Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 14 страница




После того как все зерна будут посажены, каждый участник поли-
вает землю «живой водой». Также «живой водой» полезно умыться.
После этого в землю закапывается пепел, ибо теперь он удобряет ее.

Ведущий. Дорогие волшебники! Сегодня удивительный день. Мы
не просто нарисовали и осознали то, что мешает нам созидать, мы
превратили это в пепел. Но не просто развеяли его по ветру, а на-
шли ему важное применение. Сегодня мы посадили зерна нового
и полили их «живой водой». Будем же доверять естественному тем-
пу прорастания зерен. Не будем поддаваться суете и торопиться.
Закон жизни, закон созидания гласит: «На доброй земле обязатель-
но будут всходы». Мы умылись «живой водой» и заберем это чудес-
ное ощущение с собой из сказочной страны.

Итак, различные техники арт-терапии, «упакованные» в сказку,
притчу, миф или легенду, позволят прожить ситуации освобождения и
созидания на более глубоком уровне.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК
В ПРАКТИКЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

 

Телесно-ориентированные техники используются в сказкотерапии
в нескольких аспектах.

1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение
медитативных сказок, «заземляющих» упражнений (хождение по раз-
ным видам почвы, превращение в дерево и пр. ).

2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом.
Благодаря телесно-ориентированным упражнениям можно заново


пережить ощущения эмбриона и новорожденного, вспомнить ситуа-
ции «пеленания» и собственные «первые шаги».

В практике сказкотерапии не используются «классические» инст-
рукции телесной терапии, каждое упражнение предваряется сказкой.
Так, например, в известном упражнении «Эмбрион», в котором один
партнер играет роль матери, другой — эмбриона, мы используем мета-
фору цветка и бутона. «Цветок» подходит к сидящему «сгруппировав-
шись» «бутону» со стороны спины, нежно обхватывает его своими «ле-
пестками» — руками (может быть, и ногами) и укачивает его. «Бутон»
набирает силу и «распускается». Такая метафора позволяет участни-
кам упражнения пережить чувства взаимной поддержки и доверия,
взаимопонимания на глубинном уровне.

Также в практике телесной терапии используется упражнение «Пе-
ленание», когда клиента туго запеленывают в одеяла, преодолевая его
сопротивление. Задача «запеленатого» — «распеленаться», освободить-
ся. Предполагается, что таким образом выходит подавленная агрес-
сия. Однако если провести это упражнение в сказочной форме, мож-
но достичь иных результатов. Проживание рождения и освобождения
может быть более конструктивным, если использовать метаморфозу
гусеницы в бабочку.

Один из участников группы становится гусеницей, остальные —
цветами, травинками и другими существами.

Ведущий. Жила-была маленькая гусеница. У нее было множество
ножек. Она передвигалась по земле и знакомилась с травинками и
цветами, жучками, камешками. Так она подружилась со многими
обитателями поляны.

Ведущий рассказывает о жизни гусеницы, участники разыгры-
вают этот рассказ. «Гусеница» ползает и знакомится с другими.

Ведущий. Пришло время, когда гусенице нужно было превращать-
ся в куколку. И существа, живущие на поляне, помогли ей в этом.
Кокон получился очень прочным. Он плотно облегал гусеничку.

В это время участники группы «запеленывают» «гусеницу» в одеяла.

Ведущий. Внутри кокона гусеничка постепенно изменялась. Она
чувствовала, что на спине ее что-то появляется, что тело ее уже не то,
что прежде. Ей стало тесно в коконе. Гусенице захотелось выбраться

из него. Она стала двигаться так, чтобы освободиться от кокона...

И вот, наконец, она выбралась из кокона. То новое, что выросло на
спине, оказалось крыльями. Прекрасными радужными крылышками.


Сомнений не было, она превратилась в бабочку!.. А ее кокон, кото-
рый помог чудесному превращению, остался лежать на земле. Она
благодарно помахала ему крылышком и улетела. Теперь ее звала
новая жизнь. А в коконе поселился маленький жучок. И был очень
рад новому дому.

