Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 15 страница




Именно из-за этого для сказкотерапевтических занятий необходи-
ма особая среда защищенности и тайны. Это облегчит процесс «пере-
носа» в Сказочную страну.

Для занятий желательно иметь зал не менее 20 м2 (чем больше зал,
тем больше возможностей передвижения).


Ведущий может стать Волшебником и создать вокруг себя Волшеб-
ную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и предста-
вить себе, каким должен стать зал после того, как вы превратите его
в уголок Волшебной страны. Когда у вас сформируется образ зала, при-
ступайте к его оформлению, помня о следующем.

1. Занятия лучше проводить при неярком освещении. На окнах хо-
рошо иметь плотные портьеры, не пропускающие свет. С помощью них
вы сможете регулировать освещенность зала в зависимости от тех собы-
тий, которые будут разворачиваться в вашей Волшебной стране. В углу
комнаты можно поставить небольшую лампу. На стенах зала появятся
тени, которые создадут ореол тайны и волшебства. Однако если вы со-
бираетесь проводить занятия с маленькими детьми (2, 5-4, 8 лет), пона-
блюдайте за их реакцией: есть дети, которые вначале боятся приглушен-
ного света. В этом случае занятие лучше проводить при привычном для
них освещении.

2. Зал для занятий лучше освободить от привычной детям мебели
и игрушек. Если обычную обстановку невозможно изменить, то луч-
ше закрыть, задрапировать ее ширмами и тканями. Дети, входя в при-
вычную комнату и не узнавая се, уже настроены на восприятие нового
и необычного.

3. В оформлении зала должны присутствовать сказочные элемен-
ты. Хорошо использовать блестящие, легкие ткани, декорации.
Сказочные элементы, которые вы используете при оформлении, яв-
ляются не только деталью интерьера, но и непосредственными дей-
ствующими лицами. Если дети увидят картинку с изображением ска-
зочного города, то хорошо бы им там побывать. Важно, чтобы этот
город не остался только условной частью оформления. Если на стене
появился рисунок Жар-Птицы, это определяет ее участие в сказочном
путешествии. Каждый предмет, который дети увидят в зале, может
принимать участие в сказочном процессе. В зале не должно быть лиш-
них предметов и игрушек, чтобы не отвлекать и не рассеивать внима-
ние детей. Кроме того, важно, чтобы все сказочные предметы или ге-
рои появлялись перед детьми постепенно, дети не должны видеть их
сразу. Если по сценарию вашего занятия запланирован поход в конк-
ретное сказочное государство и вы уже установили в зале соответству-
ющие декорации, спрячьте их до того времени, пока дети по «сказоч-
ной дорожке» не подойдут к этому государству («спрятать» декорации
можно, накрыв их тканью). Таким образом, дети, входя в зал, видят
ряд «холмиков», накрытых тканью, — Волшебная страна еще «спит».


Ребенок попал в ситуацию новизны и тайны. А это, в свою очередь,
усиливает его интерес. Даже самые отстраненные дети будут заинтри-
гованы. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная
музыка — медитативная, уравновешивающая, расслабляющая.

4. Важно, чтобы костюм ведущего чем-то отличался от обычного.
Можно надеть корону, накидку, сказочное платье, или что-то, делаю-
щее непривычным ваш обычный костюм (в этом вам поможет пара-
граф об имидж-терапии). Среди вспомогательных предметов ведуще-
го могут быть волшебный посох, корзина, клубок и другие предметы
(в зависимости от сценария занятия). Ведущий может проводить за-
нятия и от имени куклы, например куклы-марионетки.

Итак, зал подготовлен. Но Волшебная страна «оживет» только тог-
да, когда в нее войдут дети. И это будет происходить таинственно и не-
обычно.

За минуту до начала занятий включается музыка, чтобы стоящие за
дверью дети услышали первые сказочные звуки. Затем вы можете выйти
к детям и сказать: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Вол-
шебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти
в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что про-
исходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не
нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко,
не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Вол-
шебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь...
(шепотом) — пошли!.. »

Инструкцию желательно говорить тихим и мягким голосом. Однако
нужно следить за тем, чтобы все дети ее услышали. Через инструкцию
ведущий передает детям определенный настрой, вводит детей в «режим»
активного восприятия. Подобное состояние сонастроенности с вне-
шним миром важно для человека. Находясь в нем, он хорошо чувствует,
что происходит вокруг, и может гибко и своевременно корректировать
свои действия в соответствии с изменениями во внешнем мире.

