Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 19 страница




Ведущий. Можете. У вас 8 минут.

3-й спикер команды утверждения. Спасибо. Конечно, для
групповой игры и ее анализа времени мало, но для примера — до-
статочно.

Я хочу вам предложить игру из цикла «Броуновское движение». Бро-
уновское движение, как вы помните из курса физики, беспорядоч-
ное и хаотичное. Движущиеся частицы то сталкиваются друг с дру-
гом, то разлетаются в разные стороны. Вот так и мы с вами будем
двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от дру-
га. Но встречаться мы будем тет-а-тет. Вы, здороваясь за руку, дол-
жны будете задать своему партнеру один лишь вопрос «Что ты боль-
ше всего любишь из еды? ». Пара не расходится до той поры, пока
не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача —
за 4 мин встретиться с наибольшим числом игроков. Через 4 мин
я говорю «СТОП! »

Третий спикер проводит игру с болельщиками своей команды.

Дорогие друзья, к сожалению, время, отпущенное на игру, истекло!
Скажите мне, пожалуйста, понравилась ли вам игра? Какие чувства
вы испытали? Радость, удивление, изумление, некоторое волнение.
Чему научила вас игра?

Реплики с мест. Я научилась подавать первой руку, и это не страш-
но. Я узнал вкусы многих людей, и с каждым из них нашел нечто


общее. Мы двигались и веселились! И это здорово! Я почувствова-
ла тепло множества рук!

3-й спикер команды утверждения. Спасибо! Итак, если
я правильно вас поняла, благодаря этой игре вы многое узнали о
себе и о других, сделали шаг навстречу «незнакомому» прежде че-
ловеку, протянули руку. Остановившись на бегу, уделили внимание
каждому, кто встретился вам в ходе игры. Получили заряд бодрос-
ти, хорошего настроения, а значит и здоровья.

Так, для того, чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь играть!

И этот вывод сделали мы с вами вместе! Благодарю всех! Спасибо!

Аплодисменты

Ведущий. Закончена игра «ДЕБАТЫ». Откипели страсти. Как убе-
дительны были спикеры обеих команд! Кому же отдать свои голо-
са, чью же позицию нам разделить? Мои вопросы — зрителям, бо-
лельщикам.

В первой игре зрителям-ребятам сложно сформулировать свои
чувства, они потрясены увиденным: с одной стороны, взрослые
предстали в необычной роли, с другой стороны, процесс захваты-
вающий, с третьей, много новой информации, рассказанной отнюдь
не назидательным тоном. Поэтому ведущий обращается сначала
к взрослым зрителям с тем, чтобы они дали ребятам некий «обра-
зец» высказывания обратной связи.

Что испытали вы, уважаемые зрители и болельщики, наблюдая за
ходом дебатов?

Зритель 1. Как ни спорили господа спикеры, но нам-то понятно,
что и игра и книга в жизни необходимы! Все хорошо в совокупнос-
ти. Как это здорово — узнал в песочных играх нечто новое, важное,
удивительное. Познакомился с новыми героями своих игр — зву-
ками и буквами, а потом можно искать их в книгах, газетах, журна-
лах. Как важно прочитать о великих открытиях, а потом делать свои,
не менее великие, в процессе веселых и увлекательных игр!

Зритель 2. Неподдельный интерес к тому, как спикеры аргументи-
ровали и отстаивали то положение, которое досталось при жеребь-
евке. Я поняла, что можно оспаривать или доказывать истинность
любого постулата, даже если сам оратор с ним не очень-то и согла-
сен. При этом быть и искренним и уверенным в своей правоте. Ви-
димо, существует особое искусство подбирать и использовать раз-
личные аргументы и факты и трактовать их под различными углами.
Примером этому — представители «четвертой власти», различные


комментаторы и... сегодняшние дебатеры. Ни в коем случае не хочу
их обидеть, наоборот, спасибо им за это «открытие» для меня.

