Сказка о Волшебном Круге 10 страница
Далее ведущий взглядом показывает детям, чтобы они продол-
жили сказку от имени Василисы Премудрой. Важно, чтобы дети не
просто высказывали идеи о том, как могла узнать Василиса о продол-
жении этой истории, но говорили от ее имени (от 1-го лица). Оконча-
ние «версии» Василисы может быть самое разнообразное. Дети, на-
пример, могут придумать, что Василиса на реке встретила довольную
Лису и та рассказала ей, чем закончилась история с Колобком. Или
Василиса вернулась посмотреть, что дальше случилось с Колобком.
Далее ведущий говорит: «А теперь мы с вами превратимся в
маленьких Бабок Ежек. Закрываем глаза, и раз, два, три... (в это время
ведущий меняет костюм Василисы на платок Бабы Яги и сморщивает
лицо). Ведущий говорит голосом Бабы Яги: «Здравствуйте, Бабушки
Ягушки. Расскажу я вам историю про Колобка.
Летела я как-то раз в своей любимой ступе над лесом, как всегда
голодная и сердитая. Вдруг вижу — по дорожке лесной Колобок ка-
тится. Вкусненький! Катится, довольный, песни распевает. Глядь, на-
встречу ему Лиса Патрикеевна. Я спустилась на землю и притаилась
за деревом. Смотрю — Колобок уже на нос к Лисе залез. Да, думаю,
если сейчас из-за дерева не выйду — точно останусь голодной. При-
дется потом опять всякие пакости делать, чтобы еду добыть. А ска-
зочники потом стращать мной детей будут. Нет, думаю, чем Лисе
Колобок достанется, лучше я его сама съем. Выскочила я из-за дере-
ва, хвать Колобок, а он скользкий такой. Выскользнул прямо из рук
и укатился. Искали мы его с Лисой, да так и не нашли. Опять оста-
лись голодными — перехитрил нас Колобок. Пришлось нам с ней
целый день ягоды кушать».
Ведущий. Видите, как по-разному рассказывают одну и ту же
историю разные герои сказки. А кто-нибудь из вас хочет рассказать
историю о Колобке от имени самого Колобка?
Кто-нибудь из детей вызывается рассказывать, другие дети его вни-
мательно слушают и, если потребуется, помогают ему. После этого
можно предложить детям всем вместе рассказать эту же сказку от име-
ни Лесной Тропинки, по которой катился Колобок. В ходе рассказа
сюжет сказки может меняться, так как каждый из героев (который не-
посредственно наблюдал все события) вносит в историю что-то свое.
Ведущий может помогать детям, копируя манеру поведения того ска-
зочного героя, от имени которого идет речь.
Важно, чтобы на одном занятии дети могли рассказать одну и ту же
сказку от имени разных героев этой сказки (или от имени других ска-
зочных героев). Ведущий, входя в роль того или иного сказочного пер-
сонажа, помогает детям копировать манеру поведения сказочного ге-
роя и понимать его внутренний мир. Необходимо заострять внимание
детей на тех чувствах, которые испытывали герои в ходе сказочных
событий. Это развивает у детей способность слушать Мир другого че-
ловека, чувствовать его состояние и понимать причины его поступков.
Для занятий стоит выбирать небольшие сказки. Для детей до 5 лет
это могут быть сказки про животных. Для детей постарше можно под-
бирать сказки, где действуют люди. Перед тем как рассказывать сказ-
ку от имени разных сказочных героев, ведущий может прочитать эту
сказку всем детям, и дети могут выбрать того героя, от имени которого
они будут рассказывать сказку. Обычно детям очень нравится расска-
зывать сказки таким образом. Поэтому на основе этого приема можно
провести серию занятий. Особенно полезно такое рассказывание сказ-
ки для гиперактивных детей: благодаря необычной форме рассказы-
вания им легче удерживать внимание.
