Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 1 страница




Психологический практикум

Творческий


Центр


СФера


Москва


Санкт-Петербург
2001


 

 

 

Практикум
по креативной

 терапии


ББК 88. 4

 

 

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.

Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство
«Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с: ил.

ISBN 5-9268-0050-1

В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством
(или креативной терапии). Авторы раскрывают секреты использования сказкоте-
рапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игро-
терапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологиче-
ского консультирования, психокоррекции, психотерапии.

Практикум адресован психотерапевтам, практическим психологам, педагогам,
дефектологам, родителям, а также всем, кто заинтересован в развитии творческих
возможностей детей, подростков и взрослых.

ББК 88. 4

 

 

Главный редактор Л. Янковский
Зав. редакцией И. Авидон
Художественный редактор П. Борозенец
Технический редактор О. Колесниченко

 

ISBN 5-9268-0050-1 ©Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2001

© Издательство «Речь», 2001

 

 

Лицензия ЛП № 000364 от 29. 12. 99. Подписано в печать 23. 04. 2001.
Формат 60x901/|6. Гарнитура Times. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 25. Тираж 5000 экз. Заказ № 559.

ООО Издательство «Речь».
199004, Санкт-Петербург, В. О., 3-я линия, 6 (лит. " А" ), тел. (812) 323-90-93.

Лицензия ИД № 02242 от 05. 07. 2000.
Издательство «ТЦ Сфера».
129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. (095) 216-37-72.

Отпечатано с диапозитивов
в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

К ЧИТАТЕЛЯМ............................................................................................................ 8

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ......................................................................... 9

Предмет сказкотерапии........................................................................................... 10

Задачи сказкотерапевта.......................................................................................... 13

Пробуждение Веры.................................................................................................... 17

Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни........................................ 21

О жанрах, используемых в сказкотерапии........................................................... 27

«Теория» волшебства................................................................................................ 30

Основные типы сказок............................................................................................. 46

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ...................................................................... 67

Анализ сказок............................................................................................................ 68

Анализ сказок с детьми....................................................................................... 69

Работа по анализу сказок с подростками и взрослыми...................................... 72

Сюжет полной волшебной приключенческой сказки......................................... 78

Исследование сказок............................................................................................ 87

Решение сказочных задач..................................................................................... 89

Рассказывание сказок............................................................................................. 95

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной

сказки от 3-го лица (рассказывает ведущий)...................................................... 95

Групповое рассказывание сказок........................................................................ 96

Рассказывание сказки, известной всей группе............................................. 96

Рассказывание известной сказки и придумывание

к ней продолжения.......................................................................................... 98

Групповое придумывание сказки.................................................................. 98

Рассказывание сказки от 1-го лица и от имени различных
персонажей сказки (может проводиться как в группе, так

и индивидуально)......................................................................................... 104

Сочинение сказок.................................................................................................. 108

Приемы, позволяющие начать сказку.............................................................. , 109

Интерпретация сказок........................................................................................ 111

Основная тема.............................................................................................. 112

Линия главного героя.................................................................................. 112

Актуализированные чувства....................................................................... 115

Образы и символы....................................................................................... 115

Оригинальность сюжета.............................................................................. 116

Схема размышления над сказками............................................................. 116


Переписывание (или дописывание) сказок......................................................... 118

Сказочная куклотерапия...................................................................................... 120

Куклы-марионетки............................................................................................ 120

Пальчиковые куклы.......................................................................................... 127

Теневые куклы.................................................................................................... 128

Куклотерапия с «особыми» детьми.................................................................. 131

Драматизация сказок............................................................................................ 133

Драматизация сказок с куклами-марионетками.............................................  133

Пантомима в драматизации сказок.................................................................. 136

Пример работы с эпизодом из сказки «Снежная королева».......................... 136

Сказочная имидж-терапия..................................................................................  143

Использование арт-терапевтических техник в практике

сказкотерапии........................................................................................................ 147

Техники арт-терапии в психодиагностике                                                     147

Семейная серия............................................................................................ 149

