Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 17 страница




Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душевный
материал, сформировать и уточнить представления о жизненно-важ-
ных действиях, поступках, ценностях.

А что же по этому поводу говорил американский психолог и психи-
атр Э. Берн? «Игрой мы называем серию следующих друг за другом
скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и пред-
сказуемым исходом... но обладающих скрытой мотивацией, короче го-
воря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку, какой-то подвох».
Вывод Э. Берна о значении игры прост и актуален: «Весь процесс вос-
питания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры
следует играть и как в них играть». 5

2 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании.
1 Работа вышла в Петрограде в 1920 году.

4 Шелгунов Н. В. Соч. Т. 1 СПб 1904 г.

5 Берн Э. Игры, в которые играют люди.


В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинга приходит к важ-
нейшему выводу, что игра — это необходимый способ социальной
жизни, объективная основа нашего существования.


Блестящий российский психолог, исследователь игры, Д. Б. Эль-
конин полагает, что игра организует деятельность с помощью культо-
вых символов, и значит, учит ориентироваться в явлениях культуры,
помогает использовать их соответствующим образом. Эльконин трак-
тует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе он-
тогенеза, как одну из форм развития психических функций и способ
познания ребенком мира взрослых.

Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более
важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего работа фантазии,
«... а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышле-
ние, которое надо противопоставить познавательному мышлению; так
как в последнем материале восприятия перерабатываются мысли, в ко-
торых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего
эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвое-
ния идеалов... »6. По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем
течении, независимо от биологической функции, внешне благопри-
ятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ре-
бенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разре-
шения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть
определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как дея-
тельность, служащая средством телесного и психического выражения
чувства; тому изменению реальности, которое непременно имеет мес-
то при игре и благодаря которому объект игры представляет неразрыв-
ное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без
изменения объекта нет и игры... »

Конечно же, большинство игр служат прежде всего интересам чув-
ства, а не интеллекта (имеются ввиду спонтанные детские игры). Имен-
но благодаря этому игры становятся важнейшим подспорьем в деле
подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра
обеспечивает ребенку и безопасность и «психический простор», «пси-
хическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться
все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.

6 Звньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

7 Газман О. С. Каникулы. Игра. Воспитание. М., 1988.


Как отмечает О. С. Газман7, «игра всегда выступает одновременно
как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем; с од-
ной стороны, она дарит сиюминутную радость и служит удовлетворе-
нию актуальных потребностей ребенка, а с другой — всегда направле-
на в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные


ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения,
навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения
им социальных, профессиональных, творческих функций, а также
физической закалки развивающегося организма».

Детская игра «... оказывает важное воздействие на оптимистичес-
кое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», — делает вывод исследо-
ватель детской игры С. А. Шмаков. 8

Интересна и важна позиция академика И. С. Кона: «Что такое игра,
мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определе-
ния, которое исчерпывало бы весь объем понятия, все мои интуитив-
ные представления об игре. Почему бы, действительно, не представить
ее... механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной
системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не слу-
чайно такой тонкий психолог, как Д. Мид, увидел в игре обобщенную
модель формирования того, что психологи называют «самость», соби-
рание ребенком своего " Я" ».

Итак, игра — наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ре-
бенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления,
самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важ-
но, самореабилитации.

 

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

«Что же это за метод? Чему и кому он служит? Зачем терапевтиро-
вать ребенка в игре, ведь вы только что доказывали нам, что игра и есть
процесс «само»..., так пусть дети сами и играют... ». Нередко приходит-
ся слышать такие слова.

По определению Г. Л. Лэндрета: «Игровая терапия определяется как
динамическая система отношений между ребенком и терапевтом, обу-
ченным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка
игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений
для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать соб-
ственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью
игры — естественного для ребенка способа коммуникации». 9

к Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
4 Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.


Мы разделяем и поддерживаем позицию Г. Л. Лэндрета, но в на-
шем понимании игротерапия — это процесс совместного с ребенком


проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации,
поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия,
сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге
откровений, открытий и побед. 10

Так почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес
и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми?
Все дело в том, что игра для ребенка — естественный способ рассказа
о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игруш-
ки для детей — слова, а игра — речь. Свести терапию к вербальной
экспрессии — значит отрицать существование наиболее графической
экспрессии: деятельности... Если существует терапия с помощью раз-
говоров, то почему не может существовать терапия с помощью игры? » —
абсолютно справедливо задает вопрос Лэндрет.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг
с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства,
весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут про-
жить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним
определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь про-
живая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому
и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предо-
ставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преоб-
ражать свой опыт, свой личный мир.

В. Экслайн рассматривала игру как процесс, в котором ребенок
проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность,
вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться
управлять ими, либо отказаться от них. Действительно, зачастую наши
беседы, увещевания «не греют детскую душу». Они, быть может, по-
нятны и принимаются ребенком, но все это — не его собственный опыт,
не его личный выбор и не им принятое решение. Как часто мы пред-
лагаем детям нюхать срезанные цветы, лишая их возможности выра-
щивать прекрасные цветы самим.

10 Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
СПб., 1999.


Таким образом, игротерапию мы понимаем как процесс взаимодей-
ствия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном
ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укреп-
ления собственного «Я», успешное моделирование собственного насто-
ящего и будущего.


Какова же история развития игровой терапии? О зарубежном пути
развития игротерапии написано немало. Достаточно обратиться к кни-
ге Г. Лэндрета. Он выделяет пять основных направлений развития за-
падной игротерапевтической мысли.

1. Игровая терапия и психоанализ

История маленького Ганса, описанная в трудах Зигмунда Фрейда,
стала отправной точкой использования наблюдений за детской игрой
в психоаналитической терапии. Термина Хаг-Хельмут стала одним из
первых терапевтов, утверждавших, что игра является наиболее ответ-
ственным моментом в психоанализе ребенка. Именно она предложи-
ла использовать игрушки, чтобы помочь детям как можно полнее вы-
разить себя в игре. Психоаналитики обнаружили, что дети не могут
описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Де-
тей, в отличие от взрослых, чаще всего совсем не интересует их про-
шлое и стадии собственного развития. Поэтому многие психоанали-
тики были вынуждены использовать непрямой терапевтический
контакт, а именно метод наблюдения за детьми.

В 1919 году М. Кляйн стала активно использовать игровую технику
как средство анализа при работе с детьми 6 лет. По мнению Кляйн,
детская игра всегда обусловлена скрытыми мотивациями и свободны-
ми ассоциациями, точно так же, как и поведение взрослых. Ею были
проанализированы те случаи, когда игра использовалась как метод
свободных словесных ассоциаций. Таким образом, игра позволила
непосредственно проникнуть в детское бессознательное, при этом обо-
гатив представления терапевта о ребенке. Использовала в своей рабо-
те с ребенком игру и Анна Фрейд. Игра для нее была неоценимым под-
спорьем при установлении контакта с ребенком. В отличии от Кляйн,
А. Фрейд подчеркивала, что прежде чем приступить к толкованию бес-
сознательных мотиваций, скрывающихся за рисунками и игрой ребен-
ка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт между ре-
бенком и терапевтом. Кляйн и А. Фрейд утверждали, что игровая
терапия позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить Эго
ребенка, ведь игра — это то средство, которое делает самовыражение
ребенка свободным.

2. Игровая терапия отреагирования

Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми,
пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал


использование игры в процессе терапии тем, что именно игровая дея-
тельность дает ребенку возможность отреагирования. В рамках этого
подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специаль-
но отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, ко-
торый вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предоставляется воз-
можность спонтанной игры в игровой комнате с предложенным
игровым материалом. Затем терапевт в определенный момент моде-
лирует в игре ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травми-
рующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напря-
жения, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе
«отыгрывания» или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет
игрой и тем самым переходит из пассивной роли пострадавшего в ак-
тивную роль деятеля.

Яркой иллюстрацией игровой терапии отреагирования может слу-
жить замечательный фильм-наблюдение Ролана Быкова «Кукла». Глав-
ная героиня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во вза-
имодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно
играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей
песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об
пол тяжелых предметов, охи, недовольное бормотание, крики, шлеп-
ки, детский плач.

Сменяется кадр и девчушка вновь играет с куклой. Но теперь она
уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с по-
ла, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.

Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не вид-
но в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет комнату.
И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захлопывается. Ре-
бенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу
и бежит в сад. Там под могучим деревом кидается на землю и начинает
бить, в остервенении рвать куклу, кричать и плакать... Обессилев, де-
вочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими
пальчиками собирает истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спо-
койно возвращается в дом...

Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вынести
вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь кук-
лы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные ситуации, постоян-
но выпадающие на его долю.


3. Игровая терапия построения отношений

Философской основой этого подхода стала работа Отто Ранка, ко-
торый перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его
бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт - кли-
ент», акцентируя внимание на то, что происходит непосредственно
«здесь и теперь».

Конечно же, в терапии отношений основное внимание уделяется
лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и кли-
ентом. Фредерик Аллен писал: «Я не боюсь дать пациенту почувство-
вать, что он интересен мне как личность. Я не буду прилагать никаких
усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый
опыт. В фокусе внимания находятся прежде всего сиюминутные чув-
ства и реакции... »

Нам очень важен подход Фредерика Аллена (1934) и Джесси Тафт
(1933), которые особенно подчеркивали необходимость отношения
к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способ-
ной конструктивно изменить собственное поведение.

Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к понима-
нию того, что они являются отдельными личностями со своими жела-
ниями и что они могут существовать в системе отношений с другими
людьми, обладающими своими специфическими качествами.

4. Недирективная игровая терапия

Недирективная терапия, или терапия, «центрированная на клиен-
те», наиболее полно получила свое отражение и обоснование в трудах
Карла Роджерса (1942). Он расширил первоначальные концепции
и разработал систему недирективной терапии. Успешно применяла
принципы недирективной терапии и Виржиния Экслайн (1937) в иг-
ровой коррекционной работе с детьми. Недирективная терапия не тра-
тит усилий на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его,
основываясь на идее, что поведение ребенка всегда направляется
стремлением к наиболее полной самореализации. Цели недиректив-
ной терапии состоят в самопознании и самореализации ребенка.

Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (1950) от-
мечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются бе-
зопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок
свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким,
каков он в данный момент, собственным способом и в собственном
темпе... »


5. Игровая терапия в условиях школы

Школа видит свою основную цель в помощи детям в их интеллек-
туальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, пре-
доставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом,
главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том,
чтобы помочь детям наилучшим образом подготовиться к усвоению
предлагаемых знаний. Детей нельзя заставить научиться чему-либо.
Русская пословица гласит: «И один человек может привести лошадь к
реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не
желает». С одной стороны, игровая терапия способна возбудить инте-
рес к учению, к творческому, продуктивному взаимодействию учителя
и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия
призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Иг-
ровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хо-
зяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткры-
вателем и успешным человеком, тем самым формируя положительные
представления ребенка о себе.

Безусловно, направленность игротерапии и способ ее организации
зависят от той терапевтической школы, к которой принадлежит игро-
терапевт.

Рассмотрим подход к «игротерапии» в русской деревне ХVI-ХIХ
веков. Ребенок до семи лет в русской деревне не воспитывался в со-
временном понимании этого слова. Крестьяне были убеждены, что
ребенок еще находится в стадии младенчества, а посему являет собой
существо еще глупое, неразумное. Взрослым не приходило в голову
учить семилетнего ребенка азам крестьянского труда — уходу за жи-
вотными, земледелию, охоте, шитью, качеству или выпечке хлебов. Од-
нако это не означало, что родителями совсем не прилагалось никаких
усилий чтобы вырастить своего малыша достойным, трудолюбивым
крестьянином или ремесленником или расторопной и всеми уважае-
мой хозяйкой домашнего очага.

Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему
в жизни придется много трудиться и что труд может приносить радость
и удовольствие.

Этот основной ценностный постулат крестьянской жизни заклады-
вался в душу ребенка через своеобразную игру «в труд». Игру, которая
сопровождала жизнь крестьянской семьи буквально на каждом шагу.

Малыш 2—4 лет видел вернувшегося с работы отца, слушал его рас-
сказы, и у него, естественно, возникало желание стать таким же ловким


и смелым, таким же удачливым охотником, как и отец. И поэтому сын
с отцом вместе отправлялись на огород, чтобы где-нибудь в зарослях
травы поставить простейший силок, в который, по уверению отца,
обязательно попадется перепелка, нужно только немного подождать.
Малыш шел домой или играл с детворой, а взрослые подкладывали
в ловушку пойманную накануне отцом птицу. Через некоторое время
малышу напоминали, что необходимо время от времени следить за
силком. Ребенок бежал в огород и... радостно приносил в дом свою
первую добычу. Ликовал малыш и ликовали взрослые, хвалили его за
ловкость, терпение, удачливость. Мать целовала его, называла своим
«промышленником, кормильцем, удачливым охотником».

Иногда ребенок обрывками сети в глубокой луже пытался поймать
рыбу, и надежды его всегда оправдывались. В его садок всегда попада-
ла рыба из садка отца. Заметьте, что ни один взрослый не осмеивал
действия малыша, не уверял его в бессмысленности данного предпри-
ятия, а всячески помогал осуществлению ребячьих замыслов. Если мать
замечала, что дочка заигралась с куклами, то всегда напоминали ей
о том, что куклу надобно накормить, сварив ей обед, а то она останет-
ся голодной. Никогда не забывала мать похвалить свою ненаглядную
дочурку за приготовленный для кукол обед или сшитую рубашку.

Не правда ли, как успешно формируется и развивается самость
в этих неприхотливых крестьянских семейных играх в «труд». И не за
горами то время, когда неразумное дитя перейдет из младенческого
возраста в отрочество, которое начиналось, по мнению русских лю-
дей, с 7-8 летнего возраста и продолжалось до 15-летия. А уж в это
время, в соответствии с народной мудростью, «сумел дитя родить, су-
мей и научить! ».

А пока все время дитяти отдано играм. В подвижные игры, игры-
забавы, игры-страшилки и потешки играли с малышней на деревенс-
ких улицах и дворах пестуньи. Пестуньями называли девочек постар-
ше, которые с удовольствием в свое свободное время возились
с малышней. Разные это были игры: веселые и забавные, несущие в
себе некие традиции и обряды, элементы драматизации преданий и
народных сказок. Но самое главное, что заботясь о том, чтобы жизнь
ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим
собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились привить
своим детям желание проявлять доброту к людям. «Добро творить —
себя веселить». Особенно старались удержать ребенка от мстительно-
сти, ибо держать долго зло на другого человека — тяжкий грех. Оказы-


вается, очень важно либо простить обиду, либо ответить на нее, не от-
кладывая на долгий срок, словом или кулаком. Видимо, поэтому в куль-
туру народных праздников входят и частушки, порой весьма едкие, и
кулачные бои, а зачастую и деревенские драки, после которых обяза-
тельно была мировая!

Не правда ли, в неприхотливом быте русских крестьян, в играх де-
тей заметны элементы известных нам направлений игротерапии? Это
и терапия отреагирования, и терапия отношений, и недирективная
терапия, центрированная на ребенке.

Особенностью русской игротерапии (позвольте так называть это
явление народной жизни) всегда была, есть и будет тесная связь с ре-
альностью, бытом, устоями, истинными ценностями, культивируемы-
ми русским народом.

Таким образом, дорогие соотечественники, наша форма игротера-
пии уходит корнями в глубь веков, имеет давнюю традицию. И, быть
может, пройдет немного времени, и наши игротерапевты будут помо-
гать семьям воспитывать гармоничных детей, следуя русской традиции.

 

СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ

Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего,
тесная связь с жизнью и общечеловеческими ценностями. Инструк-
ции к играм часто брались из народных сказок и преданий.

Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Са-
мое главное — построить связный сюжет, где одна игра плавно перете-
кает в другую, отражая жизненно важный опыт.
Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре
в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы
заметили, что инструкция в сказочной форме создает условия для бо-
лее глубокого проживания ребенком, подростком и взрослым всего
хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии игры становятся
важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.
Мы выделяем два способа превращения обычной игротерапии
в сказочную.

Способ первый

Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разно-
образные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного


игротерапевта, нужно просто «переписать» инструкцию к игре в фор-
ме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в ко-
лечко». Помните «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробу-
ем превратить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко.
Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». При-
чем задача других играющих — этого не допустить.

Не исключено, что эта игра относится к разряду предбрачных. Дав-
ным-давно, вероятно, в нее играли несколько девушек и юноша. Юно-
ша выбирал себе невесту. Признак выбора — тайная передача избран-
нице кольца. Потом юноша мог выйти за порог и подать своей суженой
знак словами: «Колечко, колечко, выйди на крылечко! » Девушка долж-
на была быстро отреагировать, не дать своим конкуренткам опомнить-
ся и удержать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасно-
сти, и готова принять новую социальную роль жены. Это лишь версия,
но она может лечь в основу сказочной инструкции к игре.

 

Колечко

(Сказочная инструкция для игры)

В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. И было у
него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но характер
красавицы имели лютый. На людях улыбаются, скромными кажутся, а как
между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все друг дружке завидуют.
Все им кажется, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда
царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто ведь не хочет в жены
взять сварливую да злобную. А характера-то не скроешь под улыбками да ре-
чами сладкими!

Но, к счастью, не все дочери были характера злонравного. Одна, самая млад-
шая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и нежной. Да
только сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норо-
вят сестры заслонить младшенькую, чтоб не почуял никто сердца доброго.

Да только жемчужину-то не утаишь! Шла молва о красоте и нраве кротком
младшей дочери царя. И вот однажды заехал в царство принц знатный, бога-
тый, заморский. Несмотря на то, что вырос в роскоши и почитании, имел он
золотое сердце, был умным и ловким. Слыхал принц о дочерях царя, и захоте-
лось ему посмотреть на них, познакомиться.

Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявил-
ся! Царевны принца обступили. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки
строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сес-
тру, то другая ущипнет: все к принцу поближе встать пытаются.

Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что судьба его где-то
рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?

Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особенное, волшебное.
Колечко то по наследству у них передавалось, от отца к сыну. Еще во времена


стародавние добрый волшебник прадеду за особую доблесть его подарил, да
сказал: «Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый дорогой подарок делаю — это
кольцо поможет тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим сей
перстень передай». Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе
лучших жен выбирали. И дети поэтому в любви рождались. Оттого и сердца
у них были добрые.

Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: «Лети
к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пусть суженая моя
и передаст тебя мне». А колечко-то волшебное. Оно невидимым стало, да по
воздуху, незаметное для сестер, перенеслось младшенькой, да прямо на ее пальце
оказалось. Удивилась девушка, но виду не подала.

Принц же тем временем с царем распрощался, за прием поблагодарил, ца-
ревнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так позвал:
«Колечко, колечко, выйди на крылечко! »

Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царев-
на и побежала к своему суженому. Пытались сестры удержать ее, да не смогли.

Увез принц свою ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили долго и счастли-
во. А колечко-то потом к сыну их перешло.

 

Согласитесь, дорогие читатели, давно знакомая игра приобрела
совсем иной смысл благодаря сказочной инструкции. Теперь игра
станет осознанным приобщением к жизненным ценностям, к сокро-
вищам коллективного бессознательного. Таким образом можно адап-
тировать любую известную игру. Восприятие и проживание ее суще-
ственно углубится.

Способ второй

Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказ-
ке. Как вы уже знаете, в системе сказкотерапии мы выделяем пять ви-
дов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные,
психотерапевтические и медитативные. В зависимости от целей рабо-
ты и проблем клиента или воспитанника, подбираются соответствую-
щие сказки и на основе их сюжета придумываются игры.

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помощи
ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуникация не-
возможна. Если мы сами не имеем возможности написать сказку или
притчу на эту тему, то ищем среди художественных сказок сюжет, ил-
люстрирующий данную идею. Например, сказка «Цветик-семицве-
тик». Фабула ее всем известна: девочка получает в подарок чудесный
цветок, исполняющий желания. Шесть лепестков она потратила с ми-
нимальной пользой. Зато последний лепесток принес пользу больно-
му мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные


свойства цветка и научимся созидательно их использовать. Но прежде
мы обязательно обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из оборудования по-
требуются: один лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, ножни-
цы, карандаши и ручки по количеству играющих.

Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, испол-
няющим желания. Цветик-семицветик был подарен волшебницей. Но
мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшеб-
никами. Тем более, что это нам не раз удавалось! Давайте вырастим
свой Цветик-семицветик.

Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бумаги. Да-
вайте сделаем его волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно пе-
редать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на
лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно ста-
новится волшебным. Теперь возьмите простые карандаши.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...