Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наброски, их цели и задачи 8 глава




Особое внимание обращается на характер формы. Уши у каждого человека имеют свой рисунок, свои характерные особенности. Зная общую закономерность строения формы уха, художник сможет легко уловить характерные особенности каждой детали. Ухо человека состоит из пяти основных частей: завитка, противозавитка, козелка, противокозелка и мочки. Характер формы этих частей у каждого человека разный.

Приступая к детальной проработке формы, начинающий должен соблюдать известный порядок, чтобы не перескакивать от одного места к другому.

Определяя местоположение и величину одной детали, нужно уметь увязывать ее с другой. Например, рисуя нос, надо следить, как он располагается по отношению к слезникам, скуловым костям, уху, уголкам губ. Учащиеся должны придерживаться строгого правила: рисуя детали, все время проверять, как они согласуются друг с другом.

«Рисовать — это значит рассуждать... — любил говорить своим ученикам П. П. Чистяков. — Начинать просто, рассуждая, положим, так. Плоскость найдена, теперь глаз находится на высоте такой-то, проверить высоту — снизу и сверху расстояния. Сразу глаз тонко не вычерчивать, а так просто искать место его. Положение по отвесной линии найдено, пойти по горизонтали: от переносицы на столько-то, от другого переносья, проверить, глядя вдруг, быстро, несколько раз. Потом вдруг взглянуть и. определить положение глаза от слезника до наружного края относительно горизонта, потом нужно рисовать веко, положим, верхнее. От наружного края глаза веко идет вверх — до сих пор, здесь перелом и линия идет вниз к слезнику. Нижнее веко так же. Потом нужно перекинуть прямую от точки переносья верхнего века на точку переносья нижнего века. Следует чувствовать форму между носом и слезником»[65].

Рисуя пряди волос, нужно следить за тем, чтобы они располагались по форме головы.

Прорабатывая отдельные локоны волос, ученик не дол­жен пассивно срисовывать их, не думая о форме. Вначале надо наметить общую форму всего локона, а затем переходить к уточнению.

Шестой этап работы — тональная проработка формы и передача материальности (рис. 102).

 

 

 

Ученик окончательно отделывает рисунок каждой детали, следит за плавностью переходов тональных отношений, выявляет рефлексы и материальность предметов. Педагог знакомит с техникой рисунка, показывает образцы, дает упражнения по техническим приемам работы.

На этом этапе работы педагог более подробно раскрывает законы распределения светотени, законы контрастности (при выделении блика на кончике носа), явление воздушной перспективы (передача пространства с помощью тональных отношений); решается тональная задача взаимосвязи фона с рисунком головы.

На последнем, седьмом, этапе ученик подводит итоги проделанной работы — проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому (рис. 103).

Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем проверяются тональные отношения. Здесь необходимо еще раз отметить самое темное и самое светлое место в натуре и, сопоставляя полутона, привести рисунок к целостному решению.

Затем следует обратить внимание ученика на степень проработки деталей. Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, детали переднего плана — более.

Подводя итоги проделанной работы, ученик должен просмотреть, чтобы рефлексы не оказались в одной силе со светом, перечерченные тени не делали «дыр», контрасты света и тени на дальнем плане не были чрезмерными.

Для того чтобы легче было увидеть подобные недочеты, следует отставить рисунок на расстояние (желательно поместить рядом с натурой) и, прищурившись, посмотреть и на натуру и на свой рисунок.

Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблюдаться, так как нарушение ее замедляет усвоение учебного материала. Нельзя перескакивать через отдельные этапы в работе над рисунком: не найдя, например, основных форм объема, переходить к детальному анализу натуры; не поняв конструкции предмета, переходить к передаче фактуры и т. д. Ученик обязан последовательно закреплять отдельные этапы и разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел подготавливает последующий.

Последовательность выполнения рисунка приучает ученика к рассуждению, к осмысленному построению изображения на плоскости.