Личная серия...............................................................................................  150

Техники арт-терапии в практике психокоррекции

и психотерапии................................................................................................... 151

Спонтанное рисование................................................................................. 151

Техника анонимного подарка...................................................................... 153

Техника овощных печатей........................................................................... 153

Рисование «волшебными красками»......................................................... 154

Техника «мертвой» и «живой» воды.......................................................... 155

Использование телесно-ориентированных техник

в практике сказкотерапии.................................................................................... 156

Психодинамические медитации                                                                    159

Перевоплощение.......................................................................................... 159

Погружение в различные стихии................................................................ 161

Изображение растений...............................................................................  162

Упражнения с тканью.................................................................................. 163

Упражнения с зеркалом. Страна Зеркалия....................................................... 166

Танцы.................................................................................................................. 166

Создание сказочной среды................................................................................... 168

Сценарии сказкотерапевтических занятии. Занятия-путешествия

с детьми.................................................................................................................... 176

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИГРОТЕРАПИИ.................................................... 191

Понятие игры.......................................................................................................... 192

Игровая терапия..................................................................................................... 196

Сказочная игротерапия......................................................................................... 203


Игровой практикум................................................................................................ 210

Искусство дебатов.............................................................................................. 210

Шесть шляп........................................................................................................ 222

«Волшебный круг»............................................................................................. 232

Сюжет первый. Шторм................................................................................ 235

Сюжет второй. Остров................................................................................ 240

Сюжет третий. Земледельцы....................................................................... 242

Сюжет четвертый. Письмо потерпевших кораблекрушение... 246

Сюжет пятый. Строительство жилища....................................................... 248

«Полотно счастья»                                                                                         250

Сюжет первый. Нити удачи......................................................................... 251

Сюжет второй. Полотно счастья................................................................ 253

Сюжет третий. Тайны Полотна счастья...................................................... 254

Сюжет четвертый. Обереги......................................................................... 257

игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития

И ограниченные возможности жизнедеятельности......................................... 258

Игры с пуговицами. Цикл «Знакомство и взаимодействие».......................... 259

Пуговичный массаж.................................................................................... 259

Рыбалка........................................................................................................ 259

Аквариум...................................................................................................... 260

Пуговичное ожерелье.................................................................................. 260

Пуговичное лото.......................................................................................... 261

Игры с пуговицами. Цикл «Семейные истории»............................................. 261

Событие......................................................................................................... 261

Родовое дерево............................................................................................ 262

Бабушкина пуговица.................................................................................... 263

Игры с пуговицами. Цикл «Режим дня».......................................................... 263

Игры со спичками............................................................................................ 265

Знакомая незнакомка................................................................................... 265

История одной спички................................................................................. 266

Спичечный узор........................................................................................... 267

Ожившие фигуры......................................................................................... 267

Коммуникативные игры................................................................................... 268

Обыкновенное чудо..................................................................................... 268

Камень и веревка......................................................................................... 271

Волшебные руки.......................................................................................... 272

Глина и скульптор........................................................................................ 272

Групповая скульптура................................................................................. 273

Чудесные пироги.......................................................................................... 274

Моя ладонь.................................................................................................. 275

Ладонь друга................................................................................................. 276


ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ......................................... 277

Основы организации песочной терапии............................................................ 278

Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................................. 279

Дополнительные принципы песочной терапии................................................. 282

Оборудование для песочной терапии............................................................... 282

сказкотерапевтический подход к песочной терапии...................................... 284

Проективная психодиагностика в песочнице................................................. 287

Индивидуальная форма.................................................................................... 287

Групповая форма............................................................................................... 293

Диагностика характера взаимодействия в группе

(стиль ситуативной коммуникации)........................................................... 293

Распределение ролей в группе.................................................................... 296

Стиль поведения участников группы......................................................... 296

Психокоррекция и психотерапия в песочнице................................................ 299

Индивидуальная форма..................................................................................... 299

Групповая форма............................................................................................... 304