Таким образом, сказочная оболочка телесно-ориентированных уп-
ражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет
приобрести гармоничный опыт. Что, в свою очередь, помогает ком-
пенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмо-
циональное состояние.

3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобрете-
ния навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления». При
этом используются метафоры «Зернышко под землей», «Червячок в зем-
ле», «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить».

4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации.
Здесь развиваются способность понимать язык прикосновений, уме-
ние поддержать в тяжелом состоянии с помощью прикосновения. Те-
лесная коммуникация, сопровождаемая образами, прослеживается в
таким детских играх, как «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд
запоздалый». Дети говорят, что таким образом они делают массаж. Мы
используем этот принцип в коммуникативных упражнениях, таких как
«Рассказчик и слушатель».

«РАССКАЗЧИК И СЛУШАТЕЛЬ»

Ведущий. Дорогие путешественники! Сказочная дорога привела
нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не име-
ют глаз, ушей, не умеют они и говорить. Как же они общаются друг
с другом? Оказывается, вместо ушей у них — спина. А говорят они
при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Давайте обернемся
жителями этой страны. Ведь они нас многому могут научить. На-
пример, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару.
Один превратиться в Рассказчика, другой — в слушателя. Кстати,
прелесть такого общения еще и в том, что слушатель не перебивает
рассказчика, а выслушивает мысль до конца. Итак, дорогие Рас-
сказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув спиной
к себе. Помните, вы рассказываете что-то важное и интересное,
прикасаясь к спине вашего слушателя. А прикосновения бывают
разными: глубокими и легкими, продолжительными и краткими.
Все зависит от того, что вы хотите рассказать.


Далее ведущий включает музыку и Рассказчики общаются со свои-
ми Слушателями. В обсуждении важно сделать акцент на том, насколь-
ко верно слушатели поняли рассказчиков, благодаря чему это
произошло, а что, наоборот, мешало взаимопониманию. Резюмируя об-
суждение, ведущий подчеркивает, что можно общаться и понимать друг
друга с помощью прикосновений, можно оказывать поддержку друго-
му. Если необходимо, проговариваются и обсуждаются жизненные ситу-
ации, в которых нужны понимание поддержка близкого человека без слов.

5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техни-
ка спонтанного танца. Главная идея — отойти от стереотипных движе-
ний, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным дви-
жением. Безусловно, для занятий необходимо подобрать музыку, не
провоцирующую проявление стереотипных танцевальных движений.

Синтез телесно-ориентированных техник со сказкотерапией мы
условно называем психодинамическими медитациями. Ниже приво-
дятся примеры работы с детьми.

 

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ

Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями,
с развитием различного вида чувствительности, получением позитив-
ного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детс-
кого опыта (от эмбрионального состояния до настоящего момента).
А также этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела
На основе использования телесно-ориентированных приемов.

 

Перевоплощение

Сказочный лес. Представьте себе, что вы находитесь в сказочном
лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца,
волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь
мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыль-
ями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
Время перевоплощения 8-12 минут. Для занятия необходима по-
движная музыка.

Комментарий. Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко
Перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и зву-
ки. Это упражнение хорошо «разряжает» детей, дает им возможность
снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение.

 


Перевоплощение в животных развивает воображение ребенка. Кроме
того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, потому что,
изображая животных, дети тренируют различные группы мышц. Если
в группе много гиперактивных детей, этот прием поможет «разрядить»
их. Если в группе немало детей застенчивых и замкнутых, такой при-
ем поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чтобы
ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях —
это улучшит взаимодействие с детьми. Дети не просто поиграют «в жи-
вотных», а начнут лучше чувствовать их мир и свое тело.

Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных,
собирать воображаемые цветы, то есть активно двигаться. По сигналу
ведущего (это может быть хлопок в ладоши или звуковой сигнал) дети
замирают, превращаясь в камень. При этом они либо принимают эмб-
риональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени
и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот
прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожидан-
но появляется Дракон.

