Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наброски, их цели и задачи 7 глава




Подобного рода сложных моментов при рисовании пейзажа у педагога встречается много, это может быть связано с эффектами освещения, с передачей эмоционального состояния, с использованием различной техники рисунка.

Мы знаем, что одно и то же помещение, но при разном освещении оставляет неодинаковое впечатление; ярко освещенное помещение способствует созданию радостного, торжественного настроения, слабо освещенное с резкими контрастами создает тревожный настрой. Примером такого решения может служить рисунок В. Д. Поленова «Переправа» (рис. 85). Здесь хорошо передано то напряженное состояние, которое вызывает у человека приближение грозы. Однако было бы ошибкой считать, что черно-белыми контрастами можно передать только тяжелые, тревожные чувства. На рисунке И. Н. Крамского «Вечер на даче» мы видим другое. Используя тоновые контрасты, художник поэтично передает уют летней дачи. Лампа, освещающая сервированный стол, китайские фонарики на деревьях помогают художнику передать красоту летней ночи, очарование вечернего отдыха, спокойно-радостные чувства людей.

В раздел пейзажа обычно входит и раздел «Рисунок деревьев, цветов и растений». Этот вид учебной работы будущему учителю рисования общеобразовательной школы крайне необходим. В повседневной работе с детьми ему надо будет показывать, как, например, рисовать одуванчик, чем отличается ель от сосны, береза от осины, а тополь от липы. Он должен знать, как располагаются ветви на деревьях, как они изгибаются, как на них растут листья. Леонардо да Винчи мечтал написать даже целый трактат «О деревьях и зелени». В «Книге о живописи...» в главе «О разветвлениях растений» он пишет: «Во-первых, всякая ветвь любого растения, которую не одолевает ее собственная тяжесть, изгибается, поднимая свою вершину к небу. Во-вторых, веточки, которые растут на ветвях деревьев внизу, больше тех, которые растут наверху. В-третьих, те веточки, которые вырастают ближе к центру дерева, в скором времени отсыхают вследствие чрезмерной тени. В-четвертых, те ветви растений будут наиболее сильными и в наиболее выгодном положении, которые ближе к самым крайним и верхним частям этих растений: а причина? В воздухе и в солнце, и в-пятых, углы, под которыми ветви отходят от дерева, равны между собой. В-шестых, но эти углы становятся тем тупее, чем старее становятся ветви, образующие их стороны. В-седьмых, сторона этого угла тем наклонней, чем тоньше ветвь, его образующая. В-восьмых, всякое раздвоение ветви, сложенное вместе, вновь составит толщину ветви, от которой оно отходит... В-девятых, главная ветвь имеет столько изломов, сколько имеет ответвлений, не сидящих друг против друга. В-десятых, из изломов ветвей тот сильнее отгибается, у которого ветви наиболее равны по толщине... В-одиннадцатых, место прикрепления листа всегда оставляет свой след под ветвью, растущей вместе с этой ветвью до тех пор, пока кора от старости дерева не треснет и не разойдется»[62].

При объяснении учащимся характерных особенностей формы различных деревьев учителю следует запомнить, что у березы от ствола ветки идут вверх, затем изгибаются книзу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев. У плакучей березы эти крайние ветви более тонкие и длинные, у обыкновенной — они короче, более толстые и узловатые. У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя свое направление. Листья располагаются группами на конце веток, напоминая шапки причудливой формы.

У ивы ветки от ствола также тянутся вверх, но на молодых кустарниках они так и остаются прямыми (верба), свисают только листья; а у большого дерева ветви под тяжестью листьев свисают вниз, образуя характерную массу как бы струящейся воды, отчего ее в народе и прозвали «плакучая ивушка». У ели ветви также стремятся вверх, особенно хорошо это видно на вершине дерева (рис. 86). Между тем многие, особенно школьники, рисуют елку с опущенными ветвями. Учителю надо обращать внимание на это. У сосны ветви широко расходятся в стороны, а на концах резко поднимаются вверх, где и располагаются иглы (рис. 87).

