Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 5 страница




 

Вот какие истории случаются с теми, кто мало знает об обитателях
волшебного мира, его законах и особенностях. Человек доверяет только
тому, что видит, часто забывая, что есть и другие органы чувств, и —
самое главное — сердце...

Мы рассмотрели четыре аспекта волшебства. Безусловно, их зна-
чительно больше. По мере открытия в нас самих новых созидательных
возможностей мы будем осмыслять новые стороны волшебства.

Очень важно говорить и совместно размышлять о волшебстве с ре-
бенком, подростком и даже со взрослым. Особенно если вы заметили,
что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собира-
ется разрешить все трудности. Волшебство — это еще и великий труд.
За одним взмахом волшебной палочки стоят великие знания, без
которых не будет желаемого результата. Волшебник — это тот, кто


много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему
миру. Тот, кто научился только «размахивать» волшебной палочкой,
еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими вос-
питанниками, использование волшебства может способствовать про-
растанию инфантильных тенденций.

Итак, дорогие друзья, волшебство — это серьезно. Волшебство —
это то, что рядом с нами. Давайте с чистым сердцем будем изучать это
явление. Тем более что оно так тесно связано с Созиданием.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКАЗОК

 

И все же так интересно узнать, как появились первые сказки и мифы.
Относительно волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто.
А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу.

Представьте, что с вами произошла какая-то интересная история.
Будете ли вы ее скрывать? Чаще всего нет! Вы расскажете ее друзьям,
приятелям, знакомым. После пятого-шестого рассказа вы осознаете,
что история постепенно начинает обрастать новыми мелкими подроб-
ностями, ваше поведение в истории становится более осмысленным
и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории че-
рез некоторое время у нее появится «мораль», резюме. Пройдет еще
немного времени, и ваша история превратится в байку.

Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых
людей. Байки имеют свойство ходить из уст в уста. И очень скоро по-
явится коллективная байка, или анекдот, или притча, или бытовая сказ-
ка. Так истории нашей жизни, многократно рассказываемые близким
и знакомым, участвуют в процессе сложения бытовых сказок.

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысле-
ния человеком явлений окружающего мира. Причем осмысление со-
провождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения на-
шего далекого предка.

Если внимательно изучать самые древние мифы и мифологию на-
родов, «не испорченных цивилизацией» (индейцы, африканские пле-
мена, северные народности), можно увидеть три доминирующие идеи:
рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология тесно связана
с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки.
В них отражаются кровавые сцены, а. также взаимоотношения, непри-


емлемые для современного развитого человека. Они интересны для ана-
лиза и исследования, но не для терапевтических целей. Однако есть
еще одна важная тенденция в мифах — отражение процесса объясне-
ния человеком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои ис-
токи, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с «мифотворчес-
ким» мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегодня.

Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку
разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духов-
ного поиска и многое другое. И выделяем пять видов сказок.

О том, как они создаются, подробно написано в «Практикуме по
сказкотерапии»*. Здесь же мы кратко коснемся их назначения.

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные много-
вековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, имен-
но это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекци-
онный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Ху-
дожественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсуль-
тирования, но тем не менее успешно ему служат.

* Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум но сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь»,
2000. 310 с.


Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литерату-
роведении называются мифами. Мифология складывалась у разных
народов в период бронзового века и начала разложения первобытных
отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека
и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, про-
цесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом
«оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня,


создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы
способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было
свойственно находить персоналии для человеческих чувств и отноше-
ний: Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем
сегодня в психолого-педагогической практике.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи.

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заго-
ворить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмыс-
ленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и за-
канчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать са-
мостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важ-
на для формирования готовности к принятию другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для под-
держания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром,
может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма це-
леполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь
только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или
заданием сами. Эта идея важна для формирования ощущения само-
стоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитан-
никами и клиентами.

Наша жизнь многогранна, потому и сюжеты народных сказок мно-
гообразны.

Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети
до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть по-
хожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут
маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается
свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые
сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают
способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию
здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзго-
дам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому быто-
вые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе
с подростками, направленной на формирование образа семейных от-
ношений.


Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вур-
далаков и прочих. В современной детской субкультуре различают так-
же и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом
детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную
ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобрета-
ют новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивос-
ти и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказыва-
ние страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом
обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страш-
ным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец
страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным. Напри-
мер, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на
кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть тру-
пы. Закончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он чув-
ствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись,
Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь! »

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому уже
исполнилось шесть-семь лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна-
тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и инфор-
мации о духовном развитии человека. Символической интерпретации
сюжета полной волшебной сказки мы посвятим отдельный параграф.

