Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 12 страница




Это важный момент для ребенка: сегодня он сам, своими средства-
ми изменил отношение к тому, что его раньше пугало. Даже если страх
не совсем исчез, важно то, что ребенок научился управлять своим чув-
ством. Ведущий комментирует: «Все страшное уходит, когда мы пере-
стаем его бояться. Наши куклы сделали свое дело — они показали нам
нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе при-
думали. И сейчас сделайте с этими страшилками то, что хотите».

Многие дети рвут «страхи». Но есть дети, которые уже «сроднились»
со своими куклами и не хотят их уничтожать. Некоторые дети, имея
несколько кукол, уничтожают их избирательно. Ведущий может пред-
ложить детям сложить оставшиеся куклы в Волшебный ларец (короб-
ку). Ларец будет храниться в сказке, и из него никто не сможет выйти.
Если ребенок не хочет уничтожить какую-либо куклу, это может быть
связано с тем, что ему нужно еще некоторое время, чтобы преодолеть
какой-то свой страх. Имеет смысл вернуться к этому на других инди-
видуальных или групповых занятиях.


КУКЛОТЕРАПИЯ С «ОСОБЫМИ» ДЕТЬМИ

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличают-
ся моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно
сниженной познавательной активностью, низкой способностью к под-
ражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную
к ним речь, а следовательно, и выполнять задания.

Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми тре-
буется посредник. Таким посредником становится кукла.

Куклы специально изготавливаются руками педагогов и родителей.
Этот момент особенно важен, так как кукла, созданная руками любя-
щих взрослых, обладает особой привлекательностью для ребенка и ока-
зывает значительный терапевтический эффект.

В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответ-
ствующие возможностям ребенка и развивающие их. Разработаны
и применяются следующие виды кукол.

Петрушечные куклы — куклы, которые надеваются на руку (доста-
точно традиционный вид кукол, однако важно, чтобы они были не про-
мышленного производства, а рукотворного. )

Вязаные пальчиковые куклы — небольшие куклы, связанные из плот-
ной нити, надевающиеся на палец или пальцы. Куклы отображают раз-
ных животных из любимых сказок. На куклах имеется петелька, для
того чтобы ребенок мог ее подвесить на панно-сцену. Вязаные куклы
яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ре-
бенка дифференцировать свои ощущения.

С помощью вязаных кукол осуществляются сказочные театральные
постановки. При этом сценой является специально изготовленное пан-
но, на котором имеются специальные крючки. Отыграв свою сцену,
ребенок вешает куклу на панно. Таким образом развивается простран-
ственная ориентация.

Мягкие подвижные «куклы-рукавички». Кукла представляет собой
мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из
разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность
«куклы-рукавички» в том, что на спине куклы пришита руковичка-
держатель. Она необходима для того, чтобы ребенок, не имеющий воз-
можности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу.

«Кукла-рукавичка» помогает детям приобретать важные соци-
альные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддер-
жку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать,


выполнять различные физические упражнения, изучать пространствен-
ные направления. То, что просит сделать педагог, «выполняет» кукла, а
не ребенок. Оказывается, ребята с большим удовольствием выполня-
ют различные задания педагогов от имени куклы и для нее. Таким об-
разом развиваются коммуникативные навыки и пространственные
представления.

Комбинированная кукла. Кукла состоит из нескольких частей:

□ стакан-подставка/держатель с прорезью для палочки, на кото-
рой крепится готова;

□ одежда куклы;

□ голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из
сказки, и палочка-крепление.

Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использо-
вана как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учетом такой
особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если
ребенок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пласт-
массовый стакан-подставку. Так фиксируется кисть руки. Благодаря
комбинированной кукле ребенок может показывать кукольные спек-
такли, используя в качестве сцены стол или ширму.

«Я-кукла» — особый вид кукол. Их размер приблизительно равен
росту ребенка. Кукла сконструирована таким образом, что руки ре-
бенка становятся ее руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги
ребенка становятся ногами куклы (ноги ребенка одеваются в тапочки
куклы). Дополнительное крепление — подвязка на талии ребенка.

