Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наброски, их цели и задачи 12 глава




В учебном задании по представлению рисунок уже выступает в самостоятельной роли, он помогает начинающему рисовальщику понять характерные особенности и закономерности построения формы. Такой рисунок должен быть очень четким и ясным по графическому исполнению. Он может быть как схематичным, так и детально промоделированным светотенью, но во всех случаях он должен нести в себе определенные дидактические и целевые установки.

Конечно, рисунок по представлению при всей своей педагогической направленности не исключает творческого начала. И в определенных условиях он может превратиться в настоящий композиционный рисунок.

При выполнении творческих композиционных набросков начинающему нужно иметь в виду, что нельзя вводить вначале в композицию большое количество объектов изображения и увлекаться мелкими подробностями формы. Все это будет затруднять и осложнять работу художника и помешает зрителю понять смысл композиционного построения. Такой рисунок в первый момент будет восприниматься бесформенной массой, хаотическим нагромождением линий и пятен. Главная же цель композиционного рисунка — раскрыть архитектонику композиционного строя, показать, как выделяется композиционный центр, как второстепенное подчиняется главному. Особенно за всем этим необходимо следить при выполнении педагогического рисунка, при работе на классной доске, где требуются четкость и лаконизм.

Выделить специальное время для занятий творческим композиционным рисунком учащемуся будет очень трудно при том обилии учебных заданий, которые предусмотрены в педучилище. Поэтому эти упражнения следует совмещать с работой по композиции и при показе композиционных набросков представлять не два-три наброска, а целую серию.

Анализируя этапы работы над композиционным наброском, мы обнаруживаем, что на первом этапе у рисовальщика вырабатываются очень ценные и крайне необходимые навыки для работы педагога-художника: быстрота и лаконизм изображения формы, умение обратить внимание на самое главное. Хотя изображение выглядит незавершенным, требует дальнейшей конкретизации и пояснения, но именно в таком рисунке легко обнаружить те элементы и специфические особенности изображения, которые так необходимы для педагогического рисунка

 

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Педагогический рисунок имеет свою специфику, приемы работы, свои конкретные цели и задачи. Он должен иметь и свою методику обучения. Однако очень часто к педагогическому рисунку относят рисунок по памяти и по представлению и всякий рисунок на классной доске. Более того, во многих педагогических учебных заведениях обычное рисование с натуры, но мелом на черной бумаге рассматривают как педагогический рисунок. Все это, однако, не имеет прямого отношения к педагогическому рисунку. Замена материала (вместо карандаша — мел, вместо бумаги — классная доска или черная бумага) совершенно не меняет сути дела. Рисунок по памяти, выполнен ли он карандашом или мелом на классной доске, остается рисунком по памяти. Рисунок с натуры, выполненный мелом на черной бумаге, не превращается в педагогический, а остается рисунком с натуры. В педагогических учебных заведениях, на методических выставках можно встретить рисунки античных голов, выполненные мелом на черной бумаге, которые экспонируются в качестве педагогических рисунков. Но под педагогическим рисунком надо понимать нечто иное.

Педагогический рисунок, как таковой, не имеет самостоятельного значения, он тесно связан со словом педагога и является лишь графическим пояснением его мысли. Процесс построения педагогического рисунка должен быть согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок же — лишь дополнение к слову. Следовательно, педагогический ри­сунок может быть исполнен и на бумаге, и на классной доске, главное здесь его методическая направленность. Прекрас­ным примером педагогического рисунка могут служить наб­роски профессора В. Н. Яковлева (рис. 158). Его педагоги­ческие рисунки, дополненные убедительными рассуждениями, всегда давали возможность наглядно увидеть в натуре и полностью осознать закономерности строения формы.

На рисунке показана структура верхнего плечевого пояса и коленного сустава; раскрыта конструктивная основа кисти руки и метод построения изображения каждой фаланги пальцев. Чтобы убедительнее донести до сознания ученика принцип построения и выявления объема каждой фаланги пальцев, профессор В. Н. Яковлев опирается на примеры элементарного построения изображения от простейшей формы куба.

Сам по себе рисунок не имеет художественной выразительности, не совсем понятно и его содержание, но, когда он возникает под рукой педагога в сопровождении обстоятельных объяснений, он становится необыкновенно убедительным, ясным и понятным.