Рисуя пейзаж и моделируя форму крон деревьев светотенью, не следует особенно вдаваться в мелкие детали. Вполне достаточно выявить основные массы. Давая советы молодым художникам, Леонардо да Винчи писал: «На далеких расстояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, те, которые не являются основными, теряются вследствие своего уменьшения; так что если небольшое освещенное место остается на большом затененном пространстве, то оно теряется и ни в какой мере не искажает этой тени. То же бывает с небольшим затененным местом на большом освещенном фоне»[63].

Чтобы хорошо изучить характерные особенности разных деревьев, необходимо тщательно прорисовать каждое из них. В старинных пособиях по рисованию пейзажа рисунку веток растений, цветов и различных пород деревьев отводился специальный раздел.

Зарисовка растений не только увлекательный, но и крайне необходимый для учителя изобразительного искусства вид работы. Это будет необходимо будущему учителю и в творческой работе, если он увлечется декоративно-прикладным искусством,

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ

С четвертого семестра III курса по учебной программе для педучилищ начинается рисунок головы человека. Это сложный и в то же время очень увлекательный раздел курса академического рисунка.

Усвоение основных принципов, правил и законов построения изображения головы начинается с анализа конструктивной основы формы, затем следует изображение гипсовых моделей частей лица (глаза, нос, уши, губы) и изучение анатомического строения черепа.

Первыми натурными постановками служат гипсовые слепки с классических произведений скульптуры, сначала обобщенной формы (Диадумен, Антиной, Аполлон, Зевс), затем с более детальной реалистической трактовкой формы (Гомер, Сократ, Геракл, Гаттамелат, Колеони, Давид) и, наконец, — живая голова.

При построении изображения головы учащийся должен хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы, а этого он может добиться только при условии строгого соблюдения методической последовательности работы над рисунком. Рассмотрим для примера изображение гипсовой головы Аполлона. В данном случае мы будем говорить не столько о последовательности работы над рисунком, которая обычно излагается во всех руководствах и пособиях по рисунку, сколько о тех учебных задачах, которые обычно ставятся педагогом перед учениками на том или ином этапе рисования.

Работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги — это первый этап (рис. 88). Прежде чем приступить к рисунку, нужно посмотреть на натуру со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы и положение головы в пространстве. Обращая внимание учащихся на поворот, преподаватель объясняет, что наклон головы влияет на композиционное размещение. На композицию рисунка влияет также и освещение.

Размер изображения определяется пропорциями головы — отношением высоты к ширине. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то шаблона, например при рисовании в трехчетвертном повороте или в профиль обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. Для великих мастеров прошлого это не являлось правилом.

Композицию рисунка в каждом отдельном случае надо решать особо. Предыдущий опыт и художественное чутье помогут справиться с этой задачей.

Второй этап работы - определение характера формы головы, ее пропорций и наклона (рис. 89). На этом этапе построения рисунка от ученика требуется найти общий характер формы головы, правильно установить наклон и поворот головы, а также основные пропорции.

Чтобы найти наклон головы, мысленно надо соединить прямой линией переносицу и середину подбородка и представить, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Верно определив угол наклона профильной линии с вертикальной, учащийся найдет и нужный наклон головы.

Учащиеся не должны забывать о явлениях перспективы, т. е. точно устанавливать горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей, закономерность перспективного сокращения.

Характер формы головы определяется особенностями строения костей черепа, поэтому ученик должен в первую очередь изучить эти кости. Основное внимание должно быть обращено на кости черепной коробки и на лицевые.

Шарообразная черепная коробка состоит из шести основных костей: лобной, двух теменных, двух височных и затылочной. Все эти кости соединены между собой швами и составляют единую форму.

Передавая характер формы головы того или иного человека, мы, прежде всего, обращаем внимание на кости черепа. У одних людей очень большая лобная кость и маленькая затылочная; у других, наоборот, очень крупная затылочная и маленькая лобная. У одних очень сильно выступают лобные бугры, у других — височные кости.

На лице мы обращаем внимание: на корень носа (горбинку), на лобные бугры, на края глазниц и места крепления височных костей со скуловыми, на скуловые кости и скуловые отростки и на нижнюю челюсть. Все эти кости хорошо видны на лице и также помогают правильно определить характер формы головы. Например, форма нижней челюсти состоит из центральной площадки — подбородочного возвышения и двух ветвей, которые сочленяются с височными костями. Если подбородочное возвышение сильно изгибается и выдается вперед, то на подбородке у человека образуется ямочка.

