Сказка о Волшебном Круге 1 страница
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Психологический практикум
Практикум терапии ББК 88. 4
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство ISBN 5-9268-0050-1 В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством Практикум адресован психотерапевтам, практическим психологам, педагогам, ББК 88. 4
Главный редактор Л. Янковский
ISBN 5-9268-0050-1 ©Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2001 © Издательство «Речь», 2001
Лицензия ЛП № 000364 от 29. 12. 99. Подписано в печать 23. 04. 2001. ООО Издательство «Речь». Лицензия ИД № 02242 от 05. 07. 2000. Отпечатано с диапозитивов ОГЛАВЛЕНИЕ
К ЧИТАТЕЛЯМ............................................................................................................ 8
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ......................................................................... 9 Предмет сказкотерапии........................................................................................... 10 Задачи сказкотерапевта.......................................................................................... 13 Пробуждение Веры.................................................................................................... 17 Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни........................................ 21 О жанрах, используемых в сказкотерапии........................................................... 27 «Теория» волшебства................................................................................................ 30 Основные типы сказок............................................................................................. 46 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ...................................................................... 67 Анализ сказок............................................................................................................ 68 Анализ сказок с детьми....................................................................................... 69 Работа по анализу сказок с подростками и взрослыми...................................... 72 Сюжет полной волшебной приключенческой сказки......................................... 78 Исследование сказок............................................................................................ 87 Решение сказочных задач..................................................................................... 89 Рассказывание сказок............................................................................................. 95 Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица (рассказывает ведущий)...................................................... 95 Групповое рассказывание сказок........................................................................ 96 Рассказывание сказки, известной всей группе............................................. 96 Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.......................................................................................... 98 Групповое придумывание сказки.................................................................. 98 Рассказывание сказки от 1-го лица и от имени различных и индивидуально)......................................................................................... 104
Сочинение сказок.................................................................................................. 108 Приемы, позволяющие начать сказку.............................................................. , 109 Интерпретация сказок........................................................................................ 111 Основная тема.............................................................................................. 112 Линия главного героя.................................................................................. 112 Актуализированные чувства....................................................................... 115 Образы и символы....................................................................................... 115 Оригинальность сюжета.............................................................................. 116 Схема размышления над сказками............................................................. 116 Переписывание (или дописывание) сказок......................................................... 118 Сказочная куклотерапия...................................................................................... 120 Куклы-марионетки............................................................................................ 120 Пальчиковые куклы.......................................................................................... 127 Теневые куклы.................................................................................................... 128 Куклотерапия с «особыми» детьми.................................................................. 131 Драматизация сказок............................................................................................ 133 Драматизация сказок с куклами-марионетками............................................. 133 Пантомима в драматизации сказок.................................................................. 136 Пример работы с эпизодом из сказки «Снежная королева».......................... 136 Сказочная имидж-терапия.................................................................................. 143 Использование арт-терапевтических техник в практике сказкотерапии........................................................................................................ 147 Техники арт-терапии в психодиагностике 147 Семейная серия............................................................................................ 149 Личная серия............................................................................................... 150 Техники арт-терапии в практике психокоррекции и психотерапии................................................................................................... 151 Спонтанное рисование................................................................................. 151 Техника анонимного подарка...................................................................... 153 Техника овощных печатей........................................................................... 153 Рисование «волшебными красками»......................................................... 154
Техника «мертвой» и «живой» воды.......................................................... 155 Использование телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии.................................................................................... 156 Психодинамические медитации 159 Перевоплощение.......................................................................................... 159 Погружение в различные стихии................................................................ 161 Изображение растений............................................................................... 162 Упражнения с тканью.................................................................................. 163 Упражнения с зеркалом. Страна Зеркалия....................................................... 166 Танцы.................................................................................................................. 166 Создание сказочной среды................................................................................... 168 Сценарии сказкотерапевтических занятии. Занятия-путешествия с детьми.................................................................................................................... 176 ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИГРОТЕРАПИИ.................................................... 191 Понятие игры.......................................................................................................... 192 Игровая терапия..................................................................................................... 196 Сказочная игротерапия......................................................................................... 203 Игровой практикум................................................................................................ 210 Искусство дебатов.............................................................................................. 210 Шесть шляп........................................................................................................ 222 «Волшебный круг»............................................................................................. 232 Сюжет первый. Шторм................................................................................ 235 Сюжет второй. Остров................................................................................ 240 Сюжет третий. Земледельцы....................................................................... 242 Сюжет четвертый. Письмо потерпевших кораблекрушение... 246 Сюжет пятый. Строительство жилища....................................................... 248 «Полотно счастья» 250 Сюжет первый. Нити удачи......................................................................... 251
