Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 2 страница




Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно оп-
ределить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Веч-
ное противостояние Добра и Зла.

Шкала «Разрушитель — Созидатель» становится основной внутрен-
ней диагностической шкалой сказкотерапевта. Это не значит, что мы
принижаем роль психодиагностики. Наоборот, современные методы
психодиагностики помогут нам понять истинное «положение дел» по
этой шкале.

Как ведет себя человек, что он чувствует, о чем он размышляет —
все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разруше-
ние — созидание», применяемого по отношению к внешнему и внут-
реннему миру. Внешний разрушитель причиняет боль и дискомфорт
другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель ста-
рается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его
окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вре-
дит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает»
мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

Важно отметить, что идея «разрушения — созидания» является од-
ной из главных философских и психологических идей. Достаточно
вспомнить учение о мортидо и либидо.

Исходя из этой идеи, сказкотерапевт может поставить только один
«диагноз» — общее недоразвитие личности. Проявляется оно в ощуще-
нии и проявлении дисгармонии. Сокращенно может называться ОНЛ.
Ведь ставят же логопеды диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)»!


Вот с этим ОНЛ нам и приходится работать. Основной принцип ра-
боты — вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль
Разрушителя. Поэтому мы призываем еще раз: «Не реагируйте на сим-
птом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя! »

 

 

ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПЕВТА

Как же вырастить Созидателя в гиперактивном и агрессивном ре-
бенке, тем более что он вызывает разрушительные ответные чувства?
Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации,
отвечать сказкой... » Кажется, что это не реально. И часто мы оказыва-
емся в положении героев старой суфийской притчи.

 

Старая суфийская притча

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя
над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с
людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.

Он передал свой секрет многим людям. Некоторые воспользовались этим
знанием. Другие, не дав себе времени подумать о пользе знания, сочли учителя
опасным и прогнали его. В конце концов, люди одного из племен, перед кото-
рыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем
исчадие ада.

Прошли века. В первой общине знание о добывании огня сохранилось толь-
ко у особых жрецов. Они пользовались властью, богатством и теплом, тогда
как их соплеменники замерзали от холода.

Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться ору-
диям его добычи.

Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их пред-
ков добывать удивительный огонь.

В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах
и преданиях. Одни верили в них, другие нет. Это не меняло дела.

Пятая община действительно использовала огонь по назначению. Это позво-
ляло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные по-
лезные вещи.

И вот спустя много-много лет один мудрец с небольшой группой учеников путе-
шествовал по землям этих племен. Ученики пришли в изумление от множества
различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись. Они сказали учителю:

— Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к
чему больше! Наш долг — открыть перед этими людьми правду!

— Что ж, я согласен, — ответил учитель, — мы повторим наше путеше-
ствие, поставив перед собой новую цель. А те, кто уцелеет к его концу, узнают,
каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.


Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан ра-
душный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворе-
ния огня». Мудрец обратился к ученикам:

— Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:

— Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.

— Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, — ответил учитель.
Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:

— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению боже-
ства. Если я это сделаю, признаете ли вы, что уже много веков находитесь
в заблуждении?

— Хватайте его! — закричали жрецы.

Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.

Мудрец с учениками тронулись в путь, и через некоторое время подошли
к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще
один ученик вызвался образумить этих людей.

С позволения учителя он сказал:

— Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь
даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может
быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать саму
вещь. Я научу вас пользоваться огнем.

Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:

— Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Но, как при-
шелец, незнакомый с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того,
что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас
нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!

Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они
увидели перед каждым домом идола, изображающего человека — открывателя
огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:

— Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность,
которую способен использовать, не так ли?

— Может быть, и так, — ответили ему, — но проникнуть в эту тайну дано
лишь немногим.

— Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на
определенные факты, — сказал третий ученик.

— Все это ересь. К тому же ее высказывает человек, который плохо знает
наш язык и не принадлежит к священникам, посвященным в нашу веру! —
заворчали жрецы.

И этому ученику не удалось добиться успеха.

Группа продолжала свое путешествие, пока не прибыла на территорию чет-
вертой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвертый уче-
ник. Он заявил:

— История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло замешательство. Некоторые говорили:

— Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать,
как добывать огонь.

Но когда мудрец и его ученики испытали говоривших, оказалось, что боль-
шинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не по-
нимали, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы
большинства людей этой общины были пропитаны извращенными легендами.


И те, кто воображал себя способным представлять истину как таковую, оказа-
лись людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы и не смогли
бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:

_  Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет

одурачить нас, чтобы потом занять высокое положение.
И еще одно мнение представила четвертая община:

_ Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше

наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся
от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда
станет с нашим обществом?