Комментарий. Упражнение развивает у ребенка умение быстро пе-
реключаться с активной деятельности на пассивную. Такой прием мо-
жет «нормировать» гиперактивных детей. Интересную и важную ин-
формацию может дать наблюдение за тем, как дети проявляют свою
активность, какую стратегию они выбирают. Осторожные дети пол-
ностью в активную игру не включаются. Они могут стоять и ждать сиг-
нала, по которому им нужно будет замереть. Дети, которым трудно
произвольно регулировать процессы возбуждения и торможения, вме-
сто того чтобы превратиться в камень, еще некоторое время после сиг-
нала будут бегать. Это упражнение развивает произвольное внимание
и способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Для
того чтобы дети чувствовали себя более свободно, ведущий тоже мо-
жет принимать участие в игре.

Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям,
как можно победить злое сказочное существо (например, Дракона, Ко-
щея, Злого Колдуна и пр. ). Когда дети подойдут к месту, где живет злое
существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный Дом. Делает-
ся это так. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь
головами. Дети берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. Злое
существо увидит этот Дом около своего логова, выйдет и начнет дуть,
чтобы Волшебный Дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко дер-
жась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.


Комментарий. Этот прием хорошо сплачивает детей, создает ощуще-
ние общего важного дела. Таким образом формируется групповая энер-
гия. Образ общего дома, который выдерживает натиск злого существа,
позитивно влияет на бессознательное ребенка, создавая у него чувство
уверенности и защищенности. Кроме того, такое превращение развива-
ет у ребенка чувство ответственности за общее дело и ощущение себя
частью целого. Чувство единства, которое испытывают дети, все вместе,
превращаясь в дом и выдерживая натиск врага, помогает группе в даль-
нейшем эффективно работать. Ведущий может играть роль злого персо-
нажа, который дует на дом, испытывает его на прочность.

Можно придумать еще множество персонажей и существ, в кото-
рые могут превращаться дети. Важно внимательно наблюдать за реак-
циями детей и вовремя переключать их внимание с одного превраще-
ния на другое.

 

Погружение в различные стихии

Земля. «Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля бывает раз-
ная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает
и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все по-
стоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она
приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он
становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но
вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному
снегу. И снова все изменилось в лесу Теперь мы идем по осеннему лесу,
у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному
болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с
трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из
болота и побежали по теплым лужам... А сейчас мы снова идем по лес-
ной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щеко-
чут и покалывают наши ноги».

Комментарии. В этом упражнении важно дать детям возможность
представить и «пройти» по разным видам почвы. Это упражнение спо-
собствует гармонизации эмоционального состояния, обшей энергети-
зации тела и развивает воображение. Опыт хождения по разным типам
почвы помогает человеку «заземлиться», сбалансировать свои чувства.

Вода. «Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода
тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мут-
ная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу


и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем
под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к род-
нику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превраща-
ется в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее».

Далее можно придумать другие образы, связанные с водой.

Воздух. «Сказочный воздух наполнен разными запахами. Приню-
хайтесь — чем пахнет в волшебном лесу? Но сказочный воздух тоже
бывает разным. Сейчас он теплый... даже горячий. А вдруг подул хо-
лодный колючий ветер, и нам стало холодно. Снова выглянуло сол-
нышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. Теперь мы сами
превращаемся в ветер. Он кружится над волшебным лесом. Мы пре-
вращаемся в сильный ветер, настоящий ураган... Вдруг ураган стиха-
ет, и мы превращаемся в легкий теплый нежный ветерок».

Комментарий. В этом упражнении особенно важно непосредствен-
ное участие ведущего в медитации, а также интонации и эмоции в его
голосе.