После 2—3 занятий можно сразу распределять между детьми «роли»:
от имени какого персонажа ребенок будет рассказывать сказку. «Роли»
распределяются по желанию детей. Если детей в группе больше, чем
персонажей в сказке, то ведущий вводит дополнительных персонажей:
морской бережок, камешек, лесной муравей и пр. Дополнительных
персонажей можно взять из контекста сказки. Таким образом, каж-
дый из детей по очереди может рассказать всю сказку от имени своего
персонажа, меняя и дополняя сюжет по своему усмотрению.
Такое рассказывание полезно записывать на магнитофон, для того
чтобы потом иметь возможность проанализировать занятие. Сравне-
ние аудиозаписи первого и последнего занятия может стать нагляд-
ным примером эффективности вашей работы. От занятия к занятию у
детей обогащается речь, появляются интересные находки в сюжете,
они начинают лучше слушать друг друга, становятся более раскрепо-
щенными и артистичными.
Не менее полезно рассказывание сказок от 1-го лица для подрост-
ков и взрослых. Один солидный мужчина начал свой рассказ от имени
Колобка так: «Вот лежу я на подоконнике, такой румяный и масля-
ный. Вдруг слышу — бабка с дедом съесть меня хотят. Спрыгнул я с
подоконника и покатился по тропинке. Ой-ей-ей! Все в голове кувыр-
ком! К масляным бокам иголки налипли! Лучше я закачусь под дом,
зачерствею, бабка найдет меня, иголки отряхнет, а есть не станет — зубы
сломает! Так и проживу». Я воздержусь от комментария, ибо опытному
взгляду он не требуется... Безусловно, рассказывание сказки от 1-го
лица — замечательное проективное диагностическое средство.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позво-
ляют решать следующие психодиагностические и психокоррекцион-
ные задачи.
1. Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрос-
лого путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, а
также анализа оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла
изложения.
2. Развитие фантазии и воображения.
3. Развитие умения выражать свои мысли.
4. Развитие памяти и внимания.
5. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его
мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в
контекст повествования.
6. Сплочение группы.
7. Развитие способности к децентрированию, умения встать на ме-
сто другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неоду-
шевленных в обыкновенной жизни предметов).
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные ис-
тории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, мно-
гие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фан-
тазии. Сочинение историй это само по себе психотерапевтическое
занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку
внутренней реальности.
Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему
фантазированию и «витанию в облаках». Часто детские фантазии и ис-
тории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок
проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.
Сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю
реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессозна-
тельные процессы, способствующие нашему личностному развитию
и разрешению затруднений.
Участники семинаров-тренингов по сказкотерапии часто говорят,
что им сложно сочинять. Одни жалуются на нехватку времени. Другие
уверены, что сказок уже написано великое множество, поэтому невоз-
можно придумать что-либо новое. Третьи просто опускают руки и го-
ворят: «Фантазии не хватает». Удивительно, как эти люди после опре-
деленной психологической работы в корне изменяют свое мнение
и сочиняют уникальные сказочные истории!
Что же на самом деле мешает нам, взрослым, сочинять? Этот во-
прос мы задавали участникам семинаров. Вот какие ответы мы полу-
чили: стереотипы мышления, усталость, «текучка», опасение показать-
ся неоригинальным, отсутствие искры в душе, нет подходящей темы,
«не войти в состояние»... Может быть, это и есть та «лягушачья кожа»,
которую носила Василиса Премудрая? Правда, Царевна-лягушка зна-
ла, когда ее необходимо снимать...
Многим из нас сложно ни с того ни с сего взять и сочинить сказку:
нужна тема, главный герой, мораль — то, ради чего можно стараться.
Некоторые скажут: «Сейчас жизнь такая трудная, не хватало нам еще
и сказки сочинять! » Однако замечено, что сочинение сказок благотвор-
но сказывается на психологическом здоровье: человек становится бо-
лее уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями,
приобретает способность видеть в самой сложной ситуации позитив-
ную сторону.
На семинарах-тренингах по сказкотерапии мы предлагаем участ-
никам несколько простых приемов для того, чтобы начать сочинять
сказки. Вот некоторые из них.
