Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 8 страница




В жизни человека это этап осознания смысла существования и по-
иска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окон-
чанием школы. После окончания школы меняется окружение. В техни-
кумах, институтах, на работе появляются новые друзья, новые планы.
Меняется стиль жизни. С этим периодом связаны три важнейшие


психологические задачи, которые сознательно или бессознательно ре-
шает для себя молодой человек.

□ Принятие самого себя: я такой, какой я есть, у меня есть поло-
жительные и отрицательные черты, потенциал и ограничения.

□ Принятие своего пути: я совершаю собственный путь, который
я для себя выбрал.

□ Принятие ответственности за свой выбор и действия: я несу от-
ветственность за свои действия и за то, что происходит со мной.

□ Принятие закона гармоничных взаимоотношений: отношения
должны строиться на принципах созидания, обмена, поддержки.

В это время молодой человек реально соприкасается со взрослой
жизнью. Сначала его может опьянить «воздух свободы»: он чувствует
себя взрослым и свободным, он больше не обязан делать все так, как
считают родители. Он получает реальную возможность строить свою
жизнь, как считает нужным; он может найти в себе новые, не раскры-
тые ранее способности («внутренние помощники»); он приобретает
опыт решения необычных для себя ситуаций и близких по духу дру-
зей. Однако любая ошибка в выборе своего пути, искушения и соблаз-
ны могут стоить молодому человеку (так же как и сказочным героям)
очень дорого. Посему на этом этапе развития личности человека вста-
ет вопрос о доверии к тому, что человек считает правильным для себя —
вопрос о совести; о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, ко-
торый позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.

4. Борьба и победа

Это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и всту-
пает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный,
Баба Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др. ). Бывает, что герой не с
первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости
или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный
герой побеждает. При этом он приобретает не только то, за чем он шел
(освобожденную принцессу, славу, волшебные предметы и пр. ), но и
нечто, о чем он раньше не знал: посошок-перышко, волшебный ларец
или перстень. Неожиданно приобретенные предметы, как правило,
обладают большой силой. Такая ситуация встречается не в каждой сказ-
ке, но тем не менее она очень важна.

Посошок-перышко, волшебный перстень и другие вещи раньше
служили злому персонажу, а после его гибели достались главному ге-
рою. Победитель забирает силу побежденного. Герой, самостоятель-


но побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возмож-
ности и опыт.

«Борьбу со злом» можно найти и в реальной жизни человека. Быва-
ют моменты, когда человек ощущает, что в его жизни что-то происхо-
дит не так: то, что раньше казалось правильным, подвергается сомне-
нию; что раньше было желанным, не приносит удовольствия. Тогда
человек понимает, что изменения в жизни необходимы. И когда к нам
приходит осознание того, что и как нужно изменить, тогда, говоря ска-
зочным языком, мы отрубаем последнюю голову дракону.

Борьба со злом бывает и внешней. Нередко человеку приходится
противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочно-
го героя, борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно,
человек становится сильнее и мудрее.

На семинарах по сказкотерапии мы часто задаем детям, подрост-
кам, взрослым вопрос: «А что было бы, если б в сказке были одни по-
ложительные герои? » В большинстве случаев говорят: «А сказки и не
было бы. Стало бы скучно». А в жизни?.. Помните, в замечательном
романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит Левию
Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы
делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела
земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предме-
тов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от
живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с не-
го прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться
голым светом? »

Карл Густав Юнг ввел понятия «Персона» и «Тень». Под Персоной
подразумевается совокупность социально приемлемых, «хороших»
качеств; образ, который мы представляем миру: социальные роли,
стиль одежды, стиль самовыражения. Д. Шарп отмечает, что «мы ре-
гулярно буквально закрываем «грудью» Персоны свои неполноценно-
сти, поскольку не любим, чтобы наша слабость была видна». Персона
цивилизована, но полная идентификация себя с ней сулит немалые
психические проблемы, ибо игнорируется другая сторона нашей лич-
ности, а именно Тень. Под Тенью понимается центр личного бессоз-
нательного, совокупность вытесняемых качеств, тенденций, желаний.
По словам Д. Шарпа, «Тень в своем потенциале одновременно и сози-
дательна, и разрушительна: созидательна в том, что она представляет
аспекты человека, похороненные в нем, но которые еще могут быть
реализованы; разрушительна в том смысле, что ее ценностная система