Работа со сказками начинается с анализа, с обсуждения. Когда ска-
зочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизнен-
ными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со
сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем на-
родные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние пе-
реживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на боль-
шое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент! ).

Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негатив-
ный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Г. -X. Андерсена
может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Ком-
пания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписы-
вания этой истории.

«Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины,
постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остаю-
щейся с чудовищем (например, пьющий муж). «Золушки» вечно ждут
принца и теряют огромное количество обуви зря...


Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их
недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний
и несложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий заклады-
вается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был
понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества
и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего уси-
ления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с пе-
реосмысления философского смысла сказки.

Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начина-
ющему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правиль-
ных» сказок. Нам оставлено столь большое наследие, что есть из чего
выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам
«концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его
образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно автор-
ские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является
чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учеб-
ного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, зву-
ки, арифметические действия и пр. ) одушевляются, создается сказоч-
ный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут
раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидак-
тических сказок «подаются» учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания таков.

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый
символ. Рассказ о нраве, привычках, о жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут высту-
пать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия
(ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскли-
во, отсутствие друзей).

3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и зна-
ниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно
выполнить определенное задание.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать
заданные на дом математические примеры в виде дидактических ска-
зок. В таких историях решение примера — это прохождение испыта-
ния; ряд решенных примеров приводят героя к успеху.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на по-
ведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» не-


эффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объя-
снение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок имеет
ограничение по возрасту (примерно до 11 -13 лет) и проблематике (не-
адекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писате-
ли, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки таков.

1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу,
возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы
ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реаль-
ную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы
начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что
также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ,
оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из
ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставни-
ка, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через
сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, пред-
ложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл
в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является бла-
гом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка посредством сказки.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую при-
чину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо
в следующих случаях.

1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекци-
онной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, по-
ложительных способов привлечения внимания.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.
При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена по-
зитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана
с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель
прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокор-
рекционной сказке есть указание на искаженное видение героем про-
блемы и конструктивная модель поведения.


4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом слу-
чае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддер-
жку и предлагают способы преодоления страха.

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокор-
рекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая по-
следствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизнен-
ный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы
можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто на-
зывают психотерапевтическими историями. Далее мы познакомим-
ся с психотерапевтическими сказками и увидим их существенные раз-
личия.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не
обсуждая ее. Таким образом мы дадим ему возможность побыть на-
едине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов
по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое
время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с по-
мощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок, сфор-
мулировать «сказочный урок».

Психотерапевтические сказки. ... Сказки, врачующие Душу... Сказки,
раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, по-
могающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни
Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счас-
тливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевти-
ческие сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою оче-
редь, стимулирует процесс личностного роста.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жиз-
ни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющим-
ся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие пси-
хологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область
Философии событий и взаимоотношений.

Немало людей и специалистов задавали нам вопрос: «Как объяс-
нить ребенку уход близкого человека? Мы не знаем, как говорить с ним
о смерти! » В ответ на этот вопрос приводим здесь психотерапевтичес-
кую сказку, специально написанную для разговора мамы с пятилет-
ним сыном в ситуации, когда семья потеряла старшую двадцатилет-
нюю дочь. Называется сказка «Самый важный секрет».


 

Самый важный секрет

(Психотерапевтическая сказка)

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрас-
ные существа. Правда, для нас они могут показаться необычными: они больше
похожи на облака, чем на людей. Эти существа зовутся Душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше доб-
рых дел. Но особенно им нравится наблюдать за людьми и участвовать в их
жизни. Так, например, наблюдая за каким-нибудь ребенком, увидит Душа, что
тот расстроен, плачет или капризничает, подлетит поближе и начнет нашепты-
вать на ушко добрые хорошие слова. А малыш ее не видит и думает, что плохое
настроение и неприятности проходят сами собой. Но Души не обижаются на
людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное —
нести добро в сердца людей.

Есть люди, которые чувствуют присутствие душ рядом. Эти люди называют
Души Ангелами-Хранителями. Люди даже рисуют Ангелов-Хранителей и об-
ращаются к ним за помощью. Конечно, Души помогают тем, кто их просит. И
эта помощь ощущается людьми как покой в сердце или как чувство спокойной
радости.

Можно подумать, что Души всесильны и люди могут просить у них что
угодно. Можно подумать, что люди ничем не должны помогать душам. Но это
не так. Люди могут очень многое сделать для душ.

Дело в том, что души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором
живут люди. Может, они хотят построить прекрасные дома или нарисовать
чудесные картины, вырастить цветы и фрукты, помочь Земле быть чистой
и красивой. Но Души ведь похожи на облачка, у них нет ног, чтобы ходить по
земле, у них нет рук, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины
и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чудесные же-
лания и не иметь возможности воплотить их в жизнь!