Итак, до начала занятия ведущий настраивает детей на сказочное
путешествие, открывает дверь и тихо-тихо (чтобы не «вспугнуть» сказ-
ку) вместе с детьми заходит в зал. Когда все вошли, ведущий может
незаметно надеть свой сказочный костюм (корону или накидку). В зале
тихо играет музыка, верхний свет выключен, светит только лампа из
угла (важно, чтобы свет от нее не бил детям в глаза), и благодаря этому
на стенах могут мягко двигаться тени. Пару минут никто ничего не
говорит — дети только прислушиваются к тому царству звуков, в кото-


рое они попали. Потом ведущий может спросить у детей, что они слы-
шат и о чем им рассказывают сказочные звуки. После короткого об-
суждения (не больше 3—5 минут) сказочных звуков ведущий пригла-
шает детей к Месту превращений.

Место превращений. Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал»
то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОДА
в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать
«превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).
Для этого можно организовать Место превращений.

В одном из углов располагается задрапированный темной тканью
стул. На него можно поставить «Волшебный Цветок» (светильник из
световолокна в виде цветов), или «Волшебный камень» (какой-нибудь
красивый, блестящий, достаточно большой кристалл), или что-то дру-
гое (что подскажет вам фантазия). Если вы выбрали «Волшебный цве-
ток», то можно рассказать о нем детям так: «В этой Волшебной стране
есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему под-
ходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть сво-
ей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти
к этому Цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него)
и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого по-
желаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному Цветку,
встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним
руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали».

Пока ведущий это говорит, дети подходят к цветку, а ведущий (не-
заметно) включает светильник (кнопка включения светильника дол-
жна быть спрятана в складках материала).

Когда дети закрыли глаза и протянули руки над цветком, ведущий
говорит: «Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный Цве-
ток дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных су-
ществ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните
и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать
глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться
как тот герой, в которого Вы превратились. Только делайте это так,
чтобы не мешать превращаться другим. Ну как, все превратились?..
Тогда давайте знакомиться! » Ведущий и «сказочные существа» садят-
ся на пол в кружок недалеко от цветка.

У ведущего может быть ассистент, переодетый в какого-либо ска-
зочного персонажа. После превращения дети подходят и садятся око-
ло него в кружок. Ассистент представляется детям и расспрашивает


их, кто они такие (что любит тот персонаж, в которого они преврати-
лись, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и пр. ). Если
ассистента у ведущего нет, то он может сам взять на себя функции ска-
зочного существа, встречающего детей после превращения у цветка
(или использовать для этого куклу-марионетку).
На этом этапе важны два момента.

Во-первых, необходимо познакомиться с персонажами, в которых
превратились дети. (Кто сегодня пришел в сказку? Какая история
у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит, что
не любит, какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку прой-
тись, как ходит его персонаж, и т. д. ) Каждый ребенок говорит о своем
персонаже примерно три фразы (важно не затягивать знакомство, что-
бы не снизить интерес детей к происходящему). Этап знакомства с пер-
сонажами очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев,
характер и способ поведения которых для них наиболее значим в дан-
ный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие моде-
ли поведения. Он может подражать взрослым (родителям, любимым
педагогам, родственникам); может перенимать манеру поведения ге-
роев художественных или мультипликационных фильмов; может под-
ражать людям, которые являются носителями поведения различных
профессий (космонавт, диктор телевидения, милиционер, солдат
и т. п. ) Часто дети стремится быть похожими на героев сказок (Прин-
цесс, Принцев и др. ). Чем больше моделей поведения «освоит», про-
играет ребенок, тем гибче и разнообразнее будет впоследствии его вза-
имодействие с окружающими.

Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для
превращения (на одном занятии мальчик был Принцем, на следую-
щем занятии он превратился в Волка (доброго и мудрого), потом он
превращался в Лиса, Волшебника и других персонажей, которые ни
разу не повторились). Важно узнать у ребенка характер и предпочте-
ния его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения та-
ких персонажей, образ которых для нас, взрослых, может быть дву-
смысленным. Например, один мальчик превратился в Дракона. На
первый, поверхностный взгляд — образ не очень позитивный. Однако
в представлении этого мальчика Дракон был очень сильным и доб-
рым, он мог кого угодно защитить от любых злых сил. Кроме того.
Дракон благодаря своей многоголовости, был очень умным и хитрым:
он мог, не вступая в драку, перехитрить любого обидчика. Итак, тот
образ, который ребенок выбирает для перевоплощения, расскажет нам,


какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент.
Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один
и тот же образ, то он по каким-либо причинам очень значим для ре-
бенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него
манеру поведения; может быть, многократно проживая события под
маской этого образа, ребенок освобождается от чего-то; а может, с по-
мощью образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрос-
лому о какой-то проблеме. Так или иначе, анализ персонажей, в кото-
рых превращаются дети, очень психодиагностичен. Если вы ведете
серию занятий по сказкотерапии и используете в своей работе превра-
щения детей в различные персонажи, то имеет смысл результаты ва-
ших наблюдений систематизировать в таблице качественного анализа
(таблица составляется на каждого ребенка на отдельных карточках):

Фамилия, имя____________________

_____ Дата__________ Персонаж____________ Характеристика______________ Реакции_______

 

В первую графу по вертикали вы записываете даты занятий, во вто-
рую графу вы вписываете имя персонажа, в которого превратился ре-
бенок. В третью графу вы записываете краткую характеристику, кото-
рую дал ребенок своему герою (если ребенок демонстрировал походку
своего героя — запишите характер этой походки: мягкая, тяжелая, не-
уверенная и т. д. ). В последнюю графу вы заносите наблюдаемые вами
в процессе занятия наиболее типичные (в конкретном занятии) реак-
ции ребенка. Например: «Был очень активным, помогал другим», или
«Старался держаться в стороне, наблюдал» и т. д.

Систематизируя свои наблюдения, вы получаете возможность про-
анализировать серию занятий и понять внутренний мир каждого ре-
бенка. Кроме того, вы сможете сделать выводы относительно того, как
влияют на ребенка занятия по сказкотерапии.

Итак, вы познакомились с персонажами, в которых превратились дети
(а после занятий сделали по этому поводу соответствующие выводы).

Второй момент, на который важно обратить внимание в общении
у Волшебного Цветка, — это рассказать детям о том, что они будут се-
годня делать в Сказочной стране.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии вы будете решать оп-
ределенные задачи. Например, отработка произвольного внимания. Или
сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или
развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-


поведенческих реакций и пр. Вы подберете хорошие упражнения, ко-
торые позволят вам успешно решить поставленные задачи. Теперь важ-
но связать все задуманные вами упражнения в единый сказочный сю-
жет и сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». В этом
случае дети почувствуют, что они не просто играют «в сказку» или вы-
полняют интересные упражнения, а действительно исследуют пока
незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не
развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.

Сказочный герой, который встречает детей у Цветка, знакомится
с ними и может просить у детей помощи. Он может рассказать детям
о беде, которая с ним приключилась незадолго до того, как они при-
шли и о том, как можно ему помочь. Он обязательно предупреждает
детей об опасностях и трудностях, которые их могут ожидать, если они
по его просьбе отправятся в путь. Он рассказывает им, куда и как надо
идти, что нужно делать и пр. Напутствуя детей, сказочное существо
может дать им различные волшебные предметы в помощь: золотой
клубочек, волшебную палочку и пр., но при этом он определенно
и твердо оговаривает правила использования этих волшебных пред-
метов и ситуации, в которых они могут быть использованы (иначе дети,
уповая на волшебные предметы, могут не захотеть самостоятельно вы-
бираться из трудных ситуаций).

Таким образом, сказочный герой, встречающий детей у Цветка,
рассказывает детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной
стране. Либо это будет прогулка по Волшебной стране, либо помощь
сказочному существу, либо знакомство с жителями Волшебного Горо-
да, которые умеют делать что-то необычное (например, сочинять или
рисовать сказки, придумывать кукол, ставить спектакли).

Итак, дети вошли в сказку, превратились в кого хотели, получив
задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и не-
заменимыми. Следующая часть занятия — путешествие, приключения,
задания — осуществляется согласно предварительно составленному
сценарию. Но об этом далее.

Можно «ввести» ребенка в сказку и другим способом. Если у вас
нет сказочного Волшебного Цветка или вам просто не нравится такой
способ «посвящения» в сказку (у каждого из нас свой стиль работы),
можно «войти» в сказку через Волшебный Тоннель. Для этого нужно:
небольшие дуги-воротики или детские стулья (примерно 12 штук);
плотная длинная ткань или одеяла; маленькая лампа; небольшой ку-
сок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.


Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя тоннель.
Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у на-
шего тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от
выхода помещается на полу или на низкой подставке небольшая лам-
па. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден ребенку,
только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза ребенку,
сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, ребенок может
«войти» в сказку через Волшебный Тоннель. Важно, чтобы по оконча-
нии занятия дети «вышли» из сказки тем же способом, каким и вош-
ли. Если они «вошли» через Волшебный Цветок, то они через него
и «выходят». Если они «вошли» через Волшебный Тоннель (или через
другой волшебный «лаз»), то из сказки они «выходят» через него.
В сказку и из сказки есть только одна «дверь». Это особый «сказоч-
ный» закон, который определенным образом нормирует ребенка.

Если вы работаете с нормально развивающимися или одаренными
детьми, можно достаточно часто менять ритуалы входа в сказочную
страну и выхода из нее. Если вы работаете с детьми со сниженным
интеллектом и другими проблемами в развитии, важно помнить о том,
что они привыкают к определенному ритуалу.

Бывает, что запланированный вами ритуал входа в сказку не соот-
ветствует эмоциональному состоянию детей. Например, они пришли
перевозбужденные и не готовы к сосредоточению. В этом случае нуж-
но использовать двигательный ритуал входа в сказку. Например, что-
бы попасть в сказку, необходимо пять раз подпрыгнуть на правой ноге,
семь раз на левой ноге, затем сделать три хлопка, потом пять прыж-
ков. Причем делать это нужно всем вместе и одновременно. Если кто-
то ошибся, все начинается заново. Главное — записать этот ритуал, так
как его нужно повторить при выходе из сказки.

В ходе курса сказкотерапии можно комбинировать способы «вве-
дения» в сказку в зависимости от целей занятий. Важно, чтобы ребе-
нок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что
и вошел.


СЦЕНАРИИ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ. ЗАНЯТИЯ-ПУТЕШЕСТВИЯ С ДЕТЬМИ

 

Сценарий первый

Задачи занятия:

□ познакомиться с детьми:

□ отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом;

□ проработать мотив взаимопомощи и ответственности;

□ определить уровень произвольной памяти и внимания.

Необходимые материалы:

□ костюм Волшебника (накидка, шляпа, борода);

□ костюм Ворона (темная накидка, маска или картонный клюв);

□ костюм Птицы Рух (блестящая накидка и корона);

□ ткани разных цветов (голубой, желтый, зеленый, красный);

□ сказочная бутылочка с молоком (можно в корзинке);

□ детские стульчики.

Занятия лучше проводить с ассистентом, который будет играть по-
очередно Волшебника, Раненого Ворона, Птицу Рух.

Действие разворачивается после выполнения ритуала входа в сказку.

Добрый Волшебник. Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня
удивительные существа - добрые, смелые, готовые помочь друг
другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать
за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью пущу
в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы. что прогулка по Сказочно-
му лесу может быть не только приятной, интересной, но и опас-
ной? (Дети кивают головой. ) Значит, не растеряетесь в Волшебном
лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном Лесу все добрые
существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны — ведь
в сказке иногда все меняется очень быстро... » Дети прощаются с
Волшебником и выходят на «лесную дорожку».

Ведущий (расстилает на полу зеленую ткань, включает музыку).
И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговаривают-
ся друг с другом птицы? О чем они говорят? (Дети придумывают,
о чем говорят птицы друг с другом. ) Посмотрите — у нас под нога-
ми волшебная «лесная дорожка». Помните, Волшебник говорил,
что в сказке все может быстро изменяться? Вот и эта дорожка жи-
вая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв


тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы
с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он
просто обжигает ноги!.. А вот волна накатилась на песок и скрыла
его — мы с вами идем по теплой воде... И вот мы вышли на лесную
тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам...

Пока дети увлечены ходьбой по «живой» лесной тропинке, неза-
метно для них (но заметно для ведущего) появляется Раненый Ворон
(ассистент). Он ложится в стороне, откидывает одну руку — «крыло»
и потихонечку начинает стонать.

Дети замечают его и останавливаются. Некоторое время они не ре-
шаются подойти. Тогда Ворон начинает сильнее стонать: «Пить, пить! »
Наконец самый смелый из ребят подходит к Ворону, а за ним и все ос-
тальные. Кто-то из ребят спрашивает: «Кто ты? Что с тобой случилось? »

Ворон (тихим голосом). Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой
колдун стрелой заговоренной. Стрелу-то я клювом вытащил, а рана
осталась... Нет сил лететь дальше... пить...

