Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 16 страница




Для сплочения группы важно упражнение с общей «чашей воды». В
этом упражнении ребенок учится соотносить свой внутренний ритм и
желания с ритмом и желаниями других. «Чаша воды» становится сим-
волом сбалансированности внутренних ритмов нескольких человек.

Для проверки уровня развития произвольной памяти и внимания
Ворон дает детям запомнить заклинание. Особенно важно, чтобы вос-
произведение текста было отсрочено как по времени, так и эмоцио-
нально (после других эмоционально насыщенных переживаний - на-
пример, переход через болото, лес, озеро).

Чем больше занятий проводится с детьми, тем более сложные тек-
сты можно давать им для запоминания.

Особенно ценный материал для анализа дадут рассказы детей о сво-
их приключениях (то, что они рассказывают Волшебнику в конце за-
нятия). Ребенок прежде всего расскажет о том эпизоде, который для
него наиболее эмоционально насыщен. И вы поймете, что для него
наиболее важно и актуально. Превращение у Цветка в самих себя тоже
может дать интересную информацию.

Некоторые дети никак не могут или не хотят превращаться в самих
себя. Это может происходить по следующим причинам.

□ Для ребенка в данный момент его развития очень важно пере-
нять свойства и манеру поведения сказочного персонажа, в ко-
торого он превратился. В этом случае с ним (после занятий)


нужно индивидуально поговорить о том, что его сказочный ге-
рой может жить только в сказке, потому что там всем понятен
язык и действия этого героя. Если он попадет на улицы нашего
города, то ему придется туго — ведь он не знает, как себя вести в
нашей жизни. Он не сможет узнать маму и папу, чем их очень
расстроит. Но у Волшебного Цветка этот герой может подарить
ребенку те качества, которые ему особенно нужны. Кроме того,
в следующем сказочном путешествии ребенок, если захочет, сно-
ва может превратиться в этого же героя.

□ Ребенок не хочет, чтобы заканчивалось занятие. В этом случае
полезно переключить его внимание на что-нибудь интересное.

□ Ребенку явно не хватает дома внимания, эмоционального тепла
и принятия. В этом случае потребуется серьезная и квалифици-
рованная психологическая работа с родителями. Возможно —
семейная терапия.

Ни один самый тщательный сценарий не выполним на 100%. Одно
и то же занятие с разными детьми будет проходить по-разному. Сказ-
котерапия — это живой, творческий процесс, который будет обога-
щаться как детскими находками, так и вашими озарениями. На этих
страницах невозможно описать весь спектр реакций, возникающих
в сказочных ситуациях. Также невозможно описать и все причины, ко-
торые порождают ту или иную ситуацию (для этого потребуется от-
дельная книга). Поэтому только ваш жизненный и профессиональный
опыт и, что самое главное, интуиция подскажут вам, как выходить из
сложившейся ситуации. Однако есть основной принцип — не спорить,
не переубеждать, не давить, насильно не включать ребенка в сценарий
занятия. Ведь сказка — это место, свободное от условностей. В вашей
власти неожиданно менять ситуацию, проявлять оригинальное пове-
дение. Итак, если ребенок «не вписывается» в сценарий — предложи-
те ему альтернативный выход из ситуации, переключите его внимание
(ваше неожиданное «ку-ка-ре-ку» тоже может быть творческим реше-
нием ситуации). Главное — помнить о том, что каждое занятие «жи-
вое» и в нем всегда есть место экспромту.

Сценарий второй

Задачи занятия:

□ развитие воображения;

□ развитие произвольной памяти и внимания;

□ совершенствование коммуникативных навыков.


Необходимые материалы:

□ костюм Волшебника;

□ Волшебный Посох;

□ ткани: зеленая, голубая, черная;

□ ширма;

□ стулья;

□ костюм Ворона;

□ костюм охотника Нибумбума;

□ костюм Дракона.

Действие разворачивается после выполнения ритуала входа в сказку.

Добрый Волшебник. Здравствуйте, сказочные существа! Кто
пришел сегодня в мою сказку? (Дети представляют своих персона-
жей. ) Как хорошо, что пришли. У меня случилась беда: пока я при-
лег отдохнуть (возраст, знаете ли), прилетел Дракон из соседней
Сказочной страны и унес мой Волшебный Посох. А Посох-то мой
таков: в чьи руки попадет, такие и дела делать будет. В добрых руках
он помогает творить доброе волшебство, а в злых руках может и зла
наделать. Представляете, что может наделать Дракон, имея мой
Посох?! Беда еще и в том, что сам я не могу туда дойти без Посоха.
Стар ведь я. Что делать — не знаю...