Изображение вначале намечается очень легко (еле-еле касаясь карандашом бумаги). Это даст возможность в дальней­шем, не применяя резинки, вносить исправления и уточнения. Для ознакомления учащихся с закономерностями пропорционального членения головы на части полезно привести каноны древних.

Лицевая часть головы делится на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.

Отрезок от надбровных дуг до основания носа, в свою очередь, делится еще на три равные части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает уголки глаз и слезники. Отрезок между основанием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй линиями проходит средняя линия рта, которую часто называют линией разреза губ. Расстояние между глазами равно ширине (величине) глаза. Высота уха равна длине носа (рис. 90).

Для художников древности эти закономерности пропорциональ­ного членения головы на части яв­лялись каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академиче­ских правил рисования. В наше время знакомство с ними помогает начинающему правильно видеть натуру.

Третий этап работы — объемно-конструктивное построение формы головы (рис. 91).

Этот этап построения изображения подразумевает знакомство учащихся с особенностями конструктивного строения формы человеческой головы, более глубокое изучение анатомии.

Выявление конструктивных особенностей строения формы головы[64] помогает ученику правильно передавать в рисунке объем и положение головы в пространстве. Чтобы свободно справляться с этой работой, необходимо ознакомиться со схемой конструктивного строения головы.

Рассматривая объемные формы, в том числе и голову человека, мы замечаем, что они ограничены в пространстве поверхностями.

Чтобы найти поверхности, образующие объем, пользуются линиями, которые как бы расчерчивают форму головы на планы, раскрывая конструктивную сущность объема.

Линейно-конструктивная схема построения формы головы человека очень хорошо видна на рисунке немецкого художника эпохи Возрождения А. Дюрера (см. рис. 11). На этом рисунке-схеме можно проследить не только общие закономерности конструктивного строения формы головы, но и закономерности пропорционального членения головы на части, анатомического строения.

Построение изображения головы по линейно-конструктивной схеме заставляет ученика рисовать сознательно, отучает от пассивного копирования натуры, помогает правильно построить изображение формы головы.

Основные конструктивные линии членят форму головы на пропорциональные части: от линии волосяного покрова до линии надбровных дуг, от линии надбровных дуг до линии основания носа и от линии основания носа до линии основания подбородка.

Необходимо отметить, что это условное деление головы на части определяется строением черепа.

Линия волосяного покрова проходит через след корней волос (чешуя). Иногда в этом месте на лобной кости имеется небольшое возвышение (рис. 90, а).

Линия надбровных дуг проходит по выступу надбровий через точки надглазничного отверстия (рис. 90, б).

Линия разреза глаз проходит через переносицу и швы височных костей и скуловых (рис. 90, в).

Линия основания носа проходит у низа скуловых костей и корня носа (рис. 90, г).

Линия основания подбородка — по выступу нижней челюсти (рис. 90, д).

Зная эти закономерности, можно точно определить положение головы в пространстве.

Место расположения линий разреза глаз и рта определяется также согласно закономерностям анатомического строения формы головы.

Если расстояние от линии надбровных дуг до основания носа разделить на три равные части, то вторая линия сверху будет соответствовать линии разреза глаз.

Если нижнюю часть лица от подбородка до основания носа разделить на три равные части, то верхняя часть будет равна расстоянию от основания носа до линии разреза рта.

Расстояние между глазами равно ширине глаза, т. е. линию разреза глаз от одного уголка глаза до другого также можно разделить на три равные части. Это особенно полезно знать, так как наш глаз часто обманывается. Так, например, при рисовании головы Юлия Цезаря кажется, что у него расстояние между глазами намного уже ширины глаза, если же циркулем по гипсовому слепку измерить расстояние между глазами, то можно обнаружить, что оно равно ширине глаза.

Высота уха равна длине носа, т. е. уши располагаются между линиями надбровных дуг и основания носа.

Все конструктивные линии — линии надбровных дуг, оснований носа и подбородка, разреза глаз и рта — между собой параллельны. Эта закономерность членения головы помогает рисующему правильно схватывать основные пропорции и характер модели.