Зритель 3. А я отметила особый такт, с которым велась дискуссия.
Мы привыкли спорить с личностью, а команды нам продемонст-
рировали уважение к друг другу и к позиции, кардинально проти-
воположной собственной. Хотя это всего лишь игра, но как хоте-
лось бы, чтобы этот опыт, который мы получили здесь, мы бы
перенесли и в жизнь.

Зритель 4. Я получила истинное наслаждение от игры команд,
каждый участник оказался очень убедительным, эмоциональным,
артистичным. И еще я отметила, что я лично «покупаюсь» не на
логику, а на эмоциональность, образность и эксцентричность. Не
знаю, плохо ли это, хорошо ли?

Ведущий. Спасибо зрителям. Предоставим слово нашим спикерам.
Каковы ваши ощущения и чувства? Чему научила вас эта игра? Ка-
кой опыт вы приобрели?

1-й спикер команды утверждения. Я так хотела быть
убедительной и интересной для слушателей. Мне было важно по-
сеять смятение в «стане» противников четкостью, логичностью
и уверенностью. Еще я чувствовала, что за моей спиной — коман-
да, и я не могу, вернее, не должна ее подвести. И опыт публичного
выступления оказался для меня очень важным. Я довольна собой.

2-й спикер команды отрицания. Я была вся сосредоточена
на речи первого спикера команды утверждения. Важно было не
пропустить ничего. Найти, быть может, слабые места и по ним
«бить», но мне это не удалось. И я пошла другим путем. Просто
записала каждый аргумент (в этом мне помогли мои первый и тре-
тий спикеры) и попыталась «развернуть» полемику под тем углом,
который выгоден был нашей команде. Мне кажется, что это у меня
получилось. Честно говоря, впервые. Спасибо за это игре!

1-й спикер команды отрицания. Мне было легче, чем всем
остальным участникам игры. У меня в руках был «пакет доказа-
тельств», который мы готовили сообща. Моя задача состояла в том,
чтобы его донести до слушателей так, чтобы они мне поверили. Эта
задача была облегчена тем, что я «сеяла семена в хорошо возделанную
почву», подготовленную моим вторым спикером. Я почувстровала
себя человеком команды. Я нашла себе помощников. Спасибо им!

2-й спикер команды утверждения. Мне было трудно. Я была
так восхищена работой команды отрицания, что в какой-то момент


меня охватила паника: «Я так не смогу», я даже забыла записать
основные положения, которые выдвигались. Спасибо моим спи-
керам, которые не растерялись и записали для меня необходимые
материалы. А когда я начала говорить, самообладание вернулось
ко мне, я вспомнила наставления тренера и команды, и вроде бы
все обошлось... Ребята, я не очень вас подвела?! А опыт, приобре-
тенный в игре, таков: не паникуй, сохраняй спокойствие. Спокой-
ствие и внимание — путь к успеху.
3-й спикер команды отрицания. Команда поручила мне
написать или вспомнить сказку или притчу о важности чтения.
Вместе мы сформулировали некие идеи, набросали тезисы. А даль-

   ше уже был экспромт, что всегда мне приносит радость.

3-й спикер команды утверждения. Ая играла со всеми.
Основная трудность была в том, чтобы определиться в выборе игры.
А то, что все захотят поиграть и поразмяться, сомнений не было:

устали ведь, засиделись. Игра, по-моему, удалась! Спасибо участни-
кам игры за то, что я начинаю приобретать опыт игрового тренера.

Итак, игра «Дебаты» может стать уроком и для взрослых и для ре-
бят. Взрослые увлекаются и забывают о том, что должны «соответство-
вать» имиджу строгих воспитателей. Именно это — естественность,
спонтанность, творческий поиск взрослых — активизирует у ребят,
смотрящих «во все глаза», энергию доверия и желания сотрудничества.

Игра «Дебаты» позволяет научиться «культуре дискуссии», «отто-
чить» аргументы и форму изложения мыслей, научиться слушать дру-
гого и творчески мыслить.