Психопрофилактика, развитие и обучение в песочнице. Игровой

практикум обучения в песочнице для родителей и педагогов........................ 308

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности

и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»..................................... 309

Отпечатки наших рук.................................................................................. 309

Что же спрятано в песке?............................................................................ 311

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию
звукопроизношения, обучение чтению и письму

«Песочная грамота»........................................................................................... 312

Путешествия к звукам................................................................................ 312

Живые буквы............................................................................................... 315

Письмена на песке....................................................................................... 320

Песочная грамматика.................................................................................. 322

Познавательные игры........................................................................................ 328

История России в играх на песке...................................................................... 330

Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу............................................................. 333

ГЛАВА 5. ТЕХНИКИ АБСУРДИЗАЦИИ..................................................................... 335

Понятие абсурда, нонсенса................................................................................. 336

Техники абсурда в практике сказко-терапевтического

консультирования.................................................................................................. 341

Рифмование                                                                                                    342

Лимерик........................................................................................................ 343

Частушка...................................................................................................... 344

«Черное» двустишие и четверостишие....................................................... 345


Техника рифмования. Алгоритм работы.......................................................... 345

Словотворчество................................................................................................ 348

Слова-накладки............................................................................................ 348

Слова-склейки.............................................................................................. 348

Слова-«каверкалки»..................................................................................... 349

Каламбуризация                                                                                             350

Путешествие сквозь страну абсурда. Игры с использованием

нонсенса в сказочном контексте........................................................................ 354

Контекст.............................................................................................................. 355

Игры.................................................................................................................... 355

«Стихоплетство».......................................................................................... 356

«Словотворенья»......................................................................................... 357

«Шифровки»....................................... ......................................................... 357

«Каламбуры»................................................................................................ 358

«В гостях у Смежной Королевы»............................................................... 358

«Аттестат Странности»................................................................................ 360

«Эхо»............................................................................................................ 362

ГЛАВА 6. МЕТОД ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ РИТМОПЛАСТИКИ........................... 365

Основные составляющие метода........................................................................ 368

Медитативная гимнастика................................................................................. 368

Лепка................................................................................................................... 370

Технология реализации метода.......................................................................... 374

Практика формокоррекционной ритмопластики. Программа

«Отражения»........................................................................................................... 375

Структура программы «Отражения»............................................................... 376

Краткое содержание модулей программы «Отражения»................................ 376

Примерное планирование занятий в рамках первого модуля.... 380

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 387

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 390


К ЧИТАТЕЛЯМ

 

Вы держите в руках непростую книгу. В ней собраны жемчужины
практической психологии и педагогики — методы, связанные с акти-
визацией в человеке творческого созидающего начала. Именно сегод-
ня, когда мы перешагнули тысячелетний рубеж, создание условий для
проявления созидающей силы в маленьких и взрослых является глав-
ной задачей мудрых родителей и специалистов.

За несколько десятилетий практической психологией накоплен
колоссальный инструментарий. И сегодня встает вопрос об его осмыс-
ленном применении.

Мы хотим понять, какие глубинные процессы стоят за использова-
нием арт-терапевтических, игровых, «песочных», «телесных» приемов.
И нам это начинает удаваться тогда, когда на помощь приходит сказка.

Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, по-
лезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места,
и теперь мы можем смело сказать: сказка — это зашифрованная ин-
формация о реальности. И еще многим поколениям наших потомков
предстоит увлекательная «расшифровка» древних посланий.

Но не только увлекательному процессу «расшифровки» посвящена
наша книга. Мы надеемся, что она поможет вам и «зашифровывать»
то, что необходимо. Оказывается, сказочная подача арт-терапевтичес-
ких, игровых, «песочных», «телесных» и других приемов, переводит
восприятие человека на более глубокий уровень. «Проживание» воз-
действия становится целостным и осмысленным, эффект — устойчи-
вым. И, что самое главное, в нашем клиенте активизируется мощная
созидающая сила.

Поэтому знакомые вам методы и приемы приобретут в нашей кни-
ге иной оттенок, и вы увидите, как можно по-новому «подать» давно
знакомые игры и упражнения.

