Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 7 страница




— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил другой, ощупавший ногу
и ступню слона.

Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона. Каждый вос-
принял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает
спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково дале-
ки от истины. Созданное умом не ведает о божественном. Нельзя проложить
путь в этой науке с помощью обычного интеллекта.

 

Нельзя проложить путь познания сказки посредством обычного
интеллекта. Нужно довериться сердцу, чтобы воспринять жизненные
уроки поучительных и волшебных историй.

Однако это не означает, что мы не должны анализировать сказки
с позиции разных психологических концепций. Напротив, это может
стать и приемом эффективного познания современных теорий лично-
сти и тренировкой ума.

Давайте попробуем, дорогие друзья, не охотиться за «правильнос-
тью» интерпретации, а искать в сказках скрытые жизненные уроки.
Посмотрим, как это можно делать совместно с нашими клиентами:
детьми, подростками и взрослыми.

 

АНАЛИЗ СКАЗОК С ДЕТЬМИ

Читаем и анализируем сказку Р. Киплинга про Кита. Фабула ее та-
кова. В океане жил-был Кит, и у него была большая глотка. Он без
разбора съедал всякую разную рыбу, открывая каждый раз свою боль-
шую пасть. Он ел и Селедку, и Селедкину тетку, и белугу и севрюгу,
каждый раз делая «Ам», «Ам», «Ам». Наконец, настал момент, когда
он съел всю рыбу. И некоторое время голодал. Однако оказалось, что


еще осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом с
ухом Кита. Она ему и сказала: «Послушай, а ты ел когда-нибудь чело-
века? » Кит не знал, кто это, поэтому попросил привести к нему пароч-
ку. Но Рыбка объяснила ему, что человек большой и достаточно съесть
одного, чтобы долго оставаться сытым. Она взялась показать Киту
место кораблекрушения. Тем временем потерпевший кораблекруше-
ние Моряк сидел на плоту, свесив ноги в воду и покуривая трубку. Кит,
как всегда, не думая, проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и
подтяжками. Моряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у пос-
леднего страшную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться
от икоты. И получил ответ: выпустить Моряка. «Но тогда я останусь
голодным! » — возмутился Кит. «Ты выбирай, что лучше: икать или быть
голодным», — ответила Рыбка. Кит выбрал последнее и открыл пасть.
Но Моряк отказался выходить. Только если Кит отвезет его к берегам
Англии, Моряк оставит беднягу в покое. У Кита не было выбора, и он
отвез Моряка в Англию. А Моряк расщепил плот, связал щепки под-
тяжками — получилась решетка. Выходя из брюха Кита, Моряк засу-
нул решетку в глотку Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую
пишу. А Рыбка, подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на
дно и зарылась в ил... Вот такая поучительная история.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: «О чем эта
сказка? » Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашифровано много
важной для нас информации, и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть
ее в следующем. На примере героев сказка хочет нас научить чему-то
важному, и мы должны догадаться, чему именно. Возьмем, к примеру,
Кита. Кстати, как вы считаете, хорошо ли для него закончилась исто-
рия? Многие дети (и даже взрослые) говорят, что Моряк плохо обошел-
ся с Китом: разве это по-человечески — вставлять в глотку решетку?
«Скажите, пожалуйста, — спрашиваем мы ребят, — что было бы с Ки-
том, если бы Моряк не вставил ему в глотку решетку? » «Ел бы, как
и раньше, рыбу», — отвечают они. «Но в сказке сказано, что он съел всю
рыбу, ведь именно поэтому ему и пришлось попробовать человека». Ре-
бята задумываются и отвечают: «Тогда Кит умер бы с голоду». «То есть
получается, что, если бы Моряк не вставил Киту решетку в глотку, бед-
няга Кит умер бы с голоду, — задумчиво повторяем мы. — Странно, как
же так, на первый взгляд — неприятное событие, а оно оказалось жиз-
ненно важным для Кита? Чему же хотела научить нас сказка? »

Самое важное для нас — создать ситуацию, в которой ребенок мо-
жет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот


момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных собы-
тий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время
обернуться благом. Некоторые, читая сейчас эти строки, могут усом-
ниться: а не рано ли ребенку задумываться над такими вещами, пой-
мет ли он их? Может быть, и не поймет, поэтому нам важно объяснить
детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут исполь-
зовать этот сказочный урок. «Ребята, наверное, в вашей жизни были
случаи, когда вы чувствовали, что вас обидели; вы, может быть, зли-
лись на обидчика, придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили
такие ситуации? А теперь давайте попробуем воспользоваться нашим
сказочным уроком: обиженный Моряком Кит получил новую для себя
возможность добывать пищу. Подумайте, какую возможность получи-
ли вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос непросто, особен-
но если было очень больно. Но сказка нас учит, что не бывает событий
только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем,
что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с
тем дружим, или... »

Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил ребенка
по пути к осознанию происходящих с ним событий. «Интересно, а за-
чем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и так оказался дома? »
Если мы не поговорили с детьми о последствиях для Кита этого дей-
ствия Моряка, то многие дети могут ответить, что Моряк вставил ре-
шетку в глотку Киту, чтобы его наказать. В нашей ситуации выходит,
что за наказанием скрывается забота.

Теперь мы можем вспомнить, были ли в нашей жизни ситуации,
когда за наказанием скрывалась забота. Так мы постепенно выйдем на
объяснение тех действий родителей, которые непонятны или обижа-
ют ребенка. И он получит возможность не просто проговорить свою
обиду или гнев, но и по-новому осмыслить ситуацию по-новому, ис-
пользуя сказочные уроки. С другой стороны, Моряк совершил анали-
зируемое нами действие, потому что думал о будущем. В будущем он
мог снова отправиться в море и встретиться с Китом-людоедом. Это,
естественно, не входило в его планы. Кроме того, Моряк был заинте-
ресован в разведении рыбы, а это было бы затруднительно при нали-
чии Кита-рыбоеда. И наконец, он думал и о будущем Кита. «Ребята, а
как мы с вами назвали бы человека, который думает о последствиях
своих поступков? » «Умный, хороший, мудрый», — обычно говорят
дети. А мы можем ввести новое понятие — «ДАЛЬНОВИДНЫЙ». Это
тот, кто видит не только то, что рядом, но и то, что вдали. «Теперь,


ребята, давайте вспомним ситуации, когда вы были дальновидными...
а когда были дальновидными родители, педагоги». Это непростое за-
дание и для взрослого, но оно очень важно для формирования Я-кон-
цепции ребенка. «Если есть дальновидный человек, значит, есть и НЕ-
ДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из героев сказки был недальновидным
и когда?.. К чему это привело? » Наверное, наша основная задача —
ставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению, а не про-
сто был тестом на запоминание. В дальнейшем если мы заметим нега-
тивные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратить-
ся к сказочным героям: «Помнишь Кита (Рыбку и пр. ) из нашей
истории? Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит
сейчас, и тем, о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай,
пожалуйста». Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,
Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как «работает» принцип
осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

 

РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СКАЗОК
С ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Уровень развития интеллекта подростков и взрослых позволяет им
постигать скрытые уроки сказок, мифов, притч. С одной стороны, ана-
лиз сказок будет «работать» на расширение сознания, с другой сторо-
ны — на процесс формирования ценностных ориентиров, позволяю-
щих преодолеть проблемную ситуацию.

Вот пример анализа притчи «Вспыльчивый человек» с группой
«трудных» подростков.

Ведущий рассказывает притчу.

 

Вспыльчивый человек

( Притча )

Жил человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Наблюдая за
собой многие годы, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодоли-
мых трудностей из-за его собственной вспыльчивости. Однажды он услышал о
неком мудреце, обладающем глубоким знанием, и пошел к нему за советом.

Мудрец сказал ему: «Ступай по той дороге, пока не придешь к перепутью,
где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему
предлагай напиться воды».

Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали
его примечать. Повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить
милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством мудреца.


Однажды путник, который очень торопился, отвернулся, когда тот человек
предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчи-
вый человек крикнул ему вдогонку: «Постой, ответь на мое приветствие и ис-
пей воды, которую я предлагаю всем путникам! » Но тот даже не обернулся. Он
еще несколько раз окликнул торопыгу, но не получил никакого ответа.

Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же позабыл о самоконтроле.
Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляю-
щегося грубияна и выстрелил.

Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо —
сухое дерево расцвело.

Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и как раз был на пути
к совершению самого ужасного преступления в своей жизни...

Итак, как видно, есть два рода советчиков. Первые чисто механически по-
вторяют какие-то установленные принципы. Вторые — люди знания. Те, кто
встречает людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним как к мо-
ралистам. Но цель этих людей — служить истине, а не оправдывать благочес-
тивые надежды.

