Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 13 страница




Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смыс-
ле человек зачастую привыкает к одной роли — роли больного. И только
реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодева-
ние способно помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя.

Родоначальником сказочной имидж-терапии явился удивительный
человек, петербургский сказочник и волшебник — Андрей Владими-
рович Гнездилов. Все началось с самодеятельного психотерапевтичес-
кого театра, который назывался «Комтемук» — Компанейский театр
музыкальных картинок. Первые актеры этого театра — онкологичес-
кие больные, перенесшие хирургическое вмешательство. В театре был
создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно
пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди
жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подхо-
дил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую


навевала ему звучащая в данный момент музыка. «Незаданность ситу-
ации, представление себя в каком-либо образе (принца ли, принцес-
сы в роскошных шелках и бархате), волшебная музыка, сказки, где
смерть спрятана в сюжете или является не чем иным, как сменой об-
раза, маски, костюма, позволили нам увидеть эффект мгновенного пре-
ображения. Коснувшись красоты сказочного мира, в пациенте лико-
вал Ребенок. Расставаясь со сказкой, Взрослый в нем благодарил за
помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо, и в свои
последние часы он вспомнит происшедшее с ним сегодня, и это, не-
сомненно, его поддержит» (А. В. Гнездилов. «Путь на Голгофу»).

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения
начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, на-
копивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реали-
зовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, «ма-
териализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности.
Ведь часто для нового самоощущения старый костюм не годится —
процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку че-
ловека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность.

С новым имиджем человек символически получает и новое про-
шлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он при-
обретает дополнительную силу. Как мы бессознательно опираемся на
свой Род, точно так же мы можем найти новую опору и в прожитой
нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не
хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и не-
уверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет
совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ее осанка исправ-
ляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются
грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мель-
чайший полужест отражает в зеркале повелительницу. Выйдя из обра-
за, она говорит, что никогда не ощущала такого прилива сил откуда-то
из глубины ее самой. Наблюдая за ней, я начинаю замечать, что «ко-
ролевские» ноты проскальзывают в ее общении с другими, плечи рас-
правляются, теплеет взгляд.

Бесшабашный молодой человек, преображаясь в Стража Волшеб-
ной страны, на глазах приобретает основательность. Жеманная женщи-
на, переодеваясь Художником, становится трогательно-романтичной.

Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тща-
тельно скрывается, ибо это и есть «самое трепетное и ранимое». Смот-


рясь в большое зеркало, человек общается со своим альтернативным
«Я». Если представить, что внутри нас живет целое сказочное коро-
левство, то в зеркале можно увидеть одного из его жителей и погово-
рить с ним. Иногда только у «Волшебного Зеркала» человек начинает
понимать, как, в сущности, мало он о себе знает. «Свет мой, зеркаль-
це, скажи!.. » Что оно нам скажет, какую тайну приоткроет?.. Наша фан-
тазия и воображение дорисуют то, чего мы не увидели...

Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Кто
из солидных ныне женщин не переодевался в невесту или принцессу,
мастеря костюм из старых вещей? Кто из важных ныне мужчин не пе-
ревоплощался в индейца, солдата или Тома Сойера? Сам контекст сю-
жетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Это легко и естественно
укладывается в идею имидж-терапии. Дети склонны идентифицировать
себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказоч-
ной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж.
Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны,
шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера,
украшения, ткани и пр. ) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зер-
калом «собрали» свой образ. Прекрасно, если у вас есть большая короб-
ка, из которой можно сделать Волшебный Сундук. Находясь в Сказоч-
ной стране, дети могут вынимать из него различные предметы, примерять
их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе
костюм, можно при гласить его к большому «Сказочному Зеркалу». «Если
бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы зас-
тыл? » — спрашивает ведущий. Преображенному ребенку предлагается
продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не лю-
бит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Если сказоч-
ная имижд-терапия проводится с подростками, можно расспросить о
персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него
планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что предше-
ствовало его появлению здесь и сейчас, что он намерен делать дальше,
нуждается ли он в помощи и пр. ). Задача ведущего — собрать как можно
больше проективной информации о персонаже, в которого перевопло-
тился человек. Таким образом выявляются личностные тенденции, мо-
тивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека.
Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные
эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходи-
мые ему модели поведения. Безусловно, в этом контексте поклонники
психодрамы найдут для себя новые творческие перспективы.


Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и са-
мому специалисту (психологу, психотерапевту, педагогу, воспитателю),
а также родителям. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведе-
ния и общения. Через сказочное преображение взрослый может «от-
нормировать» расшалившегося, капризного или перевозбужденного
ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря,
Воина — тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети
охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают
контролировать свое поведение. Бывают ситуации, когда взрослый
чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать
или огрызнуться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может
быть спроецировано на ребенка, вызвав в нем ответный негативный
импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе,
просто «подавим» внутреннюю «бурю», в нашей душе начнутся разру-
шительные процессы. Что же делать, как безболезненно «отыграть»
сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу Ягу, Кикимору,
Кощея, Ворчуна и пр. Это образы, которые позволяют быть адекват-
ными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт
на окружающих. Одна замечательная психологиня, ведя детскую сказ-
котерапевтическую группу, пришла на очередное занятие сильно раз-
драженной. Причем ее состояние оказалось настолько деструктивным,
что она даже хотела отменить занятие. Ей было предложено перево-
плотиться в Бабу Ягу. Под этой маской она могла ворчать и критико-
вать, не боясь быть обвиненной в нарушении психологической этики.
Интересно, что дети в конце занятия были исполнены сочувствия к
Бабе Яге, а она, «отыграв» свое состояние, смягчилась и рассказала
детям, отчего и почему стала злой и вредной. Если вы ощущаете в себе
избыток сил, желание отдавать, дарить, нести разумное, доброе, Веч-
ное — можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр.

Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть
полезным не только пациенту, но и специалисту, не только ребенку, но
и взрослому.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
ТЕХНИК В ПРАКТИКЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

 

Арт-терапия — это терапия искусством, забота о душе с помощью
искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными
видами творчества — от изобразительной деятельности до создания
театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным носи-
телем метода арт-терапии является А. И. Копытин. Мы не претендуем
на развитие концепции арт-терапии. Наша цель — рассказать о том,
какой «оттенок» получают арт-терапевтические приемы, когда мы со-
здаем для их использования «сказочную» инструкцию.

В контексте сказкотерапии возможно применение арт-терапевти-
ческих приемов в четырех аспектах:

□ психодиагностическом;

□ психокоррекционном;

□ психотерапевтическом;

□ психопрофилактическом.

 

ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Для сбора информации о клиенте психологи уже давно используют
проективные графические тесты. Они несут двойное позитивное
значение. С одной стороны, помогают собрать важные сведения о внут-
реннем мире клиента. С другой — являются актом творческого само-
выражения, что само по себе полезно, даже с точки зрения психопро-
филактики. Многие психологи и педагоги часто дают своим ученикам
такие задания: «Нарисуй сказочную страну», «Нарисуй иллюстрацию
к любимой сказке», «Нарисуй любимого сказочного героя» и пр. Бе-
зусловно, это тоже может относиться к сказкотерапии, ибо в задании
используются метафора и идея превращения.

В контексте сказкотерапии для проективной диагностики мы ис-
пользуем три серии рисунков.

Первая серия исследует отношение человека к самому себе, само-
восприятие. В нее могут входить такие рисунки: «В какое сказочное
существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Во что бы
меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный
костюм». Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопро-
вождается рассказом пациента.


Семейная серия описывает различные аспекты восприятия семьи
и ее членов автором рисунка; включает в себя три рисунка: семья; се-
мья в образах животных; семья в образах сказочных героев.

Личная серия рассказывает об особенностях личностного ресурса
противостояния стрессовым ситуациям. Включает в себя три рисунка:
человек — человек под дождем — дождь в сказочной стране.

