Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 18 страница




Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто листоч-
ки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.

Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка готов. Те-
перь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но
знаете ли вы, что нужно для этого сделать?

Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо заключить
доброе пожелание близкому человеку.

Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепест-
ку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не то-
ропитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!

Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуйста, про-
читайте ваши пожелания, написанные на обороте лепестков.

Дорогие волшебники, вы создали чудесные лепестки с добрыми
пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в се-
рединке Цветка.

Вот мы и создали Волшебный Цветок, исполняющий желания. Да-
вайте вспомним сказку. Девочка с небольшой пользой истратила шесть
лепестков. Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, доро-
гие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, о ваших близких.

Наш Цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем ото-
рвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.

Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявле-
ния чувств и взаимодействия друг с другом. Дети проявляют агрессию,
легко обижаются, тревожны. С одной стороны, нам необходимо сни-


зить уровень психоэмоционального напряжения, с другой стороны,
важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам
нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» есте-
ственные механизмы саморегуляции.

Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтической
сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказку мы сразу
же разыграем в песочнице.

Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе
сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. У него
множество слуг — это наши чувства, желания, мысли, намерения. Са-
мое главное для нас — разделить Короля и его слуг (а на психологи-
ческом языке — «усилить " Я" »). Для этого мы последовательно знако-
мимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое
главное качество королевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры —
образ баланса во внутреннем мире.

Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть
такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Ко-
роль? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказы-
вается в темнице или изгнании. Именно так, например, произошло,
когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх.
А случилось это так...

 

Страна Чувств

(Психотерапевтическая сказка)

Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес,
а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами знаем, что они
тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Не-
которые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Ког-
да они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подго-
ворим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны! »

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но если о нас за глаза
говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это
почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно!
А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие или пло-
хие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень
хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной Стране Чувств...

Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Ведущий пред-
лагает ребятам создать Страну Чувств, потом продолжает свой рассказ.

Так вот, темной ночью, на краю леса встретились слуги по имени Обида,
Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их


хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им,
видите ли, совсем не нужны! » — фыркала Обида, а слуга по имени Злость
сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в тем-
ницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут! »

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и броси-
ли его в темницу (фигурка Короля может быть в этом эпизоде зарыта в песок).

Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались
в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел
слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему
вам важно проработать: агрессивность или тревожность). Он пытался одеть на
свою голову корону, но она была волшебной, и сползала. Тогда слуга по имени
Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапыва-
ется в песок).

Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было
решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне
каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей,
решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозмож-
ными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране,
тем более, что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были
из нее изгнаны?

Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в песочнице
разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произой-
ти со страной, если у власти оказался не законный Король, а Обида,
Злость и Страх, забывшие о Мере?.. Приятно ли на это смотреть?..

Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он
постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...

Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей
жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по
имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы
думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это про-
исходит?

Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались разруха
и бедствия. Только так и может произойти, если у власти находятся
Злость или Страх.

А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удовольствие, Ин-
терес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести та-
кого страшного зрелища. Они вспомнили, что далеко-далеко, за гора-
ми, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково
ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!

Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испытаний пришлось выдер-
жать верным слугам Короля. Сразиться с ужасными людоедами, гигантскими


муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умыв-
шись из колодца, почувствовали невероятный прилив сил и ликования. Сомне-
ний не было — они ощутили Любовь.

Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли
его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более, что верных слуг Короля
окрыляла Любовь.

Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней сказочной стране — Лю-
бовь. Давайте приложим руку к сердцу: ведь именно там, согласно древним
легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях,
помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел,
учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это
значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Выйдя из сказочной страны,
давайте подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим
близким людям. А как это сделать — подскажет сердце...

Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.

Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Лю-
бовью! Итак, слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до
своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-
бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество
и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели
Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот,
Ваше Величество, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг,
и ничего бы не было! »

Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях
и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли
нашу страну, или найти в ней себе достойное применение».

Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он по-
ступил?

Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю
и сказали: «Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства!
Мы вспомнили о своем качестве Меры, и поняли наше назначение в стране.
Позволь нам построить свои дома на границе государства».

«Почему же на границе? » — удивился Король.

Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш по имени Страх самый чуткий, самый
осторожный, он издалека чувствует опасность и сможет Ваше Величество пре-
дупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить
опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для
борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика. Но не «переусердствовать»,
ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разго-
ворам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные раз-
говоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Стра-
ха и Обиды переносятся на окраины. )

 

Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на са-
мом красивом месте. (В песочнице ребята совещаются, выбирая место


для сосуда с Любовью. ) К этому месту мог легко подойти каждый, как
только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь при-
носила покой в души жителей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида
охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо.

Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с по-
мощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктив-
ного поведения и понять свои сильные и слабые стороны. Теперь мы
всегда сможем спросить нашего воспитанника: кто правит в твоей стра-
не, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Ко-
роль, чтобы восстановить порядок вещей?

Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается»...
Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется огромное терпе-
ние и время. Но путь теперь освещен.

Итак, дорогие читатели, вам уже известны два способа превращения
игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше.
И осознание этого раскрывает перед нами большие возможности.

 

 

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

 

В этом параграфе мы приводим три игры. Первая, «Дебаты» не яв-
ляется собственно сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в
сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтичес-
кого воздействия, нельзя не развивать способности к аргументации
своего мнения...

Вторая игра («Шесть шляп») и третья («Волшебный круг») являют-
ся примерами сказочной игротерапии.

 

ИСКУССТВО ДЕБАТОВ

В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разно-
образные аргументы, контраргументы, эмоционально конструктивные
средства самовыражения. Сначала играют две команды наставников
(имеются в виду педагоги, воспитатели и другие взрослые), ребята же
являются зрителями, а иногда и судьями. Следующий этап игры —
ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешан-
ной команды (наставники плюс ребята) последний шаг — самостоя-
тельная игра.


Условия игры «Дебаты»

Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитатели) делят-
ся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утвер-
ждения какого-либо постулата, а другая собирает материал для отрицания
оного. Таким образом, первая группа становится командой Утвержде-
ния, а вторая — командой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).

Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов заявле-
ние Фреда Роджера: «Для того, чтобы вырасти здоровым, ребенку не
обязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть! » Команда
Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрицания выдвигает
антитезис: «Для того, чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо
уметь читать и не так уж обязательно уметь играть».

Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет доказа-
тельств», подтверждающих истинность выдвигаемого постулата, под-
готовиться к оспариванию предполагаемых доказательств противни-
ков и привести исторические, литературные и другие примеры,
иллюстрирующие отстаиваемую позицию.

В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств члены ко-
манды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут
представлять команду в процессе дебатов.

1-й спикер — тот, кто начинает игру, «мозг команды», ведь именно
в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и
предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его
речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверена, здесь нет
пустых или «пространных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.

2-й спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий ли-
нию оспаривания высказанных доказательств противоборствующей
команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и не-
надежности выдвинутых противниками доказательств, готовящий зри-
телей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей
команды. В его речи часто встречаются такие обороты, как «... с боль-
шим удовольствием я вы слушал (а) Ваше выступление, и хотелось бы
уточнить вот что... », «... очень ценное замечание прозвучало в Ваших
словах, но... », «... как мы все слышали, Вы утверждаете, что... а как быть
с тем, что... и т. д».

3-й спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо владеющий не
только речью, но и телом, актер, импровизатор. Его задача — «влю-
бить в себя» и жюри и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого
зрителя и участника игры, приводя в пример исторические факты,


судьбы литературных и сказочных героев, декламируя высокую поэзию,
рассказывая байки и анекдоты.

Порядок выступления спикеров таков. Открывает дебаты 1 -й спи-
кер команды Утверждения (не более 5 мин). Затем слово предоставля-
ется 2-му спикеру команды Отрицания (не более 4 мин). Эстафету под-
хватывает 1-й спикер команды Отрицания (не более 5 мин). Его
оспаривает 2-й спикер команды Утверждения (не более 4 мин). Потом
в бой вступает 3-й спикер команды Отрицания (не более 4 мин). За-
вершает дебаты 3-й спикер команды Утверждения (не более 4 мин).