Благодаря Я-кукле ребенок приобретает полную психологическую
защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способ-
ствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимо-
действия с окружающим миром. От имени Я-куклы ребенок учится зада-
вать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для аутичных детей.

Куклы-марионетки. Это наиболее сложный для данной категории
детей вид кукол. Марионетки требуют достаточно хорошей моторной
скоординированности. Однако, держа куклу в своих руках и руководя
ею, ребенок на бессознательно-символическом уровне учится само-
регулированию.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды де-
ятельности, поэтому ребята дол го не утомляются. Становится возмож-
ной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, дает
детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не
только им самим, но и другим людям.


Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» сре-
да, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются
следующие результаты:

□ развивается речь детей;

□ развивается эмоциональная и моторная адекватность;

□ развиваются коммуникативные навыки;

□ развивается пространственная ориентация;

□ укрепляется союз с родителями.

 

 

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗОК

 

Наверное, многие из Вас, милые читатели, любят театр. Хорошо
разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастнос-
ти к событиям. В психотерапии даже есть специальное «театральное»
направление — психодрама. Безусловно, «проживание» под маской
множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоцио-
нальный и поведенческий багаж человека. Сказкотерапия не могла
обойти стороной прием драматизации.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, про-
сматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место дей-
ствия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении ви-
дит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является
использование драматизации сказок в психологических целях. Од-
нако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом
для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологичес-
ких целей используется также постановка сказок с помощью разных
видов кукол и песочницы.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного
выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея
ЭКСПРОМТА. Ибо в нашей жизни, как известно, нет «черновиков»...

 

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗОК
С КУКЛАМИ-МАРИОНЕТКАМИ

«Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его дей-
ствие немедленно отражается на поведении куклы. Следовательно, ре-
бенок получает оперативную недирективную обратную связь о своих


действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои
действия, улучшая кукловождение. Ребенок, подросток, взрослый ре-
ально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу дви-
гаться так, как он считает нужным и как хорошо для нее.
Работа с куклой позволяет:

1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию дви-
жений;

2) нести ответственность за управление куклой;

3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения,
которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может
или не позволяет себе проявлять;

4) осознавать причинно-следственные связи между своими действи-
ями и изменением состояния куклы;

5) научиться находить адекватное телесное выражение различным
эмоциям, чувствам, состояниям;

 

6) развивать произвольное внимание;

7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

В постановке сказки есть важный момент, связанный с организа-
цией сцены. На этот этап следует обращать особое внимание. Психо-
логическая постановка сказки не предусматривает наличие роскош-
ных декораций. Наоборот, все декорации сводятся к минимуму. Для
декораций обычно используются мягкие, натуральные, хорошо дра-
пирующиеся ткани разных цветов. Каждая ткань — символ некоторо-
го места действия, мизансцены.

Сцена имеет темный «задник» — фон, на котором будут распола-
гаться цветные ткани. Лучше, если их будет не более 3—5. В против-
ном случае внимание актера и зрителя будет рассеиваться. Цветные
ткани располагаются на «заднике» красивыми объемными складками.
Организуя сцену, важно создать объем и уют, умело сочетая цвета и
складки.

Процесс организации сцены важен для проработки следующих пси-
хологических моментов.

1. Организация персонального пространства: умение создавать ком-
форт вокруг и внутри себя; умение создавать вокруг себя обстановку,
максимально способствующую решению определенных задач.

2. Развитие чувства объема.

3. Развитие эстетического чувства.

4. Совершенствование коммуникативных навыков (чтобы органи-
зовать сцену, необходимы четкие слаженные действия).


5. Наблюдение за спонтанным распределением ролей в процессе
организации сцены (кто-то автоматически берет на себя руководство,
кто-то — исполнитель, кто-то — наблюдатель и т. д. ).