Вот, оказывается, в чем люди способны помочь Душам. В их силах — по-
мочь душам осуществлять их желание делать жизнь на Земле красивой. Ведь
люди имеют руки, чтобы строить и рисовать, они имеют голос и речь, чтобы
советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблюдать за тем,
что и кто нуждается в помощи.

Интересно, а каждый ли человек способен помочь Душам осуществлять их
заветные желания? Может, для этого нужно обладать особыми качествами?
Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, ко-
торый в состоянии помочь Душам? (Здесь предполагается выслушать мнение
ребенка и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих
близких или знакомых тебе людей обладает такими качествами? А ты сам ими
обладаешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти качества? Что для
этого нужно делать? А ты готов делать для этого что-нибудь сам? Кто бы мог
оказать тебе помощь? В чем она будет заключаться? )

А теперь пришло время открыть важный секрет. Оказывается, Души могут
становиться людьми! Когда маленький ребенок растет в животе у мамы, толь-
ко еще собираясь появиться на свет, Душа принимает важное для себя реше-
ние. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить


рядом с человеком на Земле. И когда маленький человечек рождается, вместе
с ним рождается и его душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради
него покинула свою чудесную страну.

Человек растет и вместе с ним растет Душа. Благодаря ей даже совсем еще
маленький человек совершает хорошие добрые дела.

Как ты думаешь, какие дела человек совершает благодаря Душе?

Конечно, прежде всего Душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли
ты, что это такое?

Благодаря этому качеству человек тонко чувствует настроение других лю-
дей, особенно тех, кто его любит. Он чувствует, когда близкий человек грустит
или радуется, печалится или устал. И вот тогда Душа помогает ему найти
хорошее слово, чтобы утешить, подбодрить или разделить радость.

Как ты думаешь, важно ли это?

Да, ты прав — это очень важно. Потому что благодаря чуткости человек, даже
самый маленький, может проявлять свою Любовь к близким людям. А Любовь,
как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.

Однако ты можешь спросить: если все люди обладают Душой, а Душа помога-
ет быть чутким и любящим, то почему некоторые люди ссорятся, воюют, разру-
шают то, что строят другие? То есть ведут себя не как чуткие и любящие люди?

Есть вопросы, на которые сложно ответить даже самым умным взрослым.
И этот вопрос — один из таких. Может быть, люди ссорятся, злятся оттого, что
не знают, что у них есть душа и можно жить по-другому? А может быть, неко-
торым людям вовсе не нужно знать, что у них есть Душа? А может, есть такие
люди, у которых нет Души? Как ты думаешь?

Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, они нечасто
они говорят об этом вслух.

А теперь нам откроется самый главный секрет. Оказывается, Душа может
жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой Души есть свой
срок жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть
мультфильмы с пяти часов до шести часов. То есть срок имеет начало и конец.
Так, с рождением человека начинается срок жизни Души и человека вместе. А
когда Душа чувствует, что срок ее жизни вместе с человеком на земле подхо-
дит к концу, она должна покинуть человека и вернуться обратно в свою чудес-
ную страну. В тот момент, когда Душа прощается с человеком и улетает в свою
страну, человек больше не может жить один, без Души. И про такого человека
люди говорят: «Он умирает» или «Он умер».

В этот момент на глазах самых близких человеку людей появляются слезы.
Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, в другой город, многие
тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогает нашу
Душу. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддер-
жать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и само-
чувствие.

И вот, когда человек умирает, любящие его люди понимают, что его Душа
улетела далеко. Но как же можно заботиться о том, кого нет рядом? Оказыва-
ется, можно.

Представь себе, что ты едешь в поезде или автобусе в другой город. Ехать
предстоит много часов и дней, потому что ты едешь в далекий-далекий город.
Если будет жесткое сиденье или если будет укачивать в автобусе, поездка доста-


вит много неприятностей. Поэтому когда люди отправляются в путешествие,
они проверяют: мягкий ли вагон, достаточно ли у них еды и многое другое.

Вот и Душа, когда ее срок жизни вместе с человеком заканчивается, долж-
на отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было
хорошо, ей нужна помощь людей, которые любили того человека, вместе с ко-
торым жила Душа.

Какую же помощь мы можем оказать Душе близкого нам человека? Прежде
всего, нам нужно почаще вспоминать о том времени, когда наш любимый чело-
век делал что-то хорошее и доброе. Например, рисовал, помогал другим, уха-
живал за животными, сажал цветы, сочинял стихи. Словом все, что приносило
радость ему и тем, кто был рядом с ним.

Ты спросишь, зачем это нужно. Оказывается, эти воспоминания и разгово-
ры об этом с другими людьми дают Душе силу, необходимую для долгого
путешествия. Чем больше силы дадут Душе те, кто остался на земле, тем быс-
трее она достигнет своей чудесной страны.