По мере того как привычка к последовательной работе укореняется, количество этапов работы начинает сокращаться: Рисующий приучается к самостоятельности. Чем больше приобретает ученик опыта в работе, тем меньше ему требуется этапов для выполнения рисунка.

Этапы построения изображения не должны быть изолированы друг от друга, а должны находиться в тесной связи и взаимодействии. Поэтому, акцентируя внимание на каком-либо этапе построения изображения, необходимо связывать его с предыдущим и последующим.

Следует также отметить, что членение процесса работы над рисунком на отдельные этапы условно. Четкие границы между отдельными этапами провести трудно. Кроме того, может оказаться, что рисующий недостаточно точно или ошибочно решил задачи предыдущего этапа, и поэтому ему придется возвратиться к тому, что казалось уже пройденным.

Говоря о методической последовательности построения изображения, необходимо прежде всего иметь в виду те учебно-аналитические задачи, которые ученик должен решить во время построения рисунка.

 

РИСУНОК ЖИВОЙ ГОЛОВЫ

 

Рисование с натуры головы человека подводит рисующего к искусству портрета. Каждый рисующий с натуры голову человека прежде всего старается точно передать портретное сходство, изыскивает более выразительные, более эмоциональные средства изображения.

В истории изобразительного искусства карандашный портрет завоевал себе почетное место (например, французский портрет, галерея портретов О. А. Кипренского, И. Е. Репина, В. А. Серова, И. Н. Крамского и др.). Карандашные портреты Н. А. Андреева, изображающие вождя революции В. И. Ле­нина, вошли в золотой фонд советского искусства.

Средствами рисунка художник имеет возможность передать не только внешний облик человека, но и его чувства, мысли, переживания. Так, например, в «Портрете госпожи Прейс с ребенком» О. А. Кипренского (рис. 104) мастерски передано не только внешнее сходство с оригиналами, но и внутренний мир персонажей, их душевное состояние.

Госпожа Прейс свободно и непринужденно откинулась на подушку. Ее мечтательно-задумчивое лицо, обрамленное лежащими в беспорядке волосами, выражает доброту и спокойствие. Она отложила свое рукоделие, предоставив художнику возможность свободно работать. Малыш испуганно прижался к ее груди, но смотрит с любопытством. Его заинтересовала работа художника. Это состояние ребенка художник тонко подметил и мастерски передал в рисунке. Посмотрите на движение приподнятой ручки, на указательный пальчик, на выражение лица ребенка.

Для того чтобы достигнуть подобного мастерства, рисующему прежде всего необходимо хорошо изучить анатомическое строение головы человека и работу мимических мышц лица.

Мышцы головы расположены в основном на ее лицевой части, они облегают кости черепа и определяют характер формы лица. На рисунке 105 изображен анатомический муляж, где показаны основные мышцы лица и их характерная форма.

1 мускул лба. Это мускул внимания, удивления. Мускул лба прикрепляется своими нижними концами к коже под бровями и при сокращении поднимает брови. Чем сильнее сокращаются волокна мышцы лба, тем больше приподнимаются брови, а вместе с тем на лбу появляются более глубокие и рельефные складки. При поднятии бровей верхнее веко также приподнимается и глаз открывается больше.

2 мускул глаза. При сокращении круглого мускула глаза веки закрываются. К мышцам глаза нужно отнести также и мышцу, сдвигающую брови, которая при сокращении опускает внутренние концы бровей.

3 жевательная мышца. Прикрепляется к скуловой кости, скуловому отростку и нижней части челюсти. Жевательные мышцы хорошо видны на лице каждого человека и во многом влияют на характер формы головы.