(Надо сказать, что были еще и другие точки зрения в четвертой общине. )

Группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на террито-
рию пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.

И сказал мудрец своим ученикам:

— Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его
учили. Сперва вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необхо-
димо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди
воображают, что они уже все знают, и хотят изучать то, чему, как они думают,
необходимо научиться, а не то, что должно быть изучено прежде всего. И только
когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знание без спе-
циальной способности к обучению — это не то же самое, что знание и способность.

 

Как часто психолог или педагог, родитель или психотерапевт ока-
зывается в роли ученика мудреца, стремящегося донести истину! Не-
мало профессиональных трагедий случается потому, что разумное сло-
во не достигло ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И
психолог нам не помог... ». Не помог не потому, что был не прав. Не
помог потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, что-
бы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жизни. Вспом-
ните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не
учите меня жить, лучше помогите материально! »

Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» на-
шего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он при-
вык. Его поведение, его симптомы, его проблемы — это его способ адап-
тации. И если он к нам пришел за советом, значит, он хочет что-то
улучшить, или же старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпе-
лив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не имеет лич-
ностного и ситуационного ресурса для того, чтобы им воспользоваться,
не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказыва-
ется, на пути помощи ближнему множество подводных камней.

История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По
мнению мудреца, мы должны научиться тому, как учить. Изобрести


метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интерес-
но, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех,
кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос — это способ
адаптации.

По мнению мудреца, нам важно сформировать в человеке способ-
ность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и
направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажет-
ся, задача ясна. Но как это сделать?

Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.

 

Суфийская притча о жадных сыновьях

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были лени-
вые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им,
что если они будут копать на дальнем поле, то найдут зарытые там сокровища.

Как только крестьянин умер, его сыновья пришли на поле и стали усердно и
внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обна-
ружили.

Они решили, что отец, по своей щедрости, раздал все золото, и прекратили
поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить.
Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый
урожай.

Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.

Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом
богатстве, которое они могли проглядеть. Поэтому братья заново перекопали
поле, но опять ничего не нашли.

Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать
времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они и
поняли, почему отец оставил им такое завещание. И стали они честными зажи-
точными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным
богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

 

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе
и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смя-
тением и жадностью учеников, должен побудить их совершить дей-
ствия, которые, как он знает, помогут им развиться. Но истинная фун-
кция и цель этих действий самим ученикам из-за их незрелости
зачастую неизвестны.

Кажется, все просто: нужно побудить клиента, независимо от воз-
раста, совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако
что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живопи-
си? Все эти действия созидательны, но где уверенность в том, что про-
блемы будут решены?


Обратимся к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал
ресурс недостатков своих сыновей. Любое качество, любая черта на-
шего характера является двойственной, и они придают нашим действи-
ям определенную энергию. Эта энергия может быть использована для
реализации как созидательной, так и разрушительной стороны опре-
деленной черты нашего характера. Что мы знаем о сыновьях? Они были
ленивые и жадные. То есть мы знакомы только с разрушительной сто-
роной их качеств. Иначе говоря, с их недостатками. Созидательная сто-
рона лени — трудолюбие, а жадности — щедрость. То есть эти качества
являются ресурсом недостатков. Образно говоря, «достатками». Муд-
рый крестьянин «заинтриговал», создал приманку, отвлек разрушитель-
ные стороны личности своих сыновей — леность и жадность. И в ре-
альном деле смогла проявиться их созидательная энергия — трудолюбие
и щедрость.

Может быть, и нам, по примеру крестьянина, научиться видеть обо-
ротную сторону проблемы? Под агрессивностью скрывается миролю-
бие, под страхом бесстрашие, под глупостью — ум. Волшебник Изум-
рудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону
проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трус-
ливому Льву — смелость, Страшиле — мозги, Железному Дровосеку —
чуткое любящее сердце. А ведь всем этим они изначально обладали. Гуд-
вин лишь заставил их поверить в то, что качество сформировано.

Итак, в задачи сказкотерапевта входит не только видение оборот-
ной стороны проблемы, но и пробуждение Веры.

 

 

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Важно помнить о движущей силе сыновей крестьянина — они ве-
рили, что найдут сокровища, пока не выработали привычку трудить-
ся. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сооб-
щить действиям дополнительную силу. И здесь уместно привести еще
одну историю о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

 

История о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале

Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съеха-
лись на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каж-
дый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.


В шатре играла музыка, и падишах был в восторге от того, как разукраси-
ли дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар счи-
тал, что в целом мире нет такого умного советника, как Бирбал.

И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом
и богатыми подарками.

Во дворце царила радость. Куда ни глянь — все ликуют и восхваляют пади-
шаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, ког-
да все разошлись, спросил:

— Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?

— Конечно, вера, владыка мира!

— А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых
и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?

— Нет, падишах, вера важнее святого, — стоял на своем Бирбал.

— Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых и довольны.

— Вера в святых, конечно, дает свои плоды. Мы совершаем жертвоприно-
шения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за
это поклоняемся их статуям.

Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.

— Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?

— Могу.

— Докажи сейчас же!

— Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.

— Ладно, даю тебе месяц сроку, но помни: если за это время не докажешь
своей правоты, прощайся с головой.

— Согласен, — ответил Бирбал.

Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда
прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл
об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль
и унес из дворца.

Выйдя из города, он закопал сверток в глухом месте. Сверху насыпал землю
горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.

Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать
подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила
святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла
выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу свято-
го Верашаха. Мало-помалу слухи о святом разошлись по всему городу. Народ
валом повалил к могиле святого — несли дары, молились, давали обеты
и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.

Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из
мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто
бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда
ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по
милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».

Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить
память великого святого.

И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой несколь-
ких любимцев из числа придворных и поехал к могиле святого.

А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. Па-
дишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны
могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.


Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе

поклониться, — строго сказал падишах.

Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете,

что вера важнее святого.

Падишах сердито сдвинул брови:

Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если

я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу
дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.

В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и до-
ложил:

 Ваше величество! Ваш сын приказал передать, что воинственный сосед

разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой.

Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:

Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди,

только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть,
желание мое исполнилось!

—Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому.
Вера — самое главное.

—Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать
своей правоты, то готовься к смерти, — сурово сказал падишах.

— Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!

Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:

—  Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать
палача немедленно!

Бирбал увидел, что падишах в ярости и быть беде. И тогда он повернулся
лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:

—  О, Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу
в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!

Услышав этот обет, падишах усмехнулся:
— Ну что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.

— Конечно! Пришлось просить защиты святого, — поддакнул Бирбал.

Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал
сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:

— Что ты делаешь?

—  Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обе-
ты, — сказал Бирбал и развернул сверток.

Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю.

—  Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее — вера или свя-
той? — спросил Бирбал и сам ответил: — Наша внутренняя вера — вот что
главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам при-
знать, что главное — вера.

И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.
Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его могилу стеклось много
Денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.

 

Действительно, именно внутренняя вера направляет созидательную
силу человека и формирует духовную цель. Искренняя вера в успех при-
водит к результату. Однако при этом важно не путать Веру и Надежду.


Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием для
развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не
делает того, что мог бы сделать. Психотерапевты и психологи-консуль-
танты знают, как тяжело работать с человеком, который еще «может
терпеть», надеясь на лучшее.

Давайте обратимся к мифологии и вспомним, в какой компании
находилась надежда в ящике Пандоры. Согласно мифу, Зевс решил
наказать людей. Ранее он уже отнимал у них огонь, поэтому задумал
новую каверзу. Он велел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и
сделать из этой смеси прекрасную девушку. Она должна была обла-
дать человеческой силой, нежным голосом и божественным взглядом.
Прекрасная Пандора, получив ото всех богов дары, тем не менее, дол-
жна была принести людям горе. Царь Эпиметей, пленившись ее кра-
сотой, не послушался предупреждения Прометея и взял Пандору в
жены. В качестве приданого Пандора имела при себе некий ящик, заг-
лядывать в который строго запрещалось. Однако любопытная Пандо-
ра открыла ящик, и разлетелись по земле бедствия, несчастья и болез-
ни, заключенные в нем. Опомнившись, Пандора захлопнула крышку,
но — было уже поздно. На дне ящика осталась только одно — надежда.
Поэтому и говорят: «Надежда остается последней». С тех пор неслыш-
ными шагами несчастья бродят по земле среди людей, а надежда за-
перта в ящике Пандоры...

Так почему же надежда оказалась в одном ящике с несчастьями?
Хоть она и «мой компас земной», нет ли здесь подвоха? Почему опыт-
ные психотерапевты советуют своим молодым коллегам: «Не форми-
руйте напрасных надежд у себя и пациентов»?

Итак, не будем путать надежду и веру. Будем пробуждать после-
днюю. Но как это сделать? Внушать клиенту: «Ты можешь! », давать
«домашнее задание»: повторять перед зеркалом 100 раз «я могу» перед
сном, после еды?..

Испокон веков веру пробуждали постепенно, используя для этого
чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшеб-
ных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру
и Внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уров-
не некоего неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превра-
щаются в осознанные способности.


СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ
ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ

 

В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие
предки обходились без знания высшей математики, филологии, юрис-
пруденции... И все же они не были от этого менее «социально адапти-
рованными». Возникает вопрос: почему? Может быть, потому, что
наши далекие предки придавали большее значение развитию «прак-
тического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта.?
Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым мы на
рубеже тысячелетий интуитивно стремимся и мы?..

Странно, но сегодня на прием к психологу обращается немало ро-
дителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается,
и у них могут быть проблемы! Часто источником этих проблем оказы-
вается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным
житейским представлениям и навыкам. Чего же не хватило этим ода-
ренным детям? Конечно, сказок!

Издавна житейский опыт передавался через образные истории.
Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, кото-
рая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный
сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который
бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие
истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно
они являются основой сказкотерапии.

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, расска-
зывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спе-
шили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из
которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предо-
храняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают эти
обычаи, не понимают их смысла, считают «пережитком прошлого».

Дорогие друзья, ведь это не так! В обычаях, сказках, мифах, леген-
дах, описаны основы безопасной и созидательной жизни. И может
быть, сегодня, перейдя в новое тысячелетие, мы будем осмыслять наше
наследие заново?

Приведем пример. Восьмилетние дети за столом хулиганят, пиха-
ют друг друга, бросаются хлебом. Каждый учитель, проходя мимо, де-
лает им замечание. Однако стоит взрослым отвернуться, безобразие
продолжается. Наверное, такую ситуацию наблюдали многие из вас.


Но что же делать? Давайте обратимся к обычаю и поговорим об этом с
детьми. В нашем случае дело было так.

— Ребята, а знаете ли вы о таком старинном русском обычае: во
время обеда глава семьи садился во главу стола с большой ложкой. Сам
не ел, а следил затем, как ведут себя члены его семьи за столом. И если
кто-то начинал себя плохо вести, что он делал?

— Давал ложкой по лбу, — отвечают ребята.

— Правильно, значит, вы знаете этот старинный обычай.

— Это непедагогично, — замечает один из «продвинутых» мальчишек.

— Почему «непедагогично»?

— Потому что детей бить нельзя, — уверенно заявляет он.

— Это верно. Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то ну-
жен. Зачем?

— Чтоб дети вели себя нормально за столом.

— Безусловно! Но зачем бить ложкой по лбу?

 

— Чтобы было больно и в следующий раз дети вели себя хорошо, —
предполагают ребята.

— То есть вы считаете, что дети будут вести себя хорошо, потому
что боятся получить по лбу?

-Да.

— Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так.
Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом
кривляться, громко разговаривать, петь песни, толкаться и так далее?

— В лоб получит.

— А если некому будет в тот момент дать в лоб?

— Тогда подавиться может.

— А если серьезно подавится, что может произойти?

— Попадет не в то горло, и он умрет.

— Может быть и так. Что же у нас получается? Зачем же отец сидел
во главе стола с большой ложкой?

— Чтоб в не то горло не попало, что ли?

— Наверно, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен
не на страхе, а на чем?

—???

— Это называют заботой. Глава семьи, заботясь о своих шаловли-
вых детях, сидел с большой ложкой. Он не был зол на детей, он пони-
мал, что уберечь ребенка от опасности можно только с помощью мо-
ментального действия. Раз — и готово. И не нужно тратить столько
лишних слов. Ведь пока объясняешь ребенку, что это для его же блага,


может случиться непоправимое. Сигнал ложкой был в далекие време-
на предупреждением отца: ты в опасности, если не изменишь поведе-
ние, попадешь в беду. Сегодня люди забыли о смысле этого, да и дру-
гих обычаев, хотя они объясняют многое в жизни. Так что, ребята, то,
что учителя уже несколько раз строго советовали вам прекратить, про-
диктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей
связаны с заботой...

Главное — заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого
необходимо оставить его с вопросом внутри. Описанный случай —
пример «неорганизованной» сказкотерапии. Часто в таком контексте
она еще более эффективна.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние
времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли
кудель и рассказывали истории. ... И копились, копились истории в па-
мяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном за-
пас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя же-
лания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни,
рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст ска-
зок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить
изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего
тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить
скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никог-
да не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в ре-
альной жизни активным созидателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...