После того как ведущий объяснил играющим основные условия,
командам дается 30 мин на сбор материала. При этом разрешается
пользоваться литературой.

Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже обору-
довано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на
которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ», «КО-
МАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для спикеров).

Снова звучит гонг и ведущий призывает спикеров занять свои мес-
та. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками
(в дальнейшем можно назначать и независимое жюри, которое будет
оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной коман-
де). Ведущий становится «тайм-мейкером». Он будет следить за вре-
менем, отпущенным на каждое выступление спикеров.

Традиционно игра начинается с представления спикеров. Делают
это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер команды Утверж-
дения, Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спи-
кер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».

В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шекснин-
ской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщи-
ками и зрителями.

Ведущий. Слово предоставляется первому спикеру команды утвер-
ждения.

1-й спикер. Мы утверждаем, что для того, чтобы вырасти здоровым,
ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?
Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потянулась за
игрушкой — и это движение; глаза следят за игрой — манипуляци-
ей взрослого с погремушкой — и это движение. Ползанье — не что
иное, как первые игры в разведчика и путешественника. И это есть
движение, а движение — путь к здоровью.


Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможностей и
желаний. В игре ребенок понимает, что многое может, многое уме-
ет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физичес-
ки готов. А значит, в игре ребенок, как правило, успешен. «А если
что-то не так, не так я ловок, не так силен, как хотелось бы, и это не
беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра
всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психическое здо-
ровье, при этом направляя ребенка, показывает ему различные пути
к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное пред-
ставление о себе. А это — дорога к счастью, к успешной адаптации
в социуме и к здоровью. Наше здоровье, дорогие друзья, зависит
и от успешного взаимодействия с окружающим нас миром. А где,
как не в детской игре, впервые открываются таинства песка (игры
в песочнице), воды (беганье по лужам и пускание корабликов), зем-
ли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой
восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими
жителями нашей планеты), воздуха (о, эти яркие воздушные шары,
самолетики, воздушные змеи... ), огня (романтичные ночные кост-
ры, бенгальские огни и прочее). Здесь и радость открытий и, ко-
нечно же, первые знания о технике безопасности, так необходи-
мой для сохранения здоровья и жизни.

Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимо-
действие с себе подобными? Умение жить в коллективе, подчинять
себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому
ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в на-
ше время быть человеком команды, найти в ней свое достойное
место. Что получается у меня лучше всего, кто я такой? Лидер-орга-
низатор, или генератор идей, или талантливый исполнитель?
Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно,
чем игра?

Наше здоровье и наше счастье зависят и оттого, какой жизненный
путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша профессия при-
носить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться?
А очень просто: надо лишь наиграться в конструкторов, градост-
роителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицей-
ских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профори-
ентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение
сами, уже испытав себя в наших играх и найдя дело себе по душе,
в котором мы и будем наиболее успешны.


Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с кото-
рым нам предстоит идти по жизненному пути, растя своих наслед-
ников. Как нам не ошибиться и в этом?

Именно в играх дети и формируют идеал своего спутника, помощни-
ка и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дружить
и жить. А уже имея конкретные представления о желаемом партнере,
можно приступать и к выбору, который наверняка будет удачным.
Таким образом, мы утверждаем, что для того, чтобы вырасти здо-
ровыми, детям надо уметь играть.

Ведущий. Большое спасибо первому спикеру команды утвержде-
ния, слово предоставляется второму спикеру команды отрицания.

2-й спикер команды отрицания. С большим удовольствием
мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите оспо-
рить лишь некоторые Ваши положения.

Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основной
путь к здоровью это движение. Любое ли движение является тако-
вым? Отнюдь!

Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, какие опас-
ности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом.
Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать на-
правление движения вам поможет карта или схема, которую, изви-
ните меня, пожалуйста, надо внимательно рассмотреть и прочитать.
Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о
многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих
дорогах можно прочитать в приключенческой литературе, волшеб-
ных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение —
это путь к здоровью, но выбор этого движения мы делаем благода-
ря чтению.

Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том,
что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и воз-
можности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою первую, самую
дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от
приятеля или запятнали его, или когда сами, без посторонней по-
мощи, прочитали слово, затем предложение, страничку, книгу?
Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это открытие, вот это перс-
пектива личностного роста!

Но Вы продолжали утверждать, что игра позволяет Вам открывать
таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разры-
вая несчастных червяков и поджигая леса — достояние человече-


ства. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас
всех проникнуть в удивительные миры прошлого и будущего, лишь
открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тро-
пам, заставит покорять океан, отправит за поиском истины и меч-
ты. Книга станет вашим учителем, другом, тактичным и мудрым
попутчиком. И — немаловажная деталь — совсем недокучливым.
Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.
Уважаемый первый спикер, как я поняла, Вы говорили и о том, что
для полноценного здоровья необходимо найти свое призвание,
выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам по-
могут книги, журналы, газеты. Именно из них вы почерпнете зна-
ния о великих открытиях, о выдающихся личностях, их благород-
ном и гуманном труде. Познакомясь с их трудами, вы сможете

выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбо-
ра спутника жизни, то читайте сказки и испытывайте своих избран-
ников так, как это предписано делать лицам королевской крови!
Спасибо всем, благодарю за внимание!

Ведущий. Благодарим за выступление второго спикера команды
отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды от-
рицания.

1-й спикер команды отрицания. Я очень рада, уважаемые
коллеги, вашему искреннему участию в нашей полемике. Разрешите
мне ознакомить вас с основными положениями команды отрицания.
Мы утверждаем, что для того, чтобы вырасти здоровым ребенку,
надобно уметь читать.

Следует отметить, что мы понимаем здоровье как совокупность
интеллектуального, эмоционального, психического и физическо-
го развития.

Рассмотрим роль чтения в каждом из вышеперечисленных аспек-
тов развития личности.

Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем
второй сигнальной системы — речи. Наша речь — это ни что иное,
как «ее величество Слово».

Мы можем совершенствовать свое слово, лишь постоянно расши-
ряя словарный запас, тем самым формируя образную, четкую, эмо-
циональную и грамотную речь. А образцы такой речи мы смо-
жем взять только из книг — наших великих учителей.

Эмоциональное развитие человека — это ни что иное, как опыт пере-
живаний различных эмоций и чувств. Что же заставит нас радоваться


и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со
всеми ее перипетиями и всегда счастливым концом, или высокая
поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, какие
при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявле-
ниями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской
глупости. Книга учит нас состраданию и героизму, прививает лю-
бовь к Отчизне и «отеческим гробам».

Психическое здоровье обеспечит нам правильный подбор литера-
турных произведений, их осмысление, анализ и обсуждение, как
самостоятельное, так и совместное (с родителем, учителем, психо-
логом) проживание прочитанного.

А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая режим чтения
и используя наши знания, почерпнутые из книг.
И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало пред-
ставление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем: для того,
чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!
Благодарю за внимание!

Ведущий. Спасибо. Еще раз убеждаемся, что «краткость — сестра
таланта». Слово второму спикеру команды утверждения.

2-й спикер команды утверждения. Уважаемые дамы
и господа! Позвольте мне, второму спикеру команды утверждения,
вступить в полемику по поводу выдвинутых командой отрицания
постулатов. Итак, команда отрицания несомненно права в том, что
для интеллектуального развития личности необходимо развитие
второй сигнальной системы — речи. И предлагает «инструментом»
для этого выбрать книгу.

Однако развитие речи не всегда напрямую связано с чтением. Мы
знаем множество игр, участие в которых всегда сопровождается ре-
чью. Это и проговаривание правил и условий игры, распределение
ролей, обсуждение хода игры, выдвижение каких-либо гипотез, со-
вместное фантазирование и т. д.