4 круговая мышца рта. Окружает ротовое отверстие, обусловливает толщину губ. Круговая мышца рта делится на две части — наружную и внутреннюю. При сокращении внутренней части углы рта сближаются между собой, придавая круглую форму губам; при сокращении наружной части губы плотно закрывают отверстие рта. При обратном действии круговой мышцы рта верхняя губа и крылья носа поднимаются, а нижняя губа и уголки губ опускаются. Выражение лица во многом зависит от мимических мускулов, прикрепляющихся одним концом к костям черепа, а другим — к коже. Сокращаясь, они собирают кожу в складки, придавая лицу то или иное выражение: смеха, плача, боли, ужаса, угрозы и т. д.

При работе над портретом художнику надо знать, как группируются мимические мышцы лица при том или ином состоянии человека.

На рисунке 106 даны схемы выражений лица человека.

Схема 1 — выражение внимания. При сокращении лобной мышцы на лбу образуются поперечные складки, располагающиеся параллельно бровям, брови делаются дугообразными.

Схема 2 — выражение боли. При сокращении мышц лба образуются складки кожи, устремленные своими вершинами вверх, брови также приподнимаются, рот раскрывается, круглая мышца рта растягивается. Мышца, сморщивающая брови, — короткая и довольно плотная. Она располагается глубоко под круговой мышцей глаза и лобной (наискось по направлению книзу и внутрь). Своей внутренней частью она прикрепляется к лобной кости вблизи носового шва, а наружный ее конец пронизывает круговую мышцу глаза, прикрепляясь к коже брови. При своем сокращении эта мышца сдвигает (сближает) брови, вызывает образование двух вертикальных морщин на переносице и поднимает брови вверх, образуя небольшой изгиб посередине.

Схема 3 — выражение угрозы. Лобные мышцы сокращаются, концы бровей резко поднимаются вверх.

Схема 4 — размышление, созерцание. Лобные мышцы сокращаются, на переносице образуются складки, брови сближаются.

Схема 5 — выражение радости. Углы рта отходят назад и приподнимаются, щеки надуваются, веки смыкаются, и по углам их образуются морщинки. Верхние горизонтальные волокна подкожных мышц (мышцы смеха), располагаясь между уголками рта (спереди) и фасцией жевательных мышц (сзади), тянут уголки рта назад. Сокращение скуловых мышц придает лицу выражение веселья. Эту же функцию выполняют также круговые мышцы глаза, квадратная мышца верхней губы. Нижние волокна глазничной части оттягивают кверху щеки и образуют бороздку между щекой и нижним веком. При сокращении глазничных мышц у наружных углов глаз появляются лучистые морщинки, которые в старости делаются постоянными.

Схема 6 соответствует выражению лица, когда человек плачет. Уголки рта опускаются, веки прищуриваются, верхняя губа поднимается вверх. Квадратная мышца верхней губы, которая имеет три пучка волокон или головок (угловая, подглазничная и скуловая), при плаче активно участвует в мимике лица. Скуловая головка, которая начинается от лобного отростка верхней челюсти и идет вертикально вниз, где прикрепляется к коже крыла носа и верхней губе, при сокращении поднимает вверх крыло носа, расширяет ноздрю, поднимает верхнюю губу и подтягивает вверх носогубную складку. На коже щеки, приподнятой этой мышцей, образуется ряд лучистых складок, идущих от внутреннего угла глаза вниз. Мышцы лба, сокращаясь, вызывают складки на лбу и приподнимают бровь.

Схема 7 — выражение сильного горя. Лобная мышца сокращается, образуя на лбу складки. Складки кожи на переносице — следствие сближения бровей.

Схема 8 — выражение недовольства, презрения. Пирамидальная мышца носа, сокращаясь, тянет кожу межбровного промежутка вниз и вызывает на переносице поперечные складки, опускает вниз внутренний угол бровей. Верхняя губа поднимается, а уголки рта опускаются вниз. Нижняя губа выпячивается вперед.

Знать эти схемы нужно каждому художнику, так как они помогут правильно расположить морщины и складки кожи лица при изображении соответствующего душевного состояния человека. Знающий анатомию художник понимает значение каждой впадины, каждой выпуклости на поверхности человеческого лица.