 

Ведущий. Прошу вас, дорогие друзья, пока не обсуждать друг с дру-
гом услышанное. Давайте, не проронив ни слова, возьмем каран-
даши и бумагу. Прошу вас нарисовать то, что ярче всего отложи-
лось из этой притчи. (После рисования. ) Положите, пожалуйста,
рисунки перед собой, развернув в центр круга. Посмотрите на ри-
сунки друг друга -- они передают наши ощущения, чувства и мыс-
ли, возникшие, благодаря притче... А теперь, пожалуйста, расска-
жите о том, что услышали, и о том, что нарисовали.

Безусловно, эпизод, изображенный на рисунке, расскажет нам
о том, какие вопросы решает для себя подросток. Например, один мо-
лодой человек нарисовал прицеливающегося человека. Такая иллюст-
рация и комментарий к ней говорят о желании наказать обидчика.
Мотив мести, возмездия является ценностью для этого подростка.
Кстати, это один из подводных камней притчи. Действительно, убий-
ство оказалось благом. Однако молодой человек не знает тонкостей
ситуации, описанной в притче. Он думает, что насилие может быть
оправдано. В этом случае наша задача доказать, что возмездие возмез-
дию рознь. Попробуем сделать это, организовав групповую дискуссию.

Ведущий. Как вы думаете, зачем человек взял ружье и выстрелил
в неблагодарного прохожего?

Участник группы 1 (автор рисунка с прицеливающимся челове-
ком). Он хотел наказать обидчика!

Участник группы 2. А по-другому таких и не научишь!


Участник группы 3. Он к нему с добром, а тот...

Участник группы 4. А мне не понятно, зачем он выстрелил. Ведь
все стало хорошо, он исправился, стал спокойным. Подумаешь, не
ответил! Нельзя же за это убивать.

Участник группы 5. Да это притча восточная, народ там горячий.
Ты мэня нэ уважаэшь, бах, и готов!

Участник группы 6. Вообще, по-моему, дурацкая история. Смыс-
ла в ней никакого. Объясните, зачем вы вообще нам ее читали?!

Ведущий. Дорогие друзья, эта история очень давняя. В ней скрыты
важные для нас вещи. Попробуйте хотя бы на то время, пока мы с ва-
ми беседуем, не отвергать мысль о том, что в этой истории есть для
нас польза. Быть может, тогда нам удастся сделать важные открытия.

Участник группы 6. Ну ладно, конечно, хотя и не понятно...

Ведущий. Итак, вы считаете, что выстрелил вспыльчивый герой прит-
чи потому, что хотел наказать обидчика, или просто оттого, что он
восточный, горячий человек. Скажите, если он был так оскорблен,
почему не догнал обидчика и не потребовал объяснений? Ведь у него
была возможность поговорить, прежде чем убивать путника?

Участник группы 2. Там же сказано, что он очень спешил.
Первому его просто было не догнать!

Ведущий. А почему он не сделал предупредительный выстрел в воздух?

Участник группы 5. Он же вспыльчивый был, нетерпеливый.
А потом пока в воздух выстрелишь, другой уже был бы далеко, пуля
не достанет.

Ведущий. То есть ситуация требовала от человека быстрой реакции.

И он попал с первого раза. Каким же чувством он был одержим?
Участник группы 1. Ну ясно, злой был, убить хотел.
Ведущий. А разве от злости, от ярости руки не трясутся?
Участники группы (обескураженно): Да, странно...
Ведущий. Когда мы злимся, что нам хочется сделать?
Участник группы 1. Врезать!
Участник группы 2. Выругаться!

Ведущий. Вы сейчас говорили, и слова ваши сопровождались движе-
нием. Можно ли, будучи злым, разгневанным, точно прицелиться?

Участник группы 4. Вообще-то трудновато.

Участник группы 1. Когда сильно ненавидишь, то можно.

Ведущий. Неужели из-за одной ситуации можно сильно возненави-
деть человека?

Участник группы 1. Можно, наверное.


Ведущий. Наверное, для этого нужно быть чрезвычайно вспыльчи-
вым. Просто человеком-порохом!

Участник группы 6. Но ведь вспыльчивость полезной оказалась!

Ведущий. Похоже, этот смысл лежит на поверхности. Теперь, если
мы забудем о сдержанности и самоконтроле, у нас есть шанс ска-
зать, что мы делаем благородное дело наказания обидчика. Очень
удобный смысл нам удалось «выловить» из мудрой притчи. Как вы
думаете, именно это имелось в виду?

Участник группы (в смущении): Наверно, не это...