Такие педагогические рисунки, как правило, выполняются учителем на полях работы ученика. Типичным примером может служить педагогический рисунок профессора В. И. Козлинского на полях работы студента (рис. 159). Объясняя студенту закономерность строения формы ноги, он показал, как можно выявить «большую форму», используя метод Кардовского. Таких пояснительных рисунков на полях работ учеников можно привести множество. Вот они-то как раз и представляют собой педагогический рисунок, они-то и должны интересовать будущих художников-педагогов. Между тем на эти в полном смысле слова педагогические рисунки мало кто обращает внимание. И учащиеся педагогических учебных заведений, и преподаватели недооценивают методической ценности и важности этих рисунков. Порою незадачливый ученик стирает резинкой все, что ему нарисовал педагог.

Задача педагога — методически подготовить учеников к решению учебных задач, используя для этого в качестве одного из основных средств педагогический рисунок.

В каких-то моментах педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности. Если педагог правильно раскроет особенно­сти построения формы, его рисунок будет убедительным.

К особому виду педагогического рисунка следует отнести поправку рукой педагога работы ученика. Когда преподава­тель демонстрирует перед учеником процесс построения изображения на плоскости листа бумаги, то ученик лучше усваивает не только конкретный, учебный материал, но и возможности технических средств исполнения рисунка. Показывая ученику на его же работе метод выражения формы предмета средствами рисунка, способы и приемы нанесения штриховки или тоновой лепки объема предмета углем, сангиной, соусом, преподаватель открывает перед ним большие возможности для развития творческой инициативы. Однако и здесь процесс построения рисунка рукой педагога должен соответствовать ходу изложения учебного материала. Плохо, когда педагог садится за работу и молча выправляет его рисунок. Такой метод не только не поможет ученику, но и принесет ему вред, часто подавляя всякую инициативу, рождая в душе молодого художника чувства отчаяния и неверия в свои силы. В этом отношении очень поучительными могут быть воспоминания пианиста А. Зилоти о занятиях с А. Г. Рубинштейном: «Он придвинулся к инструменту — и заиграл... Играл он так, как, может быть, редко когда в своей жизни играл. Учиться тут нечему было, и я как пианист перед ним совсем не существовал или существовал где-нибудь в третьей комнате, в углу, в кучке мусора. Я помню, что впечатление у меня было такое: «Оставьте меня все в покое, я брошу заниматься музыкой!» Но, кроме сознания полной ничтожности, было и чувство какой-то обиды. Я невольно вспомнил уроки Николая Рубинштейна, который нам всегда так играл, чтобы мы все-таки не теряли из вида ближайшей точки к идеалу, то есть он соображался со способностями каждого данного ученика и играл настолько хорошо, чтобы этот ученик не терял надежды когда-нибудь достигнуть этой точки. Н. Г. Рубинштейн играл каждому ученику иначе, то есть чем лучше был ученик, тем он лучше играл, и наоборот.

После этого урока последовали еще такие же уроки, от которых у меня до сих пор еще осталось впечатление какого-то тяжелого кошмара. Я чувствовал, что А. Рубинштейну было в высшей степени безразлично, как и что я играю. Конечно, ни о каком удовольствии ни ему, ни мне и речи быть не могло. Он, собственно, ничего мне не дал, а только играл эти вещи архигениально хорошо, и если он не убил во мне желание учиться, то это только благодаря моему счастливому характеру, давшему мне возможность смотреть на эти уроки как на временное несчастье»[86].

Отсюда следует сделать вывод, что во всяком педагогическом процессе главным должны быть пояснения педагога, следовательно, рисунок должен лишь дополнять слова.

Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение. Наблюдая, как преподаватель работает над рисунком, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать именно так, как показал педагог. Академик В. Н. Яковлев, вспоминая занятия у В. Н. Мешкова, писал: «Такой метод показа я лично считаю и самым трудным и самым доходчивым. Ничто так не раскрывает глаза, как наглядный пример. А все эти разговоры, что поправлять ученику рисунок — это значит лишить его индивидуальности, ведутся теми педагогами, которые не умеют так делать. Мы же все и теперь с благодарностью вспоминаем эти чудесные часы»[87].

Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести обучение так, чтобы оно было ясным, понятным и убедительным. Ученикам необходимо разъяснить и показать на примере, где это только возможно, как применять те или иные законы и правила рисования.

Педагогический рисунок при обучении рисованию должен рассматриваться не как вспомогательное, а как ведущее средство обучения, он должен занять прочное место в арсенале дидактических средств художника-педагога.

Педагогический рисунок — одно из важнейших средств наглядности обучения. Рисунок преподавателя одновременно с его обстоятельными объяснениями, с одной стороны, детально раскрывает и конкретизирует слово учителя, с другой — показывает приемы построения изображения, что так важно для учащегося. Поэтому обучение педагогическому рисунку, будет ли оно проходить на занятиях академическим рисунком или на специальных занятиях по методике преподавания, должно обязательно сопровождаться словом рисующего. Молчаливое рисование педагога не даст должного результата, здесь важно выработать координацию между движением руки рисовальщика и его словом.

.

Даже первоначальные упражнения в проведении прямых линий (первое задание I курса) на классной доске должны сопровождаться словом рисующего.

Рассмотрим один из примеров педагогического рисунка.

Учащиеся I курса, выполняя натюрморт из гипсовых геометрических тел вращения (цилиндра, конуса, шара), в ходе работы допустили ошибки в перспективе при изображении окружности. Педагог объяснил причину ошибок, показал, как надо их исправить, и затем проверил, как учащиеся усвоили материал. Через некоторое время педагог в часы, отведенные на педагогический рисунок, может вызвать ученика и попросить объяснить его с карандашом в руках на листе бумаги или с мелом на классной доске, как строится окружность в перспективе. При выполнении учеником такого педагогического рисунка педагог должен проследить: 1) как ученик строит изображение, 2) как он объясняет и 3) как слово у него согласуется с рисунком. Учитывая, что на педагогический рисунок отводится чрезвычайно ограниченное время, все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении — вначале как зрители, а затем и как критики.

Широко применяя педагогический рисунок, надо в то же время помнить, что он является для педагога не самоцелью, не средством раскрытия его собственных творческих способностей, а только вспомогательным средством для достижения основной цели — твердого усвоения теоретических и практических навыков учащимися. Поэтому педагогический рисунок надо применять только по необходимости. Как только педагог заметил, что ученик его правильно понял, он должен предоставить ему полную свободу действий, но в то же время и не выпускать из поля зрения. Например, при раскрытии принципа построения «большой формы» в рисунке учащегося знакомят с методом «обрубовки», дают для закрепления специальные упражнения. Но ученик, правильно поняв суть построения формы, может впасть в крайность, свести все рисование к стилизованной «обрубовочной» манере исполнения. Чтобы этого не случилось, его надо сразу переключить на реальную трактовку формы. Такой же подход должен быть и при показе технических приемов работы. Педагог своим рисунком раскрывает только особенности той или иной техники работы (карандашом, углем, сангиной и т. д.), но не демонстрирует свою манеру рисунка.

В основном педагогический рисунок применяется при рас­крытии закономерностей строения формы и сложных основ реалистического построения изображения, причем, как уже говорилось, с обязательным словесным пояснением. Все задания по педагогическому рисованию, предусмотренные программой, должны сопровождаться словесными пояснениями учащихся, независимо от того, будут ли они работать дома самостоятельно или в училище. Рисунок ученика на классной доске или на бумаге по своему назначению разъясняющий. Он должен быть четким и ясным по форме и грамотным.

На первых порах предусмотренные программой рисунки на классной доске (предметы быта, растения, птицы, животные и т. д.) следует изображать параллельно с конструктивными схемами (рис. 160). Такое рисование заставит ученика сразу же подыскивать необходимые слова. Начинающему надо учесть очень важный педагогический и психологический момент. Во время объяснения рука рисующего перестает слушаться и рисунок не получается; при заострении внимания на рисунке, он перестает говорить. Здесь нужно поступить следующим образом: начать говорить очень медленно и не торопиться сразу делать рисунок, а объяснить прежде каждую черту, каждую линию на нем. Тогда можно будет найти необходимый ритм движения руки в сочетании со словами. Многие начинающие учителя стремятся вначале сделать рисунок, а потом его пояснить. Это более легкий путь, но он чреват нежелательными последствиями. Приучив себя говорить по готовому рисунку, такой педагог постепенно начинает отказываться от педагогического рисунка. Вначале он исполняет его заранее, затем начинает заменять таблицей и, наконец, ограничивается только печатной продукцией.