и мотивация имеют тенденцию подрывать или нарушать у человека
сознательный образ самого себя». Соответственно, Тень менее циви-
лизована, более примитивна, не связана правилами приличия. Тень
и Персона взаимодополняют друг друга, описывая полярные ипоста-
си одних и тех же процессов. В литературе известно немало произве-
дений, образно описывающих взаимоотношения Персоны и Тени как
недостаточное принятие и войну. Отражен этот важнейший момент
психической жизни человека и в сказках именно на этапе «Борьба и по-
беда». Герой (Персона) побеждает в сложнейшем поединке Дракона,
Кощея, Ворона Вороновича, Чудо-Юдо (Тень). На психологическом
языке это означает победу созидательного начала человека над разру-
шительными тенденциями, живущими внутри каждой личности. Од-
нако в Тени, как в нереализованном потенциале, есть скрытые силы,
которые можно направить на созидание. Наверное, поэтому во мно-
гих сказках, одерживая победу, герой получает некоторый волшебный
предмет, ранее принадлежавший злому персонажу. Сила Тени пере-
шла к Персоне...

5. Возвращение домой. Трудности в пути

Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний.
Наш герой показал миру свою силу, утвердил себя и, кажется, мог бы
уже «почивать на лаврах». Но не тут-то было. Оказывается, побеждено
лишь явное зло. А сколько еще зла «замаскировалось» в людях, кото-
рым герой доверяет! Как только герой чуть расслабляется, теряет бди-
тельность, завистливые братья или «друзья» предают его или убивают.
Как тут не вспомнить поговорку «Страшнее враги не явные, а скры-
тые, не внешние, а внутренние».

На этом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он
должен уже с позиции приобретенного им опыта, с использованием
возможностей волшебных предметов. Действуя так, будто он только
что вышел из родительского дома, герой погибает. Убегая от погони,
необходимо воспользоваться волшебным платком и гребешком. Под-
нимаясь из-под земли, важно использовать волшебный перстень (ко-
торый может исполнить любое желание), а не прибегать (по старой
памяти) к услугам братьев. Героя проверяют на то, как он будет дей-
ствовать в изменившихся условиях; сможет ли он по-новому, творчес-
ки подходить к решению кажущихся простыми задач.

Герой перешел на более высокий уровень развития и возможнос-
тей, и наивно было бы полагать, что это не вызовет зависти даже са-


мых близких людей. «Будь бдительным — основное зло не открыто, а
скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его
ожидаешь». Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере
главного героя нам, читателям, дать понять, что достигнутая цель, ре-
зультат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движем-
ся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не по-
беда над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно
и вовремя применить в изменившихся условиях.

В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Доб-
рые сказочные существа омывают его «мертвой» и «живой» водой. На
психологическом языке мы можем прочитать это так: «мертвая вода»
смывает детские иллюзии, инфантилизм, неуместную доверчивость,
то, что тормозит развитие. «Живая вода» раскрывает творческие по-
тенциалы, силу мудрости, дальновидность. После этого герой может
победить не только внешних врагов, но и самых опасных — внутренних.

«Так как же, — спросит читатель, — никому не доверять, никогда
не расслабляться, никому не верить? Мы же только что говорили о до-
верии к Миру! » Наверное, лучше всего на этот вопрос ответит мудрая
восточная притча.

          

Восточная притча

Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка Мухаммеда.
Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился
и расстался с пророком только тогда, когда наступил вечер.

Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее место
и возопил прерывающимся голосом: «О господин! Сегодня утром я приехал на
верблюде, чтобы послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда нет там, где
я его оставил. Его нет нигде. Я был послушен тебе, внимал каждому твоему
слову и верил во всемогущество Бога. А теперь, о мой господин, верблюд про-
пал. Это ли божественная справедливость? Это ли вознаграждение за мою веру?
Это ли благодарность за мои молитвы? » Мухаммед выслушал эти слова, пол-
ные отчаянья, и ответил с добродушной улыбкой: «Верь в Бога, однако прочно
привязывай своего верблюда... »

 

 

6. Прибытие домой

И вот наконец все трудности позади, на пригорке показался отчий
дом. Герой давно ждал этого момента. Однако дома многое измени-
лось: по навету братьев, нашего героя считают подлецом или погиб-
шим; его невеста собирается выходить замуж за другого. Часто ему


приходится скрывать свой приезд и прибегать к хитрости или же прохо-
дить дополнительные испытания (купаться в горячем молоке, напри-
мер). Но наш герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем
этапе, теперь он мудр и осторожен. Используя весь опыт пройденного
пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние
испытания и восстанавливает справедливость. Таким образом, путевод-
ная ниточка сказочного сюжета привела нас в то место, с которого все
начиналось. На психологическом языке символический смысл этого
этапа — принятие своего раннего (детского) опыта, воссоединение со
своими корнями, с родом, который в дальнейшем будет служить взрос-
лому человеку опорой в жизни. Однако для того, чтобы близкие люди
прочувствовали изменившееся внутреннее содержание человека, ему
придется изменить свой внешний образ. Говоря сказочным языком, «ис-
купаться в горячем молоке и студеной воде» и выйти таким пригожим,
«что ни в сказке сказать, ни пером описать». На этом этапе происходит
окончательная трансформация героя, его переход на качественно но-
вый уровень развития.

Жизненный смысл этого этапа для человека — «стань родителем
для собственных родителей; прими их такими, какие они есть; прости
детские обиды; открой сердце для Любви к роду».

7. Свадьба. Коронование

Только теперь герой может праздновать свою победу. «Искра Бо-
жья», «королевское начало», потенциал героя раскрыт и предметно
воплощен. В связи с этим он приобретает качественно новый соци-
альный статус: становится мужем и монархом. А это, безусловно, пред-
полагает и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С
честью выдержав все испытания, он способен мудро править и своей
страной, и своей жизнью.

Наверное, читая эти строки, вы, дорогие читатели, нашли много
общего между сказкой и процессом инициации, посвящением чело-
века во взрослую жизнь.

Часто сказки заканчиваются свадьбой. На психологическом языке
образ свадьбы может отражать завершенность процесса, воссоедине-
ние в человеке мужского и женского начала (инь и янь), восстановле-
ние целостности.

Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человек
вынужден неоднократно проходить эти этапы в течение своей жизни,
на разных витках спирали развития...


На занятиях сказкотерапией, связанных с анализом сказок, важно
донести до клиентов информацию о символическом значении сюжета
приключенческой сказки. Это поможет лучше понять происходящее,
осознать естественную динамику жизни.

Особенно важно сделать акцент на том, что полная сказка не за-
канчивается победой над злом. Ощущение того, что для героя глав-
ное — победить зло, а дальше «все будет хорошо», оказывает многим
людям плохую услугу. Есть люди, которые искренне верят, что не бу-
дет конкретного врага и жизнь их чудесно изменится. Наша задача —
донести до них идею о том, что это заблуждение. Борьба и победа —
это четвертый этап развития сказочного сюжета. Пятый же этап пре-
дупреждает о том, что на вершине успеха возможны разочарования,
искушения, предательство. И это закономерно. Ведь успех — всего
лишь показатель того, что мы находимся на правильном пути; он не
является конечной точкой движения. Сказка учит тому, что на верши-
не успеха важны скромность и бдительность. И не исключено, что,
может быть, придется даже «родиться заново»... Предупрежден, сле-
довательно, вооружен...

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СКАЗОК

Исследование сказок тесно связано с именами Карла Густава Юнга
и его ученицы, последовательницы Марии Луизы фон Франц. «Рас-
шифровка» глубинной, архетипической природы сказочных образов
дает нам возможность понимания сложнейших человеческих мотива-
ций и жизненных законов. Так, например, К. Юнг считал, что архетип
Духа проявляется в сказочных образах Волшебника, Старца, которые
являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую
героем, по мнению К. Юнга, движет мотивация, исходящая из архе-
типа Спасителя: он стремится спасти похищенную невесту (кстати,
архетип Анимы — женской части в мужчине), сказочную страну, бо-
лее слабых.