Ведущий. Но еще одна странная вещь есть в этой истории: почему
человек, который встал на путь самоконтроля и решил преодолеть
свою вспыльчивость, повесил ружье на дерево? Ведь отныне его за-
дача была подавать воду прохожим. Для этого ружье разве нужно?!

Участник группы 3. А оно там уже висело, наверное.

Ведущий. В притче четко сказано: «Он быстро снял свое ружье,
висевшее на сухом дереве».

Участник группы: Да, странно...

Участник группы 1. Он взял с собой ружье на всякий случай. Все-
таки дерево на перепутье, мало ли чего. Надо же себя как то защищать!

Ведущий. Если он взял ружье для самозащиты, то зачем употребил
для наказания? Ведь тот прохожий не угрожал его жизни, он про-
сто оказался неблагодарным.

Участник группы 1. Неблагодарность страшнее всего оскорбляет.

Ведущий. Конечно, неблагодарность страшна. Человек раскрывает
свое сердце, делает доброе дело, а к нему вместо благодарности по-
ворачиваются спиной. Кто-то стерпит, кто-то поплачет в одиноче-
стве, а кто-то может и постоять за себя. Наверное, один из жизненных
уроков этой притчи можно сформулировать так: «Неблагодарность
наказуема». Это не значит, что нужно сразу брать ружье, если тебя
обидели. Это хороший урок для нас нужно проявлять благодарность...
И все же, зачем на дереве висело ружье?

Участник группы 3. Привычка у него такая — брать оружие
с собой, куда бы не шел.

Ведущий. Действительно, во многих культурах оружие является
неотъемлемой частью мужского снаряжения, символом силы, му-
жества, победителя. В далекие времена мужчины брали с собой ору-
жие, уходя на охоту и войну. Теперь времена изменились, однако
интерес к оружию не ослабел. Как вы думаете, почему?

Участник группы 6. Ну, это же круто, у тебя пистолет, тебя все
уважают!


Ведущий. То есть имея оружие, можно заслужить уважение, быть

принятым в коллективе?
Участник группы 6. Ну да.

Ведущий. Итак, заслужить уважение можно с помощью силы. Есть
ли еще способы?

Участник группы 4. Можно что-то хорошее для людей делать.

Ведущий. Вот и в нашей притче вспыльчивый человек заслужил
уважение тем, что подавал прохожим воду. Хотя, похоже, имел все
возможности действовать с помощью силы. Помните: «Наблюдая
за собой многие годы, он понял, что жизнь его полна непреодоли-
мых трудностей из-за его вспыльчивости»? Наверное, в жизни че-
ловека может наступить момент, когда он понимает, что действует
неправильно, жизнь не приносит ему удовлетворения. Он понима-
ет, что нужно что-то изменить. Бывало с вами такое?

Такое бывает и со взрослыми, и с юными. Как правило, человеку
в это время очень нелегко. Однако ощущение того, что что-то проис-
ходит не так, неправильно, — это важный показатель того, что чело-
век развивается. Похоже, мы подошли к еще одному важному жиз-
ненному уроку притчи: «У каждого человека может возникнуть
ощущение того, что жизнь складывается не так. Важно не винить дру-
гих, а понимать, что желание измениться — это показатель взросле-
ния. Нужно доверять себе и от жизни придет подсказка».

Участник группы 5. Но в притче ведь мудрец помог.

Ведущий. Мудрец — один из участников жизни. Помощник, кото-
рый появился тогда, когда человек захотел измениться. Наверное,
можно третий жизненный урок сформулировать так: «Если ты ис-
кренне хочешь измениться, преодолеть недостатки, придет и тот,
кто тебе поможет».

Участник группы 3. А как узнаешь, что это помощник, может, он
притворяется?

Ведущий. Это очень сложный вопрос. Здесь только сердце может
подсказать, кто действительно хочет помочь. Но для этого нужно
позволить сердцу открыться, не вешать на него огромный амбар-
ный замок. А то получится, как в старом анекдоте про утопающего.
Он тонул и просил Бога о помощи. К утопающему три раза под-
плывала лодка, и все три раза он отвергал помощь, говоря: «Не надо,
меня Бог спасет! » Так он и утонул. А когда встретился с Богом, воз-
мущенно спросил, почему его не спасли. На что Бог ответил: «А кто
тебе три раза лодку посылал?! »


Участники группы. Да, здорово!..

Ведущий. Не кажется ли вам, что нам приоткрылся четвертый ска-
зочный урок? «Когда тебе с чистым сердцем предлагают помощь,
не отвергай, прими».

Участник группы 6. Все это хорошо, но ружье-то зачем?!