Дети, ссылаясь на то, что у них уже есть опыт сказочного путеше-
ствия, предлагают свои услуги в походе за Посохом.

Волшебник. Ну спасибо вам, добрые сказочные существа, что от-
кликнулись на мою беду. А теперь послушайте, как идти в Драконо-
во царство. Сейчас встанете вы на сказочную дорожку, возьметесь за
руки, закроете глаза и сделаете 5 шагов вперед. Все вокруг вас изме-
нится. А когда глаза откроете — окажетесь в Заколдованном лесу. Лес
тот проверять вас станет — умеете ли вы превращаться в разных зве-
рушек, обитателей лесных. Знаю я, что сможете вы превратиться и в
лису, и в медведя, и в зайца, показать, как они ходят — поэтому я за
вас спокоен. А из Леса выйдете вы к обрыву высокому — дальше до-
роги нет. Вот тогда, прямо и не знаю, как быть: ведь даже если вы
умеете летать — крылья ваши не раскроются: пропасть-то волшеб-
ная. Через нее может только сам Ворон Воронович перелететь... Да
ведь вы с ним знакомы! А как позвать его на помощь, знаете?.. Под-
скажу я вам слова волшебные, запоминайте:

Друг наш, Ворон, прилетай!
Из беды нас выручай!


Слова эти только всем вместе можно говорить, не то Ворон не
услышит. Как дальше идти в Драконово царство — у Ворона Вороно-
вича расспросите. Ну, в добрый путь! »

Дети прощаются с Волшебником, берутся за руки, закрывают глаза
и делают 5 шагов. Ведущий тем временем набрасывает на пол «лесную
дорожку».

В Заколдованном Лесу дети под музыку (желательно подвижную)
изображают разных животных: зайца, лису, волка, медведя, лягушку,
змею и других.

Изображая животных, дети стараются говорить так же, как и они
(ведущий участвует в превращениях, просит детей «озвучивать» жи-
вотных). Вот, наконец, (через 5-7 минут), Заколдованный Лес за-
кончился.

Ведущий убирает «лесную дорожку» и ставит в конце комнаты 2 сту-
ла на расстоянии 1, 5-2 метров друг от друга (в ширину). Это один край
пропасти. На другом конце комнаты он таким же образом устанавли-
вает стулья.

Это другой край пропасти.

Дети подходят к тому краю «пропасти», который ближе к ним. И на-
чинают совещаться, вспоминать заклинание, с помощью которого
нужно вызвать Ворона. Наконец заклинание воспроизведено, приле-
тает Ворон и переносит детей по одному через «пропасть» (интересно
наблюдать реакцию детей на перелет: кто-то старается первым попасть
на другую сторону «пропасти», а кто-то побаивается перелетать через
«пропасть» на Вороне). Когда все дети оказываются на другой стороне
пропасти, Ворон спрашивает детей, чем еще он может им помочь. Дети
просят Ворона показать им дорогу в Драконово царство.

Ворон. Сам я ни разу не летал в царство Драконово, но знаю, что
если переплыть через вон то большое озеро, то за озером, в лесу
живет охотник Нибумбум. Он много раз охотился в Драконовых
лесах. Да только Нибумбум — человек особенный: как вы к нему
отнесетесь, так и он к вам. Испугается его кто-то — вмиг он страш-
ным станет, а кто не испугается и с добротой подойдет — того доб-
ром отблагодарит. Идите, мои храбрые путешественники. А обрат-
но пойдете — можете меня позвать, а можете Волшебный посох
использовать. Махнете им три раза — и мостик через пропасть по-
явится. До свидания! Скатертью дорога!

Пока Ворон говорит, ведущий в другом конце зала раскидывает на
полу голубую ткань: это «озеро». Дети прощаются с Вороном и пере-


плывают через «озеро». Оно большое, поэтому они плывут долго. Тем
временем ассистент незаметно переодевается в костюм Нибумбума.

