Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 3 страница




Но как это: осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жиз-
ненные уроки? Давайте попробуем вместе.

Возьмем, к примеру, известную всем сказку «Колобок». Уверены,
что содержание ее всем знакомо, поэтому текст не приводим. Мы про-
читали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс толь-
ко начался.

— Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные
послания? Сказка хочет научить нас жизни, но чтобы это не было скуч-
ным, предлагает интересные истории. В истории Колобка много по-
сланий для нас. Давай мы с тобой их разгадаем.

— Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно
жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из
чего печь, а вот по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука
для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?


— Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают раз-
ные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы
ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а по-
том солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы весной сажаем, а
осенью выкапываем картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать
запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных
зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок — чтобы
не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.

— Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, по-
лучился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем
бабушка положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать,
почему же медлили? Чему нас сказка учит?

— Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас?
Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот
горяченный кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык и долго потом
ничего им не чувствовал. Поэтому второй сказочной урок — не ешь
слишком горячее, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.

— А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и
покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событи-
ем? Может, совет не оставлять колобка без присмотра? Колобок ожил,
заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто же так себя мо-
жет вести? Конечно, ребенок! Похоже, сказка намекает на детский
характер — так скучно находится в одиночестве и так хочется узнать
что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать
всем, какой ты взрослый и самостоятельный! Бывает такое желание
у тебя? Конечно, поэтому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное,
третий сказочный урок больше нужен взрослым. С одной стороны,
сказка учит не оставлять детей без присмотра. С другой стороны, сказ-
ка как будто просит взрослых вспомнить себя маленькими, когда так
хотелось казаться большими и самостоятельными. Когда мы выры-
вали свою ладошку из маминых рук и говорили: «Я сам! » Может, тре-
тий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не за-
бывали детства?..

— Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала зайца,
потом волка и медведя. Все они тут же хотят его съесть, а он поет им
свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел... » Чему же нас
учит сказка? Конечно, в первую очередь не пугаться сразу, если кто-то
тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди: есть доброжелатель-
ные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным


или человеком, это значит, что возникла ситуация, которая требует
«преодолеть трудность».

— Давай вспомним, как сказки учат нас преодолевать трудности.
Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхваты-
вает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не
всегда «работает». Что нужно для того, чтобы дать обидчику сдачи? По
меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, кроме того, необ-
ходим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться
силой с зайцем, волком, а тем более с медведем? Конечно нет! Поэтому
такой способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему.

— Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да,
можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья?
В сказке об этом ничего не говорится. Кроме того, пока Колобок звал
на помощь, даже быстрый заяц успел бы его схватить и съесть. Похо-
же, этот способ в ситуации Колобка тоже не подходит.

— Есть еще чудесный способ преодоления трудностей — хитрость.
Помнишь Кота-в-сапогах? Как он сказал людоеду: «Никогда не пове-
рю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку! » Великан и по-
пался. А могли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело?
Например, встретив зайца, Колобок говорит ему: «Заяц, а заяц, про
тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю.
Спорим, тебе слабо добежать до опушки и обратно, пока я делаю три
вдоха и выдоха! Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой го-
лодный, что меня съесть хочешь». Может быть, Колобку и удалось бы
перехитрить зайца, а может, и нет.

— Какой же способ преодоления трудности выбирает Колобок
в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда луч-
ше всего убежать от опасности.

— Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
я от зайца ушел, а от тебя, волка, и подавно уйду... » Что же Колобок
делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает.

— В чем же состоит четвертый сказочный урок? Колобок учит нас
не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как
справиться с трудностью.

— Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И даль-
ше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая лиса съела Колоб-
ка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.

— Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали рань-
ше, до добра не доведут. Всегда находится кто-то, кто будет слушать


хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится,
почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит
беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в ле-
су, попав в сложную ситуацию, будь начеку, потому что не всегда опас-
ные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя
съем»), бывает, они прячут истинное желание, говоря сладкие ласко-
вые речи. И мы должны быть очень внимательными, для того чтобы
вовремя разгадать замыслы таких, как лиса. Это очень важный жиз-
ненный урок. Он нужен и детям и взрослым.

— Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказки хороший ко-
нец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому
что лиса съела Колобка? А давай с тобой подумаем, что было бы, если
бы Колобок укатился от лисы.

— Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился домой к ба-
бушке с дедом. А дальше? Стали жить поживать и добра наживать? Этот
конец хороший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь коло-
бок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сразу сделал бы дед, если
бы увидел Колобка? Наверное, съел бы. А теперь представь: Колобок
неделю путешествовал по лесу, в каком состоянии он прикатился бы
домой, насколько бы он был вкусен? Согласись, кушать черствый
и грязный колобок не очень-то приятно. Но «голод не тетка». Поэто-
му, скорей всего, Колобок, действительно, был бы съеден.

— А собственно, для чего он был испечен? Для того, чтобы утолить
голод, принести радость. Просто лисе повезло больше.

— Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит, у каждого из нас
есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет спо-
собности и таланты. Когда мы вырастаем, то выбираем профессию
и ходим на работу. Мы не просто так выбираем профессию и работу.
Мы выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы зна-
ем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе,
своим близким и другим людям. И если человек много сделал для дру-
гих, про него говорят: «Он выполнил свое предназначение».

— Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки.
Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно раз-
гадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку...

Так происходит процесс расшифровки знаний, заложенных в сказ-
ке. Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки,
оказывается, что сказочные истории содержат информацию о дина-
мике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень


человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказ-
ки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический
«банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован
в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пас-
сиве. Если мы с вами вместе с ребенком будем размышлять над каж-
дой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут
находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в
сознании. Тем самым постепенно нам удастся подготовить ребенка
к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно
все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечи-
тывать всю литературу по сказкотерапии и практической психологии.
«Разгадывание», «расшифровка» — это живой творческий процесс, со-
вместная радость мышления и познания. Если вы чего-то не знаете,
стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальнос-
тью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле, именно сомышление,
сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей
силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зададите
себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов. На
некоторые вопросы ребенка сразу не ответишь. Не бойтесь сказать: пока
не знаю, но давай подумаем над этим вместе. Ведь мудрые люди гово-
рят: «Невозможно задать вопрос, если где-то в глубине своего созна-
ния не знаешь на него ответа». Правда, бывает, что ответы приходят
через какое-то время. Прекрасно, что у тебя и у меня есть возможность
задуматься над этим!

Поэтому мы определяем сказкотерапию и как процесс образова-
ния связей между сказочными событиями и поведением в реальной
жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 

О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В СКАЗКОТЕРАПИИ

В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жанры:
притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. На-
ходят применение и современные жанры: детективы, любовные рома-
ны, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может
качественно использовать, подбирая каждому клиенту соответствую-
щий его интересам жанр.


Чем же с точки зрения психологического смысла различаются жанры?

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубин-
ной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуали-
рован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена од-
ному уроку. Притчу хорошо использовать в работе со взрослыми
и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо
ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным ас-
пектам жизненных уроков. Из притч часто создаются басни, однако
при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве
примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».

 

Муравей и стрекоза

(Притча)

Муравей, в соответствии со сложившимся у него планом, смотрел на цве-
точный нектар. Как вдруг с воздуха на цветок ринулась стрекоза, попробовала
нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.

— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее
муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же
основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?

— Я счастлива, — ответила стрекоза, — и больше всего люблю удоволь-
ствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей.
Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить
меня в том, что я несчастлива. Тебе твой план, а мне — мой.

Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает,
каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».

И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы
предостеречь стрекозу.

Спустя некоторое время их дороги опять пересеклись. Муравей заполз в мяс-
ную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал бла-
горазумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев крас-
ное мясо, она стала снижаться. Только она уселась на чурбак, как огромный
топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.

Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, мура-
вей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:

«Твой план закончился, а мой продолжается. «Тебе — твой план» больше не
существует, а «мне — мой» начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе
важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов
самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».

 

Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили
в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней
в этой истории! Немало людей испытывает раздражение по отношению
к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?..


Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной
моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоуче-
ния. Однако раньше басни Эзопа этим не отличались. В сказкотера-
пии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жан-
ра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет
от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы
о его взаимоотношениях с Ксанфом, являются замечательным сказ-
котерапевтическим материалом. Басни хороши в работе с подростка-
ми. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул».

 

Осел и мул

(Басня Эзопа)

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них обоих
одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он,
а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик,
что ослу уже невмочь идти. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее
на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем вы-
бился из сил. Опять убавил ослу груз. Так продолжалось до тех пор, пока весь
груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит:
" Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм? "

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.

 

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на аб-
сурде или нестереотипной реакции. Особо хороши для использования
в работе с подростками и взрослыми анекдоты о Ходже Насреддине.
С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как
находчивость, а также умение творчески мыслить. Вот анекдот, кото-
рый одни источники приписывают Насреддину, другие Бирбалу.

 

Анектод про Бирбала

Пришел однажды падишах на совет и давай спрашивать каждого:

— Сколько в городе ворон?

Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:

— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!

— А ты уверен, что не ошибся?!

— Подсчет точен, Ваше величество!

— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!

— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При
проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же
к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по
своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.

 


Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных историчес-
ких событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры мо-
гут быть использованы в работе с подростками.

Миф. Повествование о богах и героях. В мифах мы можем найти не
только информацию о сотворении мира, но и описание разнообраз-
ных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Некото-
рые мифы можно назвать даже «энциклопедией человеческих поро-
ков». Мы узнаем о проблемных и трагических жизненных сценариях.
Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимство-
вана из мифологии. Мифы несут информацию о смысле многих обы-
чаев и о том, по каким законам была организована жизнь наших пред-
ков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального
менталитета. Поэтому использование мифов полезно и для исследо-
вания проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия
окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особен-
но интересны и полезны мифы школьникам.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так
называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют
очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказ-
ки отражают общие закономерности развития событий, явлений, по-
ступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления
наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, ле-
тучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-само-
каты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком про-
шлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Поскольку
именно сказки дали имя нашему методу, их разновидностям мы по-
святим отдельный параграф.

 

 

«ТЕОРИЯ» ВОЛШЕБСТВА

 

Многие люди, услышав слово «сказка», сразу вспоминают волшеб-
ные истории. «Сказка — это что-то волшебное! » — говорят многие.
А что такое волшебство? «Чудо, то, чего не может быть в реальности,
проявление необычных сил», — скажете вы. Удивительно, но само сло-
во «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Вол-
шебник», «волшебница», — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то
необычные созидательные способности. Похоже, волшебство связано


с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще име-
нуют колдунами, чернокнижниками. Итак, согласно нашей идее, вол-
шебники выступают преимущественно в качестве Созидателей, а кол-
дуны — в качестве Разрушителей.

Давайте попробуем подойти к волшебстру с «научной точки зре-
ния» (при этом мы не имеем в виду практическую магию! ).

Искусство формирования особого состояния души

Есть люди, которые без специальных психологических упражнений
и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах.
Какие бы обстоятельства и ситуации ни охватывали их тесным коль-
цом, эти люди удивительным образом разрешают все трудности. Мо-
жет, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и су-
ете, верят в созидательную природу человека и живут в соответствии
с этими ценностями. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все
«в руках спорится». Не это ли можно назвать волшебством?

У замечательного петербургского сказочника Андрея Владимиро-
вича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется эта
история «Дворник».

 

Дворник

(Сказка А. В. Гнездилова)

В одной небольшой стране был зимний вечер. А в ее самом большом городе
падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это
поначалу не беспокоило. Не беспокоило это и дворников. Они считали себя
обиженными и не собирались работать на весь город. «Нам слишком мало пла-
тят за наш тяжелый труд, — говорили они. — Всех детей, кто плохо учится,
стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-
то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получа-
ем одну и ту же зарплату».

Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал единственный
дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугро-
бов и справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря,
это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И конечно же,
он вызывал самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гу-
лять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все осталь-
ные дворники, ругали. Объяснений его поведению находилось множество.

— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни. —
Посмотрели бы вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает деньги,
сунет их в карман и идет дальше.

— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна
монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые
постоянно теряют деньги, — утверждали другие.


— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице. Они гуляют, а
денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.

— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. —
Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.

Но самое печальное, что все эти сплетни никто не брался опровергать. Даже
те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным.
А может, он и впрямь был чудаком... Ведь когда его спрашивали, он никогда
не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и
самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Меж
тем, именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы по-
молчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он
рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение.

Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до
самых крыш.

Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что
незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А глав-
ное — не их дело расчищать город от снега, это работа дворников.

Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умира-
ли, проклиная дворников. Но никому не пришло в голову взять лопату и вый-
ти на улицу. Ведь это не их дело.

А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы
составить заговор.

— Пришел наш час! — торжественно провозгласили они. — Весь город и его
судьба в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными среди
всех. Теперь мы станем выше всех.

И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от
правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским
советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и
тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.

Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменя-
ется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу двор-
никам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была
восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь дол-
го попирали. Второй указ был направлен против того чудака, который был
бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника и заодно той
высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.

Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем, и,
получив согласие, удалился из города.

Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная прин-
цесса. Только один взгляд на нее вызывал самые пылкие восторги. Воистину,
она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.

— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы
гордиться своей страной. Она бы прославила ее на весь мир!

Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была толь-
ко чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор как все стали наво-
дить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили
и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и му-
сора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.

И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:

— А что же у вас есть такого, ради чего можно жить?


Никто не мог ответить на этот вопрос. Для всех тем, ради чего можно жить,
и была бы принцесса. Ради нее они хотели бы жить в своей стране. Вдруг кто-
то случайно вспомнил про чудака-дворника. Воистину, только его и могли они
показать красавице принцессе.

— У нас живет самый счастливый человек! — закричали они. — Он един-
ственный в мире, так же, как и вы!

Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, они немедленно собрались в путь за
ним. И тут уже пришлось удивляться не одной принцессе, но и жителям стра-
ны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства,
но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец, окруженный лес-
ным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять
чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди бросились
к нему и предложили немедленно стать принцем.

— А что я должен буду делать? — спросил он.

— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! —
отвечали ему.

— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.

— Ну... повелевай нами!..

— И этого я не умею.

— Ну делай что хочешь и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя
пример.

Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут прин-
цесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки.

И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и
заботился обо всех своих подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки
метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу
дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о дру-
ге. Поэтому вся страна благоденствовала.

схм> °

Каковы источники этого волшебного состояния души? Наверное,
внутренняя гармония и любовь. И согласитесь, именно к этому состо-
янию души чудака из сказки мы все стремимся. Как много дел, забот,
проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состо-
янию. Но кто пережил его однажды, всю жизнь «подпитывается» этой
энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть
такие люди-волшебники?

Проявление созидательной творческой
преобразующей силы человека

Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «пси-
хический активизм». Его функция — преобразование человеком ок-
ружающего пространства, проявление способности влиять на собы-
тия. Инструменты влияния на реальность — метафоры. Согласно
М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это фун-
кция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим


действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но
и явлений окружающего мира».

Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что ис-
пользование метафор влияет на нашу судьбу. А что в нашем понима-
нии значит «использовать метафоры»? Сочинять сказки!

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы
метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает,
что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбы-
ваются. В качестве доказательства приводим выдержку из письма си-
бирского сказкотерапевта Надежды Даниловны Чекмаревой:

«... Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после
серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15-20 лет
заключения. Но всех их, таких разных, работа со сказкой увлекла, она
изменила их жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой
группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою
первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не
видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом пря-
мом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба,
замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»... »

Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно
было бы сказать: «Это просто совпадение, это чудо». Однако таких
примеров за годы работы накопилось достаточно, чтобы сказать — это
закономерность.

Похоже, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих
проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он в определенном
смысле программирует себя. Именно поэтому для нас так важно, что-
бы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно
хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически опи-
сывая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.

Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, еще и с
умением видеть окончательный результат связан второй аспект вол-
шебства. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Сул-
тан, мудрец и хирург».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...