Сама процедура спектакля такова. Все «актеры» занимают места
в «зрительном зале». Ведущий начинает рассказывать сказку. «Актер»
выходит на сцену, когда ведущий рассказывает об их персонаже. Когда
его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя (возвра-
щается в зрительный зал). «Актеры» водят кукол молча — весь текст
читает ведущий, как бы за кадром. Это помогает «актерам» не тратить
силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле. Безус-
ловно, актеры могут озвучивать своих героев. Обычно процесс озвучи-
вания сводится к эмоциональным восклицаниям и междометиям, но
иногда актеры произносят и достаточно большие спонтанные монологи.

Как правило, психологи и психотерапевты ставят психокоррекци-
онные, терапевтические сказки, а также истории, придуманные сами-
ми «актерами». Педагоги и родители чаще выбирают известные сказ-
ки или же пишут их сами.

Особое место в сказочных постановках занимают сказки-экспром-
ты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних
заготовок; их источником является интуитивное прочувствование ве-
дущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец
такой сказки не известны даже ведущему-сочинителю. Любой эксп-
ромт требует особого состояния от сочинителя, и это создает серьез-
ные ограничения в применении этого приема. Однако эффект психо-
логического воздействия подобных постановок огромен. Сами актеры
могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка
превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.

Кроме того, актеры, не зная, как повернется сюжет и когда их вы-
ход, вынуждены постоянно удерживать свое внимание. Во-вторых, ве-
дущий сознательно «зашифровывает» в сказке важные для «актеров»
проблемы и варианты их разрешения. В-третьих, это очень гибкая фор-
ма сказки: ведущий может в процессе постановки менять сюжет в зави-
симости от состояния участников постановки, и если в процессе игры
возникают интересные (с психологической точки зрения) ситуации,
обыгрывать их в своем повествовании. Такой прием позволяет недирек-
тивно регулировать поведение «актеров» (в случае необходимости).

Постановка сказки — всегда праздник для ее участников. Если ее
умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых
сложных проблем.


Создание домашнего кукольного театра, проигрывание с помощью
кукол сложных семейных ситуаций может способствовать сплочению
и укреплению семьи.

 

ПАНТОМИМА В ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК

Пантомима позволяет провести драматизацию «компактно» и
объемно. Процедура пантомимического театра близка психодраме.
Можно разыгрывать как целые сказки, так и небольшие фрагменты.
Особенно это эффективно в процессе переписывания эпизодов из
любимых сказок детства, вызывающих напряжение и тревогу.

ПРИМЕР РАБОТЫ С ЭПИЗОДОМ
ИЗ СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Ведущий. Прошу вас вспомнить любимую сказку детства. Мыслен-
но «просматривая» ее содержание, пожалуйста, обратите внимание
на эпизод, который вас особенно радует, вызывает самые теплые,
чудесные чувства. Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши и бу-
магу. Нарисуйте иллюстрацию к этому эпизоду.
А теперь прошу вас вспомнить эпизод, который вызвал напряже-
ние, тревогу, страх, неприятные чувства. Пожалуйста, к этому эпи-
зоду также сделайте иллюстрацию. Спасибо. Прошу вас рассказать
о любимой сказке и иллюстрациях к ней».

Благодаря этим простым заданиям можно получить уникальную
информацию о внутреннем мире клиента. С одной стороны, любимая
сказка расскажет о ценностных приоритетах, проблемах и путях их
решения. С другой стороны, два эпизода из сказки конкретизируют
психодиагностическую информацию.

Эпизод «со знаком плюс» расскажет о том, что дает человеку силы,
что гармонизирует его состояние, а также о том, чего, быть может, в
жизни недостаточно, но к чему есть бессознательное или сознатель-
ное стремление.

Эпизод «со знаком минус» может указывать на конкретную про-
блему, проявленную на символическом уровне.

Можно разыграть как эпизод «со знаком плюс», так и эпизод «со зна-
ком минус». Положительный эпизод драматизируется для эмоциональ-
ной поддержки клиента, усиления его созидательных возможностей.
Отрицательный эпизод разыгрывается для коррекции и терапии.