В овладении педагогическим рисунком большое значение имеет и организационная сторона дела, в Особенности при работе мелом на классной доске. Преподаватель должен помочь ученику организовать работу, показать, как пользоваться мелом, как его затачивать, чтобы получить в рисунке линии различного характера. Мел можно заточить так, что он будет давать и тонкие и широкие линии или двойные линии (рис. 161).

Первые упражнения в работе на классной доске должны быть показаны ученику самим педагогом. Упражнения в рисунке на классной доске следует разнообразить. Примеры подобных упражнений показаны на рисунках 162, 163.

В начале работы мелом на классной доске рисующий должен уяснить себе: 1) что должен изображать рисунок; 2) в какой форме и в каком виде должен быть представ­лен и 3) за какой промежуток времени должен быть выполнен.

На первое задание, пока учащийся не научился одновременно говорить и рисовать, можно отвести до 10—12 минут. На последующие задания время надо сокращать. К началу педагогической практики воспитанник педучилища должен затрачивать на педагогический рисунок не более 2—3 минут. Быстрота выполнения рисунка диктуется структурой урока в общеобразовательной школе, так как по плану урока большую часть времени нужно выделить на самостоятельную работу школьников (20—30 минут), на организацию класса, объяснение нового учебного материала и на заключительную часть урока. Следовательно, на рисунок на классной доске может быть выделено крайне мало времени.

Во многих педагогических училищах и институтах для педагогических рисунков используют переносные классные доски размером 100x70 см. Делают это для того, чтобы дать возможность одновременно работать на классной доске нескольким ученикам. Такая организация учебной работы вполне возможна и целесообразна, но при условии, что в этой работе будет участвовать большое количество преподавателей. Если занятия будет проводить один преподаватель сразу с несколькими учащимися, то эффективность и польза таких занятий будет мала.

Учитывая всю сложность педагогического рисунка, воспитаннику педучилища надо больше работать самостоятельно дома. В училище он знакомится лишь с общими положениями и получает необходимые консультации, а штудирование рисунка должно проводиться самим учеником.

Раскрывая специфику педагогического рисунка, надо подчеркнуть, что основа как творческого, так и педагогического рисунка — учебный академический рисунок; а рисование с натуры — это тот фундамент, на котором формируется художник-педагог.

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

РИСУНОК КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Обучение рисунку в педагогическом училище преследует цель развить у воспитанников училища умение правдиво (реалистически) изображать окружающую действительность, видеть и понимать закономерности ее явлений. Такое обучение дает возможность будущему учителю рисования не только овладеть необходимой графической грамотой, но и развить свои творческие способности.

Рисунок — основа изобразительного искусства, будь это живопись, графика, скульптура и т. д. Микеланджело рисунок определял как источник и корень не только изобразительного искусства, но и всей науки. И сегодня во всех художественно-педагогических учебных заведениях рисунку отводится ведущее место, ибо без овладения основами реалистического рисунка выпускник педучилища не сможет успешно заниматься ни педагогической работой, ни творческой деятельностью.

Рисование как учебный предмет не исчерпывается только научным изложением основных положений реалистического искусства, оно прежде всего ставит своей задачей воспитать художника, обучить его мастерству, подвести к самостоятельной творческой работе. Советская педагогическая наука не мыслит образование в отрыве от воспитания, она рассматривает их во взаимосвязи и взаимозависимости. Обучение рисунку в педучилище дает будущему учителю рисования не только профессиональную грамотность, но и развивает его эстетически, воспитывает как художника. Художник, недостаточно овладевший рисунком, часто даже в самом начале творческой работы отказывается от удачно начатой композиции. Его пугает сложный ракурс, он избегает вводить в картину выразительные жесты рук, так как не чувствует в себе силы хорошо прорисовать кисти и пальцы. Он начинает изменять позы и движения персонажей и тем самым обедняет свой первоначальный композиционный замысел. Художник, овладевший законами реалистического рисунка, имеет возможность решить композицию лучше, красивее, выразительнее. Примером этого могут служить работы Микеланджело для Сикстинской капеллы. Сидящие фигуры были задуманы художником в очень сложных поворотах и ракурсах. Это заставило его обратиться к рисунку с натуры, тщательно прорисовать каждое положение фигуры (см., например, рис. 164).