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ НАЧАТЬ СКАЗКУ
Прием первый. Придумайте 10 слов: существительных нарицатель-
ных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у вас смысло-
вые ассоциации и были из разных областей жизни.
Например: 1. Уж. 6. Инок.
2. Лампа. 7. Стул.
3. Сердце. 8. Гардемарин.
4. Космос. 9. Снегопад.
5. Застава. 10. Песня.
Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов
были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается пре-
образовывать слова: делать из них имена собственные, другие части
речи, читать наоборот и пр.
Перед тем как приступить к заданию, можно попробовать после-
довательно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке.
Например: Уж может обвивать Лампу, или Лампа может быть в фор-
ме Ужа, на абажуре Лампы может быть изображен Уж, или «Уж стемне-
ло, и зажгли Лампу», героем сказки может быть Уж по имени Лампа и пр.
Таким образом можно «проиграть» различные связи между словами.
Это упражнение поможет нам открыть дверь в Царство Фантазии и
настроит нас на волну Творчества.
Прием второй. Давайте задумаемся: на какую тему нам было бы ин-
тересно поговорить с близким человеком или с самим собой. Если от-
вет на вопрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию,
которую вы уже неоднократно «прокручиваете» в своей голове. Мно-
гие говорят: «Да какая там тема, когда денег не хватает! » Прекрасно —
в этом случае Ваша тема может звучать так: «Кое-что о деньгах». А день-
ги станут героем сказки, в которой будет рассказано об их приключе-
ниях. Не исключено, что после того, как сказка сложится, вы увидите
новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите
детей с непростым миром Финансов.
Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутрен-
них вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти во-
просы, тревоги, радости и печали могут стать темой вашей сказки. Пред-
вижу возражение: «Да мысли у меня в голове совсем не сказочные,
история получится невеселая». Но, поверьте, в нашей жизни нет «не-
сказочных» тем. А сказкам вовсе необязательно быть веселыми. Кто-то
скажет: «У меня хороший конец не получится». Помните: «Нам не дано
предугадать, как наше слово отзовется... » Замечено, что, как только мы
даем возможность нашей руке записывать сказку, последняя приобре-
тает свою собственную жизнь, сюжет и конец сказки выстраиваются
сами собой. Зачастую изначальный замысел и фабула сильно отлича-
ются от того, что получилось. Все, что нам требуется, это 30—40 минут
времени и желание отдать инициативу нашей руке, держащей авторучку.
Прием третий. Позвольте себе удобно и расслаблено расположить-
ся в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных вами
10 слов то, которое вам наиболее интересно, вызывает множествен-
ные ассоциации, берет за живое. Это слово может стать либо темой,
либо героем вашей сказки.
Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой
присутствовал бы образ выбранного вами слова. Рассмотрите ее и опи-
шите на бумаге. Это — начало вашей сказки.
А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, изме-
нить ее на 180 градусов. Это будет конфликт вашей сказки.
Если вы проделали эти шаги, то вам будет совсем нетрудно связать
увиденные вами ситуации и сочинить сказку.
И вот сказочные события оживают на бумаге: сказка сложилась.
Многие чувствуют при этом волнение, умиротворение, радость, ощу-
щение полета, а некоторые — опустошенность. Все эти чувства есте-
ственны: ведь произошла колоссальная внутренняя работа, во время
которой наше бессознательное трудилось, составляя для нас зашиф-
рованное Послание.
Прием четвертый. Некоторые люди не пишут сказки, так как име-
ют «страх белого листа».
Поставьте музыку для релаксации. Возьмите блокнот и ручку. Нач-
ните водить ручкой по листу, оставляя причудливые следы. Когда рука
«захочет» остановиться, сделайте это.
