Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 11 страница




Начало сказки может быть разным:

□ «Один раз пришел Медведь к Зайцу и говорит... »

□ «В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке вол-
шебного леса стоял маленький домик. Жил в нем... »

□ «Жил-был Царь, и было у него три сына... »

В первой фразе можно указать главных героев и место действия.
Если дети легко сочиняют сказки и истории, первая фраза может быть
«открытой». Например: «Давным-давно это было. Жил в далекой стра-
не... » В зависимости от возраста детей и уровня их подготовленности к
рассказыванию Волшебный Источник «прожурчит» несколько фраз
или одну, скажет или не скажет имена главных героев. Чем младше
дети, тем больше сказочного текста должен «прожурчать» Источник и
тем больше непосредственного участия в процессе сочинения потре-
буется от ведущего.

В ходе занятий дети видят, как из одного и того же начала могут рож-
даться разные истории. Особенно если каждый ребенок расскажет свою
сказку и все сказки будут начинаться одними и теми же словами.

Итак, для человека сочинение сказок — это естественный процесс.
Сочиняя, мы осмысляем свой жизненный опыт, делимся им, на бес-
сознательно-символическом уровне строим планы на будущее.

 

 

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ

(ИЛИ ДОПИСЫВАНИЕ) СКАЗОК

 

Переписывание или дописывание авторских или народных ска-
зок имеет смысл тогда, когда человеку чем-то очень не нравится сю-
жет, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление
само по себе уже диагностично, поскольку то, что человеку активно
не нравится, то, что он отрицает, очень часто указывает на актуаль-


ную нерешенную проблему (или на проявление основополагающих
жизненных принципов).

Для того чтобы переписать сказку, выбирается тот этап в развитии ска-
зочного сюжета, после которого все пошло не так, как хотелось бы ребен-
ку или взрослому. С этого момента человек или группа начинает генери-
ровать идеи относительно того, как еще могли бы развиваться события.

Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает
наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он
находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутрен-
него напряжения. В этом и состоит психокоррекционный смысл пе-
реписывания сказок.

Для детей и взрослых с нестабильным эмоциональным состоянием,
пониженным жизненным тонусом, илидлятех, кто находится в состоянии
депрессии, характерно переписывание конца сказок с хорошего на
плохой. Это является отражением их проблематики и состояния. Ра-
ботать с таким ребенком или взрослым лучше индивидуально. Посте-
пенно выводя их из сложного состояния, вырабатывая позитивный
взгляд на Мир, можно добиться того, что они начнут допускать и при-
нимать хороший конец в сказках (и может, даже сами напишут сказку
с хорошим концом).

Переписывание любимых сказок детства может быть полезно и в
том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает
человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. Опыт показыва-
ет, что жизненный сценарий формируется в случае «проблемного» ос-
мысления сказочной темы, отсутствия философского понимания
смысла сюжета. Например, девочка любит сказку Андерсена «Русалоч-
ка». Но ее бессознательное отфильтровывает только проблемный эле-
мент: положение жертвы, безысходность. Почему? Это может быть
связано с актуальным на данный момент ощущением: «Меня не лю-
бят родители, я не такая как все». Так проблемный элемент сказки,
попадая по больному месту, усиливает проблему. При этом человек мо-
жет бессознательно «вытеснить» философский конец сказки. Ведь Ру-
салочка переживает трансформацию, она не остается морской пеной.
Удивительно, но многие не помнят, что в конце сказки Русалочка ста-
ла одной из дочерей воздуха, несущих людям исцеление и отраду. До-
чери воздуха могут заслужить бессмертную душу добрыми делами.
Философский аспект этой сказки уникален. Однако многие говорят,
что эта сказка о несчастливой любви. Немало психотерапевтов и пси-
хологов в свое время ругали эту сказку именно за то, что она формирует


негативный жизненный сценарий жертвы. Но разве это так? Данное
наблюдение лишний раз доказывает, как важно не просто прочитать
ребенку сказку, но и совместно обсудить, проанализировать ее. Ведь
потом, чтобы «расшатать» жесткую структуру жизненного сценария,
потребуется сочинить немало сказок от каждого момента выбора, ис-
следуя альтернативы, незатронутые автором.

