Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 10 страница





Далее ведущий взглядом показывает детям, чтобы они продол-
жили сказку от имени Василисы Премудрой. Важно, чтобы дети не
просто высказывали идеи о том, как могла узнать Василиса о продол-
жении этой истории, но говорили от ее имени (от 1-го лица). Оконча-
ние «версии» Василисы может быть самое разнообразное. Дети, на-
пример, могут придумать, что Василиса на реке встретила довольную
Лису и та рассказала ей, чем закончилась история с Колобком. Или
Василиса вернулась посмотреть, что дальше случилось с Колобком.

Далее ведущий говорит: «А теперь мы с вами превратимся в
маленьких Бабок Ежек. Закрываем глаза, и раз, два, три... (в это время
ведущий меняет костюм Василисы на платок Бабы Яги и сморщивает
лицо). Ведущий говорит голосом Бабы Яги: «Здравствуйте, Бабушки
Ягушки. Расскажу я вам историю про Колобка.

Летела я как-то раз в своей любимой ступе над лесом, как всегда
голодная и сердитая. Вдруг вижу — по дорожке лесной Колобок ка-
тится. Вкусненький! Катится, довольный, песни распевает. Глядь, на-
встречу ему Лиса Патрикеевна. Я спустилась на землю и притаилась
за деревом. Смотрю — Колобок уже на нос к Лисе залез. Да, думаю,
если сейчас из-за дерева не выйду — точно останусь голодной. При-
дется потом опять всякие пакости делать, чтобы еду добыть. А ска-
зочники потом стращать мной детей будут. Нет, думаю, чем Лисе
Колобок достанется, лучше я его сама съем. Выскочила я из-за дере-
ва, хвать Колобок, а он скользкий такой. Выскользнул прямо из рук
и укатился. Искали мы его с Лисой, да так и не нашли. Опять оста-
лись голодными — перехитрил нас Колобок. Пришлось нам с ней
целый день ягоды кушать».

Ведущий. Видите, как по-разному рассказывают одну и ту же
историю разные герои сказки. А кто-нибудь из вас хочет рассказать
историю о Колобке от имени самого Колобка?

Кто-нибудь из детей вызывается рассказывать, другие дети его вни-
мательно слушают и, если потребуется, помогают ему. После этого
можно предложить детям всем вместе рассказать эту же сказку от име-
ни Лесной Тропинки, по которой катился Колобок. В ходе рассказа
сюжет сказки может меняться, так как каждый из героев (который не-
посредственно наблюдал все события) вносит в историю что-то свое.
Ведущий может помогать детям, копируя манеру поведения того ска-
зочного героя, от имени которого идет речь.

Важно, чтобы на одном занятии дети могли рассказать одну и ту же
сказку от имени разных героев этой сказки (или от имени других ска-


зочных героев). Ведущий, входя в роль того или иного сказочного пер-
сонажа, помогает детям копировать манеру поведения сказочного ге-
роя и понимать его внутренний мир. Необходимо заострять внимание
детей на тех чувствах, которые испытывали герои в ходе сказочных
событий. Это развивает у детей способность слушать Мир другого че-
ловека, чувствовать его состояние и понимать причины его поступков.

Для занятий стоит выбирать небольшие сказки. Для детей до 5 лет
это могут быть сказки про животных. Для детей постарше можно под-
бирать сказки, где действуют люди. Перед тем как рассказывать сказ-
ку от имени разных сказочных героев, ведущий может прочитать эту
сказку всем детям, и дети могут выбрать того героя, от имени которого
они будут рассказывать сказку. Обычно детям очень нравится расска-
зывать сказки таким образом. Поэтому на основе этого приема можно
провести серию занятий. Особенно полезно такое рассказывание сказ-
ки для гиперактивных детей: благодаря необычной форме рассказы-
вания им легче удерживать внимание.