Теперь ты знаешь, как помочь Душе в ее трудном путешествии. Можешь ли
ты рассказать о том, как будешь помогать Душе?

Для тебя, наверное, будет важным узнать, что происходит с человеком тог-
да, когда его Душа отправляется в путешествие?

Близкие человеку люди просят землю принять его тело. Оказывается, это
тоже дает Душе силы для путешествия в свою чудесную страну. Как дерево
осенью отдает земле свои листья, для того чтобы стать сильнее весной, так и
Душа отдает тело человека земле, чтобы стать сильнее. А сила Душе нужна,
как ты уже знаешь, для того, чтобы помогать людям в свершении добрых дел.

Так Душа возвращается в свою страну. И другие души, конечно, очень раду-
ются, когда встречаются с ней. Ведь для других душ жизнь Души на Земле
вместе с человеком казалась долгой печальной разлукой. Поэтому, когда душа
добирается до своей чудесной страны, там устраивают большой праздник встре-
чи, и все души радуются. Ведь так и мы радуемся, когда приезжает человек,
которого мы любим и давно не видели. Тем более мы радуемся, когда он приво-
зит подарки. Правда?

Душа человека тоже приносит другим душам подарки. Самые дорогие по-
дарки для душ — это рассказы о добрых делах человека. Правда, странно?
Вместо того, чтобы радоваться ярким машинкам или игрушкам, души радуют-
ся рассказам о добрых делах!

И здесь снова в наших силах помочь Душе близкого нам человека. Хорошие
воспоминания, забота о других, которую мы будем проявлять на Земле, помо-
жет Душе рассказать другим душам много интересного и приятного.

Итак, сегодня жизнь открыла тебе еще один свой секрет: секрет дружбы
Души и человека. Об этом секрете знают немногие, даже не всем взрослым он
известен. Но ты оказался тем, кто его узнал.

Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет?

 

Не нужно бояться рассуждать с ребенком на «взрослые» темы. Если
жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, было бы странным
обходить вопросы стороной. Подобное размышление — большая духов-
ная работа, но она, поверьте, гармонизирует и состояние взрослого.


Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смыс-
ла происходящих событий и проблемных ситуаций. Наверное, бывало
так, что, слушая рассказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы:
почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить?
Есть ли смысл в том, что происходит с ним? Какой же позитивный
опыт может содержаться в этой ситуации? В ответ на эти вопросы воз-
никает психотерапевтическая сказка. Она становится посредником
между нами и клиентом, защищая нас от эмоционального «зараже-
ния» его проблемой и контртрансфера.

В качестве примера жизненной истории, «зашифрованной» в сказ-
ке, приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова «Про-
клятый герцог». Читая ее, вы сможете восстановить события жизни
человека.

 

Проклятый герцог

(Сказка А. Гнездилова)

 Лучше мечтать, чем иметь... Грезы прекрасней жизни, свобода — привя-
занности, летящая птица чарует больше той, что недвижна.

Вот жил когда-то герцог, и прозвали его Проклятый. Случилось это еще при
его рождении. Время его появления на свет совпало с полосой невзгод, обру-
шившихся на семью. В конце концов, родители оставили нежеланного ребенка
в горах, думая умилостивить судьбу. Увы, это не помогло, вскоре они сошли в
могилу.

Однако их дитя не погибло. Гномы, населяющие подземные пещеры, подо-
брали герцога и воспитывали его до совершеннолетия. Наконец, он вернулся в
родовой замок независимым и богатым, ибо жизнь в горах наделила его силой
и умом, а гномы подарили ему редчайшие сокровища.

Тем не менее неожиданное возвращение герцога, которого считали давно
погибшим, его богатства, печальная судьба родителей окружили его мрачной
славой. Впрочем, поначалу только досужие языки могли раздувать ее. Те, кто
встречал герцога, удивлялись его благородству и доброте. Он любил и ценил
красоту, а его щедрость воистину могла соперничать с королевской. Единственно,
что вызывало сомнения, это его одиночество.

В замке не было многочисленной челяди и пышной свиты придворных, зато в
нем находили приют самые разные звери. Случайные гости рисковали встре-
титься с волком и медведем. А в покоях герцога жил самый настоящий леопард.

Но вот однажды в замок явилась молодая прелестная дама. Ее нежность,
беззащитность и тайная печаль тронули герцога. Ему захотелось развеять ее
печальные думы, доставить ей радость. Он устроил в честь гостьи праздник,
развлекал ее как мог. Шли дни, дама с благодарностью принимала заботы гер-
цога, но где-то в глубине ее глаз по-прежнему пряталась грусть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...