Посмотрите на то, что нарисовала рука. Запишите возникшие ас-
социации. Перечитайте список ассоциаций. Если одна из них вызвала
больший отклик, подчеркните ее. Это — главный герой будущей сказ-
ки. Даже если никаких ассоциаций, кроме «каракули», не приходит,
главный герой уже есть. Первой фразой сказки может стать: «Жили-
были каракули... »
Теперь, поставив ручку в начало строки, нужно просто позволить
руке писать. Не останавливать, не анализировать, не критиковать себя,
не сравнивать сюжет, — просто писать!
Когда рука остановится, вся сказка или ее часть будет закончена.
Перечитайте сказку и дайте ей название.
Многие отмечают, что стоит только отпустить свою руку, она пишет
и пишет, так что трудно остановиться. Это неудивительно, ведь в душе
накопилось так много того, что нужно рассказать самому себе и другим.
Мы можем оставить сказку жить своей собственной жизнью, не
подвергая ее анализу. А можем — не сразу, а через некоторое время —
попробовать «расшифровать» письмо бессознательного к нам, проана-
лизировать его.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СКАЗОК
Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки,
важно помнить о том, что перед нами уникальный продукт творчества,
к которому опасно подходить со «скальпелем хирурга». Перед нами рас-
крывается самое сокровенное. Наверное, поэтому «священный тре-
пет» — естественное чувство в начале процесса интерпретации.
Под интерпретацией сочиненных сказок будем понимать БЕЗОЦЕ-
НОЧНУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ. Мы не можем сказать: это в сказке
плохо, а это — хорошо. То, о чем мы читаем, — это внутренний расклад
человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим
в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на пер-
вом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬ-
НЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или про-
чли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост.
Интерпретируя с участниками семинаров сочиненные ими сказки,
мы обращаем внимание на следующие моменты.
Основная тема
«О чем эта сказка? » — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут
быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи,
просто о жизни. Причем наш ответ на вопрос может отличаться от
мнения автора сказки.
Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе
развития волнует человека, какая тема является для него наиболее ак-
туальной, о чем он сейчас размышляет, что ищет.
«Чему учит сказка? » — ответы на этот вопрос конкретизируют ос-
новную тему, указывают пути экзистенциального развития автора
сказки, рассказывают о его системе ценностных ориентации, взгля-
де на мир.
Линия главного героя
В процессе сочинения сказки происходит естественная идентифи-
кация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя
особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше
восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации
можно выделить ряд моментов:
□ отношение главного героя к себе;
□ мотивы поступков героя;
□ способы преодоления главным героем трудностей;
□ восприятие окружающего мира и отношение к нему;
□ способы достижения цели как индивидуальный путь к успеху.
Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно це-
лостную картину отношения автора к окружающему миру и самому
себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального
восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления.
Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важ-
но установить, с каким именно лицом идентифицирует себя автор.
Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает
герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важ-
ный момент в анализе линии главного героя — адекватность его пове-
дения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае мож-
но говорить об адекватности поведения самого автора и силе его «Я».
Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании
главного Героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому
себе. Например, вы можете встретить такое начало сказки: «На болоте
жила Лягушка, у нее не было друзей, потому что она была некрасивая и
скользкая. Даже другие лягушки не дружили с ней, потому что она была
какой-то странной и неудачливой... » В процессе сказки с героиней мо-
гут происходить всевозможные трансформации, однако первое знаком-
ство с ней наталкивает на мысль, что автор, бессознательно идентифи-
цируя себя с лягушкой, имеет недостаточно позитивное отношение к себе
и старается решать эту проблему. А вот прямо противоположное начало
сказки: «В одной Сказочной стране жил прекрасный Принц. Все его
очень любили. Был он сильный, красивый и храбрый... »
Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную
мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую.
Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя
через определенные ситуации, он изменяет свое отношение к проис-
ходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие
толчком для изменения героя, могут символически отражать важные,
поворотные моменты жизни самого автора. Даже герои известных ска-
зок уезжают из дома по разным мотивам: «мир посмотреть да себя по-
казать» (мотив самоутверждения, познания мира) или привести боль-
ному отцу молодильные яблоки (мотив спасения) и пр.
Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведе-
ния автора в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость,
прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от
трудностей (избегание), может демонстрировать тенденцию к разре-
шению проблем чужими руками (например, все блага приносит Волк
или кто-то другой) и многое другое. В случае работы с детьми и подро-
стками важно, чтобы у наших пациентов было как можно больше аль-
тернатив поведения. Если мы видим, что из сказки в сказку разные
герои решают проблемы только при помощи хитрости или агрессии,
для нас это сигнал к тому, чтобы показать ребенку не используемые им
альтернативы. Для этого мы можем придумать психокоррекционную
или психотерапевтическую сказку, в которой будут происходить со-
бытия, похожие на ситуации в сказке ребенка, но с альтернативными
способами преодоления трудностей.
Следует проанализировать восприятие окружающего мира и отно-
шение к нему автора. Есть сказки, в которых на героя просто сыплют-
ся неприятности. Не успел он выйти из одной «передряги», как попа-
дает в другую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем
пытается справляться сам. В этом случае окружающий мир выступает
как источник опасностей и проблем. Если вы держите в руках такую
сказку, то можете предположить, что автор ее глубоко страдает, не ощу-
щая доверия и поддержки окружающих. Ему необходимы эмоциональ-
ное тепло и участие, сопереживание, даже если он не подпускает к се-
бе. Не исключено, что вы имеете дело с человеком, проблемы которого
проистекают из самого раннего детства, из травматического опыта
прохождения стадии «базового доверия». Зачастую таким людям по-
могают сначала только телесноориентированные упражнения. Пока-
зателем достаточно гармоничного отношения к окружающему миру
будет комбинирование героем сказки собственной активности и под-
держки других героев. Если вы встретили сказку, в которой герою всё
приносят другие, а сам он выступает только потребителем, это, безус-
ловно, может заставить нас задуматься.
Важно также определить, в каком качестве выступает герой по от-
ношению к окружающему миру: как Разрушитель или как Созидатель.
Особенно важным является существующей у героя сказки индиви-
дуальный образ УСПЕХА: что он получает в результате всех приклю-
чений, к чему на самом деле стремится. В этом заключена уникальная
информация о системе ценностей автора и его представлении об ус-
пешном поведении. Собственно, совершенно не обязательно, чтобы
у нас с пациентом были одинаковые ОБРАЗЫ УСПЕХА. Чтобы спе-
циалист не навязал пациенту свой образ успеха, он должен знать, что
считает успешным сам пациент. Ибо возможно немало ситуаций, ког-
да пациент полностью обесценивает психотерапевтический процесс
из-за того, что образ «светлого будущего», который ему рисовал педа-
гог, родитель или психолог, не соответствовал его образу успеха.
Например, у психолога есть уверенность, что главное для клиен-
та — усилить его социальную успешность, повысить его статус. А кли-
ент завершает сказку описанием счастья героя в хижине на берегу реки
в гармонии с природой. Таким образом, клиент сигнализирует нам
о том, что для него сейчас важно найти гармонию с самим собой, а не
достичь социального успеха.
Актуализированные чувства
Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказы-
вают о внутренних затруднениях и указывают на выход из них. Мы
можем заметить в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство,
уверенность, отчаянье, грусть, «брошенность», сострадание, любовь,
надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи
с которыми возникли чувства, расскажут нам, интерпретаторам, об
эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль,
где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкури-
рует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен
и благороден. Таким образом мы с особой осторожностью можем вой-
ти в святая святых внутреннего мира автора.
Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится
к создаваемым им героям. Одного он любит больше, другого старает-
ся «пропустить» через множество испытаний, третьего боится... Мы
часто проецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения,
существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем
в связи с этим. Таким образом, в сказках могут проигрываться внут-
ренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. А может
быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора...
Образы и символы
Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архе-
типическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная
буква в сказочном алфавите, совокупность которых шифрует уникаль-
ное послание бессознательного к нам. В этом смысле интерпретация
сказок тесно связана с интерпретацией сновидений.