Да и проживание игры всегда сопровождается речью. Речью, отра-
жающей не только суть происходящего действия, но и эмоциональ-
ные переживания самого ребенка. А это, как вы понимаете, дает
нам полное право утверждать, что игра и есть источник не только
интеллектуального, но и эмоционального развития.
Дабы лишить вас сомнений на этот счет, рекомендуем изучить не-
давно вышедший в издательстве «Речь» сборник программ по сказ-
котерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Особое


внимание уделите программе «Волшебная страна внутри нас». Мы
думаем, что после этого комментарии будут излишни.
Что же касается того, что чтение — это залог здоровья, то давайте
обратимся к вашему опыту. Поднимите руки те, у кого нормальное
зрение! Знаем, знаем, причин для снижения зрения предостаточно
и без нагрузки на глаза при чтении и письме. Но чтение в полутьме,
под одеялом... Помните, как вы читали в детстве свои любимые
книги или журналы? Да и чтение в общественном транспорте не
способствует сохранности зрения.

А ваш позвоночник! Согласитесь, что и это довольно жалкое зре-
лище! И что же этому виной? Наши позы, в которых мы пребываем
довольно длительное время, почитывая любимую литературу. О, это
любимое кресло-качалка! Какое наслаждение, укутав ноги пледом
и поджав их под себя, пребывать в грезах, навеянных Ричардом
Бахом и Идрисом Шахом! Ах, этот мякенький диван с дивной по-
душечкой, как он манит к себе! И вот, после трудов праведных, вы
с романчиком в руках... то на спине, то на боку, то на животе, а то
и вообще свернувшись калачиком, уже и прикорнули, мирно поса-
пывая. А ведь точно так же, гробя свое здоровье, читают и наши
с вами дети! И развивается, развивается гиподинамия, увеличива-
ется вес — ведь при таком чтении и пожевать что-нибудь не грех!
Толи дело игра! И воздух свежий, и движений предостаточно, и си-
ла, гибкость, выносливость — все двигательные и волевые навыки
совершенствуются. Да здравствует игра, говорим мы, ибо в ней —
залог нашего с вами здоровья! На сем свое выступление и заканчи-
ваю. Так будьте здоровы, дорогие коллеги!

Ведущий. Благодарю второго спикера команды утверждения. Сло-
во третьему спикеру команды отрицания.

3-й спикер команды отрицания. Смею вам напомнить, что
наша команда выдвигает постулат о том, что для того, чтобы выра-
сти здоровым, детям надобно уметь читать.

И хочу рассказать я вам одну историю. Однажды великий импера-
тор Индии Акбар провел черту и попросил своего мудреца Бирбала
сократить ее, не урезая и не касаясь концов ее. Как вы думаете, что
он сделал?

Друзья мои, если бы вы читали книги, вам бы не пришлось сейчас
гадать, изобретать, выдумывать, выставлять себя недостаточно на-
читанными людьми. А между тем случай этот описан во многих кни-
гах. Надо сказать, что Бирбал умел читать, поэтому знал, что делать.


Бирбал параллельно первой провел более длинную линию и тем са-
мым линия Акбара была умалена. Так вот, мудрость заключается в про-
ведении более длинной линии. А где у нас самые длинные линии? Если
сложить в одну линию все буквы из одной умной книги и все буквы
из инструкции к игре, угадайте, какая линия будет длиннее?..

Ведущий. Спасибо! Слово третьему спикеру команды утверждения.

3-й спикер команды отрицания. Дорогие друзья, прекрас-
ную притчу услышали вы. Проанализировали ее, пофилософство-
вали, уроков немало каждый для себя извлек, и, конечно же, уста-
новили связи с реальным опытом. Молодцы!
А я попрошу вас всех сыграть в одну игру. Игра эта проста и неза-
тейлива, но что она даст нам, чему научит, о чем поведает, — об
этом после. Уважаемый ведущий, мне понадобится несколько боль-
ше времени, чем отведенные регламентом 5 минут. Могу ли я вос-
пользоваться временем, сэкономленным предыдущими спикерами
моей команды?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...