Надо также иметь в виду, что мимические мышцы лица действуют не изолированно друг от друга, а взаимозависимо, кроме того, на мимику оказывают влияние и другие факторы: движение глазного яблока, выражение глаз, положение головы и плечевого пояса, жест рук.

Особенно эти знания необходимы в работе над портретом, тематической картиной, где передаются душевные переживания людей.

Рисуя портрет, нужно внимательно следить за характером действий мышц и их формой, а также за согласованностью действий мышц.

Методическая последовательность работы при изображении живой головы остается такой же, как и при рисовании гипсовой головы. Законы построения формы головы человека также остаются неизменными, но меняются методика использования полученных знаний и навыков, приемы работы.

В качестве натуры для первых учебных постановок следует выбирать мужские модели, но не очень молодых и без бороды, усов, бакенбард. Это облегчит решение учебных задач.

Начинается рисунок, как всегда, с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, перед началом работы над длительным рисунком следует сделать несколько набросков с данной натуры с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную.

Выбирая позу, положение головы в пространстве, необходимо подметить наиболее характерное, вдохновиться образом данного человека, чтобы появилось острое желание запечатлеть его в рисунке.

Начинаем рисунок легкими прикосновениями карандаша к бумаге. Слабыми линиями намечаем наклон, поворот и общий характер формы головы. В качестве ориентира используем профильную линию, линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, которые помогут найти и правильные пропорциональные отношения (рис. 107).

По сравнению с предыдущими заданиями здесь, при рисовании живой головы, методика работы должна усложниться. Если раньше, при рисовании гипсовой головы, мы каждую учебную задачу решали отдельно, то теперь буквально за две-три минуты надо решить несколько задач: композиционно разместить изображение, схватить характер формы и наметить основные пропорции.

При исполнении сложных заданий, связанных с портретной характеристикой, рисунок лучше начинать сразу с живого эмоционального наброска, который в дальнейшем будет кон­кретизироваться. Правда, здесь дело еще больше может усложниться и иметь двоякий исход: с одной стороны, первое, живое, непосредственное восприятие натуры позволит рисовальщику сразу схватить портретное сходство с натурой и довести рисунок до предельной выразительности; с другой — плохо начатый набросок заставит рисовальщика взять новый лист бумаги и начать все сначала.

Второй этап работы (рис. 108) связан уже с аналитической деятельностью рисовальщика. На этом этапе работы требуется предельная точность и внимательность. Прежде всего надо уточнить конструктивное построение формы, взаимосвязь деталей головы (лоб, нос, глаза, подбородок) с общей формой. Для проверки можно воспользоваться вспомогательными линиями (которые должны быть еле заметными) и легкой прокладкой тона.

Главное на данном этапе работы — выявление общих масс, выражение «большой формы». Начинающие нередко вместо того чтобы последовательно вести рисунок, идя от общего к частному, сразу же, еще не определив характера формы всей головы и основных деталей, начинают с прорисовки мелочей: глаз, ресничек, морщин, но связать их в единое целое не могут. В результате изображение оказывается плохо построенным. Следует твердо помнить, что сходство рисунка с натурой достигается не перечислением отдельных деталей, а точностью определения пропорциональных отношений. Детали должны обогащать рисунок, придавать ему конкретную и жизненную убедительность, но они никогда не должны являться самоцелью.

Задача выявления «большой формы» при рисовании живой головы значительно усложняется тем, что здесь внимание отвлекается на цвет волос и кожу лица, они не дают возможности начинающему художнику сосредоточить внимание на главном — на объеме и пластике формы. На этом этапе работы необходимы дополнительные специальные упражнения на выявление «большой формы». Подобное упражнение дано на рисунке 109, где «большая форма» выявлена методом «обрубовки».

Выполнять такие тренировочные упражнения лучше всего, рисуя себя с помощью зеркала.