Переписывание сказок полезно и в работе с «особыми» детьми
(с глубокими проблемами интеллектуального развития). Многие сказ-
ки, ситуации им непонятны. Поэтому стиль и сюжет адаптируется для
их восприятия.

Можно переписывать известные сказки в стихах и различных литера-
турных стилях, совершенствуя собственные творческие возможности.

 

СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые об-
разы, что, собственно, многие и называют Волшебством (помните, в
замечательном фильме «Формула любви» — «материализация чув-
ственных идей»? ).

На данном этапе развития сказкотерапии мы используем три вари-
анта кукол:

□ куклы-марионетки;

□ пальчиковые куклы;

□ теневые куклы.

 

КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ

Марионетка прекрасна тем, что оживает в наших руках. Эти кук-
ла достаточно самостоятельна, ибо находится на расстоянии от рук
кукловода.

В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы — про-
цесс творения новой сказочной жизни. Иногда, создав куклу, клиенты
испытывают чувство опустошенности. Говорят, что это были настоя-
щие «роды», из них как будто что-то вышло. В этом случае необходи-
мо объяснить, что эти чувства естественны: для того, чтобы открыться
новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в об-
разе куклы. Некоторые клиенты, наоборот, создав куклу, испытывают
прилив сил и радость. А кукла становится для них помощником.


Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорф-
ской школой, технология разработана нами. Кукла состоит из голо-
вы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для уп-
равления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла
может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это
позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении, состоянии
находится кукла. То, какое выражение лица и настроение куклы при-
думывает ребенок, помогает определить его собственную актуальную
проблематику.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы
и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно само-
стоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу
привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает де-
тей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг
друга. Изготовление марионеток полезно и для детей, и для взрослых.
Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровен-
ную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы — это всегда
медитация. И главное, в конце работы человек получает замечатель-
ный продукт: куклу, которая уже может жить самостоятельной жизнью.

Таким образом, изготовление кукол-марионеток:

□ развивает мелкую моторику руки («мануальный интеллект»);

□ развивает фантазию и образное мышление;

□ развивает умение малыми средствами выражать характер;

□ развивает способность тонко чувствовать другого и происходя-
щее вокруг;

□ развивает способность к концентрации внимания;

□ укрепляет союз Ребенок — Специалист — Родитель.

Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких.
Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть,
играть часами. И это неудивительно, ведь в такой кукле частичка души
самого близкого человека.

Куклы представляют собой различных персонажей нашего внутрен-
него сказочного Королевства. Они могут стать помощниками. Но так
бывает не всегда.

Иногда больные люди, изготавливая куклу, бессознательно перено-
сят на нее образ своего заболевания. В этом случае они агрессивно от-
носятся к кукле, стараются сделать ей побольнее и в конце концов
Уничтожить. Разрывая или сжигая куклу, они чувствуют большое облег-
чение. Это является актом «отыгрывания» болезни, бессознательным


и сознательным желанием освободиться от нее, поиском внутренних
механизмов сопротивления.

Известно применение куклотерапии в хосписе. Вот что пишет Ан-
дрей Гнездилов в книге «Путь на Голгофу»: «Я был вызван на консуль-
тацию к молодой женщине, которой по ее просьбе онкологи сказали
все, то есть вынесли окончательный приговор: ни химиотерапия, ни
лучевая уже не помогут. Я шел с тягостным чувством, не зная, что смогу
сказать в утешение, чем поддержу. Обнадеживать нечем, да и отняты
были уже все надежды. Тем не менее от меня ждали помощи. И придя к
больной, я... вытащил красивую куклу — мальчика в старинном наряде
принца. «Кто это? » — спросила она, пораженная. «Это принц Щелкун-
чик, который услышал о Ваших несчастьях и пришел помогать Вам».
Мы почти не говорили о болезни, беседа шла на языке сказки. Когда я
ушел, принц остался. Потом родные говорили, что она прикладывала
его к больным местам и он действительно помогал. До последнего
момента он оставался с ней». И далее: «Больной нередко переносит на
куклу свои чувства и взамен получает необходимую эмоциональную
поддержку».

Мы пробовали изготавливать кукол-марионеток с глубоко ум-
ственно отсталыми детьми и подростками, и это тоже оказалось ре-
зультативно.