После 2—3 занятий можно сразу распределять между детьми «роли»:
от имени какого персонажа ребенок будет рассказывать сказку. «Роли»
распределяются по желанию детей. Если детей в группе больше, чем
персонажей в сказке, то ведущий вводит дополнительных персонажей:
морской бережок, камешек, лесной муравей и пр. Дополнительных
персонажей можно взять из контекста сказки. Таким образом, каж-
дый из детей по очереди может рассказать всю сказку от имени своего
персонажа, меняя и дополняя сюжет по своему усмотрению.

Такое рассказывание полезно записывать на магнитофон, для того
чтобы потом иметь возможность проанализировать занятие. Сравне-
ние аудиозаписи первого и последнего занятия может стать нагляд-
ным примером эффективности вашей работы. От занятия к занятию у
детей обогащается речь, появляются интересные находки в сюжете,
они начинают лучше слушать друг друга, становятся более раскрепо-
щенными и артистичными.

Не менее полезно рассказывание сказок от 1-го лица для подрост-
ков и взрослых. Один солидный мужчина начал свой рассказ от имени
Колобка так: «Вот лежу я на подоконнике, такой румяный и масля-
ный. Вдруг слышу — бабка с дедом съесть меня хотят. Спрыгнул я с
подоконника и покатился по тропинке. Ой-ей-ей! Все в голове кувыр-
ком! К масляным бокам иголки налипли! Лучше я закачусь под дом,
зачерствею, бабка найдет меня, иголки отряхнет, а есть не станет — зубы
сломает! Так и проживу». Я воздержусь от комментария, ибо опытному


взгляду он не требуется... Безусловно, рассказывание сказки от 1-го
лица — замечательное проективное диагностическое средство.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позво-
ляют решать следующие психодиагностические и психокоррекцион-
ные задачи.

1. Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрос-
лого путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, а
также анализа оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла
изложения.

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Развитие умения выражать свои мысли.

4. Развитие памяти и внимания.

5. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его
мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в
контекст повествования.

6. Сплочение группы.

7. Развитие способности к децентрированию, умения встать на ме-
сто другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неоду-
шевленных в обыкновенной жизни предметов).

 

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные ис-
тории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, мно-
гие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фан-
тазии. Сочинение историй это само по себе психотерапевтическое
занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку
внутренней реальности.

Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему
фантазированию и «витанию в облаках». Часто детские фантазии и ис-
тории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок
проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

Сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю
реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессозна-
тельные процессы, способствующие нашему личностному развитию
и разрешению затруднений.

Участники семинаров-тренингов по сказкотерапии часто говорят,
что им сложно сочинять. Одни жалуются на нехватку времени. Другие


уверены, что сказок уже написано великое множество, поэтому невоз-
можно придумать что-либо новое. Третьи просто опускают руки и го-
ворят: «Фантазии не хватает». Удивительно, как эти люди после опре-
деленной психологической работы в корне изменяют свое мнение
и сочиняют уникальные сказочные истории!

Что же на самом деле мешает нам, взрослым, сочинять? Этот во-
прос мы задавали участникам семинаров. Вот какие ответы мы полу-
чили: стереотипы мышления, усталость, «текучка», опасение показать-
ся неоригинальным, отсутствие искры в душе, нет подходящей темы,
«не войти в состояние»... Может быть, это и есть та «лягушачья кожа»,
которую носила Василиса Премудрая? Правда, Царевна-лягушка зна-
ла, когда ее необходимо снимать...

Многим из нас сложно ни с того ни с сего взять и сочинить сказку:
нужна тема, главный герой, мораль — то, ради чего можно стараться.
Некоторые скажут: «Сейчас жизнь такая трудная, не хватало нам еще
и сказки сочинять! » Однако замечено, что сочинение сказок благотвор-
но сказывается на психологическом здоровье: человек становится бо-
лее уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями,
приобретает способность видеть в самой сложной ситуации позитив-
ную сторону.

На семинарах-тренингах по сказкотерапии мы предлагаем участ-
никам несколько простых приемов для того, чтобы начать сочинять
сказки. Вот некоторые из них.