Пока Ворон это говорит, В е д у щ и й в другом конце комнаты
ставит стульчик и накидывает на него голубую ткань. Дети оглядыва-
ются в поисках источника воды и замечают «родник» (стульчик под
голубой тканью). Все бегут к нему.

Если все бросили Раненого Ворона и побежали за водой, ведущий
может сказать: «Как же так?! Нельзя Ворона бросать одного. Кому-
нибудь нужно остаться! » Кто-нибудь из детей остается у Ворона (для
последующего анализа интересно — кто). Остальные дети подходят
к «роднику», складывают лодочкой руки и набирают в них воду.

Ведущий. Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь паль-
цы проходит!.. Что же делать? Но раз в сказке вы первый раз, под-
скажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась,
нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки
вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук.
А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить
чашу, отнесите Ворону воду.

Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыст-
рее добежать до Ворона и напоить его. Если кто-то будет торопиться
первым напоить Ворона, чаша сломается, и придется снова идти к «род-
нику»... а раненый Ворон все это время будет ждать...

Когда Ворон напился, ему стало лучше, но рана его так быстро
зажить не может.


Ворон. Спасибо вам, добрые существа! Кабы не вы, не миновать мне
смерти. Но чтобы рану от стрелы заговоренной мне заживить, нуж-
но молоко Птицы Рух. А самому мне к ней сейчас не добраться...
слаб я.

Дети переглядываются между собой, а потом кто-то говорит: «А да-
вай, Ворон, мы сходим к Птице Рух». Другие дети подхватывают это
предложение.

Ворон. Спасибо вам, мои дорогие. Да только труден путь к Птице Рух.

Дети говорят, что они не боятся.

Ворон. Пойдете вы вон по той тропинке и выйдете к болоту, перей-
дете через болото — лес дремучий начнется. Перелезете через буре-
ломы — к озеру выйдете. Переплывете через озеро — увидите розо-
вый свет. Пойдете туда. Там Птица Рух и живет. Да только не любит
она гостей непрошеных. Поэтому запомните волшебное заклина-
ние, которое вы должны сказать все вместе (иначе оно силу не име-
ет). Слушайте и запоминайте:

Птица Рух,
Птица Рух,
Ранен твой
Любимый друг!

Вам нужно сказать заклинание три раза, и тогда она к вам выйдет.
Расскажите ей про меня и попросите ее передать мне волшебного
молока. Не забудьте заклинание! А то птица Рух не поверит вам,
и может быть беда... Повторите его для верности три раза. (Дети
повторяют. ) Теперь я за вас спокоен. Счастливого пути! Спасибо
каждому из вас за помощь. Торопитесь, а то...

Пока Ворон разговаривал с ребятами, ведущий незаметно убрал
«родник» и вновь положил на пол «лесную дорожку».

Дети, попрощавшись с Вор оном, осторожно идут по «лесной
дорожке», на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, сту-
пают полной стопой.

Наконец они приходят к болоту. По болоту идти тяжело, ноги заса-
сывает тина: вместе с ведущим дети идут, с трудом вытаскивая из бо-
лота ноги. Но вот наконец и кончилось болото. Все выходят на лесную
опушку, садятся отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя — Ворон ждет.
Надо идти дальше через дремучий лес.

Дети вместе с ведущим входят в лес, руками раздвигают ветки, пе-
релезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился и пока-


залось большое озеро. Ведущий быстро убирает с пола «лесную дорож-
ку» и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро,
показывая, как они умеют плавать.

Пока дети плавают, ассистент в другом конце комнаты переодева-
ется в костюм Птицы Рух, ставит стул, накидывает на него розовую
ткань и прячется за стул (или ширму). Когда дети выходят из «озера»,
они обращают внимание на розовую ткань. Они догадываются, что это
и есть дом Птицы Рух. Дети вместе с ведущим осторожно подходят
поближе и начинают вспоминать слова заклинания. Оказывается, что
трудности сказочных дорог заслонили в их памяти слова заклинания.
Но постепенно (иногда с небольшими наводящими подсказками ве-
дущего) им удается восстановить текст заклинания. И когда все вмес-
те они произносят его три раза, перед ними появляется Птица Рух.

Птица Рух. Кто зовет меня? Кому нужна моя помощь? Здравствуй-
те, сказочные существа.