После того как участники группы расскажут о своих сказках, веду-
щий предлагает кому-то одному стать режиссером-постановщиком.

В нашем примере им вызвалась быть молодая женщина. Будем на-
зывать ее Мария. Ее любимая сказка — экранизированная «Снежная
королева» Г. -X. Андерсена. Эпизод «со знаком плюс» — счастливый
конец сказки, возвращение Герды и Кая домой. Эпизод «со знаком
минус» — приход Герды во владения Снежной королевы, разговор с
Каем, когда тот, не обращая на нее внимания, собирал из льдинок слово
«Вечность». Мария сообщила, что в этом эпизоде есть «контрастный
душ» чувств: с одной стороны, радость Герды от того, что она дошла; с
другой стороны — боль и бессилие, вызванные реакцией Кая.

Итак, у нас есть драматический материал и режиссер-постановщик.
Далее мы будем вместе двигаться по определенному алгоритму.

Шаг первый: составление сценария пьесы

Для того чтобы написать сценарий, нужно четко представить себе,
с чего спектакль начнется и чем он закончится. Иначе говоря, первую
и финальную сцены.

В нашем примере Мария сказала, что спектакль начинается с того,
как Герда входит во владения Снежной королевы. На нее дуют ветры,
поднимаются вьюги. Она идет вперед, сопротивляясь им.

Финальная сцена спектакля: Кай собирает из льдинок слово, Герда
плачет в сторонке.

Зная первую и последнюю сцены, можно «дорисовать» промежу-
точные события. В этом процессе задействованы режиссер, группа и
ведущий. В конце обсуждения ведущий четко проговаривает весь сце-
нарий, всю последовательность эпизодов.

Ведущий. Итак, спектакль начинается. Первая сцена. Герда попада-
ет во владения Снежной королевы. Ей в лицо сразу начинает дуть
холодный ветер. Она съеживается, но потом мужественно разгиба-
ется и идет дальше. Ветер поднимает вьюги, они заслоняют путь
Герде. Она сначала съеживается, но потом разгибается и отодвига-
ет их руками, идет дальше. Сцена вторая. Кай сидит и палочкой
передвигает льдинки. Он весь поглощен своей работой. Входит Гер-
да. Она замечает Кая и бросается к нему. Он не реагирует на ее при-
сутствие, более того, отстраняется от нее, делает отодвигающий жест
рукой. Герда в замешательстве. Она растерянно смотрит по сторо-
нам. Вокруг бушуют вьюги, но близко не подходят. Преодолев оце-
пенение, Герда обнимает Кая за плечи, потом начинает убеждать


его пойти с ней. Кай отстраняется от нее. Герда повторяет попытку,
но безрезультатно. Последняя сцена. Кай продолжает собирать кар-
тинку из льдинок. Он холоден и невозмутим. Герда, присев на кор-
точки, плачет в стороне. Вьюги, поднимаемые ветром пляшут вок-
руг. Все ли правильно, мы ничего не опустили? Хорошо, тогда
давайте составим список действующих лиц.

Шаг второй: составление списка действующих лиц

Ведущий. Уважаемый режиссер! Просим вас составить список дей-
ствующих лиц.

Мария. Это Герда, Кай, Ветер и три Вьюги. Может быть, еще вклю-
чить льдинки? Нет. Достаточно.

Ведущий. Итак, в спектакле принимают участие шестеро героев.
Правильно?

Отметим, что действующими лицами могут быть не только одушев-
ленные или явные герои. Можно вводить второстепенные персонажи,
особенно если они нарисованы в иллюстрации к данному эпизоду.

Шаг третий: назначение исполнителей

Здесь режиссер «раздает роли». Правила игры требуют от участни-
ков группы не отказываться от нее. Однако, если кто-то чувствует боль-
шое напряжение в связи со своей ролью, подбирается другой канди-
дат. Назначив исполнителей, режиссер может дать им краткие
рекомендации относительно того, как играть, какие чувства выражать,
какие движения использовать. Ведущий напоминает актерам, что спек-
такль идет в форме пантомимы.