Перед тем, как дать творческое задание, проводится процедура те-
стирования на отношение к цвету (по аналогии с тестом М. Люшера).
Можно было бы провести стандартную процедуру тестирования с ис-
пользованием теста Люшера, однако подобрать цветные карандаши,
оттенки которых строго соответствовали бы стимульному материалу,
практически невозможно. Поэтому мы изготавливаем восемь картон-
ных прямоугольников, квадратов или кругов; подбираем набор цвет-
ных карандашей (8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиоле-
товый, коричневый, серый, черный); раскрашиваем картонные
заготовки и получаем свой вариант восьмицветного теста. Дальней-
шая процедура тестирования соответствует классической. Для детей
мы используем «сказочную» инструкцию:

«Представь себе, что в сказочной стране живет чудесная бабочка.
Она летает над полями, над лесами, над рекам и озерами. И вот од-
нажды она летела над поляной, на которой росли разноцветные цветы
(в этот момент ведущий открывает разложенный на белом листе сти-
мульный материал). Бабочка покружилась над цветами, и ей захоте-
лось сесть на один из них. Скажи, пожалуйста, на какой цветок села
бабочка (ребенок показывает, ведущий записывает: на первом месте
такой-то цвет, затем, убирает выбранный цвет). Бабочка отдохнула и
вновь пустилась в полет. И через некоторое время вновь оказалась на
знакомой поляне. На какой же цветок она села в этот раз?.. »

Таким неутомительным для ребенка образом ведущий получает
последовательность цветов, расположенных по порядку предпочтения.
Результаты заносятся в таблицу.

Ф. И.
Дата

 

Место 1       2 4       5          6 7   8
Цвет Красный Желтый Синий Зеленый Фиолетовый Коричневый Серый Черный

Теперь нам известно отношение к цвету. Благодаря этому можно
избежать некоторых существенных ошибок интерпретации рисунков.


Например, автор рисунков раскрашивает определенного члена семьи
в желтый цвет. На первый взгляд мы можем определить позитивное
отношение к данному члену семьи. Однако желтый цвет стоит на седь-
мом месте в цветовыборе автора рисунка. Следовательно, такой вывод
был поспешным.

Таким образом, для проведения серии рисунков полезно запастись
стимульным материалом собственного изготовления, цвета которого
строго соответствуют набору карандашей, предлагаемому для рисования.

 

Семейная серия

После проведения процедуры тестирования на выявление отноше-
ния к цвету перед клиентом располагаются три листа белой бумаги и
набор карандашей (8 цветов). Инструкция: «На первом листе нари-
суйте, пожалуйста, свою семью. Прежде чем рисовать на втором лис-
те, представьте, что члены вашей семьи превратились в животных.
Нарисуйте на втором листе свою семью в образах животных. Прежде
чем рисовать на третьем листе, представьте, что члены вашей семьи
попали в сказку и благодаря Доброму волшебнику превратись в ска-
зочных героев. Нарисуйте на третьем листе свою семью в образах ска-
зочных героев».

Первый рисунок триады покажет нам социальный образ семьи; вто-
рой раскроет систему бессознательных отношений; третий отразит
потенциал семьи с точки зрения автора рисунков.

Интерпретации рисунка семьи посвящено множество работ. По-

этому не будем подробно останавливаться на этом. Для нас важно рас-
сматривать триаду с точки зрения наличия изменений цвета, характе-
ра взаимодействия, образов.

Анализируя совместно с клиентом рисунок семьи в образах живот-
ных, важно подробно расспросить его о характере изображенных пер-
сонажей. Иногда наблюдается несоответствие между изображенным
животным и отношением к нему. Например, мальчик изобразил папу
в образе волка. Однако, рассказывая о нем, он говорит, что волк силь-
ный, заботливый, ищет корм для семьи. Важно не делать поспешных
выводов и сопоставлять разнообразную информацию. Например, на
каком месте в цветовыборе стоят преобладающие в рисунке цвета. Так
мы узнаем об уровне эмоциональной комфортности в семье (естествен-
но, с точки зрения автора рисунка). Интересно, какие животные (то есть
члены семьи) имеют одинаковый цвет. Так мы узнаем о бессознательных


идентификациях членов семьи. Важно, какого размера фигуры живот-
ных, равные или разновеликие.