Огонь. «В Сказочной стране живет и огонь. И он тоже может быть
разным. Сейчас мы с вами превращаемся в маленькие уголечки. Ого-
нек на них маленький-маленький. Но вот подул ветер — и из уголеч-
ков раздувается огонь. Сначала он небольшой, а потом становится все
больше и больше. И вот мы становимся большим красивым пламенем.

Комментарий. Для этого упражнения полезно иметь прозрачную
ткань (например, тюль) розового или красного цвета. Когда происхо-
дит превращение в пламя, можно накинуть на детей ткань, чтобы они
изобразили язычки пламени.

 

Изображение растений

Волшебный Цветок. Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: «В
волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти,
Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и по-
явились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изоб-
ражая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поли-
вала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы
распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, рас-
крывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели вол-
шебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Доб-
рая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было
столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто


смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их
возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные
Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это
заповедное место».

Комментарий. Медитации с превращением в растения помогают ста-
билизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают
энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание активизируют
в ребенке потенциальность, делают его добрее и восприимчивее.

 

Упражнения с тканью

Волшебный ковер. Для занятий необходима прочная ткань (можно
разных цветов). Размер ткани не менее 1, 5 х 1, 5 м.

Ведущий говорит детям: «В нашей сказке есть волшебный Ковер.
Его соткала для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью
Ковра можно делать удивительные превращения. Тому, кто по нему
пройдет, он подарит сильные и крепкие ноги».

Дети вместе с ведущим встают вокруг ткани, берут ее двумя руками
за края и туго натягивают. Ткань поднимается над полом на 15—20 см.
Дети, поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопро-
тивление ткани. Такое упражнение развивает чувство опоры, внутрен-
ней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мыш-
цы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.

После ходьбы Ковер может покачать ребенка. Кто-то из детей ока-
зывается в центре Ковра, садится на него, и превращается в Дюймо-
вочку или Эльфа. Ковер же превращается в цветок и закрывает свои
лепестки. Остальные дети вместе с ведущим начинают медленно под-
нимать и покачивать хозяина (или хозяйку) цветка. Это упражнение
помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, оно
сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за
друга. По очереди все дети могут покачаться на Ковре, и он им пода-
рит силу и радость.

Брыкание. Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань на-
тягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на
теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близ-
ко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, «от-
брыкаться». После того как они «отбрыкались» ногами, они «брыка-
ются» руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом
кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в «брыкание» всю


свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, подли-
вает масла в огонь. Ведущий может сказать: «Представьте, что вы вол-
шебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят
ногами сломать стены загона».

Комментарии. Это упражнение очень эффективно для отыгрывания
подавленных отрицательных эмоций и агрессии. Если дети чересчур
возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение,
и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт «брыкания» по-
зволяет найти мирный путь проявления детской агрессии.

Ткань может быть натянута и над ребенком. Ребенок садится на
корточки под натянутую ткань. Он говорит детям и ведущему, как Ко-
вер должен себя «вести».

Ковер может туго и плотно прилегать к ребенку. Или, по его жела-
нию, может находиться над ним, не касаясь его. Ребенок может сидеть
под тканью, ложиться, вставать. Ткань может то плотно облегать его,
то едва касаться. Когда ребенок захочет, он может выйти из-под тка-
ни. Для сопровождения необходима тихая спокойная музыка. Веду-
щий должен быть спокойным и терпеливым. Он внимательно следит
за действиями и желаниями ребенка. И своим примером демонстри-
рует детям уважение к чувствам и желаниям того, кто находится под
тканью-Ковром.

