этап — подведение итогов. Это последний и самый ответственный этап работы над рисунком. Учащийся проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет свет и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Те места в изображении, на которых сосредоточивается внимание зрителя, необходимо детализировать, а второстепенные детали, служащие только для усиления главных, обобщить. Работа по обобщению формы для неискушенного рисовальщика представляет довольно большие трудности, ибо детали формы слишком сильно приковывают его внимание, часто заслоняют собой целостный образ натуры, не дают понять ее строения, а следовательно, и правильно изобразить натуру. Весь процесс построения рисунка надо членить на отдельные учебные задачи и методически последовательно их решать, с тем чтобы каждая последующая вытекала из предыдущей и основывалась на ней. Необходимо сказать несколько слов и об изготовлении методических таблиц, раскрывающих последовательность работы над рисунком. В педагогической практике довольно часто приходится самим изготовлять такие таблицы — наглядные пособия. Учащиеся должны понять значение и цель методических таблиц. Очень часто методическую последовательность работы над рисунком рассматривают как механическое расчленение целого на части или как процесс постепенного вырисовывания формы, где изображение постепенно приобретает четкость форм. Это внешняя сторона дела. Для будущего педагога гораздо важнее учебно-методическая сторона. Последовательность работы над рисунком надо рассматривать как решение конкретных учебных задач. Будущий педагог при выполнении рисунка должен сосредоточивать внимание не на внешнем характере предмета, а на тех учебно-аналитических задачах, которые нужно решить на данной стадии. Например, на таблице дано линейно-конструктивное изображение вазы — это означает, что ученик, наметив общий характер формы и пропорции, должен приступить к конструктивному анализу формы предмета. Он должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейшие (цилиндр, шар, усеченный конус и т. д.) и установить, вернее, понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Он должен определить, как образуется объемная форма предмета, и правильно изобразить ее в перспективе. Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач. При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица должна наглядно показывать ученику, что он должен сделать на данном этапе, какой объем работы. Она должна не только графически выражать последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывать на узловые учебные задачи. Каждый этап работы должен охватывать сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица должна быть предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывать данный этап работы над рисунком. 3. Последовательность этапов работы должна быть внимательно продумана педагогом. Во-первых, надо выделить наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, установить их очередность, чтобы у ученика вырабатывалась определенная система работы над рисунком. Каждая предыдущая таблица должна содержать предпосылки для последующей, а каждая последующая должна быть логически обоснована предыдущей. 4. Рисунки в методической таблице должны быть выполнены очень четко и ясно. В ней не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной. 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как надо ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обращать внимание. 6. В таблицах желательны заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе. Задача методических таблиц — помочь начинающему рисовальщику разобраться в тех трудностях, с которыми ему придется встретиться в период собственной работы над рисунком, а также в период педпрактики. Параллельно с длительным рисунком учащиеся педучилища овладевают набросками. Они развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки, помогают острее видеть и передавать в рисунке реальную жизнь. Наброски в отличие от длительного рисунка позволяют художнику передавать действительность более эмоционально и динамично. Набросок — это быстрая зарисовка натуры; он приучает учащихся быстро мыслить, отыскивать наиболее точные и лаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки. Набросок способствует целостному восприятию формы, в особенности при изображении человеческой фигуры в момент движения. В нем выявляется степень подготовленности ученика к самостоятельной работе. Основная цель наброска — развитие у рисующих наблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели, ее пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Рисовальщик должен отлично владеть законами изобразительной грамоты для достижения основной цели наброска. Наброски великих мастеров прошлого чаруют зрителя своеобразной изобретательностью, умением художника выделить самые характерные особенности натуры. Владение законами изобразительного искусства и применение их на практике крайне необходимо будущим художникам. Для молодого художника систематическая работа над наброском должна стать органической потребностью. Навыки в рисовании с натуры в дальнейшем будут использоваться в творческой работе художника. Вспомним огромное количество набросков, которые делал П. А. Федотов, отыскивая характерные типажи и острую выразительность поз, жестов для своих персонажей (рис. 17). Уже на школьной скамье молодой художник должен научиться быстрым зарисовкам с натуры. Они окажут неоценимую помощь в дальнейших поисках образа. Вспомним замечательные наброски человеческих лиц Н. Н. Ге к картине «Распятие» или наброски В. Ил Сурикова к «Боярыне