Разберем более обстоятельно схему конструктивного строения формы человеческой головы и раскроем смысл и значение каждой линии.

Определяя по натуре местоположение конструктивных линий, их надо искать не на поверхности лица, а иметь в виду, что они лежат в основе черепа. Например, конструктивную линию основания подбородка следует искать на середине челюстной кости. Линия основания носа проходит не у кончика но­са, а у основания ноздрей; кончик же носа может быть расположен или ниже, или выше основания носа в зависимости от положения головы в пространстве.

При небольших поворотах головы трудно определить, наклонена она вниз или запрокинута вверх. И в этих случаях знание схемы конструктивного строения головы может помочь.

Для того чтобы правильно выразить конструктивную основу формы при любом положении головы в пространстве, рисовальщику надо запомнить ряд особенностей перспек­тивного изображения конструктивной схемы. При обучении рисованию с натуры большое значение имеет выбор точки зрения, т. е. места, откуда рисующий наблюдает натуру. Вид натуры сильно изменяется в зависимости от того, откуда смотрит рисующий.

Рассмотрим основные положения (повороты) головы и разберем особенности построения их изображения.

Построение изображения головы в фас (фронтально).

1. Положение головы на уровне глаз рисующего (рис. 92, а).

Профильная линия прямая и делит голову на две равные и симметричные части. Поэтому, изображая симметричные формы головы — лоб, овал лица, нос, губы, подбородок, ученик должен рисовать одновременно правую и левую части.

Линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта прямые и горизонтальные.

Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки (наружные края) глаз, а точнее, по шву, соединяющему скуловую и височную кости.

Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губы, касаясь уголков губ.

2.Положение головы в фас, вид снизу (рис. 92, б).

При построении изображения головы в ракурсе (в сокращении) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Линия уха опустится ниже основания носа. Откроются (будут видны) нижние площадочки надбровных дуг, а также нижняя плоскость носа и подбородка. Линия разреза глаз опустится к горбинке носа. Профильная линия остается по-прежнему прямой.

3.Положение головы в фас, вид сверху (рис. 92, в). Конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта округлены и своими вершинами обращены книзу.

Низ ушной раковины выше основания носа. Нижние площа­дочки носа, надбровий и подбо­родка скрыты. Профильная ли­ния по-прежнему прямая.

Построение изображения го­ловы в трехчетвертном повороте.

1.Положение головы на уровне глаз рисующего (рис. 93, а). Лице­вая часть должна быть изо­бражена в перспективе

(одна половина в большем сокра­щении, другая — в меньшем). Однако лицевую часть головы (правую и левую половины) надо изображать одновременно и симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, т. е. повторяем в зеркальном отраже­нии абрис дальней щеки.

Профильная линия немного изогнута. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка прямые и горизонтальные.

2. Положение головы выше уровня глаз рисующего(рис. 93, б).

При трехчетвертном повороте головы форма ее сильно видоизменяется, изменяется и вид конструктивной схемы. Начинающие рисовальщики этого не учитывают и допускают много грубых ошибок в перспективе: одну часть головы они рисуют так, как если бы она находилась на уровне наших глаз, другую в ракурсе. В результате у них появляется обратная перспектива (рис. 94, а), т. е. расстояние от надбровной дуги до линии основания челюсти по мере удаления от зрителя увеличивается. Форма при этом начинает разваливаться, иска­жается и характер головы.

При данном положении лицевой угол, обращенный к зрителю (край лобного бугра, височной кости, скуловой и т. д.), всегда будет выше отдаленного.

При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше отдаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится простая геометрическая форма в виде ящика. На лицевой стороне наметим нашу схему головы, по законам перспективы это будет выглядеть так, как показано на рисунке (94, б). Таким образом можно убедиться, что глаз, удаленный от нас, ниже.

Профильная линия изогнута. Нижние площадочки надбровий, носа и подбородка хорошо видны. Кончик носа выше линии основания носа.

3. Положение головы ниже уровня глаз рисующего (рис. 93, в).

Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка округлой формы и своими вершинами обращены книзу. Кончик носа при таком положении ниже основания носа. Линия разреза глаз приближается к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сокращается, а верхняя часть черепной коробки увеличивается. Профильная линия немного изогнута.