Исследования сказок погружают нас в древний символизм мифов,
преданий, легенд, сказов, былин и саг, позволяют познать психологи-
ческий смысл метафор, почувствовать архетипическую природу
проблемных и творческих человеческих проявлений, исследовать про-
исхождение многих «крылатых» выражений, увидеть, какие ассоциа-
тивные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы,
и многое другое. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым


эпосом, с античной, славянской, египетской, китайской, японской,
персидской, индийской, африканской, индейской и кельтской мифо-
логией. Само по себе понимание ритуалов и традиций различных куль-
тур расширяет рамки обыденного сознания.

Например, во многих сказках мы встречаемся с Бабой Ягой. Это
амбивалентный образ: о ее характере нельзя сказать определенно, злая
она или нет. Она может предстать перед нами как коварная или про-
стодушно доверчивая, может создавать герою массу неприятностей или
безвозмездно оказывать помощь. Кто же она, Баба Яга? Исследовате-
ли славянского эпоса, в частности Алексей Андреев, считают, что об-
раз Яги связан с образом языческой колдуньи, богини, которая жила
на границе двух миров: яви (наш реальный мир) и нави (мир усопших,
тонкий мир). Помните реку Лету в греческой мифологии, разделяю-
щую мир живых и мир мертвых? Наша Баба Яга связана с этим обра-
зом. Не случайно герой, попадая в царство Яги, напрямую встречает-
ся с волшебством: оживает лес, появляются говорящие по-человечески
животные и другие существа. А сама Баба Яга часто спрашивает героя:
«Ты дело пытаешь аль отдела лытаешь? » Таким образом колдунья про-
веряет героя: идет он в неведомый и не каждому доступный мир с оп-
ределенной целью или же праздно любопытствует. Этот предупрежда-
ющий вопрос Бабы Яги может служить предостережением для многих,
кто сегодня увлекается парапсихологией, спиритизмом, грубо внедря-
ясь в тонкий мир нави.

Понимание архетипической природы сказочных смыслов важно не
только для специалистов, но и для родителей. Какие сказки мы выби-
раем для чтения детям, что они на самом деле несут? Ведь ребенок «впи-
тывает» не только сознанием, но и — главным образом — бессозна-
тельным...

Наверное, всем известна русская народная сказка «Семь Симео-
нов»? Оказывается, в рассказе об увлекательных приключениях семи
братьев заложен глубочайший смысл. Исследователи, в частности
А. Андреев, считают, что на символическом уровне в этой сказке
содержится информация об энергетических центрах человека, назы-
ваемых в индийской традиции чакрами. В русской традиции существо-
вало понятие о семи составах (суставах), или Симеонах. В метафори-
ческой форме сказка о семи Симеонах передает нам, потомкам,
информацию о смысле и функции каждого энергетического центра
Собственно, читая ребенку сказку о семи Симеонах, мудрый родитель
косвенно «очищает» его энергетические каналы...


РЕШЕНИЕ СКАЗОЧНЫХ ЗАДАЧ

Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки.
Однако можно специально создавать сказочные задачи для трениров-
ки мышления и воображения, для сбора идей для разрешения проблем.

Решение сказочных задач «открытого» типа служит благородным
целям сбора психодиагностического материала, развития творческого
мышления и воображения. В понятие ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
входит умение находить оригинальные, свободные от стереотипов ре-
шения различных задач, достигать результата с наименьшими энерго-
затратами и большей радостью, понимать множественность первопри-
чин и последствий ситуаций, поступков и решений. Наверное, без
творческого подхода и мышления жизнь в конце старого и в начале
нового тысячелетия была бы чрезвычайно затруднительна...