Для формирования более полной картины взаимоотношений в се-
мье можно попросить клиента сочинить сказку об изображенных жи-
вотных. Начинается процесс сочинения с предложения: «Представь-
те, что все изображенные на рисунке животные оказались в одном лесу.
Какая история могла бы с ними произойти? » Сказка более полно рас-
кроет взаимоотношения между героями.

Рисунок семьи в образах сказочных героев чаще всего выполняется
предпочитаемыми цветами и вызывает приятные впечатления. Дело
в том, что превращение осуществлял Добрый волшебник. Это значит,
что мы косвенно попросили автора: «Нарисуйте лучшие стороны чле-
нов вашей семьи». Этот рисунок является прекрасным поводом для
сочинения сказки с хорошим концом, в которой будет зашифрован
положительный выход из ситуации.

 

Личная серия

Методика «Человек — Человек под дождем» была предложена
Е. Романовой и Т. Сытько для оценки адаптативных возможностей
и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Рисун-
ки рассматриваются в сравнении. Дождь символизирует стрессовую
ситуацию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым ри-
сунком, можно судить об отношении автора к трудностям и спосо-
бам их преодоления. Например, на первом рисунке мужчины изоб-
ражен бравый моряк. На рисунке человека под дождем изображена
остановка, скамейка, под скамейкой лежит мужчина; из-под колес
отъезжающего от остановки автобуса вырываются брызги. Если
дождь — это символическая трудность, препятствия, сложная ситуа-
ция, то легко сделать вывод, что навыки конструктивного реагиро-
вания и поведения в стрессовых ситуациях у автора данных рисун-
ков не сформированы.

Итак, сравнивая рисунки человека и человека под дождем, мы об-
ращаем внимание на следующие изменения:

□ цвет (каким цветом раскрашены дождевые капли, сам человек и пр. );

□ пол (нередко в рисунках меняется пол, что показывает на пре-
обладающий способ реагирования и поведения: по «женскому»
или «мужскому» типу);

□ возраст;


□ размер фигуры;

□ появляются или отсутствуют дополнительные средства защиты
от дождя (плащ, зонт, накидка и пр. );

□ тучи (как источники стресса);

□ лужи (как следы сложной ситуации);

□ стиль поведения под дождем.

Дополнительный рисунок «Дождь в сказочной стране» и сочинен-
ная об этом сказка несут важную информацию о психологическом ре-
сурсе защитных механизмов, о способах преодоления трудностей.

 

ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Спонтанное рисование

Первая, наиболее распространенная техника — это спонтанное
рисование. Для этого в руки берется лист бумаги, выбирается формат,
наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонталь-
ный; выбирается формалиста: круг, квадрат, треугольник, прямоуголь-
ник (форму можно создать с помощью ножниц). Включается спокой-
ная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом создаются
условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Постепенно
рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных мате-
риалов, овощей (листами капусты, кружками моркови), опилками.
Процесс спонтанного рисования занимает от 20 до 45 мин.

Безусловно, непросто выражать себя без задания, действовать без
образца. Но это важно: так можно научиться слушать себя, а затем
и другого. Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на
бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от депрессивных чувств,
увидеть свой мир со стороны, снять психологическое напряжение,
актуализировать внутреннее чувство меры (когда понятно, что уже
достаточно экспериментировать, можно остановиться).

Для проведения подобных занятий важно выполнить три условия.

1. Многообразие предметов. У клиентов должен быть выбор средств:
краски, карандаши, бумага, картон, клей, опилки, старые журналы,
из которых можно вырезать нужные образы, овощи.

2. Создание особой комфортной среды. Здесь мы подбираем соот-
ветствующую музыку, ароматы, освещение.


3. Принятие темпа клиента. Важно не ограничивать его во времени
и средствах самовыражения. Необходимо, чтобы человек, опираясь на
внутреннее ощущение меры, сам понял, что процесс завершен.

При обсуждении важно рассмотреть работы и поделиться чувства-
ми, возникшими в процессе творчества. Таким образом человек начи-
нает познавать внутренние миры себя и другого, без чего невозможно
позитивное взаимодействие между людьми. В процессе систематичес-
кого использования техники спонтанного рисования развивается спо-
собность к концентрации внимания, стабилизируются процессы воз-
буждения и торможения, проявляется навык слышать себя и другого.
Все это ляжет в основу формирования навыков коммуникативной ком-
петентности, в основу успешной социальной интеграции.