Изготовление кукол-марионеток

Для изготовления небольшой куклы-марионетки потребуются следу-
ющие материалы: небольшой камешек или красивая бусинка, капсула от
«Киндер-сюрприза» или фотопленки, вата, чулки или трикотаж телесно-
го цвета, белая ткань 50 х 50 см, цветная ткань на верхнее платье 52 х 52
см, пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос), нитки, иголки, нож-
ницы, толстая длинная игла, толстая нить (лучше ирис), украшения.

Занятие по изготовлению кукол-марионеток проводится совмест-
но с родителями. Это, с одной стороны, поможет улучшить взаимо-
действие между родителями и детьми, а с другой стороны, укрепит (или
нормализует) взаимоотношения между воспитателем и родителями.
Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родите-
лей в процессе воспитания. С помощью шитья кукол, изготовления
кукольного театра для группы можно увлечь родителей этим важным
процессом. В ходе изготовления куклы очень важно, чтобы ребенок
активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы,
комбинировал материалы, может быть, даже что-то пришил сам.


Ведущий рассаживает родителей и детей за большим общим столом
и просит разложить на нем все те материалы, которые родители при-
несли излома. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлага-
ет родителям и детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, зага-
дать желание и представить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинка
помещается в капсулу от «Киндер-сюрприза» (или фотопленки), и ве-
дущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызва-
на из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает родителям обсу-
дить со своим ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это
или женский персонаж; он будет «королевской» или «простой» крови;
какой у него будет характер и т. д. Далее ведущий объясняет родителям
и детям, как шьется кукла.

1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от
«Киндер-сюрприза» (с начинкой) плотно оборачивается ватой или
синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нуж-
но сделать «кокон» побольше (использовав больше ваты или синтепо-
на). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чул-
ком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх
облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или
другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой
и т. д. ). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался
«хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Итак, голова готова. Во-
лосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

2. Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань
50x50 см, и находится середина кусочка. В середине нужно сделать
маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик-шею». Далее необхо-
димо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.

3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани раз-
мером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается
«нижнее платье». Далее ткань расправляется и также пришивается
к «шее» куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для
изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно
вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить неболь-
шую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм
куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сде-
лать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подска-
жет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы
ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.


4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для
этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (луч-
ше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается
в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущен-
ной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не
больше 12-15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее «водить»).
Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются.
Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длин-
ная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки кук-
лы, а другой конец — к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить»: взять в руки и на-
чать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляю-
щую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы.
На этом этапе родитель помогает ребенку учить «ходить» куклу.

Можно придумать специальные ритуалы «оживления».

Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает от одно-
го до полутора часов. Если родители не успели дошить куклу или хотят
сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома. Важ-
но только договориться с родителями, чтобы на следующее занятие
ребенок пришел с готовой куклой.

По взаимному желанию родителей и ведущего можно создать ку-
кольный театр, в работе которого принимали бы участие и родители,
и дети.

Знакомство с куклой

Общение с куклой-марионеткой предполагает выполнение трех
важных правил.

1. Кукловождение осуществляется двумя руками. Это важно для
координации правой и левой руки.

2. Кукла ходит по «земле», а не летает по воздуху (некоторые кук-
лы, конечно, могут летать, но с перерывами).

3. Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движение кук-
ловода, он должен внимательно следить за движениями куклы (ожив-
ляя куклу, нельзя, например, смотреть в окно).

Несколько занятий можно посвятить обучению ребенка тому, как
управлять куклой. Дети 4, 5 лет уже могут самостоятельно водить кук-
лу, если они будут внимательно наблюдать затем, что они делают. Важ-
но, чтобы ребенок не просто «дергал» за нитки, но и чувствовал «реак-
цию» куклы на свои действия. Для того чтобы ребенок был более


внимательным и лучше водил куклу, можно предложить ему «проиг-
рать» через куклу различные эмоциональные состояния.

Ведущий. Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, иг-
рать друг с другом. Мы увидим, что куклы, также как и люди, могут
быть веселыми и грустными, радостными и сердитыми; они могут
плакать и улыбаться. Куклы могут ходить медленно и быстро (при
этом ведущий иллюстрирует свои слова действиями куклы), они мо-
гут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может сесть или
лечь. Мы с вами — волшебники. И от наших действий зависит то,
что будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы
будем внимательно следить за тем, что с ней происходит. И поста-
раемся сделать так, чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей
было удобно и приятно жить в Сказочной стране, которую мы со-
здадим для наших кукол.