Участники группы молчат.

Ведущий. Дорогие друзья, этот вопрос остается открытым для раз-
мышлений. Попробуйте подумать над ним до следующей встречи.

Участники группы. Нет, ну все-таки, интересно ведь!

Ведущий. Это здорово, что сейчас вам стало интересно. Вначале
притча некоторым показалась бесполезной. Однако сколько жиз-
ненных уроков содержится в ней. Мы открыли только четыре...
А сколько еще вопросов осталось! Например, каким образом, стоя
у засохшего дерева, человек находил воду, чтобы подавать ее про-
хожим? Почему дерево расцвело? Попробуйте подумать об этом.
Но сегодня мы забираем с собой из сказочной страны четыре жиз-
ненных урока. Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно туда
попадают важные жизненные уроки.

На этом занятии мы не закончили анализ притчи. Эффект неза-
конченного действия порождает желание размышлять. Конечно, ска-
жете вы, дорогие читатели, мудрец знал, к какому дереву послать
вспыльчивого человека. Дерево было волшебным. Знал мудрец так-
же, что когда-то мимо этого дерева пройдет убийца. Знал, что чело-
век не сможет сдержаться и тогда его давнишняя вспыльчивость ока-
жется к месту...

Анализ сказки — это процесс поиска жизненных уроков, смыслов,
посланий. При этом будем помнить и о том, что мы озвучиваем лишь
те уроки, смысл которых уже доступен и понятен участникам группы.

В этом примере мы анализировали притчу. Не менее интересным
является анализ волшебных сказок-приключений. Они отличаются не
зависящим от страны рождения «бродячим сюжетом». По-видимому,
это означает, что в сюжете полной волшебной приключенческой сказ-
ки зашифрована важная для нас информация о развитии личности,
превратностях судьбы, испытаниях и способах их преодоления. Рас-
смотрим это подробнее.


СЮЖЕТ ПОЛНОЙ ВОЛШЕБНОЙ
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ СКАЗКИ

Итак, мы знаем, что сюжеты сказок-приключений отличаются оп-
ределенными закономерностями. Герой появляется на свет, растет в
отчем доме, по тем или иным обстоятельствам покидает его, выбирает
путь, знакомится с новыми сказочными существами, одолевает зло,
возвращается домой с победой.

Безусловно, не в каждой сказке можно найти все описываемые здесь
этапы построения сюжета. Однако «сказочное» понимание динамики
развития личности, философских вопросов, бессознательно или со-
знательно решаемых человеком, поможет нам глубже познать приро-
ду человека и ее связь со сказками.

Схема развития сюжета
полной волшебной приключенческой сказки

 

1. Рождение героя. Жизнь в отчем доме

На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он
родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы вза-
имоотношения между ними. Главным героем может быть человек лю-
бого социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин,
и купец... В начале сказки часто описываются личностные и интел-
лектуальные особенности героя: он может быть умен не по годам или


характеризоваться как «вовсе дурак». Так или иначе, у читателя фор-
мируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то
«изюминкой», которая пока видна не всем, но впоследствии станет
причиной удивительных приключений.

Стремление к красоте, к истине, искра Божья, «королевское начало»
есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь,
чтобы уникальный индивидуальный дар был раскрыт и применен.

Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой,
но и каждый человек. В психологии этот период называется периодом
«базового доверия». На его протяжении человек перенимает, впиты-
вает, познает родительский опыт и формирует мировоззрение; накап-
ливает информацию об окружающем Мире; аккумулирует в себе энер-
гию родительской любви, которая будет его опорой в самостоятельной
жизни. Принято считать, что период «базового доверия» длится в сред-
нем первые 3-4 года жизни (до момента «пробуждения» самоосозна-
вания). Именно в это время закладывается отношение к окружающе-
му миру (как доверие, открытость или же недостаточное доверие,
настороженность). Впоследствии эта базовая установка начинает иг-
рать важнейшую роль в стратегии поведения ребенка, в развитии его
ценностных ориентации и творческих способностей. Некоторые по-
жилые мудрые женщины говорят молодым: «Пока трех лет ребенку не
исполнилось — ты себе не принадлежишь. После трех — рядом с то-
бой уже человек». Чем больше ребенок получает от родителей и окру-
жающих в первые годы жизни, тем более успешным он будет, когда
вырастет. С 3-4 лет начинается процесс активной социализации ма-
ленького человека. Он познает нормы, правила, нюансы человечес-
ких взаимоотношений.