Построение изображения головы в профиль.

1. Положение головы на уровне глаз рисующего (рис. 95, а). При рисовании головы в профиль неопытный рисовальщик вообще перестает думать о конструкции объема и обычно дает плоское изображение — силуэт.

Рисуя голову в профиль, он добросовестно срисовывает абрис головы и забывает о черепной коробке. А между тем линейно-конструктивная схема помогает и здесь. Наметив лицевую часть головы и отделив ее линией от остальной формы, рисующий вынужден думать о той части головы, которая не видна. Таким образом, он рассматривает голову не как плоский рельеф, а как объемную реальную форму.

2.Положение головы выше уровня глаз рисующего (рис. 95, б).

При таком положении головы рисовальщику легче уловить конструктивные особенности головы, а также перспективные соотношения. Следя за линией надбровных дуг, легко заметить, что глаз видимый выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, носа, подбородка. Это и надо подчеркивать в рисунке.

3. Положение головы ниже уровня глаз рисующего (рис. 95, в).

В этом положении конст­руктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта будут обращены своими вершинами книзу. Намечая детали головы, нужно следить, где расположатся уголки губ, глаза, уши и т. д.

Для того чтобы хорошо запомнить схему конструктивного строения формы человеческой головы, очень полезно (и даже необходимо) прорисовать конструктивную схему в различных перспективных положениях, без натуры — по представлению.

Четвертый этап работы — пластическая моделировка формы (рис. 96).

Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, можно переходить к выявлению объема средствами светотени. Здесь очень важно проследить взаимосвязь конструкции со светотенью, правильно разобраться в пластической форме головы и правильно понять ее объем. Для того чтобы облегчить начинающему эту задачу, следует воспользоваться методом обобщения формы, который помогает правильно найти и выразить в рисунке «большую форму» (изображение формы предмета без деталей). Иногда под выражением «большая форма» понимают геометризирование формы. Например, форма шеи, рук, ног рассматривается как форма цилиндра; таз, грудная клетка — как призма или усеченная пирамида.

В первой половине XIX века французский методист Александр Дюпюи, чтобы помочь начинающему художнику в усвоении учебного материала, разработал серию специальных гипсовых голов, которые ученики обязаны были срисовывать. Серия состояла из четырех голов: первая голова представляла собой обобщенную форму без всяких деталей; вторая — с намеком на детали (выпуклости шаровидных форм глаз, призма носа и в общих чертах уши); третья — уже с подробностями основных форм головы и, наконец, четвертая — с детальной проработкой формы. Только после всех этих упражнений Дюпюи разрешал переходить к рисованию гипсовых слепков с античных скульптур. Этот метод сохранил свое значение и поныне. В художественных школах, педучилищах и пединститутах, где имеются подобные модели, учащиеся выполняют специальные задания и только потом переходят к рисованию гипсовых голов.

Чтобы работа не страдала отвлеченностью, намечая призматическую форму носа, необходимо обратить внимание на характер ее формы (прямая, курносая, горбоносая). Уточняя форму носа, нужно также помнить и об образующих его объем поверхностях, которые определяются анатомической структурой косточек и хрящей. Для того чтобы начинающему легче было понять структурное строение формы носа, предлагаем схему (рис. 97).

Передняя плоскость носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде. И наконец, последняя трапеция — миндалины (4). Таков характер передней плоскости носа. В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет меняться рисунок передней плоскости: горбоносый будет иметь маленькую переносицу и сильно удлиненную горбинку; у курносого, наоборот, растянутая в ширину переносица и маленькая коротенькая горбинка.

Приступая впервые к рисунку головы, ученик должен особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Для этого необходимо: во-первых, парные и симметричные формы рисовать одновременно, т. е. наметив правую скуловую кость, тут же намечать и левую; во-вторых, проводить параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой. Надо заметить, что принцип выявления «большой формы» для начинающего представляет большие трудности. Поэтому при выполнении длительного рисунка каждому" ученику дополнительно нужно выполнить еще ряд упражнений на выявление «большой формы» (пример подобных упражнений показан на рис. 98).