После того, как взрослые, наставники сформируют собственный
опыт дебатирования, можно начинать тренировать воспитанников.
Взрослый (педагог, воспитатель, психолог) будет учить ребят «добы-
вать» информацию, используя всевозможный справочный и художе-
ственный материал. Важно обучить ребят и методу «мозгового штур-
ма», технике «открытых» вопросов, и приемам структурирования
материала. Но главное — необходимо стимулировать и поощрять у ре-
бят способности видеть в каждом явлении и предмете как позитив-
ную, так и негативную сторону; анализировать события с различных
точек зрения; отстаивать свою версию, опираясь на факты; использо-
вать личный опыт (или опыт близких людей) для анализа ситуаций.
 В процессе игры постепенно будут формироваться навыки тактично-
то ведения диалога, независимо от того, спор ли это «идеологических
противников» или беседа закадычных друзей.


В игре «Дебаты» есть существенный «подводный камень»: при оп-
ределенном совершенстве техники можно доказать невероятное или
опровергнуть очевидное. Важно познакомить ребят и с этим явлени-
ем, тем более, что довольно часто в жизни им приходилось и еще при-
дется столкнуться с торжеством «вопиющей несправедливости». Очень
важно знать, что всегда, при любых обстоятельствах мерилом может
выступать только совесть человека, его ценностные ориентиры
и приоритеты.

Темы дебатов могут быть различными: «Геракл — воин разруши-
тель. Геракл — воин спаситель»; «Просмотр молодежных сериалов —
пустая трата времени. Просмотр молодежных сериалов — способ по-
знания себя и друзей»; «Математика — скучнейшая из наук. Матема-
тика — увлекательная наука»; «Мой гнев, мой враг. Мой гнев, мой друг»,
и другие.

 

ШЕСТЬ ШЛЯП

Чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения,
необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон.
Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более пол-
ную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему най-
ти наиболее удачное решение.

Идея игры, направленной на развитие критического мышления
и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно,
одного из известных исследователей механизмов творчества. Он раз-
работал метод обучения эффективно мыслить и назвал его «Шесть
шляп мышления». Шесть шляп — это шесть различных способов
мышления.

□ Белая шляпа — это мышление фактов и цифр, безоценочная ин-
формация, статистика.

□ Красная шляпа — эмоциональное мышление.

□ Черная шляпа — критическое мышление.

□ Желтая — оптимистическое мышление.

□ Зеленая шляпа — творческое, креативное мышление.

□ Синяя — продуктивное управление процессом мышления.

Для того чтобы научиться думать различными способами, давать
качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победи-
телем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать про-
гноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться


думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игроте-
рапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффектив-
но «работает».

 

Притча о старом Шляпнике

Ж. ил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него
лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу.
Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки,
панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и
твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой
заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как бла-
годарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет
Великого Мастера.

Но шли годы. Настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник,
оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шля-
пы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую,
желтую и синюю. «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым
в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляп-
ника. «Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро распла-
тится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем
отправиться с ними по свету», — планировали они. Но сколько ни ждали сы-
новья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего,
надобно делить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящ-
на, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах.
Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то
велика ли честь — быть сыном простого шляпника! »

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее
изящна, чем белая, она роскошно выглядит, уместна к любому костюму и со-
бытию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый
цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть мо-
жет, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает? »

«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я
мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания,
чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду
неотразим! »

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, широкое и бескрай-
нее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой
прекрасной Землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей
мечте», — мечтательно произнес пятый сын.

«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет
глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глу-
бину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, реши-
тельности и времени? » — размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.


Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, сверши-
лось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение
людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для
него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, каза-
лось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не
живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг стал видеть все происходящее в черном цвете.
Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его
тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от
поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости.
Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой,
и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отра-
зилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной
шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть,
тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его
душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек! » — восторга-
лись люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью
чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и ра-
довался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распоз-
нать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал,
как их проявлять и тем более не мог управлять ими. Самое удивительное, что
не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог по-
нять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин
и друзей, но они через некоторое время они разочаровывались в нем, посколь-
ку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу и наступающему дню, открыто
шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останав-
ливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта свя-
тая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть этого
оптимиста в уныние. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы,
в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, роман-
тик, " не от мира сего", глупец-бессеребренник», — говорили о нем одни. «Бо-
гатейшей души человек», — говорили другие. — Кто же он: богач или бедняк?
Решать не нам».