После переправы через «озеро» ведущий меняет голубую ткань на
зеленую — и дети входят в лес, где живет Нибумбум. Играет музыка
с пением птиц, дети прислушиваются к голосам птиц, говорят, о чем,
по их мнению, птицы поют.

Ведущий. Смотрите, сколько на этой поляне цветов, спелых ягод,
грибов.

Дети показывают, как они собирают воображаемые цветы (какие),
ягоды (какие) и грибы.

Неожиданно появляется Нибумбум. Сначала он кричит: «Э-ге-ге-
ге» и как будто прислушивается к эху. Потом говорит строго: «Кто это
в моем лесу хозяйничает? В заповедной зоне веселится?! » (Задача Ни-
бумбума - произвести довольно грозное впечатление, а задача детей —
не поддаться этому впечатлению. )

Кто-то из детей вспоминает слова Ворона и говорит: «Не бойтесь,
Ворон ведь сказал — как мы к нему, так и он к нам». Дети смело подхо-
дят к охотнику и рассказывают, куда они идут и зачем.

Нибумбум. Да-а, нелегко у Дракона забрать Посох, ведь сам-то он
вам его не отдаст. Верно? В битву с ним вступать — он одолеет. Что
же делать?

Дети предлагают, генерируют идеи — как добыть Посох у Дракона.
Задача ведущего и Нибумбума, собрав детские идеи, подвести детей к
тому, что нужно сделать, чтобы взять Посох.

Нибумбум. Давайте попробуем Дракона перехитрить. Дракон боль-
шой, с ним справиться сложно? А с кем бы вы легко справились? (На-
пример, дети говорят, что с маленьким жучком или с мышкой. ) Зна-
чит, нам нужно заставить превратиться Дракона в мышку (или другое
маленькое существо). Как придете в пещеру Дракона, услышите его
храп. Но в пещеру не ходите. Скажу я вам заклинание, как Дракона
разбудить, да так разбудить, чтобы он не очень злым проснулся, что-
бы с ним можно было разговаривать. Слушайте и запоминайте:

Ветерок! Ты всех сильней!
Сон Драконовый развей.

А когда вы услышите, что Дракон перестал храпеть, произнесите
второе заклинание:

Эй, Драконище, проснись!
На поклон к гостям явись!


Только заклинания говорите дружно, все вместе. Когда выйдет к вам
Дракон, не пугайтесь. Поздоровайтесь и скажите, что, мол, охотник
Нибумбум рассказывал, что ты, Дракон, только в больших существ
умеешь превращаться. А вот в маленьких не можешь. Ты не можешь
превратиться в мышку, а мы можем. А значит — мы сильнее волшеб-
ники, чем ты. И тут вам надо всем, кроме одного, превратиться в мы-
шек, показать Дракону, что вы сильнее его. Дракону обидно станет,
что вы сильнее его, и он тоже превратится в мышку. Тогда тот, кто не
превратился в мышку, должен быстро вбежать в пещеру и схватить
посох. А уж с Посохом вам никакой Дракон не страшен. Ведь Посох в
добрых руках Добро делает, а Добро всегда сильнее Зла. Как Посох
получите, с его помощью сделаете с Драконом, что пожелаете.

Ну а теперь... заклинания запомнили? (Дети повторяют заклина-
ния. ) Теперь от моего леса сделаете 10 шагов с закрытыми глазами на
носочках, потом 10 шагов с закрытыми глазами на пяточках и 5 шагов
с закрытыми глазами как обычно — полной стопой. Все вокруг вас
изменится, и вы увидите пещеру Дракона. Доброго пути!

Пока дети выполняют инструкцию Нибумбума (ведущий следит
за тем, чтобы они все сделали правильно), ассистент ставит ширму и
накидывает на себя плащ Дракона. Когда дети заканчивают ходьбу,
он за ширмой начинает храпеть. Дальше все происходит так, как и
предсказывал Нибумбум. Когда дети получают Посох, они начина-
ют совещаться — что же им сделать с Драконом (здесь варианты ре-
шения непредсказуемы). Например, дети приказывают Дракону пре-
вратить свое логово в большой цветущий сад и ухаживать за цветами
(то есть выбор меры пресечения для Дракона зависит от фантазии
детей). В любом случае Дракон, показав, что он выполнит приказа-
ние детей, удаляется за ширму, чтобы распространить приказ детей
на все свое царство.