Далее очень важно отработать с детьми движения куклы, характер-
ные для различных эмоциональных состояний. При этом ведущий «за-
дает» то состояние, в котором находится кукла, а ребенок показывает,
что делает кукла в этом состоянии, как она себя ведет. Например, ве-
дущий говорит: «Вот наши герои-куклы пришли на солнечную полян-
ку и стали собирать цветы... Они были очень веселые и радостные...
они прыгали и танцевали». В это время дети показывают, как вели себя
куклы. Если у кого-то не получается выразить через куклу предлагае-
мое состояние, ведущий помогает ему.

Ведущий (продолжает). Вот налетел сильный ветер, и наши герои
прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время
Лесное существо утащило корзинку с ягодами, которые собрали
наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзинки
нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся).
Они стали повсюду искать свою корзинку (дети показывают, как
куклы ищут корзинку) и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадова-
лись и стали водить хоровод...

Ведущий может придумывать всевозможные ситуации, в кото-
рых куклы «испытывают» различные чувства и действуют в соот-
ветствии с ними. «Проживая» вместе с куклой различные состоя-
ния, ребенок в значительной степени обогащает и свой мир чувств
и эмоций. Кроме того, «оживляя» таким образом куклу, дети учатся
лучше понимать внутренний мир другого человека. И самое глав-
ное, дети видят, как от их действий зависит жизнь их куклы. А это, в


свою очередь, развивает у них чувство ответственности за свои дей-
ствия перед собой и другими людьми.

«Оживляя» куклу, разные дети демонстрируют различные реакции.
Подвижные, гиперактивные дети плохо следят за тем, как отражаются
на кукле их действия. Они могут просто «дергать» за веревочки, и их
кукла будет совершать хаотичные бессмысленные действия. Иногда это
происходит потому, что ребенку еще сложно хорошо водить куклу, а он
хочет быстро всему научиться, не прилагая больших усилий. В этом слу-
чае можно «присоединиться» к ребенку и вместе с ним некоторое время
спокойно и внимательно водить куклу, пока вы не почувствуете, что ре-
бенок успокоился и понял, что нужно делать, чтобы у него получилось.

Иногда дети сами «играют» вместо кукол, при этом кукла просто
висит у них на руке или на шее. Здесь важно переключить внимание
ребенка с него самого на куклу. Своим примером показать, что играет
только кукла, а помощь ей в этом оказывают наши руки. Необходимо
отслеживать те моменты, когда ребенок «отключается» от куклы, «пе-
реключается» на самого себя, и возвращать снова его к вождению кук-
лы. Постепенно ребенок поймет, что от него требуется, и начнет с ин-
тересом наблюдать за куклой, совершенствуя свои действия.

Есть дети, которые не сразу переключают внимание с одного дей-
ствия куклы на другое. Они могут, несмотря на то что ситуация изме-
нилась и кукла уже должна вести себя по-другому, продолжать дей-
ствовать по-старому. Это может происходить или из-за того, что они
увлеклись и осваивают определенный тип движений куклы (при этом
они могут даже не слышать ведущего), или потому, что не знают, как,
через какие действия можно выразить заданное состояние. Такому ре-
бенку тоже необходимо помочь: показать, как кукла может двигаться
в данной ситуации.

Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание —
не простая задача для ребенка. Поэтому ведущему потребуется много
терпения, выдержки, такта и находчивости для того, чтобы научить
детей «оживлять» кукол. Вы заметите: по мере того как ребенок совер-
шенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение.
Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внима-
тельными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые —
более открытыми и эмоциональными.

«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм са-
морегуляции. На образном уровне он держит себя в руках, учится адек-
ватно выражать свои чувства.


Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим сред-
ством самовыражения для чрезмерно застенчивых и даже для аутич-
ных детей. Также марионетки могут использоваться в семейной тера-
пии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов
желаемого будущего.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ

Таких кукол дети 5, 5—6 лет могут изготовить самостоятельно, а де-
тям 4-5 лет нужна помощь. Для того чтобы сделать куклу, потребует-
ся: плотный цветной или белый картон, не очень плотный картон (или
бумага для рисования), ножницы, цветные карандаши или фломасте-
ры, быстро сохнущий клей или прозрачная липкая лента (скотч).

Когда дети приходят в Сказку, ведущий объявляет им, что сегодня
они будут сами придумывать и творить сказочных героев. На полу рас-
стилается большая клеенка или ставится большой общий стол. Дети
занимают места за столом или вокруг клеенки. Место ведущего — это
ширма или стул с высокой спинкой, накрытый темной тканью. Когда
дети займут свои места, ведущий прячется за ширмой или стулом. Те-
перь из-за ширмы (или спинки стула) на детей смотрит пальчиковая
кукла (предварительно изготовленная ведущим). Кукла говорит: «При-
вет, маленькие волшебники! Меня зовут... (Кукла называет свое имя. )
Я знаю, что вы уже умеете творить чудеса. Мне так грустно жить одно-
му в кукольном театре. Я вас очень прошу — придумайте и сделайте
мне друзей. А как их делать, я вам сейчас покажу. Но сначала закройте
глаза и представьте себе того героя, которого вы будете делать». После
этого ведущий выходит к детям и ставит куклу на стол.

Каждый ребенок кладет около себя ножницы, клей (или скотч),
фломастеры, листы плотного и тонкого картона. Ведущий показыва-
ет, как сделать голову куклы. Сначала дети рисуют голову на листе плот-
ного картона. У всех кукол длинная шея. Длина «шеи» чуть меньше
длины указательного пальца ребенка, примерно4, 5 см. Ширина «шеи»
примерно 1-1, 5 см. Дети рисуют только голову куклы, тот образ, ко-
торый они себе представили. Если детям сложно нарисовать то, что
они задумали, ведущий помогает им.

Когда кукла с длинной «шеей» вырезана, необходимо изготовить
«держатель» для куклы. Его ребенок потом наденет на указательный
палец. Для этого каждый ребенок берет лист тонкого картона (или
бумаги для рисования). Ведущий помогает каждому ребенку отмерить


прямоугольник 5x6 см. Дети вырезают прямоугольник. Для малень-
ких детей лучше заготовить «держатели» заранее. Прямоугольный ку-
сочек картона сворачивается в трубочку (большей стороной) и скреп-
ляется либо клеем, либо скотчем. Получается трубочка, которую
ребенок может надеть на указательный палец.

В надетую на палец «трубочку-держатель» ребенок вставляет голо-
ву куклы. «Шея» куклы оказывается между пальцем и «трубочкой-дер-
жателем».

По желанию ребенка куклу можно обогатить дополнительными
элементами, например, сделать кукле одежду из картона или ткани,
корону, шляпу, усы и т. д.

Когда все дети сделали куклы, каждый из них по очереди заходит за
ширму или стул и представляет свою куклу: как ее зовут, что ей нра-
вится, где она живет и т. д. За ширмой дети учат куклу «ходить», пово-
рачиваться в разные стороны и т. п.

Некоторые дети могут захотеть сделать две или три куклы.

Опыт показывает, что даже самые подвижные, «непоседливые» дети
увлекаются процессом изготовления кукол и после этого становятся
более уравновешенными.

Варианты изготовления кукол. Кроме изготовления «друзей для кук-
лы» ведущего, дети могут изготовить таким образом:

□ своих помощников в сказочном путешествии и в других делах;

□ кукол для постановки сказки (в этом случае каждый выбирает
себе персонаж конкретной сказки и изготавливает его);

□ декорации к спектаклю (важно, чтобы декорации были не боль-
ше самих кукол, иначе детям сложно будет их удержать).

 

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ

Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темно-
го картона. Они используются преимущественно для работы над детс-
кими страхами. Работу с теневыми куклами хорошо проводить в сере-
дине курса сказкотерапии, когда дети «освоятся» в Сказке, получат
положительный опыт. Занятие по изготовлению теневых кукол веду-
щий начинает с короткого вступления.

В е д у щ и й. Мы с вами уже бывали в Сказке, и нам встречались раз-
ные существа — и добрые, и злые. Одни нам помогали, а другие
были опасны. Вам было страшно в наших путешествиях? А бывает
так, что вы чеготто испугались или боитесь?