Морозовой» (рис. 18). Набросок подготавливает начинающего художника к серьезной творческой композиционной работе, учит штудировать натуру со всех сторон, отыскивать наиболее характерное, типичное для данной модели. Говоря о наброске как учебном предмете, надо правильно определить его задачи, цели и назначение. Очень часто с понятием «набросок» смешивают первый этап работы над длительным рисунком, линейно-конструктивное построение формы. Это неверно. Набросок ставит целью дать в определенный промежуток времени полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть самой различной продолжительности и отработанности: получасовыми, часовыми, десятиминутными и т. д. — в зависимости от условий работы и тех задач, которые ставит художник. При зарисовке животных в зоопарке время предельно ограничено, при зарисовке неподвижной натуры со временем можно не считаться. Но и в том, и в другом случае от рисовальщика требуется предельное изложение увиденного. Можно начинать и длительный рисунок с наброска, но в условиях учебного рисунка первая наметка обычно не является наброском в полном смысле этого слова. В условиях академического рисования с натуры наброски преследуют определенную учебно-образовательную и воспитательную цель — закрепить уже пройденное и подготовить ученика к самостоятельной работе. Работая над наброском, ученик должен мыслить, анализировать, как и в длительном рисунке; но делать набросок — это значит быстро мыслить, быстро рассуждать, быстро анализировать. Набросок — это лаконичное суждение о предмете, которое проверяется по натуре с учетом ранее полученных знаний и сведений об этом предмете. В процессе работы над наброском у ученика активизируется запас его знаний о данной натуре, о конструктивном строении ее формы, об анатомических особенностях и т. д. Педагогическая практика показывает, что именно во время коротких зарисовок учащиеся для работы над наброском привлекают все богатство знаний, которыми они обладают. В наброске они ясно показывают свое знание натуры и свое умение пользоваться различными техническими средствами рисунка. Поэтому наброски полезны ученику в том случае, если он уже имеет некоторые сведения о натуре. Набросок заставляет сосредоточивать все внимание только на самом главном, отбрасывая все несущественное и второстепенное, а для этого рисовальщик должен знать, что является главным, а что второстепенным, т. е. иметь необходимый запас знаний и навыков. В зависимости от этого целевые установки наброска будут различны для ученика средней общеобразовательной школы, учащегося педучилища, студента. Аналитический метод в длительном рисунке подразумевает рассмотрение учеником модели, разложение ее (мысленно) на составные части, сравнение их между собой, измерение. Работая над длительным рисунком с натуры, ученик познает строение модели с помощью педагога. Набросок предполагает знакомство с основными особенностями строения модели и на основе этих знаний создание образа этой модели. Педагог проверяет, насколько правильно ученик осваивает натуру и как умеет использовать свои знания на практике. В наброске осуществляется координация между полученными знаниями и беглым наблюдением, между воспроизведением рисунка и проверкой его по натуре. Наброски прежде всего должны отражать знание закономерностей строения натуры. Невозможно назвать крупного художника, у которого в набросках отсутствовали бы знания и мастерство. Все те замечательные наброски, которыми мы любуемся в музеях и на выставках, являются результатом многолетнего опыта, практики и знаний, но отнюдь не случайности, как часто думают начинающие художники. Наброски великих мастеров прошлого — это не «просто наброски», возникшие вдруг, якобы неожиданно для самого автора; они — результат познания художником натуры, познания законов изобразительного искусства. Поэтому в условиях академического рисования с натуры наброски необходимо использовать параллельно с длительным рисованием. Многолетняя практика показала, что без системы, без соблюдения методических принципов обучение наброску оказывается бесцельным. Оно должно подразумевать определенную систематичность и методическую последовательность усложнения задач. На начальном этапе обучения в набросках должны ставиться одни задачи, на последующих (для учащихся старших курсов, студентов) — другие, более сложные. Обучение наброску следует начинать с более длительного по времени задания(трехчасового, часового), постепенно уменьшая время (до двух-трех минут). Длительность набросочных постановок определяется прежде всего учебными задачами, характером аналитических проблем. Очень важно, чтобы постановка для наброска была целенаправленной, ясной и конкретной по своей учебной задаче. На первом курсе, при рисовании геометрических тел и несложных натюрмортов, необходимы наброски с предметов быта (рис. 19). На старших курсах, при изучении головы и фигуры человека — другие наброски. Постановку не должны определять лишь внешняя привлекательность и эффектность позы. Такой набросок перестает быть учебным. Наброски на построение имеют целью научить быстро и правильно ставить фигуру (с упором на две ноги, на одну, облокотившись и т. д.) (рис. 20). Наброски с движущейся модели, например ритмически повторяющей несложные движения (шагающий, работающий напильником, пилой человек и т. д.), развивают умение передавать различные моменты движения. Об одном из методов работы над наброском находим упоминание у И. Е. Репина: «Лев Николаевич бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Это продолжается менее минуты, и, чтобы удвоить время я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния, и