Чтобы ученик понял принцип построения «большой формы», ему дают специальное задание и предлагают воспользоваться методом упрощения формы, т. е. в начальной стадии рисунка рассматривать форму человеческой головы в виде скульптурного обруба, идти по принципу работы скульптора — от общего к частному. Ведь скульптор тоже при ваянии формы головы из дерева или мрамора прежде всего дает общую форму головы, затем переходит к выявлению основных деталей — призматической формы носа, шаровидных выступов глаз. И только после этого он приступает к детальной проработке головы. Этому же методу должен следовать и рисовальщик.

Рассматривая так форму, мы имеем возможность легко соблюдать законы линейной перспективы. Например, изобразить нос в перспективе очень трудно, но построение изображения призмы уже не представляет особых затруднений. Кроме того, такой подготовительный «обруб» облегчает решение тональных задач. Например, рисуя линией форму носа, а затем переходя к тушевке, начинающий не может уловить тональную разницу между боковой плоскостью носа и передней, т. е. сила света оказывается совершенно одинаковой и на кончике носа и на ноздре. Рассматривая же форму носа как призму, можно сразу передать объем и, прежде чем приступить к тушевке, отделить переднюю, боковую и нижнюю плоскости друг от друга тоном — светом, полутенью и тенью, а затем начать уточнять живую форму носа.

Особое внимание следует обращать на анализ форм деталей.

Рисуя глаз, ученик должен помнить, что в основе его шарообразная форма, которая находится в глазничной впадине. Поэтому, рисуя веки, ученик должен следить, чтобы они облегали форму глазного яблока. Надо с вниманием отнестись к толщине век. Всякая трехмерная объемная форма имеет три измерения: по высоте, ширине и глубине. Если мы рассечем форму глаза вертикальной плоскостью, то след сечения даст линию, которая будет наглядно выражать пластическую структуру этой формы (на рисунке 99 она указана стрелками). Кроме того, надо следить и за сокращением толщины века (в одном месте она видна больше, в другом — меньше).

Неправильно начинающие изображают форму губ. Они рисуют губы линией, в то время как их надо намечать мягко, не делать резких очертаний бантика губ. В том месте, где вначале намечается линией рисунок бантика губ (рис. 100), в натуре будет самая выпуклая часть; следовательно, на рисунке надо передавать по кромке губ свет, а не черную линию.

На этом этапе работы ученик углубляет свои знания по анатомии, учится разбираться в пластической форме головы, закрепляет свои знания по перспективе. Для более углубленного изучения форм человеческой головы педагог должен рекомендовать во время урока проверять местоположение костей и мышц по таблицам анатомического атласа.

Особое внимание следует обратить на правильность перспективного построения формы на плоскости, на верное и убедительное выражение объема средствами светотени.

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса рисования. Чтобы после перерыва ученик мог занять прежнюю точку зрения, можно рекомендовать следующий прием: пусть рисующий обратит внимание на переносицу и слезник дальнего от него глаза (если голова находится в трехчетвертном повороте). Горбинка носа закроет собой дальний глаз, и надо заметить, насколько глаз заслонен, т. е. виден слезник или он скрылся за переносицу. С помощью такого приема можно правильно найти первоначальную точку зрения и соблюдать правила перспективы, а следовательно, правильно строить форму на плоскости.

Пятый этап работы — переход от общего к частному и прорисовка деталей.

На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение «большой формы» деталями. Рисующий переходит от анализа «большой формы» к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей массой головы. Он продолжает изучать анатомию человека, правила перспективы, теорию теней. Рисуя ухо, он должен уметь его «привязать», чтобы оно не было нарисовано на щеке или на затылке. Нужно знать, что низ уха — мочка — располагается не у края челюсти и не выше челюсти, а немного ниже, причем передний край мочки немного закрывает кость челюсти. Скуловой отросток всегда располагается в середине ушной раковины и козелка. Это каждый легко может проверить на себе (начиная прощупывать скуловой отросток, можно убедиться, что он уходит в середину ушной раковины, а палец, который прощупывает отросток, упирается в козелок — рис. 101). Для правильного определения местоположения ушной раковины надо следить, чтобы ось ушной раковины была параллельна ветке челюстной кости (на рисунке показано направление осей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...