Прозорливые родители дают ему раннее образование. И это пре-
красно, ибо чем больше наук впитает в себя маленький человек, чем
больше сделает самостоятельных творческих открытий, тем больше
своих дарований он реализует, став старше.

Накопленный потенциал должен реализоваться в самостоятельной
жизни. Таков закон развития. Поэтому с 11 лет начинается процесс по-
степенного отрыва от родителей, их правил и стиля жизни. Этот период
так называемого «подросткового кризиса». Этот этап есть и в сказках.

2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает роди-
тельский дом. Расставание с отчим домом может быть как доброволь-
ным, так и вынужденным. Отправиться в путь героя побуждают либо


обстоятельства и ситуация, либо насущная внутренняя необходимость,
потребность, желание. В сказках наблюдается достаточно широкий
диапазон причин, по которым герой покидает родительский дом: спа-
сение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание,
желание «других посмотреть и себя показать». К этому моменту герой
накопил уже достаточно внутренних сил для того, чтобы действовать
самостоятельно. Задача этого этапа — отделение от родительского
дома, представление себя как самостоятельной, независимой личности.

Подростки решают аналогичные задачи. Примерно с 11 до 18 лет
человек находится в процессе психологического отделения от родите-
лей. При этом создается немало проблем у окружающих и близких,
и это неудивительно, ведь процесс выделения себя из семьи очень бо-
лезнен. Некоторым подросткам «везет»: они имеют возможность фи-
зически покинуть родительский дом, например поехав учиться. А те,
кто остается вместе с родителями, вынуждены проходить весь путь
сказочного героя, не выходя из дома. Отделиться — это не значит по-
рвать с родителями, обесценить их жизненный опыт и методы воспи-
тания. Отделиться — это значит принять своих родителей такими, ка-
кие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит
нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с роди-
телями естествен и необходим. И мудрые сказочные родители всегда
отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им
ни было. К сожалению, реальные родители не всегда «отпускают» сво-
их детей. Есть семьи, где контролируют и опекают уже взрослых сы-
новей и дочерей, создавая почву для семейных конфликтов. Таким
образом, сказка учит не только детей, но и родителей (настоящих и бу-
дущих) одному из базовых законов жизни: «Дети принадлежат Миру,
но не родителям».

Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой,
как и реальный человек, может рассчитывать только на самого себя.
Какую он дорогу выберет, каким будет его путь — это темы следующе-
го этапа сказки и жизни.

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце».
Встреча с будущими помощниками

«Выехал Иван-Царевич на дорогу (покинув отчий дом), остановился
и думает: куда дальше путь держать». На предыдущем этапе герой при-
нял первое важное решение в своей жизни: действовать самостоятель-
но. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и важ-


ная задача — какой выбрать путь. Часто в сказках на этом этапе герой
приезжает на распутье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит
оттого выбора, который он сейчас сделает. Как правило, главный ге-
рой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он
приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа, ис-
кушение: ведь есть пути, которые сулят быструю выгоду. Если у глав-
ного героя есть братья, они, как правило, выбирают пути полегче, од-
нако не достигают намеченной цели.

Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой
он покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция под-
сказывают ему правильный выбор. И вот этот выбор сделан. Следуя
по выбранной дороге, герой встречается с разными существами, нуж-
дающимися в его помощи. Он может пройти мимо, сославшись на то,
что это отвлекает его от главной цели (так и делают некоторые второ-
степенные герои сказки). Однако герой всегда оказывает помошь по-
павшим в беду, зачастую демонстрируя отсутствие прагматизма. Эти
ситуации — проверка на «доброе сердце». Каждое доброе дело, сде-
ланное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощни-
ков. Урок сказки прост: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сделав доброе дело, герой не сразу получает ответную услугу. Часто
помощь приходит в тот момент, когда он не может надеяться только
на свои силы. Здесь урок сказки — отсроченная услуга. Есть старая
английская пословица: «Хлеб, пущенный по реке, приплывет к тебе
дважды». Наверное, дорогой читатель, Вы не раз в своей жизни помо-
гали другим, а те забывали о Вашей помощи. Не печальтесь — добро
возвращается, правда, не сразу, а тогда, когда это особенно необходи-
мо, и, быть может, даже из других рук... Быть может, оно вернется тог-
да, когда Вы его не ждете, но Вам очень нужна помощь. Добро возвра-
щается к герою сказки тогда, когда он не может справиться с ситуацией
или заданием самостоятельно.

Итак, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой
путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый
нужный момент, когда герой не сможет справиться с ситуацией в оди-
ночку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...