 

ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ НАЧАТЬ СКАЗКУ

Прием первый. Придумайте 10 слов: существительных нарицатель-
ных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у вас смысло-
вые ассоциации и были из разных областей жизни.

Например: 1. Уж.                            6. Инок.

2. Лампа.                    7. Стул.

3. Сердце.                   8. Гардемарин.

4. Космос.                   9. Снегопад.

5. Застава.                 10. Песня.

Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов
были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается пре-
образовывать слова: делать из них имена собственные, другие части
речи, читать наоборот и пр.

Перед тем как приступить к заданию, можно попробовать после-
довательно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке.


Например: Уж может обвивать Лампу, или Лампа может быть в фор-
ме Ужа, на абажуре Лампы может быть изображен Уж, или «Уж стемне-
ло, и зажгли Лампу», героем сказки может быть Уж по имени Лампа и пр.
Таким образом можно «проиграть» различные связи между словами.

Это упражнение поможет нам открыть дверь в Царство Фантазии и
настроит нас на волну Творчества.

Прием второй. Давайте задумаемся: на какую тему нам было бы ин-
тересно поговорить с близким человеком или с самим собой. Если от-
вет на вопрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию,
которую вы уже неоднократно «прокручиваете» в своей голове. Мно-
гие говорят: «Да какая там тема, когда денег не хватает! » Прекрасно —
в этом случае Ваша тема может звучать так: «Кое-что о деньгах». А день-
ги станут героем сказки, в которой будет рассказано об их приключе-
ниях. Не исключено, что после того, как сказка сложится, вы увидите
новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите
детей с непростым миром Финансов.

Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутрен-
них вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти во-
просы, тревоги, радости и печали могут стать темой вашей сказки. Пред-
вижу возражение: «Да мысли у меня в голове совсем не сказочные,
история получится невеселая». Но, поверьте, в нашей жизни нет «не-
сказочных» тем. А сказкам вовсе необязательно быть веселыми. Кто-то
скажет: «У меня хороший конец не получится». Помните: «Нам не дано
предугадать, как наше слово отзовется... » Замечено, что, как только мы
даем возможность нашей руке записывать сказку, последняя приобре-
тает свою собственную жизнь, сюжет и конец сказки выстраиваются
сами собой. Зачастую изначальный замысел и фабула сильно отлича-
ются от того, что получилось. Все, что нам требуется, это 30—40 минут
времени и желание отдать инициативу нашей руке, держащей авторучку.

Прием третий. Позвольте себе удобно и расслаблено расположить-
ся в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных вами
10 слов то, которое вам наиболее интересно, вызывает множествен-
ные ассоциации, берет за живое. Это слово может стать либо темой,
либо героем вашей сказки.

Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой
присутствовал бы образ выбранного вами слова. Рассмотрите ее и опи-
шите на бумаге. Это — начало вашей сказки.

А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, изме-
нить ее на 180 градусов. Это будет конфликт вашей сказки.


Если вы проделали эти шаги, то вам будет совсем нетрудно связать
увиденные вами ситуации и сочинить сказку.

И вот сказочные события оживают на бумаге: сказка сложилась.
Многие чувствуют при этом волнение, умиротворение, радость, ощу-
щение полета, а некоторые — опустошенность. Все эти чувства есте-
ственны: ведь произошла колоссальная внутренняя работа, во время
которой наше бессознательное трудилось, составляя для нас зашиф-
рованное Послание.

Прием четвертый. Некоторые люди не пишут сказки, так как име-
ют «страх белого листа».

Поставьте музыку для релаксации. Возьмите блокнот и ручку. Нач-
ните водить ручкой по листу, оставляя причудливые следы. Когда рука
«захочет» остановиться, сделайте это.