Шаг четвертый: организация зрительного зала и сцены

Ведущий просит режиссера указать место для зрительного зала
и сцены. В зрительном зале расставляются стулья. Режиссер объясня-
ет актерам их пространственное расположение.

Зрители и актеры занимают свои места.

Режиссер занимает место в центре первого ряда зрительного зала.

Ведущий еще раз проговаривает актерам их задачи и последова-
тельность сцен. Предупреждает актеров, что спектакль начинается и за-
канчивается аплодисментами зрителей.

Шаг пятый: называние и объявление спектакля

Теперь, когда все готово, ведущий просит режиссера дать новой
пьесе название. Своими идеями режиссеру могут помочь зрители и ак-


теры. В нашем примере спектакль назывался «Спасательница». Пос-
ледний штрих перед спектаклем — объявление его названия всем при-
сутствующим.

Ведущий. Господа, вы присутствуете сегодня на премьере спектакля
«Спасательница»! Поприветствуем наших исполнителей и режис-
сера Марию! Аплодисменты!

Шаг шестой: спектакль

Шаг седьмой: обсуждение

Сбор обратной связи и обсуждение осуществляется ведущим и стро-
ится по определенному алгоритму. Первыми делятся впечатлениями
зрители, затем второстепенные действующие лица, потом главные ге-
рои, последним высказывается режиссер.

Ведущий. Дорогие зрители! Вы присутствовали на премьере. По-
нравился ли вам спектакль?

Зрители. Спектакль хороший, актеры талантливые, чувствовалась
хорошая режиссура. Правда, впечатления от спектакля тяжелые.
Прямо, как в жизни...

Ведущий. Спасибо, уважаемые зрители. Дорогой Ветер, расскажите,
пожалуйста, о своих чувствах и впечатлениях от роли и спектакля.

В е т е р. Я устала. Вообще-то тяжело быть Ветром. Я должна была все
время противодействовать Герде. Она, бедняжка, такая мужествен-
ная. Мне было ее жаль. Но работа есть работа. Приходилось ме-
шать. Вьюги мне попались какие-то строптивые, кружились, когда
им захочется, а не когда я дул. Все норовили осесть. Приходилось
дуть сильнее. Устала!

Ведущий. Спасибо, уважаемый Ветер. Дорогие Вьюги, расскажите
о своих впечатлениях, пожалуйста!

Вьюги. А нам совсем не хотелось мешать Герде. Если бы Ветер нас не
заставлял, мы бы не вьюжили. Хотелось помочь бедной Герде, со-
греть ее, ведь ей так холодно! Нам было непросто.

Ведущий. Спасибо уважаемым Вьюгам. Дорогой Кай, легко ли иметь
ледяное сердце?

Кай. Честно говоря, да! Правда, дергают меня все время. Герда при-
шла, трясет, зовет куда-то. Мне туда совсем не надо. Вечно эти жен-
щины от дела отрывают!

Герда. Тебе хорошо говорить! Сидишь, и тебе не холодно! А мне дви-
гаться надо, я до сих пор вся дрожу, то ли от холода, то ли от нервов.


Главное, интересно, я ведь хочу, как лучше, а он вообще не реагирует.
Честно говоря, плакать в конце мне не хотелось. Я хотела треснуть
его как следует, быстро бы меня вспомнил!

Кай. Слава Богу, в роли этого у тебя не было!

Ведущий. Уважаемый режиссер! Вы посмотрели спектакль, выслу-
шали впечатления зрителей и актеров, что вы нам скажете?

Режиссер. Что сказать, жизнь моя как на ладони! Я своего мужа
также трясу, трясу, что-то от него требую; что-нибудь вместе хочу
сделать, а он мне — отстань! Ужасно обидно. И точно так же, как в
спектакле, дело заканчивается моими слезами. И спектакль-то на-
зывается «Спасательница» — я-то думаю, что для него делаю луч-
ше, а оказывается, только на нервы действую!