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог
спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важ-
ное, что она не имеет единственно правильного решения. Цель ска-
зочной задачи — простимулировать процесс «генерации идей» для раз-
решения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со
множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-
был царь. И была у него дочь, царевна-красавица. Всем хороша, да вот
беда — ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За
что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы
развеселить Царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусни-
ков заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не сме-
ялась царевна? »

Читатели-психологи, конечно, уже поняли, что в этой простой за-
даче содержится психологический вопрос: «Что вас огорчает, есть ли
в вашей жизни стрессогенная ситуация? » Вы можете получить самые
разнообразные ответы на этот вопрос: «Ее мама с папой все время
ссорились, ей было не до улыбок», «Ей все надоело», «Она была не-
свободна», «Она при людях не смеялась, зато когда оставалась одна —
давала себе волю», «У нее не было близкого человека», «Она видела,
что ее веселят не искренно, не от души, ее это злило», «Она была тя-
жело больна». Безусловно, в этих простых ответах содержится про-
екция травмирующих нас ситуаций, а следовательно, и уникальная
проективная диагностическая информация для психологов и психо-
терапевтов.


С помощью этой задачи можно строить не только проективную ди-
агностику, но и коррекцию, ибо следующий наш вопрос может быть
таким: «А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась, рассмеялась?
Мы в Сказочной стране и нам доступны самые разнообразные сред-
ства». Отвечая на этот вопрос, участники группы на метафорическом
уровне расскажут нам о том, что поднимает их настроение, что их мо-
жет вывести из сложных эмоциональных состояний. Без этой уникаль-
ной информации психологический процесс был бы затруднен.

Прекрасно, если сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает
следующим требованиям.

1. Задачу предлагает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшеб-
ник, Страж Сказочных Ворот, Баба Яга и пр. ), в которого перевопло-
щается ведущий или кукла (об этом речь пойдет при рассказе о других
направлениях сказкотерапии).

2. Сказочные задачи служат испытаниями. Например, Страж Ска-
зочных Ворот, встречая детей у входа в Сказочную страну, может ска-
зать им: «Хочу я проверить тех, кто пришел сегодня ко мне в сказку.
У нас здесь много непростых ситуаций, и нужно быть большими при-
думщиками, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что один раз
приключилось с Иваном-Царевичем. Ехал как-то Иван-Царевич по
чистому полю. Вдруг видит — камень стоит, а от того камня три доро-
ги расходятся. На камне том написано: «Направо пойдешь — коня
потеряешь. Налево пойдешь — сам погибнешь. Прямо пойдешь —
ничего не найдешь» (примечание: надписи на камне можно менять,
усложняя задачу). Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-Ца-
ревич и почему он ее выбрал?

Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важны: опыт ре-
бенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для
него способы взаимодействия с Миром. Обычно дети не теряются в си-
туации выбора. Чаще всего они выбирают путь «Направо пойдешь —
коня потеряешь», потому что, потеряв коня, Иван-Царевич может по-
знакомиться с другим помощником и достичь своей первоначальной
цели. Некоторые особенно изобретательные дети говорят, что лучший
путь — это путь «Прямо пойдешь — ничего не найдешь». Они утверж-
дают, что Иван-Царевич не ищет «Ничего», поэтому если он пойдет
по этому пути, он «Ничего» не найдет, но найдет многое другое. Часто
дети выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора того или
иного пути. Для таких занятий полезно иметь маленькие призы или
жетоны, которые можно выдавать тем, кто назовет больше всего аргу-
ментов в пользу того или иного пути.


3. Ситуация не должна иметь «правильного» ответа, который изве-
стен только взрослому ведущему.

4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребен-
ка, быть ему близкими.

5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему
(«зашифрованную» в образном ряде сказки). Например, преодоление
препятствий (особенно если у ребенка обозначилась проблема нере-
шительности, страха проявить себя), взаимопомощи и взаимодействия
(особенно если ребенку свойственен «не проработанный эгоцент-
ризм»), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в слу-
чае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. п.

6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, что-
бы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить при-
чинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, зачем это
нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Для заботливых и ищущих родителей подчеркнем, что решение
сказочных задач может быть использовано не только в психолого-пе-
дагогической работе, но и на детских праздниках. Ибо процесс само-
стоятельного решения сказочных «проблем» запоминается детьми на-
много лучше, чем всевозможные дорогие аттракционы, сладости
и шумные игры.