Тем временем ведущий говорит, что Ветер легкий (который забрал
сон у Дракона) прилетел и хочет с детьми потанцевать. Играет по-
движная музыка, и дети кружатся в танце вместе с Ветерком. А ассис-
тент тем временем за ширмой переодевается в Волшебника и садится
рядом с Цветком. Когда танец с Ветерком заканчивается, дети взма-
хивают Посохом и он переносит их к Волшебнику. Волшебник, увидев
Посох, радуется и благодарит ребят, а они рассказывают ему о своих
приключениях.

Далее дети превращаются в самих себя у Волшебного Цветка. За-
нятие закончено.


Комментарии к занятию

Занятие построено так, что задачи, встающие перед детьми, посте-
пенно усложняются. Сначала им предстоит принять ответственное
самостоятельное решение — пойти за Посохом в царство Дракона.
Важно то, что дети отправляются за Посохом не только для того, что-
бы помочь Волшебнику, но и для того, чтобы Дракон не смог делать
злые дела. В данном случае дети как бы берут на себя ответственность
за всю Сказочную страну, принимают на себя функцию Спасителей.
Поскольку путешествие заканчивается удачно, у ребенка появляется
собственный жизненный опыт взаимопомощи и преодоления препят-
ствий. Кроме того, ребенок бессознательно запечатлевает тот факт, что
ответственность влечет за собой не только трудности, но и огромное
чувство удовлетворенности, когда дело сделано. Таким образом, в ре-
зультате нескольких удачных сказочных путешествий у ребенка фор-
мируется чувство уверенности в своих силах.

С помощью упражнения «Ходьба с закрытыми глазами» можно ре-
шить две задачи, а именно: развить координацию движений и «пред-
ставления о «схеме тела» и усилить сказочное впечатление (измене-
ния в зале для занятий происходят не на глазах у детей, и это усиливает
сказочный эффект; кроме того, это дает возможность ведущему или
его ассистенту незаметно поменять положение или внешний облик).

Упражнение «Превращения в животных»: обычно дети с удовольстви-
ем превращаются в животных, копируя их манеру поведения и звуки.
Это упражнение не только развивает их воображение, но и может слу-
жить хорошей «упаковкой» для физкультурных упражнений на различ-
ные группы мышц.

Важная ситуация для наблюдения — перелет с Вороном через «про-
пасть». Как дети выстраиваются в очередь на переправу через «про-
пасть»? Уступают ли они друг другу или каждый стремится быть пер-
вым? Есть дети (ответственные лидеры), которые наводят порядок,
устанавливают очередность переправы, а сами летят последними. При-
чем в обычной жизни они могут и не демонстрировать таких качеств,
а проявлять качества прямо противоположные (это могут быть и «ти-
хони», и «неуправляемые» дети).

Если вы хотите дать каждому ребенку возможность проявить свои
организаторские качества (особенно это касается мальчиков), вы мо-
жете перед тем, как войти в Сказку, заключить с ребятами договор: «Для
того чтобы отправиться в сказочное путешествие, нам нужно выбрать
«Главного». Того, кто в этом путешествии будет следить за тем, чтобы


каждый делал свое дело; если потребуется защищаться от кого-то
(в сказке всякое бывает) — то он взял бы на себя командование. В ходе
нашего путешествия мы будем прислушиваться к тому, что говорит нам
«Главный», выполнять его советы». Дальше можно обсудить с детьми,
какими, на их взгляд, качествами должен обладать «Главный» (обыч-
но дети говорят: «добрый, справедливый, сильный, красивый» и пр. ).
Важно зафиксировать, какое качество назвал каждый ребенок, так как
это имеет психодиагностический смысл. Часто дети называют те ка-
чества, которые являются для них наиболее ценными. Или те каче-
ства, которых им не хватает в близких людях (особенно это относится
к неблагополучным детям). После этого вы сообщаете, что каждый,
кто хочет, может побыть «Главным». Если группа большая, можно вы-
бирать двух «Главных». «Главного» выбирают на каждом занятии зано-
во. Выборы можно проводить с помощью жребия (при этом вы може-
те объяснить детям, что такое шанс, случай). Однако на первом
и втором занятии «Главного» лучше назначить самому под любым «ска-
зочным» предлогом (или просто с позиции Вашего авторитета: «Мне
бы очень хотелось, чтобы в этом путешествии «Главным» был Вася»).
В этом случае хорошо выбрать активного и «хулиганистого» ребенка,
для того чтобы дать ему возможность «прожить» чувство ответствен-
ности за всех (бывает так, что жребий такому ребенку долго не выпа-
дает, он начинает нервничать и отключаться от сказочного процесса.
Если же дать ему возможность побыть «Главным» в самом начале, вы
заметите, как меняется его поведение). Выбор «Главного» имеет смысл
проводить, когда детям уже больше 5 лет и в группе есть несколько
детей, которые конкурируют друг с другом.