Обычно дети рассказывают о своих страхах. Одни говорят, что у них
кто-то живет под кроватью и выходит только ночью. Другие говорят,
что, когда они остаются одни, кто-то невидимый начинает ходить по
дому. Некоторые из детей конкретно говорят, кого они боятся: Бабы
Яги, цыган, злых тетенек, которые забирают непослушных детей. Ча-
сто конкретная боязнь (цыган, милиционера, лешего) формируется
у детей «благодаря» взрослым, которые таким образом стараются от-
корректировать их поведение. Как правило, каждый ребенок чего-ни-
будь боится. Это естественно и нормально. Опасения (если они не ох-
ватывают личность целиком и не завладевают всеми мыслями человека)
предохраняют человека от многих необдуманных поступков. Если
страх владеет сознанием ребенка большую часть времени, необходи-
ма серьезная психотерапевтическая работа.

В обычных условиях, в условиях детского сада, работа с теневыми
куклами — это профилактика страхов. Работая с теневой «куклой-стра-
хом», ребенок получает опыт самостоятельного решения своей, пока
еще небольшой, проблемы. Обычно «страх» невидим. Ребенок, как
и взрослый, испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. В си-
туации, когда «страх» видим (в нашем случае это теневая кукла), ре-
бенку легче контролировать ситуацию. Теневая кукла, таким образом,
является материальным воплощением «страха». Он, материализуясь
в кукле, лишается своей эмоционально пугающей составляющей. Ре-
бенок может делать со своим «страхом» все, что захочет, вплоть до пол-
ного уничтожения. В этом — психокоррекционный смысл теневых
кукол. Психодиагностический смысл теневых кукол заключается в оп-
ределении, конкретизации того, чего боится ребенок.

Итак, после того, как дети расскажут, чего они боятся, ведущий дает
каждому лист черного картона и ножницы. Ведущий говорит: «В ска-
зочной стране нам нечего боятся. Ведь мы с вами — волшебники. Даже
Темноту можно взять в руки. Это не просто лист картона — это темно-
та. Но она стала для волшебников ручной. Можно взять ее в руки.
Правда, это совсем несложно? Кто же спрятался в темноте? Сейчас
мы это увидим. Наши чудесные руки помогут появиться тем, кто рань-
ше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать рука-
ми из этой волшебной бумаги то, чего вы боитесь». Дети вырезают раз-
ные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму
(некоторые дети даже могут захотеть сначала нарисовать свой страх
карандашом, а только потом вырезать его). Другие «страхи» не имеют
четкой формы и названия. Важно, что ребенок вынес свой страх вовне.
А это значит, что он его почти преодолел.


Сзади к вырезанной кукле прикрепляется липкой лентой толстая
нить (15-20 см) для того, чтобы ребенку было удобно держать свою
куклу. Психологический нюанс: таким образом мы взяли страх под
контроль, «посадили на цепь». Ведущий при этом может сказать: «До-
рогие волшебники, в сказочной стране можно наши страхи «посадить
на цепь», как собаку. Теперь можно с ними знакомиться, и кто знает,
может быть, они нам еще и послужат? »

Когда все куклы готовы (ребенок может сделать не одну, а несколь-
ко кукол «страхов», если он захочет), можно спроецировать куклу на
экран. Экран делается из большой коробки, дно которой вырезается
и заменяется достаточно тонким листом бумаги. За экраном ставится
лампа. Каждый ребенок подходит к экрану и играет со своей куклой.
Он видит, что кукла подвластна его движениям. Он чувствует, что кук-
ла, с одной стороны, живая и, может быть, страшная, а с другой сторо-
ны, он управляет ею.

После того как дети исследуют возможности своей куклы и научат-
ся управлять ею, можно посадить их вместе с куклами перед экраном.
Это «зрительный зал». Дети по очереди выходят «на сцену», проеци-
руют свою куклу на экран и рассказывают, проигрывают, показывают
ее историю. Затем можно спросить у детей, кажутся ли им куклы таки-
ми же страшными, как прежде. Обычно к концу занятия изменяется
отношение к кукле — «страху», оно перестает быть тревожащим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...