Ведущий. Что ж, действительно, иногда наши ожидания не соот-
ветствуют реальности и потребностям партнера. Однако, уважае-
мый режиссер, сейчас вы находитесь в сказочной стране, вы стави-
те свой спектакль и можете изменять его, как вам будет угодно! Что
бы вам хотелось изменить?

Режиссер. Я хочу, чтобы Герда поняла Кая. Она должна проявить
внимание к его занятию и сразу не теребить его.

Ведущий. То есть вы, уважаемый режиссер, хотите внести измене-
ния во вторую сцену спектакля? Герда видит Кая, подходит к нему,
внимательно и заинтересованно смотрит, чем он занимается, по-
том сама берет палочки и начинает складывать льдинки. Так?

Режиссер. Да, именно так.

Ведущий. Вы хотите, чтобы актеры разыграли измененную вторую
сцену?

Режиссер. Да, пожалуйста.

Ведущий. Уважаемые актеры, разыграйте вторую сцену с измене-
ниями режиссера. Помня о его пожеланиях, вы тем не менее може-
те проявить себя так, как считаете нужным. Аплодисменты!

Актеры разыгрывают вторую сцену с редакцией. Теперь Герда пы-
тается присоединиться к Каю и вместе с ними складывать картину из
льдинок (роль льдинок играют детские кубики). Кай удивленно смот-
рит на Герду, затем отделяет часть кубиков от общей массы и пододви-
гает их Герде. Сам же отодвигается от нее подальше и забирает свои
«льдинки». Герда некоторое время пытается играть с «льдинками» сама.
Потом бросает палочку, отворачивается и закрывает лицо руками.

Звучат аплодисменты.


Режиссер. Ничего не получилось! Даже если я проявлю интерес
к тому, что он делает, результат прежний! Не знаю, что делать!

Ведущий. Уважаемый режиссер! Похоже, вы отвлеклись от нашей
сказки и решаете совсем другие проблемы. Помните о том, что вы —
режиссер сказочного театра, вы — волшебница. А настоящая вол-
шебница думает о благополучии своих героев. Причем не только
главных. У нас есть замечательная возможность спросить героев
о том, чего же они хотят. Давайте это сделаем!

Режиссер. Да, верно. Кай, чего ты хочешь!

Ведущий. Простите, уважаемый режиссер! Давайте не будем обижать
ваши Вьюги и Ветер. По-моему, мы о них забыли. Спросите их!

Режиссер. Ветер, чего ты хочешь. И вы, Вьюги, чего хотите?

Ветер. Я уже стар дуть так сильно, мне бы на покой.

Вьюги. А нам нравится танцевать. Без ветра мы не можем этого де-
лать. Но он дует, чтобы вредить. Прикажи ему дуть так, чтобы мы
могли танцевать. А еще хотим помогать Герде!

Режиссер. Будь по-вашему! Герда, чего хочешь ты?

Герда. Я хочу, чтобы Кай узнал меня, вспомнил меня, обнял и согрел
меня. Я так долго к нему шла. Я не хочу больше быть сильной. Я не
хочу больше его спасать, тем более что это ему совсем не нужно.
Я хочу, чтобы он увел меня из этого холодного царства!

Режиссер. Хорошо. А что хочешь ты, Кай?

Кай. Сначала я хотел сказать, что я хочу, чтобы меня оставили в покое.
Но когда Герда сказала, чего она хочет, я понял, что хочу другого.
Она ведь мне не давала быть сильным, защищать ее. Вот мое сердце
и оледенело. А зачем проявлять силу, если она сама хочет быть силь-
ной? Но сейчас я хочу ей помочь, даже готов все бросить и уйти.

Режиссер. Так получается, вы хотите, чтобы Вьюги внесли Герду
к Каю, он увидел ее и бросился согревать. А потом они вместе ушли
от Снежной королевы?

Зритель. Как-то это неправдоподобно и скучновато.

Режиссер. Так что же делать?!