На рисунке мы видим, как художник проверяет по натуре расположение мышц при данном развороте фигуры, ракурс головы, положение ступни, характер формы руки и пальцев. Художник убеждается, что такое положение фигуры возможно, необходимо только уточнить рисунок. Мало того, он снова возвращается к этому рисунку и уже более тщательно прорисовывает каждую форму.

Все это прекрасное свидетельство того, как рисунок с натуры помогает художнику справиться с самой сложной творческой работой.

Конечно, одно рисование с натуры, изучение основ академического рисунка еще не дает возможности художнику полностью решить сложную по замыслу композицию. Здесь нужен и большой творческий труд. И все же рисунок с натуры в начале работы играет главенствующую роль, а иногда влияет на дальнейшее развитие всей композиции. Так, например, поиски решения композиции картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова показывают, как натурные этюды постепенно изменяли первоначальный замысел художника. Вначале художник решает картину так, как это ему подсказала первая встреча с натурой (рис. 165). Новый этюд с натуры (с другой точки зрения) — и иное решение композиции. Теперь в центре внимания оказываются стволы берез, ради которых художник удлиняет по вертикали формат картины. Немного приподнята линия горизонта, талая вода по-прежнему на первом плане, строго посередине располагается церковь (рис. 166). Однако дальнейшие наблюдения и натурные зарисовки в корне изменили первоначальный замысел художника.

В новом решении композиции (рис. 167) линия горизонта проходит по центру картины, талая вода отодвигается в нижний правый угол, а березы — вправо. Следующий набросок с натуры помог художнику найти более эмоциональное решение композиции. Так, благодаря натурным зарисовкам художник каждый раз находил все новую, более интересную точку зрения, более выразительное и интересное решение композиции. Только внимательное изучение природы, прекрасное владение рисунком позволили художнику создать столь замечательный шедевр искусства (рис. 168).

Все крупные художники на протяжении всей жизни изучали природу, наблюдали ее особенности, характерные признаки, законы, причем делали это каждодневно. Давая наставления молодым художникам, Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» писал: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, — это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке»[88]. И далее: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу»[89].

Рисование с натуры как учебная дисциплина закладывает основы изобразительной грамоты. Полученные учащимися знания и навыки дают им возможность впоследствии изображать предметы реального мира и без натуры — по памяти и по представлению.

Рисование с натуры — это метод объективного познания реального мира. Художник-реалист, прошедший школу академического рисунка, всегда стремится осознать все, что видит, дать ясную форму в изображении, он ищет пути для наиболее точного и убедительного выражения своих чувств и мыслей. Бесплодное, поверхностное наблюдение не дает ничего, кроме простой регистрации явлений.

Задача учебного рисунка — научить начинающего художника сознательно воспринимать окружающую действительность, отбирать в процессе наблюдений наиболее существенное и важное, отбрасывать все второстепенное и случайное. Умение видеть и понимать природу помогает художнику избежать фальши и искажения объективной реальности. Чем объективнее художник изучает природу, чем больше у него накапливается знаний, тем больше ему открывается путей для осуществления самых сложных и интересных замыслов. А все это, в свою очередь, крайне необходимо для того, чтобы преподавать предмет «Искусство» другим. Формалистическое искусство не ставит себе целью правильно и правдиво отобразить реальную действительность, и поэтому рисунку отводится второстепенное место. Академические же основы реалистического рисунка, достижения старой академической школы рисунка нередко отвергаются начисто.

Реалистическое искусство создается на основе реальной действительности, следовательно, художник должен основательно изучать ее. Отсюда ясно, что художнику-реалисту нужна школа, нужны знания и навыки, которые он может получить при прохождении курса академического рисования с натуры.

Практика изобразительного искусства уже давно выработала определенные методы, принципы и технические приемы работы, обеспечивающие возможность убедительного изображе­ния реальной действительности. Метод реалистического построения изображения на плоскости на основе научных знаний и положений (перспективы, анатомии, оптики с ее законами светотени) в своем историческом развитии претерпел известные поправки и дополнения и в настоящее время представляет собой уже проверенный свод законов и правил рисования с натуры, которые являются обязательными для каждого художника-реалиста.