Посмотрите на то, что нарисовала рука. Запишите возникшие ас-
социации. Перечитайте список ассоциаций. Если одна из них вызвала
больший отклик, подчеркните ее. Это — главный герой будущей сказ-
ки. Даже если никаких ассоциаций, кроме «каракули», не приходит,
главный герой уже есть. Первой фразой сказки может стать: «Жили-
были каракули... »

Теперь, поставив ручку в начало строки, нужно просто позволить
руке писать. Не останавливать, не анализировать, не критиковать себя,
не сравнивать сюжет, — просто писать!

Когда рука остановится, вся сказка или ее часть будет закончена.
Перечитайте сказку и дайте ей название.

Многие отмечают, что стоит только отпустить свою руку, она пишет
и пишет, так что трудно остановиться. Это неудивительно, ведь в душе
накопилось так много того, что нужно рассказать самому себе и другим.

Мы можем оставить сказку жить своей собственной жизнью, не
подвергая ее анализу. А можем — не сразу, а через некоторое время —
попробовать «расшифровать» письмо бессознательного к нам, проана-
лизировать его.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СКАЗОК

Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки,
важно помнить о том, что перед нами уникальный продукт творчества,
к которому опасно подходить со «скальпелем хирурга». Перед нами рас-
крывается самое сокровенное. Наверное, поэтому «священный тре-
пет» — естественное чувство в начале процесса интерпретации.


Под интерпретацией сочиненных сказок будем понимать БЕЗОЦЕ-
НОЧНУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ. Мы не можем сказать: это в сказке
плохо, а это — хорошо. То, о чем мы читаем, — это внутренний расклад
человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим
в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на пер-
вом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬ-
НЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или про-
чли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост.

Интерпретируя с участниками семинаров сочиненные ими сказки,
мы обращаем внимание на следующие моменты.

 

Основная тема

«О чем эта сказка? » — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут
быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи,
просто о жизни. Причем наш ответ на вопрос может отличаться от
мнения автора сказки.

Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе
развития волнует человека, какая тема является для него наиболее ак-
туальной, о чем он сейчас размышляет, что ищет.

«Чему учит сказка? » — ответы на этот вопрос конкретизируют ос-
новную тему, указывают пути экзистенциального развития автора
сказки, рассказывают о его системе ценностных ориентации, взгля-
де на мир.

 

Линия главного героя

В процессе сочинения сказки происходит естественная идентифи-
кация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя
особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше
восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации
можно выделить ряд моментов:

□ отношение главного героя к себе;

□ мотивы поступков героя;

□ способы преодоления главным героем трудностей;

□ восприятие окружающего мира и отношение к нему;

□ способы достижения цели как индивидуальный путь к успеху.

Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно це-
лостную картину отношения автора к окружающему миру и самому


себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального
восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления.

Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важ-
но установить, с каким именно лицом идентифицирует себя автор.
Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает
герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важ-
ный момент в анализе линии главного героя — адекватность его пове-
дения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае мож-
но говорить об адекватности поведения самого автора и силе его «Я».

Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании
главного Героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому
себе. Например, вы можете встретить такое начало сказки: «На болоте
жила Лягушка, у нее не было друзей, потому что она была некрасивая и
скользкая. Даже другие лягушки не дружили с ней, потому что она была
какой-то странной и неудачливой... » В процессе сказки с героиней мо-
гут происходить всевозможные трансформации, однако первое знаком-
ство с ней наталкивает на мысль, что автор, бессознательно идентифи-
цируя себя с лягушкой, имеет недостаточно позитивное отношение к себе
и старается решать эту проблему. А вот прямо противоположное начало
сказки: «В одной Сказочной стране жил прекрасный Принц. Все его
очень любили. Был он сильный, красивый и храбрый... »

Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную
мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую.
Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя
через определенные ситуации, он изменяет свое отношение к проис-
ходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие
толчком для изменения героя, могут символически отражать важные,
поворотные моменты жизни самого автора. Даже герои известных ска-
зок уезжают из дома по разным мотивам: «мир посмотреть да себя по-
казать» (мотив самоутверждения, познания мира) или привести боль-
ному отцу молодильные яблоки (мотив спасения) и пр.

Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведе-
ния автора в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость,
прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от
трудностей (избегание), может демонстрировать тенденцию к разре-
шению проблем чужими руками (например, все блага приносит Волк
или кто-то другой) и многое другое. В случае работы с детьми и подро-
стками важно, чтобы у наших пациентов было как можно больше аль-
тернатив поведения. Если мы видим, что из сказки в сказку разные


герои решают проблемы только при помощи хитрости или агрессии,
для нас это сигнал к тому, чтобы показать ребенку не используемые им
альтернативы. Для этого мы можем придумать психокоррекционную
или психотерапевтическую сказку, в которой будут происходить со-
бытия, похожие на ситуации в сказке ребенка, но с альтернативными
способами преодоления трудностей.

Следует проанализировать восприятие окружающего мира и отно-
шение к нему автора. Есть сказки, в которых на героя просто сыплют-
ся неприятности. Не успел он выйти из одной «передряги», как попа-
дает в другую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем
пытается справляться сам. В этом случае окружающий мир выступает
как источник опасностей и проблем. Если вы держите в руках такую
сказку, то можете предположить, что автор ее глубоко страдает, не ощу-
щая доверия и поддержки окружающих. Ему необходимы эмоциональ-
ное тепло и участие, сопереживание, даже если он не подпускает к се-
бе. Не исключено, что вы имеете дело с человеком, проблемы которого
проистекают из самого раннего детства, из травматического опыта
прохождения стадии «базового доверия». Зачастую таким людям по-
могают сначала только телесноориентированные упражнения. Пока-
зателем достаточно гармоничного отношения к окружающему миру
будет комбинирование героем сказки собственной активности и под-
держки других героев. Если вы встретили сказку, в которой герою всё
приносят другие, а сам он выступает только потребителем, это, безус-
ловно, может заставить нас задуматься.

Важно также определить, в каком качестве выступает герой по от-
ношению к окружающему миру: как Разрушитель или как Созидатель.

Особенно важным является существующей у героя сказки индиви-
дуальный образ УСПЕХА: что он получает в результате всех приклю-
чений, к чему на самом деле стремится. В этом заключена уникальная
информация о системе ценностей автора и его представлении об ус-
пешном поведении. Собственно, совершенно не обязательно, чтобы
у нас с пациентом были одинаковые ОБРАЗЫ УСПЕХА. Чтобы спе-
циалист не навязал пациенту свой образ успеха, он должен знать, что
считает успешным сам пациент. Ибо возможно немало ситуаций, ког-
да пациент полностью обесценивает психотерапевтический процесс
из-за того, что образ «светлого будущего», который ему рисовал педа-
гог, родитель или психолог, не соответствовал его образу успеха.

Например, у психолога есть уверенность, что главное для клиен-
та — усилить его социальную успешность, повысить его статус. А кли-


ент завершает сказку описанием счастья героя в хижине на берегу реки
в гармонии с природой. Таким образом, клиент сигнализирует нам
о том, что для него сейчас важно найти гармонию с самим собой, а не
достичь социального успеха.

 

Актуализированные чувства

Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказы-
вают о внутренних затруднениях и указывают на выход из них. Мы
можем заметить в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство,
уверенность, отчаянье, грусть, «брошенность», сострадание, любовь,
надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи
с которыми возникли чувства, расскажут нам, интерпретаторам, об
эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль,
где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкури-
рует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен
и благороден. Таким образом мы с особой осторожностью можем вой-
ти в святая святых внутреннего мира автора.

Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится
к создаваемым им героям. Одного он любит больше, другого старает-
ся «пропустить» через множество испытаний, третьего боится... Мы
часто проецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения,
существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем
в связи с этим. Таким образом, в сказках могут проигрываться внут-
ренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. А может
быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора...