На третьем этапе работы (рис. 110), наметив общий характер головы и ее основные детали, переходим к уточнению их форм, прокладывая легкими штрихами тени и полутени.

Особенно внимательно надо относиться к характеру основных деталей формы головы — носу, губам, глазам. От них зависит портретное сходство. А. Дюрер писал: «Например, когда говорят: «это слишком длинное или слишком короткое лицо», то же может относиться и к частям: это слишком высокий, низкий, шишковатый или изрытый лоб. Подобное может относиться и к носам. Ибо некоторые имеют большие крючковатые носы или длинные и свисающие, другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами или же выступающие вперед от линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие, маленькие глазки или выпуклые большие глаза навыкате. Некоторые открывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко поднято у них больше, нежели опущено верхнее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зрачок. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонкими, у других широкими.

Далее, некоторые имеют толстые, выступающие, вывернутые губы, у других же губы закушенные и тонкие; у иных верхняя губа выступает над нижней, или наоборот, и нередко одна бывает толще другой; у одного губа под носом длинная, у другого короткая. Также у одних бывает толстый, широкий, большой подбородок, у других же маленький и острый; иногда он отступает назад и срезан к шее, иные же сильно выступают вперед от шеи. И иногда они бывают длинными, иногда короткими, что... определяется поперечными линиями»[66].

В целях достижения портретного сходства такое внимательное наблюдение крайне необходимо. Каждую деталь нужно сравнивать с другой деталью, проверяя пропорции и их расположение по отношению друг к другу. Иногда для точности пользуются вспомогательными линиями, например, соединяя прямой линией слезник глаза с крылом носа, а ноздри с уголками губ.

Рисуя отдельные части лица, нельзя забывать и о симметричности их расположения: намечая край левой глазницы, нужно делать сразу же край правой, от выпуклости левой скуловой кости переходить соответственно к выпуклости правой.

Рисуя глаза, нужно внимательно наблюдать за их выражением. В глазах отражается душевное состояние человека. Недаром народная поговорка гласит: «Глаза — зеркало души». Но главное внимание вначале обращают на форму, на перспективное изменение этой формы. Начинающие очень часто глаз в трехчетвертном повороте головы рисуют в фас. Следует запомнить, что глаз при положении головы в фас строится в форме ромба, а при трехчетвертном и в профиль — по форме треугольника (рис. 111).

Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы и должны своими прядями подчеркивать ее объем.

Переходя к тональной проработке формы, находим самое светлое (блик) и самое темное место в натуре и, соблюдая тональную закономерность, начинаем прорабатывать рисунок от самого светлого через сумму полутонов к самому темному. Вначале намечаем границы света, полутени и тени и закрываем их легкой прокладкой тона. Затем изображаем тени, падающие от формы каждой детали, и еще раз сверяем свой рисунок с натурой.

Моделируя форму головы светотенью, не нужно стремиться абсолютно точно копировать все светлые и темные пятна, которые видны в натуре, а стараться правильно понять объем формы и распределение света на поверхности этой формы. В процессе работы над рисунком иногда нарушается его цельность. Ухо, например, оказывается слишком светлым, а лобная часть излишне раздроблена морщинами и затемнена, губы резко очерчены. Чтобы избежать этой пестроты в рисунке, на последнем этапе работы сильно вырывающиеся по тону части следует пригасить. Там, где форма излишне раздроблена, ее нужно обоб­щить, светотень передать плавными переходами. Чтобы хорошо изучить особенности строения головы человека, нужно сделать ряд рисунков с людей различных возрастов, внимательно пронаблюдать и проанализировать особенности строения костей черепа и характер пластики мышц лица и кожного покрова. Пропорции и характер формы головы человека меняются в зависимости от возраста. Так, «члены наши в детстве округлы, словно выточены на токарном круге, и нежны, а в более зрелом возрасте они неровны и угловаты... прилежный живописец все это узнает из природы и сам для себя тщательнейшим образом рассмотрит, как это все устроено»[67].