И если для выявления архетипического, общего смысла образа не-
обходимо располагать специальными знаниями, то для интерпрета-
ции индивидуального значения образа или символа требуется живой
экспромт совместно с автором сказки.
Оригинальность сюжета
Не так-то просто с нашим знанием закономерностей развития ска-
зочного сюжета придумать что-нибудь новенькое. Но если человек,
неважно, маленький он или взрослый, воплощает в сказке то, что дол-
го вынашивалось, на что днями и ночами искался ответ, сюжет сказки
оригинален и непредсказуем. Каким путем предпочитает идти по жиз-
ни человек: проторенным, известным, или же он все время экспери-
ментирует, ищет новое? Может быть, эти тенденции как-то связаны
с оригинальностью сюжета?..
Схема размышления над сказками
Эта схема позволяет систематизировать огромное количество ин-
формации, которое передает нам сказка, и может быть использована
как целиком, так и частями. Так, например, можно интерпретировать
сказку только с позиции основной темы, или анализировать только
линию главного героя, или «расшифровывать» только образный язык
сказки. Данная схема может быть использована и в интерпретации
сновидений, песочных картин (о которых речь пойдет далее), расска-
зов по картине и другого проективного материала.
Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы
психокоррекционной и психотерапевтической работы, поскольку
в сказке (так же как и снах) содержатся не только проблемы, стоящие
перед человеком, но и оптимальные способы их разрешения. Важно
отметить, что интерпретация сказок требует от психолога определен-
ного опыта, а также гибкости и такта, чтобы провести наиболее объек-
тивный анализ материала, не привнося в интерпретацию своих соб-
ственных проекций.
Однако не всегда интерпретировать сказки нужно и можно. Мы
сочиняем и такие сказки, которые невозможно анализировать, их мож-
но только слушать сердцем, «впитывая» глубокий смысл, заложенный
в них.
Дети могут придумывать интересные сказки и истории по задан-
ной первой фразе.
Например, ведущий говорит детям о том, что сегодня они попали в свя-
тая святых Сказочной страны — к Волшебному Источнику. Это место,
где рождаются сказки. Дети садятся вокруг Волшебного Источника (им,
к примеру, может быть стул, задрапированный голубой тканью). Ведущий
Комментарий
| Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы
| Можно размышлять и проводить обсуждение или отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
| Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
| Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни
| Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас
| Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские
| Сели сюжет сочиненной сказки «перепевает» сюжет известной сказки, не исключено, что автора волнуют сходные вопросы. К беседе можно привлечь известные сказки, обсуждая заложенные в них жизненные уроки
|
Вопросы
| О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы будем использовать это знание в своей жизни?
| Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
| Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен тот или иной способ решения проблем, преодоления трудностей?
| Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?
| Какие чувства вызывает эта сказка? йкие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?
| Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?
| Встречались ли подобные сюжетные ходы в наиболее известных народных и авторских сказках?
|
Направление размышления
| Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели сообщить наши предки, какой опыт передать, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.
| Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.
| Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки
| Важно понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям
| Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная шуация и почему
| Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки
| Важно понять уникальность сюжета и идеи сказки
|
Акцент
| Основная тема
| Линия героев сказки. Мотивы поступков
| Линия героев сказки. Способы преодоле- ния трудностей
| Линия героев сказки. Отношение к окружа- ющему миру и само- му себе
| Актуализированные чувства
| Образы и символы в сказках
| Оригинальность сюжета
|
говорит: «Волшебный Источник сейчас прожурчит нам начало сказ-
ки, а мы с вами будем придумывать к ней продолжение. Итак, прислу-
шайтесь (в это время играет музыка со звуками бегущей воды)... слы-
шите, Источник говорит: «В одном Волшебном лесу рос прекрасный
Цветок, нигде на белом свете не было цветка, похожего на него. И
Цветок знал об этом. И вот однажды... » Что же случилось однажды —
продолжайте».
Воспользуйтесь поиском по сайту: