Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 9 страница




18. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба
Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба Яга иногда
бывает злой и коварной?

19. После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван-
Царевич домой. Заходит он во дворец — но никто его не узнает и не здо-
ровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича?


20. За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река
Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?

21. Приехал Иван-Царевич во дворец Василисы Премудрой, потому
что дала Василиса Ивану слово, что выйдет за него замуж. Василиса
жениха накормила, напоила и спать уложила. Наутро она ему и гово-
рит: «Только тогда выйду за тебя замуж, когда ты искупаешься сначала в
чане горячего молока, а потом в чане с ледяным молоком». Зачем ей это
нужно? Что будет с Иваном-Царевичем, если он сделает это?

Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает
жизненный опыт ребенка: ведь чем больше у него будет вариантов ре-
агирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адапти-
рованным к жизни он станет.

В качестве сказочной задачи можно предложить детям игру «Сбо-
ры в дорогу». Ведущий говорит: «Для того чтобы отправиться в дорогу
по Волшебному лесу, нам нужно хорошо подготовиться. Вы знаете, что
в сказке случаются всякие неожиданности, поэтому нужно взять с со-
бой много разных вещей. Но, с другой стороны, мы на себе много ве-
щей унести не можем. Поэтому мы сейчас сядем и подумаем вместе,
что нам нужно взять в дорогу. Каждый, кто предлагает взять с собой
какую-то вещь, должен сказать, в каких ситуациях и для чего она нам
может пригодиться. Например, я говорю: «Нам нужна веревка: она нам
поможет переправляться через реку, горы, на ней можно сушить бе-
лье, ей можно связать врага и еще много чего можно сделать с ее по-
мощью». С собой мы берем только ту вещь, которую мы можем
использовать в разных сказочных ситуациях». Дети, предлагая какую-
либо вещь, должны назвать не менее трех (а дети после 7 лет — не ме-
нее пяти) вариантов ее использования в сказочном путешествии. Тому,
кто назвал больше всего вещей и больше всего оригинальных вариан-
тов их использования, хорошо дать маленький приз или жетон. По-
добные игры развивают у ребенка способность предвидеть последствия
тех или иных выборов и поступков, а также способность к обобще-
нию, комбинированию и аргументации собственных выводов.

Процесс анализа сказок увлекателен. Однако детям бывает трудно
заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия полез-
но «разбавлять» другими сказочными приемами.


РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказы-
вать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям
сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии
имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

РАССКАЗЫВАНИЕ ГРУППЕ

ИЛИ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НОВОЙ

ИЛИ ИЗВЕСТНОЙ СКАЗКИ ОТ 3-ГО ЛИЦА

(рассказывает ведущий)

В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказ-
ку, важно перед своим мысленным взором как кинофильм выстроить
образный ряд повествования. Вжиться в героев сказки: передавать их
интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Однако в рассказывании сказок есть свои подводные камни: каж-
дый человек пересказывает, рассказывает одну и ту же сказку и исто-
рию по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, ко-
торые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. С одной
стороны, это может быть полезно для решения психодиагностических
задач, так как, анализируя состояние рассказчика, его выразительные
средства, оговорки, незначительные изменения в сюжете и пр., мож-
но составить его психологический портрет (анализ механизма проек-
ции). С другой стороны, самому рассказчику важно хорошо знать себя
и то, что он может «транслировать» слушателям: ведь рассказывая даже
известную сказку, рассказчик бессознательно переносит на слушателя
и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю
проблематику. Для решения этой проблемы есть только один путь: изу-
чать себя и личностно развиваться.

Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается
в следующем. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них спо-
собствуют развитию человека (слушателя) или разрешению своих про-
блем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты.
Таким образом у человека активизируются собственные бессознатель-
ные процессы, стимулирующие его личностный рост. Очевидно, что при
этом подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максималь-
но соответствуют целям психокоррекционной работы.


Например, ведущий может сказать: «Дорогие сказочные герои (или
дети, ребята), сегодня вы попали на Поляну Сказок. И я... (ведущий
называет имя того сказочного существа, в которого он «превратился»)
расскажу вам одну удивительную историю. Было это так... » Далее ве-
дущий рассказывает ту сказку, которую он подготовил. Сказка может
быть рассказана от 3-го или от 1 -го лица. В последнем случае ведущий
выступает как очевидец и может описывать те чувства, которые у него
возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети могут слушать
сказку в разных положениях: сидя в кружке, лежа с закрытыми глаза-
ми. (Рассказывать сказку хорошо под спокойную музыку. )

 

ГРУППОВОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК

В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа де-
тей (или взрослых и подростков).

 

Рассказывание сказки, известной всей группе

Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусо-
чек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спон-
танно, в зависимости оттого, какую часть рассказа берет на себя преды-
дущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе,
ведущий может участвовать в процессе (важно отметить, что такая фор-
ма работы используется в группах детей от 5, 5—6 лет). Если рассказыва-
ние проводится в группе подростков или взрослых, ведущему полезнее
не участвовать в процессе рассказывания, так как больше полезной ин-
формации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого
проводя обсуждение. Для того чтобы достигнуть лучших результатов
в работе, полезно использовать аудио- или видеозапись.

Вспоминается случай, который произошел на одном из семинаров
по сказкотерапии в небольшом городке. Группа состояла в основном
из женщин-методистов, 40—50-летнего возраста. Это были удивитель-
ные русские женщины: они «везли на себе» не только свою семью с
многочисленными проблемами, но и имели огромную профессиональ-
ную нагрузку. Конечно, понятия «расслабление», «отдых» занимали в
их жизни не столь значительное место. Надо сказать, что они и не
ощущали необходимость этого. Они рассказывали по кругу любимую
многими сказку «Золушка». Рассказ предусмотрительно записывался
на магнитофон. Наверное, вы уже догадались, уважаемые читатели.


что значительную часть рассказа занимали «трудовые подвиги» Золуш-
ки. Сколько же у нее было работы! И как только она освобождалась
и могла бы поехать на бал, находился новый грязный угол, требую-
щий уборки. Никаких помощников у Золушки не было, она все делала
сама. Каждая рассказчица оттягивала появление Феи и приезд Золуш-
ки на бал. Наконец, когда уже всевозможные виды домашних работ
были переделаны, появилась Фея (явно отрывая Золушку отдел), дала
Золушке платье и строго предупредила, что к полуночи она должна
быть дома. Бал и знакомство с Принцем заняли в рассказе самое не-
значительное место: «Вот Золушка приехала на бал, там все весели-
лись и танцевали. К ней подошел Принц, они стали танцевать. Но часы
начали бить полночь. Поэтому Золушка побежала домой и по дороге
потеряла туфельку». Как видите, даже сцена радости и романтики ок-
рашена потерей. Зато дома Золушка вернулась к своим делам. Конеч-
но, наша сказка закончилась хорошо. Но когда участницы семинара
прослушали аудиозапись своего рассказа, они были поражены. «Боже
мой, до чего мы себя довели! » — воскликнули многие из них.

Они осознали, что в их сказке сильно смещены акценты. Прослу-
шивание рассказанной сказки стало для группы настоящим потрясе-
нием. Психологическая «броня» была «пробита», и участницы группы
захотели изменений в своей жизни. Если бы ведущая группы сказала
бы им в самом начале, как важно давать себе возможность расслаб-
ляться, получать удовольствие, гибко перемежать активность с созер-
цанием, то, скорее всего, она столкнулась бы с мощной волной сопро-
тивления (ведь в Питере жизнь намного легче, по их мнению (! )). Так
нехитрый сказочный прием помог участницам группы САМИМ по-
нять причины своих затруднений. Ведущий в данном случае — орга-
низатор СРЕДЫ, КОНТЕКСТА терапии, мягко подводящий группу
к ОСОЗНАНИЮ.

С детьми занятие можно начать так: «Вы стоите у ворот Волшебной
страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто
не умеет рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ
Короля — закон. Я — Страж и должен проверить, умеете ли вы расска-
зывать сказки, и доложить об этом Королю. Садитесь в кружок и рас-
скажите мне сказку «... » (например, «Колобок»). Это любимая сказка
нашего Короля. Рассказывать сказку будете так. Ты начинаешь, рас-
сказываешь немного (лучше давать первое слово наиболее активному
и раскрепощенному ребенку), а потом ты (другой) продолжаешь. Так
каждый из вас должен внимательно следить за тем, что рассказывают


ваши друзья. И когда очередь дойдет до вас, вам нужно продолжить сказ-
ку. Последний сказку заканчивает». Дети по очереди рассказывают по
2-3 фразы (по кругу). Если кто-то затрудняется, Страж тихонечко по-
могает ему. Когда сказка рассказана, Страж говорит: «Ну, молодцы! Те-
перь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну Рассказию. Заходите,
вы можете сегодня немного погулять по ней, а в следующий раз кто-
нибудь из наших жителей, а может и сам король, расскажет вам удиви-
тельные сказки». Дети могут «погулять» по Волшебной стране: послу-
шать пение птиц, превращаться в животных, плескаться в «воде».

 

Рассказывание известной сказки
и придумывание к ней продолжения

Процедура аналогична описанной выше. После того как сказка рас-
сказана, участники группы придумывают к ней продолжение (каждый
по маленькому кусочку), причем последний рассказчик должен закон-
чить сказку (в противном случае, сказка может продолжаться беско-
нечно, так и не дойдя до конца).

 

Групповое придумывание сказки

Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: «В некото-
ром царстве, в некотором государстве... »), следующий участник груп-
пы присоединяет к сказанной фразе одну или две своих фразы (текст
предыдущего участника не повторяется), и так далее. Желательно,
чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга (то есть
каждый участник выступал в качестве сказочника не более 3 раз)
и имела свой конец.

Пример: придумывание и рассказывание детьми «нарисованной»
сказки.

Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти;
спокойная музыка.

Ведущий говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких
волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, сами бу-
дем придумывать героев и сами будем сочинять те удивительные исто-
рии, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшеб-
ный лист бумаги, положим его на середину. Каждый из вас (каждый из
волшебников) поставит рядом с собой краски, кисти и воду. Теперь по
очереди, каждый понемногу, мы нарисуем Сказочную страну. Но сна-


чала закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую
вы будете создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет
свою страну, и когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны,
у нас получится Настоящая Волшебная страна... А теперь открывайте
глаза, и начинаем рисовать».

Важно внимательно следить за тем, чтобы на первом этапе дети ри-
совали по одному и не мешали рисующему. Необходимо создать такую
атмосферу, в которой дети с интересом наблюдают, как и что рисуют их
друзья. Хорошо, когда процесс рисования происходит под музыку.

Когда каждый ребенок нарисует свой кусочек Волшебной страны,
предложите детям еще раз внимательно посмотреть на картину. Если они
захотят, могут дополнить рисунок, на этот раз все одновременно. Однако
у всех «волшебников» есть одно правило — они не мешают друг другу.

Процесс группового рисования дает важную информацию о том,
как распределились между детьми роли в группе: кто лидер, кто ведо-
мый, кто стремится привлечь к себе общее внимание, кто желает быть
в тени, кто хочет навязать свое, а кто прислушивается к окружающем.
Кроме того, наблюдение за процессом рисования дает информацию
о сплоченности группы. Если рисуют «изолированно» (то есть не стре-
мятся «вписать» свой рисунок к предыдущим рисункам), то, скорее
всего, можно говорить о некоторой враждебности между детьми или
настороженности или же о том, что дети очень эгоцентричны. Наблю-
дая за тем, как рисуют дети, вы увидите, какие скрытые взаимодей-
ствия существуют между ними. И конечно же, совместное творчество
(особенно направленное на создание сказки) может примирить даже
«закоренелых врагов».

После того как Сказочная страна нарисована, есть два варианта
работы.

1. Начать придумывать всем вместе, по очереди, что было в этой
стране, что там происходит сейчас и что там будет происходить.

2. Попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки
и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной Сказоч-
ной стране.

Первый путь хорош для более старших детей (с 5 лет), а второй путь
может быть использован уже с 4-летними детьми.

Первый путь. Когда Сказочная страна нарисована, ведущий гово-
рит: «В Сказочной стране обязательно кто-то живет. И поэтому сейчас
вы закроете глаза и увидите, кто живет в созданной нами Сказочной
стране; увидите, что происходит с теми, кто живет в этой стране». Дети


закрывают глаза, играет музыка, примерно 1, 5 минуты они представ-
ляют себе сказку. Когда дети открыли глаза, ведущий может начать
сказку, например, так: «В некотором царстве, в некотором государстве,
жили-были... » Далее ведущий показывает глазами какому-либо ребен-
ку, чтобы он продолжал. Таким образом, дети по очереди придумыва-
ют сказку, которая могла произойти в нарисованной ими Стране. Если
сюжет заходит в тупик, ведущий может внести «новую струю» в разви-
тие повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или
приключений, можно использовать «эффект неожиданности». Напри-
мер, «но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и... », или «и вот, все
так быстро переменилось, и они увидели... ». Важно, чтобы эти слова
были сказаны очень эмоционально, тогда дети быстро подхватят и ра-
зовьют вашу идею. Если вы чувствуете, что детям никак не закончить
сказку, помогите им. Сказка тогда запомнится детям, когда она не бу-
дет слишком длинной (чтобы дети не устали) и будет иметь хороший
конец. Для поддержки детей ведущий может сказать: «Да-а, вы насто-
ящие волшебники! Вы не только нарисовали сказку, но оживили ее.
Давайте теперь аккуратно сложим нашу Сказочную страну, чтобы жи-
тели сказки смогли спокойно заниматься своими повседневными де-
лами... Я вижу, что это только начало, и в следующий раз вы придумаете
новых героев, новые приключения и новую сказку! » После занятия по-
лезно записать сказку и свои наблюдения за процессом рисования и рас-
сказывания. Спустя несколько занятий вы сможете проанализировать
результаты совместного творчества.

Второй путь. Для того чтобы провести занятия с игрушками, нака-
нуне нужно дать детям задание принести из дома самую любимую (не-
большую игрушку) и ту игрушку или вещь, которая не нравится. Когда
дети принесут на занятие игрушки, можно с игрушками «познакомить-
ся». Важно, чтобы каждый ребенок рассказал, чем ему нравится иг-
рушка, кто ему ее подарил, какой у игрушки характер и пр. Про вещь
или игрушку, которая не нравится, тоже важно рассказать: почему или
чем не нравится, где она обычно в доме лежит; если это чья-то вещь,
то кому она принадлежит.

«Знакомству» с игрушками можно посвятить целое занятие. С од-
ной стороны, дети любят рассказывать про свои игрушки, с другой
стороны, эти рассказы содержат уникальную информацию об их внут-
реннем мире и путях взаимодействия с каждым из них.

Когда все дети и ведущий познакомились с принесенными игруш-
ками, ведущий предлагает детям на один стол сложить все любимые


игрушки, а на другой стол — нелюбимые вещи. Потом ведущий гово-
рит: «Пусть каждый возьмет в руки свою любимую игрушку и найдет
ей место в нашей Сказочной стране. Встаньте вокруг нашего рисунка,
посмотрите, в каком месте Сказочной страны вашей игрушке будет
особенно хорошо. А теперь по очереди поставьте игрушки на те места,
которые вы выбрали. Сила Волшебной страны наделяет ваших героев
возможностью говорить вашим голосом. Это волшебство сохраняет
свою силу только тогда, когда вы внимательно слушаете то, что проис-
ходит в Сказочной стране».

Далее ведущий включает тихую музыку и говорит: «В одной дале-
кой и прекрасной Сказочной стране случилась эта история. Однажды
в темную сказочную ночь попали в эту страну удивительные сказоч-
ные существа (ведущий перечисляет любимые игрушки детей). Но
наши герои спали, когда волшебная сила перенесла их в прекрасную
Сказочную страну, поэтому они еще ничего не знали о том, куда они
попали. И вот сказочная ночь пошла в свою темную пещеру, чтобы
отдохнуть, а на смену ей из-за сказочной горы стало подниматься Сол-
нышко. Оно ласково улыбнулось нашим героям, и наши герои откры-
ли глаза. Они огляделись удивленно: то, что они увидели, было им не
знакомо, однако все им очень понравилось. И каждый из них сказал...
(ведущий взглядом показывает детям, что теперь их героям можно го-
ворить. Дети от имени своих героев-игрушек говорят то, что считают
нужным (по очереди)). Да, нашим героям очень понравилось то мес-
то, куда они" попали. Поэтому они быстро умылись, оделись, позавт-
ракали и вышли из своих домиков. Каждый по очереди пошел осмат-
ривать Сказочную страну (дети берут свои игрушки и начинают их
передвигать по Сказочной стране). Когда они гуляли, то встретили
и познакомились с другими героями (дети от имени своих игрушек здо-
роваются друг с другом). Когда наши сказочные герои увидели, что
они не одни в этой прекрасной Сказочной стране, им стало легко и ве-
село. Они закружились в веселом танце. А потом... »

Дальше ведущий взглядом показывает детям, чтобы они продол-
жали историю. Герои-игрушки могут ходить друг к другу в гости, обра-
зовывать общую команду, они даже могут ссориться. В этом случае ве-
дущий должен снять напряжение, например, так: «Заяц и Тигр чем-то
сначала не понравились друг другу. Они решили узнать, кто сильнее,
и принялись толкаться. Но тут все загрохотало, сверкнула молния,
и появилась Фея — повелительница сказок (при этом ведущий может
поставить свою игрушку). Фея была очень удивлена. «Кто нарушает


покой в моей стране, кто разрушает ее? Разве вы не знаете, что Вол-
шебная страна может погибнуть, если в ней такие хорошие существа
будут ссориться и драться? » Тигр и Заяц поняли, что, если они и даль-
ше будут выяснять, кто сильнее, они могут разрушить Сказочную стра-
ну. И они, конечно, так и не узнают, что интересного происходит в этой
стране. Поэтому они пожали друг другу руки и присоединились к ос-
тальным героям, которые в это время купались в озере». Можно при-
думать и другие варианты примирения. Ведущий может передать ини-
циативу детям и попросить помощи у их героев. В этом случае дети
устами своих героев будут предлагать варианты выхода из создавшей-
ся ситуации. Или герои детей могут говорить о своих чувствах: как им
неприятно оттого, что кто-то начал ссору в Волшебной стране. Другой
вариант: ведущий может сказать, например, так: «Волшебная страна
умела защищать себя от тех, кто в ней ссорился и дрался. Как вы дума-
ете, что произошло в волшебной стране? Что она сделала для того, что-
бы защитить себя от тех, кто ссорится? » Далее герои детей предлагают
варианты того, что могло произойти в Волшебной стране в связи с де-
структивными действиями некоторых героев.

Задача ведущего — комментировать «за кадром» то, что делают дети,
обобщая их действия. Например: «Наши герои уже хорошо освоились
в новой Сказочной стране. Они познакомились друг с другом, кто-то
решил ходить один, другие решили держаться все вместе. Кто-то ус-
пел погреться на солнышке, а кто-то искупался и сходил в лес». Когда
дети (точнее, их игрушки) достаточно хорошо «освоятся» в Сказочной
стране, продемонстрируют различные взаимодействия друг с другом,
можно разыграть «встречу со злом». Ведущий тревожным голосом
очень эмоционально говорит: «Но вдруг стало холодно, подул силь-
ный ветер, наши герои съежились, прижались друг к другу. И вдруг
они увидели... » В это время ведущий показывает детям, чтобы они взя-
ли со стола нелюбимые, неприятные игрушки и поставили их на рису-
нок Сказочной страны. После этого ведущий говорит: «Ветер стих,
и наши герои увидели, что в прекрасную Сказочную страну пришли
какие-то новые существа. И что же было дальше?.. » Далее ведущий
взглядом или словами побуждает детей к самостоятельному продол-
жению истории.

Играя с игрушками, дети дальше сами сочиняют сказку. Задача ве-
дущего заключается в том, чтобы иногда «за кадром» с позиции Ска-
зочника комментировать происходящее. Если возникает необходи-
мость, ведущий может включаться в игру, вводя любого персонажа (как


в случае с Феей). Если дети увлекаются борьбой со «злом», ведущий
может вмешаться и подсказать конструктивный выход из ситуации.
А может, не подсказывая выход, перестроить ситуацию так, чтобы дети
нашли выход сами. Например: «Наши герои каждый раз собирали но-
вые армии на битву. Сил у них становилось все меньше, и тогда они
поняли, что таким образом им врага не одолеть, и они решили поду-
мать, как можно по-другому справиться с бедой». Каждое выдвинутое
детьми предложение ведущий, как эхо, проговаривает за ними (это
необходимо для того, чтобы сконцентрировать внимание детей и под-
нять значимость того, что они предлагают). Когда каждый из детей
или большинство из них, выскажется, ведущий может сказать: «Все
наши герои были очень умные и придумали много интересных спосо-
бов, как справиться с бедой. Но сейчас нужно выбрать один». Это про-
стимулирует детей принять решение и попробовать его на практике.
(Для наблюдения важно, кто инициатор принятия решения и чье пред-
ложение было принято. )

После того как зло побеждено (причем положительные герои не
обязательно должны полностью «вытеснить» отрицательных, может
оказаться так, что любимые игрушки найдут место «нелюбимым» в этой
Сказочной стране), ведущий заканчивает сказку: «Наши герои оказа-
лись и смелыми, и сильными, и умными... И они победили. Оглядев-
шись, они увидели, что Солнышко уже собирается отдыхать и на сме-
ну ему потихоньку приходит волшебная ночь. Поэтому наши герои
нашли себе место для ночлега. Кто-то вернулся в старый домик, кто-
то пошел в гости к другу (в этом месте ведущий интерпретирует дей-
ствия детей)... Скоро глаза у наших героев закрылись. Они заснули.
А волшебная добрая сила в это время переносила их обратно в родную
страну. И на следующий день они проснулись каждый в своем родном
доме. Но проснулись они уже другими: еще более умными, добрыми и
красивыми. Так закончилась эта сказка».

Когда сказка рассказана, можно спросить у детей, понравилось ли
им путешествовать с игрушками по Сказочной стране, что им запом-
нилось. Интересно узнать, изменилось ли отношение у детей к тем
игрушкам и вещам, которые им раньше не нравились. Если после се-
рии занятий у ребенка изменяется отношение к вещам и игрушкам,
это серьезный показатель эффективности Ваших занятий. Если непри-
ятная вещь у ребенка связана с каким-то близким человеком, то при
изменении отношения к вещи (или игрушке) на бессознательном уров-
не меняется и отношение к человеку. Таким образом, дети, используя


одни и те же игрушки в различных ситуациях и сказках, непроизволь-
но учатся рассматривать одно и то же явление с разных сторон. И са-
мое главное, отождествляя на время себя с игрушкой и участвуя вмес-
те с ней во многих ситуациях, ребенок приобретает свой жизненный
опыт, проигрывает разнообразные модели поведения, учится самосто-
ятельно находить выходы из сложных ситуаций, усваивает общечело-
веческие ценности и способы их реализации.

Ведущий может обогащать придуманный детьми сюжет сказки си-
туациями, которые, по его мнению, детям необходимо проработать.
Например, если незадолго до занятия ведущий стал свидетелем неадек-
ватного поведения, он может эту ситуацию в метафорической форме
внести в придумываемую детьми сказку.

Во время занятий полезно кратко фиксировать особенности геро-
ев-игрушек, их способы поведения, реплики, перемещения по Ска-
зочной стране. Особое внимание важно обратить на повторения тех
или иных действий, реакций и на их эмоциональную окрашенность
(например, сильная радость, смех, замешательство, злость, агрессия,
скованность). Важно отмечать то, как в ходе повествования в различ-
ных ситуациях меняется поведение героев-игрушек. Это расскажет вам
об индивидуальных особенностях ребенка. Например, если герой за-
пугивает других, обзывает их, унижает, добивается своих целей, вызы-
вая страх и неприятные чувства, то можно предположить, что у ребен-
ка («хозяина» этого героя) высокий уровень внутренней агрессии.

Когда группа детей начинает рисовать, вы можете взять лист бума-
ги и начертить на нем границы листа ватмана, на котором рисуют дети.
Когда дети начнут выставлять своих героев в нарисованную ими Ска-
зочную страну, важно фиксировать порядок появления героев на об-
щем рисунке. Более активные дети первыми поставят своих героев.
Последними поставят своих героев наиболее замкнутые дети или те
дети, которые чувствуют себя недостаточно защищенными.

 

Рассказывание сказки от 1 -го лица и от имени
различных персонажей сказки (может проводиться
как в группе, так и индивидуально)

Участники занятия выбирают сказку, которую они собираются рас-
сказывать, и распределяют персонажей сказки между собой. Желатель-
но, чтобы это была небольшая сказка или история. Затем каждый уча-


стник группы (или некоторые из них) рассказывает сказку от лица и с
точки зрения выбранного ими персонажа. Причем персонажи, от име-
ни которых будет рассказана сказка, могут быть разнообразными (не
обязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно
участвуют в сюжете): и Баба Яга, и Лиса, и лесная дорожка, и волны
моря, и камешек, на котором остановился Иван-Царевич, и Конь во-
роной, и т. д. То есть можно одушевить любой предмет или часть окру-
жающей среды и от его имени рассказать сказку. Детям и подросткам
такой метод может быть особенно полезен, так как он поможет им де-
центрироваться, встать на место другого.

Пример. Ведущий обращается к детям: «Вы знаете, что в сказке
все, даже камешек на дороге, — живое. В любой момент могут ожить
не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны
морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что когда
одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разно-
му. Как вы думаете, если бы Баба Яга и Василиса Премудрая рассказа-
ли нам сказку «Колобок», сказка звучала бы одинаково? (Дети гово-
рят: «Нет». ) А чем бы эти сказки различались? (Дети могут сказать, что
рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы Яги —
злым. ) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут раз-
личаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой Ягой.
Давайте сейчас мы с вами, как маленькие волшебники, превратимся
в Василис Премудрых и расскажем сказку «Колобок» от ее имени. За-
кройте глаза, глубоко вдохните... выдохните... (ведущий в это время
может надеть корону или тюлевую накидку — костюм Василисы), мы
открываем глаза и... Здравствуйте, Василисы Премудрые... Я начну
рассказывать, а вы мне помогайте.

«Как-то раз ходила я по ягоды. Ходила, ходила, да умаялась. Выш-
ла я на опушку лесную. Смотрю — избушка стоит, а рядом с ней —
красивая скамеечка. А солнышко в то время уж высоко стояло. Дай,
думаю, посижу немного на скамеечке резной и на солнышке погре-
юсь. Подхожу поближе. А рядом со скамеечкой — окошко. Вот я в него
ненароком и заглянула. Вижу — в горнице (это комната большая) си-
дят дедушка и бабушка. Сидят, пригорюнились. Слышу, дедушка го-
ворит бабушке: «Так кушать хочется. Ты бы испекла хлеб-колобок. Вон,
в той кадушке еще муки немного осталось». Бабушка покряхтела, да
и пошла стряпать. Испекла в печи колобочек, да и положила на другое
окошко остывать. В это время солнышко так сильно припекло, размо-
рило меня, и пошла я к реке, чтобы искупаться».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...