Специалисты, работающие с подростками, могут использовать ска-
зочные задачи в коммуникативных тренингах, упаковывая в сказоч-
ную форму тренинговые ситуации.

Процесс придумывания сказочных задач увлекателен. Для приме-
ра приведем несколько ситуаций.

1. Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе Яге, чтобы за-
работать Меч-Кладенец. А Баба Яга очень хитрой была: всем, кто хо-
тел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Ка-
кое задание она дала Ивану-Царевичу и почему?

2.     Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе най-
ти да белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома
прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг
видит — навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода спотыка-
ется. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст по-
следний хлеб?

3. В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничего живого не
растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты дума-
ешь, откуда взялась такая река в этой стране?


4. Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на
бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил
Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней
Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сде-
лать Ивану-Царевичу, чтобы одолеть Змея Горыныча?

5. Долго ехал Иван-Царевич и наконец приехал к замку Кощея Бес-
смертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана —
Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок — ведь охраняет
его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?

6. Шел Иван-Царевич по лесу заповедному и подошел к избушке
на курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему по-
вернулась (кстати, какие это слова? ). Избушка повернулась и вышла к
нему Баба Яга. «Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я тебе три
задания. Не выполнишь — голова с плеч! » Какие задания опадала Ива-
ну-Царевичу, и зачем ей нужно было, чтобы он делал именно это?

7. У одной сказочной Принцессы случилось несчастье — Дракон
похитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру люби-
мую. Шла через поле, шла через лес — долго шла, да всю еду, что из
дома взяла, съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась
она покушать, как откуда ни возьмись — прибежали Муравьи и стали
у нее есть просить. Что сделала Принцесса?

 

8. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода,
а огонь. Как переправиться через эту реку?

9. Далеко-далеко, там где холодно и живут сильные ветры, есть Ту-
манные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это
плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Трол-
ли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путеше-
ственникам разные неприятности доставлять. То камень на голову
норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как
вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что мож-
но сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?

 

10. В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как вы думаете,
кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?

11. Победил храбрый Солдат Дракона. Забрал он с собой все сокро-
вища, что хранились в Драконовых тайниках, и поехал домой. Он был
уверен, что его приключения закончились. Но вдруг... Что могло слу-
читься с храбрым Солдатом и почему?

12. Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными
бородами. Это Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни.


Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными
камнями? Расскажите подробно.

13. В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у не-
го дочь единственная — красоты неописуемой. Шло время, и Король
чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того,
чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за че-
ловека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого
Короля. Много женихов сваталось к Принцессе, но всем она отказы-
вала. Как вы думаете, почему? Что хотела Принцесса? Какими каче-
ствами должен обладать тот, кто будет управлять страной вместо ста-
рого Короля?

14. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди
говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы
думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы
его расколдовать?

15. На одном волшебном озере жила Царевна-Лебедь. Днем она
плавала по озеру, как прекрасный белый лебедь, а ночью сбрасывала
лебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она за-
колдована. Узнал об этом один Принц. И решил помочь Царевне-Ле-
бедь. Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превра-
тилась в девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер.
Помог Принц Царевне-Лебедь или навредил? Придумайте, что слу-
чилось потом.

16. Женился Иван-Царевич на Марье Моревне. И остался у нее
жить. Случилось как-то Марье Моревне по делам уехать. Перед отъез-
дом отдала она Ивану-Царевичу ключи от всех комнат и сказала: «Ты
можешь везде ходить, но только за ту маленькую дверь не загляды-
вай». Сказала и уехала. Что сделал Иван-Царевич? Почему нельзя было
заглядывать за маленькую дверь?

17. Захотел Кощей Бессмертный жениться на Василисе Прекрас-
ной и задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом ковар-
стве Василисе. Стала Василиса думать, как Кощея перехитрить и себя
в обиду не дать. Что придумала Василиса Прекрасная?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...