 

Образы и символы

Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архе-
типическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная
буква в сказочном алфавите, совокупность которых шифрует уникаль-
ное послание бессознательного к нам. В этом смысле интерпретация
сказок тесно связана с интерпретацией сновидений.

И если для выявления архетипического, общего смысла образа не-
обходимо располагать специальными знаниями, то для интерпрета-
ции индивидуального значения образа или символа требуется живой
экспромт совместно с автором сказки.


Оригинальность сюжета

Не так-то просто с нашим знанием закономерностей развития ска-
зочного сюжета придумать что-нибудь новенькое. Но если человек,
неважно, маленький он или взрослый, воплощает в сказке то, что дол-
го вынашивалось, на что днями и ночами искался ответ, сюжет сказки
оригинален и непредсказуем. Каким путем предпочитает идти по жиз-
ни человек: проторенным, известным, или же он все время экспери-
ментирует, ищет новое? Может быть, эти тенденции как-то связаны
с оригинальностью сюжета?..

 

Схема размышления над сказками

Эта схема позволяет систематизировать огромное количество ин-
формации, которое передает нам сказка, и может быть использована
как целиком, так и частями. Так, например, можно интерпретировать
сказку только с позиции основной темы, или анализировать только
линию главного героя, или «расшифровывать» только образный язык
сказки. Данная схема может быть использована и в интерпретации
сновидений, песочных картин (о которых речь пойдет далее), расска-
зов по картине и другого проективного материала.

Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы
психокоррекционной и психотерапевтической работы, поскольку
в сказке (так же как и снах) содержатся не только проблемы, стоящие
перед человеком, но и оптимальные способы их разрешения. Важно
отметить, что интерпретация сказок требует от психолога определен-
ного опыта, а также гибкости и такта, чтобы провести наиболее объек-
тивный анализ материала, не привнося в интерпретацию своих соб-
ственных проекций.

Однако не всегда интерпретировать сказки нужно и можно. Мы
сочиняем и такие сказки, которые невозможно анализировать, их мож-
но только слушать сердцем, «впитывая» глубокий смысл, заложенный
в них.

Дети могут придумывать интересные сказки и истории по задан-
ной первой фразе.

Например, ведущий говорит детям о том, что сегодня они попали в свя-
тая святых Сказочной страны — к Волшебному Источнику. Это место,
где рождаются сказки. Дети садятся вокруг Волшебного Источника (им,
к примеру, может быть стул, задрапированный голубой тканью). Ведущий


Комментарий Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы Можно размышлять и проводить обсуждение или отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские Сели сюжет сочиненной сказки «перепевает» сюжет известной сказки, не исключено, что автора волнуют сходные вопросы. К беседе можно привлечь известные сказки, обсуждая заложенные в них жизненные уроки
Вопросы О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы будем использовать это знание в своей жизни? Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен тот или иной способ решения проблем, преодоления трудностей? Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Какие чувства вызывает эта сказка? йкие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Встречались ли подобные сюжетные ходы в наиболее известных народных и авторских сказках?
Направление размышления Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели сообщить наши предки, какой опыт передать, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки Важно понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная шуация и почему Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки Важно понять уникальность сюжета и идеи сказки
Акцент Основная тема Линия героев сказки. Мотивы поступков Линия героев сказки. Способы преодоле- ния трудностей Линия героев сказки. Отношение к окружа- ющему миру и само- му себе Актуализированные чувства Образы и символы в сказках Оригинальность сюжета

говорит: «Волшебный Источник сейчас прожурчит нам начало сказ-
ки, а мы с вами будем придумывать к ней продолжение. Итак, прислу-
шайтесь (в это время играет музыка со звуками бегущей воды)... слы-
шите, Источник говорит: «В одном Волшебном лесу рос прекрасный
Цветок, нигде на белом свете не было цветка, похожего на него. И
Цветок знал об этом. И вот однажды... » Что же случилось однажды —
продолжайте».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...