Формалистическое искусство испробовало разнообразные средства изображения. Оно отдало дань увлечению всевозможными художественными направлениями — футуризмом, кубизмом, сюрреализмом и прочими «измами». Художники прибегали к схематизации, вычурности и, наоборот — к упрощениям, разложению формы и другим трюкам, но все это не принесло ощутимых результатов, не обогатило искусство. Время показало: настоящее искусство развивается на основе изучения художниками жизни, законов природы, которые дают ему возможность правдиво отобразить мир.

Расхождения во взглядах на искусство между художниками-формалистами и художниками социалистического реализма заключаются не только в художественно-эстетических концепциях, но и идейно-политических. Идеологи формалистического искусства утверждают, что художник должен быть вне политики, они стремятся отвлечь художника от актуальных вопросов жизни, противопоставить его обществу, изолировать от социальных проблем.

Задачи советского реалистического искусства иные. На XXVI съезде КПСС указывалось: «...Проявления безыдейности, мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей. Наши критики, литературные журналы, творческие союзы и в первую очередь их партийные организации должны уметь поправлять тех, кого заносит в ту или иную сторону. И, конечно, активно, принципиально выступать в тех случаях, когда появляются произведения, порочащие нашу советскую действительность. Здесь мы должны быть непримиримы. Партия не была и не может быть безразлична к идейной направленности нашего искусства»[90].

Академическое рисование с натуры — это познание реальной действительности. Обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерностях строения форм, сведения по анатомии, перспективе и оптике.

Художник-дилетант не знает, что является наиболее характерным, что в первую очередь следует выделить, какими воспользоваться деталями, чтобы подчеркнуть главное.

Пройдя школу рисования с натуры, молодой художник приобретает определенную сумму знаний и навыков, которые позволяют ему в дальнейшем работать уверенно и смело. Рисуя, например, фигуру человека, он видит ее структуру, понимает закономерности анатомического строения ее формы.

Нужно всегда помнить, что знания и навыки, полученные в педучилище, являются прочным фундаментом дальнейшего роста художника-педагога.

Но, соблюдая законы строения форм природы, правила реалистического искусства, талантливый художник в своем творчестве всегда останется своеобразным. Ведь каждый смотрит на мир и понимает его по-своему! Здесь сказывается различие и интеллекта, и характера, и темперамента. Поэтому объективные правила и законы каждый художник будет использовать в практике изобразительного искусства по-своему. На основе внимательного изучения реальной действительности, ее осмысления у художника появляется правиль­ное восприятие мира.

Научно-педагогические исследования достаточно убедительно доказали, что основным средством познания реального мира является наблюдение, а оно развивается и совершенствуется лучше всего во время рисования с натуры. Еще великий швейцарский педагог-демократ Песталоцци указывал на это. Он считал, что первый шаг к познанию природы — созерцание, которое лучше всего развивается через рисование: чтобы правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать, необходимо приучить глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя, группируя, а это качество развивается у людей через умение рисовать.

Рисование с натуры приучает человека внимательно наблюдать мир, познавать его законы, запечатлевать в памяти его характерные формы.

При рисовании с натуры все понятия, суждения о предмете становятся более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Ни одна учебная дисциплина, в особенности в начальных классах школы, не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предметам окружающего мира, не способствует такому развитию мышления, не подготавливает их в такой степени к научным познаниям, как рисование с натуры.

Изображение на двухмерной плоскости трехмерных объемных тел помогает также развитию пространственного и образного мышления.

Каждый художник-реалист, в каком бы жанре он ни работал, обязательно использует натуру. А к правильному постижению ее и передаче в изображении подготавливает его учебный рисунок.

Обучая в школе ребят рисунку с натуры, мы подготавливаем их не к профессии художника, а помогаем им овладеть основами графической грамоты, которая необходима каждому человеку. Рисование дает возможность глубже познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, способствует пространственному мышлению и образному представлению. Оно учит мыслить и чувствовать, познавать красоту природы. Во время рисования с натуры человек внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве и приучается к более многостороннему, углубленному и точному их восприятию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...