Далее с работами можно делать следующее:

а) можно подобрать соответствующие настроению работы стихи,
афоризмы;

б) сочинить историю про художника этой картины — то есть историю
о самом себе, переосмысляя свой жизненный путь, принимая свой опыт;

в) сочинять музыку и играть ее на спонтанно созданных музыкаль-
ных инструментах, в качестве которых выступят жестяные банки с кру-
пами, свистульки, барабаны, то есть все то, что оказалось под рукой и
не требует специального музыкального образования.

Технику «спонтанного рисования» можно «подать» и под сказкоте-
рапевтическим «соусом». Человек, имеющий перед собой чистый лист
и многообразные изобразительные средства, подобен Творцу, сотво-
ряющему мир. Возьмем идею Сотворения Мира за основу и обыграем
технику спонтанного рисования следующим образом.

Ведущий ставит спокойную музыку и просит участников рисова-
ния разместиться поудобнее. При этом важно, чтобы изобразитель-
ные средства и чистый лист находились под рукой. Под «мелодекла-
мацию» ведущего участники создают свои работы. Ведущий говорит
неторопливо, примерно следующий текст.

«Когда-то давным-давно на этой планете ничего не было. Не было
гор и равнин, лесов и полян, рек и озер, морей и океанов. Не было
травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звезды не
светили здесь. Кому-то эта планета показалась бы унылой и безжиз-
ненной, кто-то бежал бы оттуда, думая, что сделать там что-то невоз-
можно. Но на самом деле огромную силу таила в себе эта планета для
того, кто умеет увидеть в белом листе тайну Непроявленного. И при-
шел на эту планету Творец, каждой клеточкой тела своего он ощутил


потенциал «белого листа», и было у него множество средств, чтобы сде-
лать видимым для всех тайны этой планеты. И зажег он на небе солн-
це, месяц и звезды, и создал он условия на планете, пригодные для
жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались
они тому, что могут видеть и быть видимыми... »

Таким образом, сказочная инструкция актуализирует в человеке
потенциал Творца. По окончании процесса творения можно обсудить
то, что создано. Здесь важно сделать акцент на том, какие миры мы
создаем, пригодны ли они для жизни, уютно ли в них, есть ли перс-
пективы у тех, кто в них живет. Собственно, это и есть проявление того,
что человек строит внутри себя и вокруг себя. Эта техника дает воз-
можность увидеть, либо осознать свою скрытую созидательную силу
и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить
в себе разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом
лучше использовать свой потенциал.

 

Техника анонимного подарка

Участники группы выполняют работу на тему «Мои ощущения»
(или «Мои чувства», или «Мои мысли», или другое проективное зада-
ние). Главное, чтобы участники группы были заняты своей работой
и не рассматривали то, что делает сосед. После того как работа готова,
всем участникам группы предлагается перенести свои работы в спе-
циальное место. При этом авторы работ остаются неизвестны. Каж-
дый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, кото-
рая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого
участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями
и кладут их на те работы, которые им приглянулись.

Такое задание помогает научиться чувствовать другого и проявлять
о нем заботу, дарить и отдавать. В процессе обсуждения окажется, что
многие пожелания очень полезны.

 

Техника овощных печатей

Участники группы вырезают из овощей печати и с их помощью со-
здают композиции. Опыт овощного рисования может показаться не-
лепым, однако именно он способствует процессу формирования адек-
ватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь
печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным


статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так, исподволь,
мы помогаем клиентам конструктивно и творчески утверждать себя.

 

Рисование «волшебными красками»

Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнеч-
ного масла, клея ПВА, потом добавляют в него гуашь. Такими краска-
ми, созданными собственными руками, приятно рисовать, выражать
себя и свои чувства, оставлять след...