С возрастом пропорции головы претерпевают изменения: лицевые кости развиваются значительно быстрее, чем черепная коробка, отчего лицо приобретает более удлиненную форму. В рисунке Греза (рис. 112) хорошо передан образ мальчика-подростка, в лице которого еще сохраняется очаровательная плавность детских форм, но черты становятся уже более четкими.

К среднему возрасту черты лица и формы головы окончательно формируются. На лице определяются выступы скуловых и височных костей, четко обрисовывается подбородочная часть, вокруг рта и носа, у глазничных впадин появляются складки

Кстати, обратите внимание, как художник использует закон контраста: на кончике носа, вызывая блик, он окружает его темным тоном, как бы оконтуривая, отчего блик начинает гореть.

В пожилом возрасте еще острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещренной морщинами. Это своеобразие старческого лица хорошо передает в своем рисунке Д. Н Кардовский (рис. 113).

Четвертый этап (рис. 114) — завершение работы и подведение итогов.

Последний этап работы над рисунком самый сложный, ответственный и напряженный. Здесь не требуется большого объема работы карандашом, резинкой, достаточно дать два-три штриха, и рисунок оживет, или, наоборот, где-то смягчить резинкой штрихи и заставить ненужную деталь уйти на второй план. При этом от рисовальщика требуется большое напряжение воли и вдумчивое наблюдение. Поспешным, необдуманным действием можно не только испортить свой рисунок, но и окончательно его загубить (поэтому в конце работы над рисунком лучше действовать по принципу: семь раз отмерь — один отрежь!).

Этот принцип особенно важен при изображении живой головы, где в конечном итоге должно быть передано портретное сходство с натурой.

Как мы уже говорили, расчленение всего комплекса работы над рисунком на отдельные этапы условно. Это зависит от тех целей и задач, которые педагог ставит перед учениками, от того, как он распределяет учебный материал, который ученики должны усвоить. Четыре этапа работы в данном случае даются с учетом того основного материала, который уже был изложен на примере рисования гипсовой головы. Кроме того, надо помнить, что каждый последующий этап работы предусматривает обязательную проверку предыдущих. Но на последнем этапе работы все нужно подчинить художественно-образной задаче. Если на предыдущих этапах предпочтение отдавалось аналитической стороне дела, правильной и убедительной прорисовке каждой детали лица, то теперь, на заключительном этапе, проверяется, нужна ли такая четкость прорисовки формы или ее следует несколько смягчить; как одна деталь по четкости рисунка и силе тона согласуется с другими и с общей формой головы; какие наиболее характерные детали головы следует усилить, чтобы добиться большего портретного сходства. Вот здесь неоценимую пользу могут оказать ежедневные наброски с живых людей. В этот период нужно стараться не расставаться с карандашом, использовать каждый удобный момент, чтобы запечатлеть на бумаге окружающие лица.

Портретное искусство не ставит целью достижение протокольной правды, это хорошо делает и фотография. От художника требуется более глубокая психологическая передача увиденного, умение обратить внимание зрителя на самое главное, самое характерное в данном человеке. В то же время искусство портрета не терпит приблизительности, недосказанности. Художник обязан полно раскрыть облик портретируемого, его мысли и чувства. Здесь нельзя дать определенного уготованного заранее рецепта. Каждый художник по-своему выражает в рисунке то, что он увидел. Один предпочитает четкий, детальный рисунок (например, Ж. Энгр), другой — общее выражение формы (В. А. Серов), но каждый по-своему умеет захватить чувства зрителя. То, что было сказано в предыдущих главах об учебном рисунке головы, можно считать непреложными истинами, их легко может усвоить каждый. Иное дело — портрет. Здесь нельзя рекомендовать строгих правил, многое решает тонкое чутье художника.