Сюжет второй. Полотно счастья................................................................ 253 Сюжет третий. Тайны Полотна счастья...................................................... 254 Сюжет четвертый. Обереги......................................................................... 257 игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития И ограниченные возможности жизнедеятельности......................................... 258 Игры с пуговицами. Цикл «Знакомство и взаимодействие».......................... 259 Пуговичный массаж.................................................................................... 259 Рыбалка........................................................................................................ 259 Аквариум...................................................................................................... 260 Пуговичное ожерелье.................................................................................. 260 Пуговичное лото.......................................................................................... 261 Игры с пуговицами. Цикл «Семейные истории»............................................. 261 Событие......................................................................................................... 261 Родовое дерево............................................................................................ 262 Бабушкина пуговица.................................................................................... 263 Игры с пуговицами. Цикл «Режим дня».......................................................... 263 Игры со спичками............................................................................................ 265 Знакомая незнакомка................................................................................... 265 История одной спички................................................................................. 266 Спичечный узор........................................................................................... 267 Ожившие фигуры......................................................................................... 267 Коммуникативные игры................................................................................... 268 Обыкновенное чудо..................................................................................... 268 Камень и веревка......................................................................................... 271 Волшебные руки.......................................................................................... 272 Глина и скульптор........................................................................................ 272 Групповая скульптура................................................................................. 273 Чудесные пироги.......................................................................................... 274 Моя ладонь.................................................................................................. 275 Ладонь друга................................................................................................. 276 ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ......................................... 277 Основы организации песочной терапии............................................................ 278 Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................................. 279 Дополнительные принципы песочной терапии................................................. 282 Оборудование для песочной терапии............................................................... 282 сказкотерапевтический подход к песочной терапии...................................... 284 Проективная психодиагностика в песочнице................................................. 287
Индивидуальная форма.................................................................................... 287 Групповая форма............................................................................................... 293 Диагностика характера взаимодействия в группе (стиль ситуативной коммуникации)........................................................... 293 Распределение ролей в группе.................................................................... 296 Стиль поведения участников группы......................................................... 296 Психокоррекция и психотерапия в песочнице................................................ 299 Индивидуальная форма..................................................................................... 299 Групповая форма............................................................................................... 304 Психопрофилактика, развитие и обучение в песочнице. Игровой практикум обучения в песочнице для родителей и педагогов........................ 308 Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»..................................... 309 Отпечатки наших рук.................................................................................. 309 Что же спрятано в песке?............................................................................ 311 Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию «Песочная грамота»........................................................................................... 312 Путешествия к звукам................................................................................ 312 Живые буквы............................................................................................... 315 Письмена на песке....................................................................................... 320 Песочная грамматика.................................................................................. 322 Познавательные игры........................................................................................ 328 История России в играх на песке...................................................................... 330 Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу............................................................. 333 ГЛАВА 5. ТЕХНИКИ АБСУРДИЗАЦИИ..................................................................... 335 Понятие абсурда, нонсенса................................................................................. 336 Техники абсурда в практике сказко-терапевтического консультирования.................................................................................................. 341 Рифмование 342 Лимерик........................................................................................................ 343 Частушка...................................................................................................... 344 «Черное» двустишие и четверостишие....................................................... 345 Техника рифмования. Алгоритм работы.......................................................... 345 Словотворчество................................................................................................ 348 Слова-накладки............................................................................................ 348 Слова-склейки.............................................................................................. 348 Слова-«каверкалки»..................................................................................... 349 Каламбуризация 350 Путешествие сквозь страну абсурда. Игры с использованием нонсенса в сказочном контексте........................................................................ 354 Контекст.............................................................................................................. 355 Игры.................................................................................................................... 355 «Стихоплетство».......................................................................................... 356 «Словотворенья»......................................................................................... 357 «Шифровки»....................................... ......................................................... 357 «Каламбуры»................................................................................................ 358 «В гостях у Смежной Королевы»............................................................... 358 «Аттестат Странности»................................................................................ 360 «Эхо»............................................................................................................ 362 ГЛАВА 6. МЕТОД ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ РИТМОПЛАСТИКИ........................... 365 Основные составляющие метода........................................................................ 368 Медитативная гимнастика................................................................................. 368 Лепка................................................................................................................... 370 Технология реализации метода.......................................................................... 374 Практика формокоррекционной ритмопластики. Программа «Отражения»........................................................................................................... 375 Структура программы «Отражения»............................................................... 376 Краткое содержание модулей программы «Отражения»................................ 376 Примерное планирование занятий в рамках первого модуля.... 380 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 387 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 390 К ЧИТАТЕЛЯМ
Вы держите в руках непростую книгу. В ней собраны жемчужины За несколько десятилетий практической психологией накоплен Мы хотим понять, какие глубинные процессы стоят за использова- Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, по- Но не только увлекательному процессу «расшифровки» посвящена Поэтому знакомые вам методы и приемы приобретут в нашей кни- Мы надеемся, что практикум принесет вам удовольствие не только С уважением, Основы СКАЗКОТЕРАПИИ • Предмет сказкотерапии • Задачи сказкотерапевта • Пробуждение Веры • Сказкотерапия как способ • О жанрах, используемых • «Теория» волшебства • Основные типы сказок ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ
Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У пси- Может быть, это происходит потому, что сказкотерапия является Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. При- Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она тогда происходит переход на следующую стадию развития — стадию Если мы будем помнить об этой притче, можно смело называть сказ-
Притча о великом индийском падишахе Акбаре Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, раду- — Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный? Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно, возгордился он своей вла- — Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не спра- — Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, — Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хоро- Малыш сразу понравился падишаху. Падишах посадил его на колени и стал — Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет! — Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас и пальцем дотронуться,
Итак, самый главный на свете — Ребенок. А мы будем понимать На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|