Мы надеемся, что практикум принесет вам удовольствие не только
как методическая литература, но и как книга, которая создает хоро-
шее творческое состояние.

С уважением,
Авторы


Основы

СКАЗКОТЕРАПИИ

• Предмет сказкотерапии

• Задачи сказкотерапевта

• Пробуждение Веры

• Сказкотерапия как способ
передачи знаний о жизни

• О жанрах, используемых
в сказкотерапии

• «Теория» волшебства

• Основные типы сказок


ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ

 

Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У пси-
хологов и педагогов эта реакция в целом положительна. Деловые люди
сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему и, только
узнав поближе, открывают поистине безграничные возможности ме-
тода. Почему?

Может быть, это происходит потому, что сказкотерапия является
самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания
о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста
и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитыва-
ло их. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин «сказкотера-
пия», понимая под ней способы передачи знаний о духовном пути души
и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем
сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной при-
роде человека.

Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям. При-
чем дошкольного возраста. Да, это так, дорогие друзья. Однако возра-
стной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она
обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого че-
ловека. Есть древняя история о том, что человек в своем развитии про-
ходит три стадии: Верблюд, Лев и Ребенок. Находясь на стадии Верб-
люда, он подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот,
не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий
пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизнен-
ной прочности. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, че-
ловек переходит на стадию Льва. Теперь он активно сопротивляется
обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, до-
стигает определенных высот социального положения. Но приходит
момент, когда Лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаля-
ет его от истины. Погружает в круговорот суеты и пучину неразреши-
мых проблем. Лев сознает, что жизнь его, несмотря на блеск достиже-
ний и видимый смысл, лишена чего-то простого и гармоничного. И вот


тогда происходит переход на следующую стадию развития — стадию
Ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взгля-
дом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнавать то, что ранее
казалось очевидным. У него за спиной большой жизненный путь, од-
нако в его душе нет от него усталости и пессимизма. Есть желание от-
крывать мир заново, постигая Истину...

Если мы будем помнить об этой притче, можно смело называть сказ-
котерапию «детским» методом. Тем более что ребенок — самое главное
на земле существо. Именно к такому выводу пришли еще в XVI веке
великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал...

 

Притча о великом индийском падишахе Акбаре
и его верном советнике Бирбале

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, раду-
ясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно, возгордился он своей вла-
стью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было! » — поду-
мал Бирбал.

— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не спра-
вится — ни раджа, ни сам падишах.

— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка,
попробуй, — отозвался падишах.

— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело
это не пустячное, придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хоро-
шеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш сразу понравился падишаху. Падишах посадил его на колени и стал
играть с ним. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай
тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

— Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!
А Бирбалу только того и надо:

— Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас и пальцем дотронуться,
а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выхо-
дит, что ребенок — самый главный на свете!

 

Итак, самый главный на свете — Ребенок. А мы будем понимать
это шире — и Внутренний Ребенок тоже. Поэтому определим предмет
сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, разви-
тие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение
знаний о законах жизни и способах социального проявления созида-
тельной творческой силы.


На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том,
как работать с конкретными проблемами: страхи, энурезы, тики,
агрессивность и т. д. Нередко мы отвечали старой психологической
поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так
в чем же причина? В деструктивном раннем опыте? В комплексе не-
полноценности? В «несформированности» моделей эффективного по-
ведения? В отсутствии условий для проявления естественной тенден-
ции актуализации? Представители различных психологических школ
определяют причину, исходя из концепции личности, которой они до-
веряют. Наверное, многие первопричины человеческих проблем се-
годня уже сформулированы. И противоядия почти найдены. Мы лишь
можем свести все объяснения к одной глобальной проблеме, которую
называем внутренней дисгармонией. И все мероприятия помощи чело-
веку можно привести к одному общему знаменателю — к достижению
внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жиз-
ни выступает как Созидатель, а дисгармоничный — как Разрушитель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...