Чтобы вдохнуть жизнь в портрет, передать индивидуальные особенности человека, надо осторожно нащупывать форму. Здесь уже нельзя рисовать форму так, как это мы делали в учебном рисунке. Например, рисуя с гипсовой головы форму глазных век, вначале намечали форму верхнего и нижнего века, а затем имели возможность четкой линией прорисовать оба века. От этого форма глаза получалась ясной и убедительной. Иное дело в портрете. Наметив выражение глаза, можно сразу схватить портретное сходство, однако, прорисовывая четкие линии, можно утерять всю его выразительность. В рисунке портрета надо быть предельно внимательным и осторожным. Возможно, верхнее веко нужно прорисовать более четко, а нижнее уже больше и не трогать. То же относится и к рисунку губ, носогубных складок.

Для закрепления навыков работы над портретом желательно чаще изображать себя с помощью зеркала.

Овладение искусством портрета, как и всяким искусством, требует неоднократного повторения (у музыкантов — это штудировка пассажей, отдельных мест музыкального произведения; у актеров — выработка необходимой интонации, жеста и т. п.). Например, предположим, что вам удалось сделать

Как мы уже говорили, расчленение всего комплекса работы над рисунком на отдельные этапы условно. Это зависит от тех целей и задач, которые педагог ставит перед учениками, от того, как он распределяет учебный материал, который ученики должны усвоить. Четыре этапа работы в данном случае даются с учетом того основного материала, который уже был изложен на примере рисования гипсовой головы. Кроме того, надо помнить, что каждый последующий этап работы предусматривает обязательную проверку предыдущих. Но на последнем этапе работы все нужно подчинить художественно-образной задаче. Если на предыдущих этапах предпочтение отдавалось аналитической стороне дела, правильной и убедительной прорисовке каждой детали лица, то теперь, на заключительном этапе, проверяется, нужна ли такая четкость прорисовки формы или ее следует несколько смягчить; как одна деталь по четкости рисунка и силе тона согласуется с другими и с общей формой головы; какие наиболее характерные детали головы следует усилить, чтобы добиться большего портретного сходства. Вот здесь неоценимую пользу могут оказать ежедневные наброски с живых людей. В этот период нужно стараться не расставаться с карандашом, использовать каждый удобный момент, чтобы запечатлеть на бумаге окружающие лица.

Портретное искусство не ставит целью достижение протокольной правды, это хорошо делает и фотография. От художника требуется более глубокая психологическая передача увиденного, умение обратить внимание зрителя на самое главное, самое характерное в данном человеке. В то же время искусство портрета не терпит приблизительности, недосказанности. Художник обязан полно раскрыть облик портретируемого, его мысли и чувства. Здесь нельзя дать определенного уготованного заранее рецепта. Каждый художник по-своему выражает в рисунке то, что он увидел. Один предпочитает четкий, детальный рисунок (например, Ж. Энгр), другой — общее выражение формы (В. А. Серов), но каждый по-своему умеет захватить чувства зрителя. То, что было сказано в предыдущих главах об учебном рисунке головы, можно считать непреложными истинами, их легко может усвоить каждый. Иное дело — портрет. Здесь нельзя рекомендовать строгих правил, многое решает тонкое чутье художника.

Чтобы вдохнуть жизнь в портрет, передать индивидуальные особенности человека, надо осторожно нащупывать форму. Здесь уже нельзя рисовать форму так, как это мы делали в учебном рисунке. Например, рисуя с гипсовой головы форму глазных век, вначале намечали форму верхнего и нижнего века, а затем имели возможность четкой линией прорисовать оба века. От этого форма глаза получалась ясной и убедительной. Иное дело в портрете. Наметив выражение глаза, можно сразу схватить портретное сходство, однако, прорисовывая четкие линии, можно утерять всю его выразительность. В рисунке портрета надо быть предельно внимательным и осторожным. Возможно, верхнее веко нужно прорисовать более четко, а нижнее уже больше и не трогать. То же относится и к рисунку губ, носогубных складок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...