становлюсь там опять в ожидании группы. Я проверяю только контуры и отношения величины фигур; тени после, с одной точки, в один момент». В работе над подобного рода набросками главное внимание следует обращать на характер движения. Учащийся обязан изучать кинематику человеческой фигуры, механику основных частей человеческого тела. Характерные движения ученику необходимо изображать в наброске более остро, живо, чем это он делал в длительном рисунке. Будущему педагогу важно знать, что в одном наброске не стоит решать сразу большого количества задач, например: анатомического анализа натуры, передачи фактуры и т. д. Набросок может иметь целью закрепление навыков по конструктивному анализу формы, по обобщению формы (по так называемой обрубовке), по закреплению знаний по перспективе и анатомии. В набросках могут решаться технические задачи (тоновое, линейно-конструктивное решение изображения), использоваться различные материалы — карандаш, кисть, перо, спичка и т. д. (например, замечательный набросок пером О. Кипренского, изображающий баснописца И. Крылова (рис. 21), и тоновой набросок Н. Фешина, изображающий ребенка (рис. 22). Говоря об отличительных чертах длительного рисунка по сравнению с краткосрочными зарисовками, надо постоянно помнить о неразрывной связи этих двух видов рисования. И набросок, и длительный рисунок в учебном процессе являются лишь отдельными компонентами, которые помогают познавать окружающий мир, передавать в художественных образах наиболее типичные черты явлений реальной действительности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ РИСУНОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ И ПРЕДМЕТОВ, ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ
Приступая к изучению структуры геометрических тел (простых форм) и правил построения их изображения на плоскости листа, мы должны детально рассмотреть не только каждый этап построения изображения, но и хорошо понять специфику рисования с натуры вообще. Как уже говорилось, рисование с натуры представляет собой сложный процесс — учебно-познавательный и художественно-творческий. Учебный академический рисунок требует от художника, чтобы изображение формы предмета было правильным и выразительным, т. е. оно должно отражать объективные свойства и особенности данного предмета и субъективное отношение художника к увиденному. К объективным данным предмета мы относим закономерности строения формы, цвет, фактуру. К субъективным — личное отношение рисовальщика к предмету, то, что его больше всего заинтересовало в предмете. Казалось бы, достаточно иметь острый глаз и наблюдательность — и успех в рисунке обеспечен. Однако этого мало. Надо глубоко знать и понимать особенности строения формы предмета, его внутреннюю, скрытую от глаз, основу — конструкцию. Что же понимается под этим термином? Слово «конструкция» происходит от латинского слова construc, что означает «строение», «структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать — значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представить его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и не видимых. Чем сложнее форма предмета, тем больше и серьезнее рисовальщику приходится изучать натуру. По мере изучения курса учебного академического рисунка задачи конструктивного анализа формы будут усложняться. Так, при рисовании живой натуры, например фигуры человека, помимо знания общеконструктивных особенностей, требуются и анатомические знания. Человек не может ничего правильно (реалистически) нарисовать, если в его сознании нет ясного, образного представления о форме и характере предмета. Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонарроти не случайно говорил: «Рисуют не руками, а головой», желая тем самым подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании. При изображении какого-либо предмета рисующему нельзя ограничиваться своим первым мимолетным впечатлением, ибо оно может дать ложное представление о натуре. Нужно понять особенности строения предмета. Процесс познания натуры сложный процесс. Как в науке, так и в искусстве он подчиняется определенной закономерности. Рисующий должен следовать ей, чтобы не только понять предмет, но и дать правильное, реалистическое изображение. Процесс познания у рисующего следующий: 1. Непосредственное соприкосновение с натурой, первое впечатление — живое созерцание. 2. Изучение и анализ натуры — абстрактное мышление. 3. Изображение натуры — практика. Изображение натуры должно быть ясным, понятным и убедительным, оно должно давать яркий образ предмета. Это в особенности необходимо учителю изобразительного искусства, который постоянно пользуется рисунком на классной доске или на полях ученической работы. Все наши замечательные художники-педагоги безупречно владели мастерством рисунка. Для того чтобы научиться хорошо и правильно рисовать, нужно, прежде всего, приучить себя, наблюдая натуру, анализировать ее и ясно представлять ее строение или, говоря словами П. П. Чистякова, «прежде всего надо научить глядеть на натуру, это самое основное и довольно трудное»[20]. На первом курсе начинается изучение простых форм — геометрических тел (куба, шара, цилиндра и т. д.). Каждый предмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру — это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например, при рисовании куба необходимо, прежде всего, правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела — как образуется объем. Отграничение этого пространства в рисунке может происходить в виде линейного изображения. Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|