Взаимодействие с Ковром символизирует взаимодействие ребенка
с Миром. Если ребенок бездействует, Ковер может плотно сдавить его,
вынуждая проявлять активность. Ребенок может «ощупывать» ткань
изнутри (как цыпленок, который вылупляется из яйца). В этом упраж-
нении оживляются и проявляются глубокие бессознательные модели
поведения. Некоторые дети ложатся под тканью и больше ничего не
хотят делать. Этому не нужно препятствовать и мотивировать ребенка
на какие-либо действия. Так ребенок проживает чувство покоя и дове-
рия, которого ему не хватает в жизни. Другие дети, наоборот, требуют,
чтобы ткань их плотно облегала, а когда их желание исполняется, они
начинают с силой ее отталкивать. Так ребенок освобождается от подав-
ленной агрессии и выражает свой протест психологическому давлению
на него (такое давление он может ощущать дома или в детском саду).
Есть дети, для которых важно, чтобы ткань их не касалась. Правда, та-
кая реакция встречается редко. Она может быть вызвана какими-либо
бессознательными переживаниями или ранними впечатлениями.

Упражнение с тканью можно использовать и в индивидуальной ра-
боте с ребенком. Интерпретация действий ребенка требует от ведуще-


го особого такта, опыта и осторожности, потому что в этом упражне-
нии затрагиваются очень глубокие пласты бессознательного.

Приемы с эластичной тканью, сшитой в кольцо. Для занятий потре-
буется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки
ткани сшиваются таким образом, чтобы получилось полотно длиной
2 метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получает-
ся кольцо из ткани шириной 40 см. Если такую ткань сложно найти,
можно использовать корсажную ленту.

Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно рас-
пределяясь по окружности, и облокотившись на ткань, расслабляют-
ся. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит
для себя в круге удобное положение и точку опоры.

С помощью такого приема формируется групповая энергия, спло-
ченность, чувство поддержки и доверия.

Далее ведущий может сказать: «А сейчас мы превращаемся в ска-
зочное море. В море волна накатывает и откатывает». Звучит спокой-
ная музыка. «А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они
колышутся и трепещут». Можно задавать детям различные образы,
которые помогли бы им расслабиться и испытать чувство общности
и взаимного доверия.

С такой тканью можно проводить различные подвижные игры. На-
пример, один из детей — водящий. Он выходит за пределы круга и пыта-
ется вновь в него войти, а дети его не пускают. Если это ребенок застенчи-
вый и неуверенный в себе, ведущему необходимо подыграть ему и дать
возможность быстро войти в круг Это укрепит у него чувство уверенности.

Важно наблюдать за тем, какую стратегию выбирает ребенок для
того, чтобы войти в круг. Он может быть агрессивен; может стараться
перехитрить всех, усыпив их бдительность; может пробиваться, как
танк, все время в одно место; может исследовать весь круг, ища слабое
место; может играть в «игрока», прорываясь на участке того ребенка,
который не сможет его не пропустить. То, как ребенок действует, ка-
кой стиль поведения выбирает, во многом определяет его стратегию
преодоления трудных ситуаций в жизни. Чем впоследствии будет
«брать» человек: умом, вежливостью, силой, терпением и пр. Эти на-
блюдения важны для того, чтобы лучше понять внутренний мир ре-
бенка, его скрытые качества. В эту игру можно играть и чуть изменив
условия. Водящий должен будет не войти в круг, а выйти из него.

Путаница. Все стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей, не
выпуская ткань из рук, запутаться — сделать не круг, а другую неструк-


турированную комбинацию. Когда все несколько раз «запутывались
и распутывались», ведущий может спросить, как детям было лучше,
когда они были запутанными или распутанными.

Комментарий. Эта игра не только снимает напряжение, но и имеет
символическое значение. Дети стоят в кругу, и их связывает ткань.
Ткань — это символ той невидимой связи, которая существует между
людьми в жизни. Любое действие каждого ребенка немедленно отра-
жается на общем состоянии круга. Место каждого стоящего в круге
важно и незаменимо. Незаменимо и место каждого человека в жизни
(любой человек имеет свои особенности, которыми он «раскрашива-
ет» свое место). Когда круг находится в спокойном состоянии, важно,
чтобы дети ощутили гармонию, сбалансированность взаимодействия
внутри круга. Этот прием помогает ощутить, прожить сбалансирован-
ное и разбалансированное взаимодействие (путаница). Игра в пута-
ницу — это символ того, что происходит со связью между людьми в
ситуации конфликта. Связь порвать невозможно, как нельзя выходить
из круга, и поэтому человек оказывается в очень неудобном для себя
положении. Связь перестает дарить чувство гармонии.