Ведущий. Дорогие друзья! Как вы думаете, что вело Герду через

испытания, что давало ей мужество и силы?
Режиссер. Она хотела спасти Кая.

Герда. Нет, меня вела Любовь к Каю! Вот что! И именно Любовь
должна сердце Кая освободить от осколка зеркала.

Ведущий. Уважаемый режиссер, похоже, ваши герои начали жить
самостоятельной жизнью и даже делают предложения. Как вы на
это смотрите?


Режиссер. Думаю, Герда права. Мне нужен еще один герой. Я хочу
ввести в спектакль Любовь. Она идет вместе с Гердой, плотно при-
жимаясь к ее спине. Когда Герда видит Кая, Любовь отделяется,
подходит к Каю, нежно обнимает его за плечи. Кай постепенно от-
таивает и узнает Герду. Они уходят счастливые, Любовь обнимает
их обоих. Любовь будет играть Наташа. (Наташа согласно кивает. )

Ведущий. Уважаемый режиссер! А что при этом делают Ветер и Вь-
юги? Вы обещали учесть их пожелания тоже.

Режиссер. Да, Вьюги хотели помочь Герде. Пусть Ветер дует так,
чтобы они могли танцевать, а еще пусть сдувает снежинки с Герды.
Герда входит и здоровается с Вьюгами, они приветствуют ее танцем.
Ветер сдувает с нее снежинки. Она улыбается. Она спокойна и уве-
ренна. Она любит.

Ведущий. Дорогие актеры, вам ясны указания режиссера? Прекрас-
но! Уважаемый режиссер, это уже другой спектакль, поэтому дайте
ему другое название.

Режиссер. «Торжество Любви».

Ведущий. Уважаемые зрители, вы присутствуете на премьере спек-
такля «Торжество Любви». Аплодисменты!

Шаг восьмой: новый спектакль

Любовь идет, прижавшись к спине Герды. Она здоровается с Вет-
ром и Вьюгами. Вьюги танцуют. Ветер дует тихо, подлетает к Герде,
легко ее касается, как будто сдувает снежинки. Герда видит Кая, оста-
навливается. Любовь отделяется от Герды и подлетает к Каю. Обходит
вокруг него, становится за спиной и обнимает за плечи. Герда спокой-
но смотрит, как Кай «обмякает», потом у него начинает выпрямляться
спина, он поднимает голову и видит Герду. Он встает, протягивает руки
к Герде, Любовь поддерживает его руки. Вьюги присели. Кай подхо-
дит к Герде, обнимает ее. Любовь обнимает Кая и Герду. Они уходят.

Аплодисменты.

Шаг девятый: заключительное обсуждение и выход из сказки

Все. Вот этот спектакль нам нравится!
Герда. Я так согрелась, что прямо жарко!
Кай. И я тоже!

Режиссер. Я даже не ожидала, что так быстро можно все изменить.
И вроде так просто. Конечно же, Любовь! Почему-то про нее забы-
ваешь. А как вспомнишь, так и нет проблем!


Ведущий. Дорогие сказочники! Наверное, то что у нас произошло, и
есть настоящее волшебство. Наш уважаемый режиссер, реализуя
свою идею, оживотворил героев. Но потом они стали жить своей
жизнью, и ему пришлось подстроиться под них... Давайте унесем
этот чудесный опыт с собой из сказочной страны. Унесем его в сво-
ем сердце. Прижмите руки к сердцу, закройте глаза, пусть опыт доб-
рого волшебства поможет нам в наших делах реального мира!.. И я
прошу нашего режиссера вернуть героев сказки в самих себя.
Итак, спектакль закончен. Теперь начинается жизнь.

 

 

СКАЗОЧНАЯ ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ

 

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть
одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и под-
чиненным, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы
настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что че-
рез некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление
называют «соответствие образу». Негибкое соответствие, как извест-
но, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказ-
ка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в не-
ожиданных амплуа. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ - вот смысл
сказочной имидж-терапии. Помните, как изменился Иванушка, ког-
да он искупался в кипятке, молоке и студеной воде?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...