Дети рассказывают Птице Рух, что произошло с ее другом Вороном
(для ведущего важно запомнить, как они рассказывают и что им больше
всего запомнилось), и просят у Птицы Рух ее волшебного молока.

Птица Рух (приносит молоко). Кто отважится нести мое молоко
через весь нелегкий путь?

(Если кто-то один из детей вызывается, ему отдается молоко, если
вызывается одновременно несколько человек, то Птица Рух загадыва-
ет загадку. Кто первый ее отгадает, тот и понесет молоко. )

Загадка Птицы Рух:

Отважное сердце,
Острый клюв,
На помощь летит,
Когда его ждут.

(Ворон)

Получив молоко, ребята прощаются с Птицей Рух и отправляются
в обратный путь. После того как они приносят Ворону молоко, он вы-
пивает его, раны заживают. Он встает, полный сил.

Ворон. Спасибо вам, добрые существа! Если бы не вы, погиб бы
я здесь! Не побоялись вы дороги трудной. И теперь, когда вам нуж-
на будет моя помощь, зовите. Я прилечу. А теперь прощайте, мне
пора. Позади вас сказочное волшебное озеро, которое даст вам силы
перед дорогой домой. Искупайтесь в нем! Прощайте!

Ворон улетает.


Пока Ворон говорил, ведущий накинул на пол голубую ткань. Пос-
ле того как Ворон улетел, дети бросаются в «воду», резвятся в ней вме-
сте с ведущим, брызгаются. Ассистент в это время переодевается в Вол-
шебника, снимает чехол с Цветка и садится рядом с ним.

Нарезвившись в воде, дети замечают Волшебника и подходят к нему.
Они рассказывают ему, как они путешествовали, как помогали Воро-
ну и пр. Ведущему важно зафиксировать или запомнить, что они гово-
рят, кто и что говорит, так как все это свидетельствует о том, что было
наиболее значимо для детей.

После того как дети рассказали о своих приключениях, Волшеб-
ник хвалит их и говорит: «Да, не ошибся я в вас! После таких приклю-
чений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойди-
те к Цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя.
Счастливого пути! »

Дети превращаются в самих себя. Волшебный Цветок гаснет. И ре-
бята потихонечку выходят из зала. Занятие закончено.

Комментарий к занятию

Продолжительность занятия — 35 мин. (при желании время заня-
тия можно сократить или увеличить).

Первое занятие всегда связано с психодиагностикой, а в нашем слу-
чае — с наблюдением за поведением детей. Даже если вы очень хоро-
шо знаете ребенка, можете предсказать любой его шаг, в «сказочной»
ситуации он может повести себя самым неожиданным образом. Заня-
тие построено так, чтобы задачи, возникающие перед ребенком, по-
степенно усложнялись.

Первое упражнение «Ходьба по разным типам почвы» направлено
на общую энергетизацию организма, «заземление» и развитие вообра-
жения. Наблюдая за детьми в этом упражнении, важно обратить вни-
мание на следующие моменты:

□ насколько ребенок включен в процесс;

□ сам ли ребенок представляет себе разные виды почвы или смот-
рит, как делают другие (то есть насколько ребенок «включает»
свое воображение);

□ выполняет ли ребенок задание или просто совершает произволь-
ные движения;

□ насколько быстро ребенок переключается с одного задания на
другое (скорость переключения внимания).


Следующий этап — знакомство с раненым Вороном. При первой
встрече с Вороном дети могут проявлять различные реакции: они могут
долго стоять, не решаясь подойти, или, наоборот, сразу кинуться ему на
помощь. Некоторые дети, видя, как все помогают раненому Ворону, сами
ложатся на пол, требуя к себе внимания. При этом они могут сказать,
что яд из стрелы попал и в них. Из этой ситуации можно выходить по-
разному. Например, можно сказать, что яд, попавший не в Ворона, а в
другое сказочное существо (каким, собственно, и является ребенок),
выйдет только тогда, когда ребенок найдет в себе силы (а он их обяза-
тельно найдет! ) и отправится вместе со всеми в поход за молоком. Яд не
действует, когда ребенок активно движется и совершает доброе дело, но
если же он будет продолжать лежать, тогда никто не знает, что может
случиться... В том случае, если такая ситуация возникла потому, что ре-
бенок «проверял» вас (несознательно исследовал вашу реакцию), тако-
го объяснения достаточно. Если причины подобного поведения другие
(боль, существенный недостаток внимания в семье, усталость), ваша
реакция должна быть другой (в зависимости от ситуации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...