 

УПРАЖНЕНИЯ С ЗЕРКАЛОМ. СТРАНА ЗЕРКАЛИЯ

Рассматривание себя в зеркале формирует у ребенка адекватные
представления об образе и возможностях своего тела. Попав в волшеб-
ную страну Зеркалию. ребенок может рассматривать, ощупывать, ис-
следовать возможности своего тела (для таких занятий необходима
либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог
бы видеть себя целиком).

В волшебной стране Зеркалии каждый ребенок может увидеть себя
со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасни-
чает, высоко тянется, встает на цыпочки, садится на корточки, разво-
дит руки, поднимает ноги, бежит на месте и т. д. Важно, чтобы ребе-
нок хорошо рассмотрел себя в различных позах и движениях. При этом
ведущий не дает никакой оценки его действиям (например, он не го-
ворит «гримасничать плохо»).

 

ТАНЦЫ

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных со-
стояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой.


Танцуя, ребенок или взрослый начинает чувствовать свое тело и луч-
ше владеть им.

Для танцев потребуется подвижная, зажигательная, веселая музы-
ка. Ведущий может сказать: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную
страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало гово-
рят: они общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Пред-
ставьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети
вместе с ведущим показывают, как можно поздороваться в танце). А те-
перь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной стра-
ны и начинаем танцевать! »

Ведущий включает музыку и дает детям различные задания.

□ Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело, мы веселимся.

□ А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.

□ А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто
мы очень сердитые, мы злимся, топаем ногами и машем руками.

□ Злость наша прошла, и мы танцуем радостно.

□ А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся
и взлетаем вслед за ним.

□ А сейчас мы танцуем, как будто сильно хотим в туалет.

□ А теперь мы танцуем свободно и легко.

□ А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной поляне.

□ А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.

□ Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.

Ведущий может давать детям различные эмоциональные и образ-
ные задания. Это позволяет детям отыграть подавленные негативные
эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое
важное, танцы с различными эмоциональными и образными установ-
ками помогают детям находить адекватное телесное выражение эмо-
циям, чувствам, состояниям. Дети учатся владеть своим телом, стано-
вятся более свободными и уверенными в себе.

Наблюдение за тем, как дети танцуют, дает богатую информацию
об их внутреннем мире. Есть дети, которые постоянно следят за веду-
щим или другими детьми, как те двигаются. Таким детям сложно са-
мим найти адекватное телесное выражение чувствам. Это явление мо-
жет наблюдаться и у замкнутых детей, и у гиперактивных. В таком
случае задача ведущего — показать детям пример выражения различ-
ных состояний через танец.

Есть дети, которые живут в танце. Они могут закрывать глаза, ког-
да танцуют. Они ни на кого не смотрят. Такая реакция может прояв-


ляться не только у открытых детей, но н у внешне замкнутых, отстра-
ненных. Таким образом, в ганце ребенок может раскрыться с совер-
шенно новой, неожиданной стороны. Для некоторых детей танец, те-
лесный язык — единственная дорожка, по которой можно подойти к
их внутреннему миру.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой
ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, дру-
гой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно дви-
гаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обо-
жает рисовать... Комбинируя различные приемы сказкотерапии,
можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с анало-
гами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно рас-
ширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и дру-
гими людьми.

 

 

СОЗДАНИЕ СКАЗОЧНОЙ СРЕДЫ

 

Путешествие по сказочной стране — реальность. Поэтому нам не-
обходимо создать особую сказочную среду, где ребенок может путе-
шествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приклю-
чения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая
в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и
правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям ро-
дителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает ребенка
действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.
Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что, если он не
будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, раз-
рушать все вокруг себя - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погиб-
нуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, которые жи-
вут в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки
приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из
уст и под давлением взрослого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...