Рецепт «волшебных красок»: 2 столовые ложки муки смешать с
1, 5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнеч-
ного масла и чуть-чуть воды. Замесить. Постепенно тесто нужно раз-
бавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для бли-
нов. После этого добавляются 2 столовые ложки клея ПВА. Если тесло
сильно загустело, можно добавить воды. Далее, в тесто добавляется
гуашь того цвета, который нужно создать.

Участники группы договариваются между собой, каждый берется
изготовить свой цвет. Для рисования краски становятся общими.

Лучше всего рисовать на грубом картоне. В процессе рисования
краски не размазываются, а выливаются на картон. Таким образом
создается объем.

Состав красок несет символическое значение. Попадая в сказочную
страну, участники группы изучают еще один вид волшебства — творение
красок. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о
том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься. Однако мысля о
высоком, уносясь в своем воображении в заоблачные дали, необходимо
помнить о том мире, в котором ты появился на свет. Помнить о «хлебе
насущном» и «соли жизни», об «умасливании дел» и «склеивании ситуа-
ций». Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перети-
рая ее между пальцев, мы будем думать о хлебе, о зерне, дающих жизнь,
о наших корнях. Добавив соль и перемешивая ее пальцами с мукой,
вспомним про «соль земли». Или сказку о принцессе, не побоявшейся
сказать отцу-королю, что любит его, как соль в еде. Капая подсолнечное
масло, важно подумать о том, что дела, связанные с нашими созида-
тельными устремлениями, должны идти «как по маслу». Постепенно
насыщая тесто водой, будем помнить о воде, из которой возникла жизнь,
об «энергии текучести», гибкости и творчества. Добавляя в чудесное те-
сто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства
и события, приводя ситуации нашей жизни к созидательному результату.


Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть
черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем по-
мнить об этом, добавляя в чудесное тесто краски.

В дальнейшем картины используются в качестве декораций или тем
для сочинения рассказов.

 

Техника «мертвой» и «живой» воды

Как мы уже знаем, «мертвая вода» «растворяет» все то, что тормо-
зит развитие человека. «Живая вода» дает нам новые силы для сози-
дания.

Участникам предлагается выполнить рисунки на темы (заметим, что
на одном занятии не нужно брать все обозначенные темы — достаточ-
но одной):

□ «Это мне хотелось бы убрать из моей жизни».

□ «То, что мешает мне чувствовать себя спокойно».

□ «Мои оковы».

□ «Что я вижу через розовые очки».

□ «Заколдованный».

Далее участники группы рассказывают о своих рисунках, о том, отчего
бы им хотелось освободиться, что они желают «полить мертвой водой».

Затем желающим участникам предлагается сжечь рисунки. То есть
сжечь то, что им мешает. Для этого берется большая огнеупорная ваза,
в которой разводится огонь. Участники группы мнут свои рисунки,
в каждое движение вкладывая мысль об освобождении от разрушитель-
ных тенденций. Затем, комок, в который превратился рисунок, броса-
ется в огонь. Когда все, кто хотел сжечь рисунки, сделали это, огонь
заливается символической «мертвой водой».

Теперь то, что мешало, превращено в пепел, «мертвая вода» сдела-
ла его безопасным, нейтральным. Что делать с ним дальше? Когда-то
этот пепел был нашими переживаниями, заблуждениями. Теперь он
стал нашим жизненным опытом.

Осмысленный опыт может стать прекрасным удобрением для рос-
та новых идей, начинаний. Кроме того, пепел полезен земле. Итак,
этот пепел послужит удобрением для новых созидательных тенденций.

Участникам группы предлагается взять по одному или несколько
зернышек или семян. Набор зерен пшеницы, риса и других злаков нуж-
но иметь под рукой. Также хорошо подойдут для подобных занятий
и семена травы.


Ведущий. В ваших руках сейчас зернышко, семя, из которого выра-
стает новая жизнь и возможности. Подумайте, помечтайте о том,
что бы вам хотелось делать полезного в жизни. Представьте испол-
ненным свое созидающее желание... А теперь я прошу вас подойти
к ящику с землей и посадить свои зерна.

Если есть возможность выйти на улицу и посадить зерна в саду —
это прекрасно. Если такой возможности нет, необходимо заранее под-
готовить ящик с землей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...