Итак, реакции детей на переправе через «пропасть» во многом от-
ражают их поведение в трудных ситуациях. Кто-то может заявить, что
он может переправиться сам (в этом случае Ворону не нужно спорить
с ребенком). Можно «лететь» рядом с ним, чуть придерживая за руку).
Кто-то может испугаться лететь с Вороном (в этом случае ведущему
необходимо организовать поддержку со стороны других детей, кото-
рые сказали бы: «Не бойся, мы тебя ждем! »). Некоторые дети «виснут»
на Вороне, требуя немедленной переправы (в такой ситуации Ворону
необходимо рассказать о своих чувствах, о том, как ему тяжело и не-
приятно, и переправить не тех, кто на нем «висел», а другого ребенка)
Ситуаций на «переправе» может возникнуть много, главное - твор-
чески подойти к их разрешению.

Купание в «озере» и сбор ягод на «поляне» — упражнения, развиваю-
щие воображение и двигательную координацию.


Встреча с охотником Нибумбумом. Образ Нибумбума важен тем, что
он как бы ставит детям «зеркало», в котором отражаются их реакции
и поведению. Нибумбум зорко следит за тем, как и на что реагируют
дети. Если они капризничают, он начинает ныть и гримасничать, если
они начинают на него нападать или прячутся, он разыгрывает стро-
гость и т. д. Образ Нибумбума помогает понять ребенку важную вещь:
как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Страх притягивает к себе
опасность, доброта — помощь.

Для развития произвольной памяти и внимания полезны различные
заклинания, которые дети должны запомнить. Текст заклинаний может
меняться; важно, чтобы воспроизведение было отсроченным.

В царстве Дракона. Встреча с Драконом — это встреча с персони-
фицированным злом. Поскольку реально драться с Драконом детям
не под силу, нужно придумать другие способы решения задачи. Важ-
но, чтобы дети сами высказывали свои идеи, как справиться с Драко-
ном. И если детские идеи окажутся интереснее Вашей сценарной за-
готовки — пусть будет реализована детская идея.

Сценарную заготовку лучше применить тогда, когда дети зашли в ту-
пик. Только в этом случае Нибумбум может предложить превращение в
мышку. Не исключено, что кто-нибудь из детей сам додумается до вашей
идеи (ведь многие дети знают сказку про Кота в Сапогах). Поиск сред-
ства для того, чтобы обезвредить Дракона, способствует, с одной сторо-
ны, развитию творческого мышления ребенка, ас другой стороны, помо-
гает ребенку самостоятельно работать со своим страхом (Дракон —
страшное существо, кроме того, он еще обладает и Волшебным посохом,
поэтому, придумав, как справиться с Драконом, ребенок запечатлевает
в бессознательном не только победу над страхом, но и уверенность в том,
что в дальнейшем он самостоятельно сможет справиться с ним).

Любой сценарий сказочного путешествия содержит в себе основ-
ные элементы сюжета сказки: расставание с домом, встреча с помощ-
никами, борьба со злом и победа, возвращение домой. Основываясь
на этом, вы можете сочинить другие сценарии сказочных путешествий.
В помощь вам предлагаем следующую схему.

Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Герои, которые встретятся на пути, могут быть известны детям из
сказок (Баба Яга, Кощей, Волк и др. ), а могут быть и неизвестны (как
Нибумбум). Неизвестных детям героев легче наделять качествами, не-
обходимыми вам для проработки. Например, герой, который совершает


Этап Цель Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Обобщение 7. Ритуал «выхода» из сказки Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку Вспомнить то, чем зани- мались в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт при- обрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобретение нового опыта, раскрытие новых качеств личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное сплачивающее действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прош- лый раз, и пр. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, по- пробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

только плохие поступки, может быть перевоспитан детьми (при этом
герой рассказывает историю, как он стал таким плохим и как ему, пло-
хому, на самом деле трудно живется, — никто с ним не играет, все бо-
ятся и пр. ). От лица героев сказки дети легко воспринимают нормиро-
вание (правила поведения), с удовольствием выполняют задания на
развитие памяти, внимания, речи.

Если у вас нет ассистента, вы можете использовать кукол-марио-
неток. Обычно дети легко включаются в такую игру.

Однако занятия по сказкотерапии можно проводить не только в ви-
де сказочных путешествий по Волшебной стране. Когда дети окажут-
ся в сказке, можно с ними рисовать, ставить спектакль, изготавливать
кукол, сочинять сказки, рассказывать им сказку под музыку и многое
другое.


Теория и практика
игротерапии

 

 

• Понятие игры

• Игровая терапия

• Сказочная игротерапия

• Игровой практикум

• Игротерапия с детьми, имеющими
проблемы развития и ограниченные
возможности жизнедеятельности


ПОНЯТИЕ ИГРЫ

 

Ее Величество Игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры вот уже многие века пытаются прибли-
зиться литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педа-
гоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных
Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом
ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую
словом век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов —
детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство
рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство —
это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому слу-
жит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а мо-
лодой — играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям
не порча игрушки»... «Игрушки да смешки, шутки да потешки, не ток-
мо главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские
люди.

Интересно: оказывается слово «играть» применительно к ребенку
означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и
в языке современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой иг-
рать» или » Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с
тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу! »

Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что
«подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного»,
значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллек-
туально, более жизнеспособен.

Воистину — «играть — значит жить! » «Вся жизнь — игра! » — эта
фраза из «Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопровождает нас уже вто-
рое столетие. Но «... жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо так.
чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы... »,
и эти слова Николая Островского прочно укрепились в сознании лю-
дей советской эпохи.


Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подго-
товки к будущей жизни — одно из главных положений русской народ-
ной педагогики. Однако многим современным родителям и педагогам
оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое вре-
мя, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять
драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры » в «доч-
ки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают неко-
торые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры, или спортив-
ные, например, восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей
образованными людьми, родители и педагоги зачастую воспринима-
ют детство лишь как короткую ступень на пути ребенка в общество
взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре
достается лишь функция развлечения и отдыха между делами, кото-
рыми так важно занять ребенка.

Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ею внут-
ренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и пси-
хологам, раскрытие тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем
искать в трудах мыслителей разных эпох.

В латинском языке понятие «игра» - «раidеid» - этимологически
близко к понятию «воспитание», что и использует в своих рассужде-
ниях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду
с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что
необходимо жить играя, дабы снискать к себе благосклонность богов
и прожить согласно свойствам своей природы. Он пишет: «... любое
юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле,
ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что
молодые люди то прыгают, то скачут, находят удовольствие в плясках
и играх. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы
нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и рит-
ма, сопряженное с удовольствием... ». 1 Итак, по Платону, игра — это
источник удовольствия.

Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя
признавал ее как развлечение и отдых, и за то, что игра готовит к тру-
ду. По его словам, «... в идеальном государстве люди способны преда-
ваться прекраснейшим играм... »

1 Платон. Собрание сочинений в 3 томах.


И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», заня-
тием, которое «приятно само по себе». Шиллер, боготворивший


красоту во всех ее проявлениях, считал, что игра и красота уравнове-
шивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. По мне-
нию Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значе-
нии слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет... »,
и «игра — свободное самостоятельное раскрытие всех сил человека,
его сущности». 2

Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юношеском
возрасте»3 выдвигали тезис о том, что в силу биогенетического закона
в детских играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства,
кочевничества, земледелия, собирательства. Таким образом, считали
эти ученые, игра есть ни что иное, как «своеобразный атавизм биоло-
гических и культурных предков».

Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры де-
тей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выра-
жаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь,
он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы;
он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами сво-
ей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской
и не полной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребен-
ка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложив-
шихся представлений, у него их довольно только для игры... ». 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...