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все
что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины
и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа.
Люди восторгались его талантом, находили в его трудах ответы на свои вопро-
сы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным
перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реаль-
ном мире.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, иду-
щим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные
знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход.
Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент
для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опус-
титься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек:


достиг того, чего хотел», — скажут одни. «А сможет ли он поделиться своими
открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их
жаждой открытий, свершений и побед? », — спросят другие. Но пока у меня
нет ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под
крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера проводили они за удиви-
тельными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных
уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из
них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил
им Великий Мастер в наследство. И захотелось каждому примерить на себя
шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умею-
щим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить
и неотступно следовать к намеченной цели.

 

Психолог и воспитатель может использовать эту притчу для анали-
за острой конфликтной ситуации. Последовательно примеряя все шля-
пы, можно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Взрослый просит
подростка надеть Белую шляпу и изложить только факты, последова-
тельность событий конфликтной ситуации. Причем важно останав-
ливать воспитанника, если он начнет давать оценку событиям и выс-
казывать свои чувства. «Сейчас на тебе надета Белая шляпа, когда ты
наденешь Красную, тогда можно будет говорить о чувствах! ». Инфор-
мацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или
представить в виде схемы событий:

Когда воспитанник подтвердит, что с его слов последовательность
событий записана верно, результат отражен правильно, можно «сни-
мать» Белую шляпу и надевать Черную.

«Теперь на тебе Черная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что хуже всго
в этой ситуации, что самое неприятное для тебя. Попробуй посмот-
реть в будущее и сказать, какими могут быть самые плохие послед-
ствия этой ситуации. Что самое страшное может произойти? » При-
мерно такие вопросы можно задавать воспитаннику, пока на нем надета
Черная шляпа. Внимательно слушая ребенка, взрослый составляет
список негативных последствий, после чего делает вывод: «Итак, бла-
годаря Черной шляпе мы узнали, что самое неприятное в этой ситуа-
ции — это... Кроме того, из-за того, что все это произошло, может

 


теперь быть так-то... Это очень важна информация. Будем ее иметь
в виду. Теперь можно снять Черную шляпу и надеть Красную».

«В Красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда
все происходило? » Важно отметить, что немногие ребята сразу могут
сформулировать свои чувства. Им необходима помощь взрослого. В этом
случае нам поможет схема, составленная благодаря информации Белой
шляпы. Положив схему последовательности событий перед ребенком,
взрослый расспрашивает о тех чувствах, которые были испытаны в мик-
рособытиях, а затем в ситуации в целом. При этом, если воспитаннику
не хватает словарного запаса для описания своих чувств, необходимо
помочь ему в формулировках, а также называть обсуждаемые чувства
общепринятыми терминами. Например: «То, о чем ты рассказываешь,
похоже на чувство интереса (или обиду, или страх, или стыд, или удо-
вольствие... ). Обычно люди, когда чувствуют интерес, делают то-то и то-
то, стремятся к тому-то». Таким образом, Красная шляпа позволит не
только проговорить чувства, но и расширить понимание ребенком мира
эмоций и чувств. Работа с Красной шляпой завершается ответом на воп-
рос взрослого: «Когда все это закончилось, что ты испытал? »

Следующая шляпа — Желтая. «Благодаря Белой шляпе ты расска-
зал о том, что произошло. С помощью Черной шляпы ты рассказал о
самых неприятных вещах и последствиях. Красная шляпа помогла
передать твои чувства. Но у любого события всегда есть положитель-
ная сторона. Теперь на тебе Желтая шляпа, она поможет тебе посмот-
реть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, а что хорошего
в том, что произошло? » Когда ребенок находится в состоянии конф-
ликта, надеть Желтую шляпу очень сложно. Но правила игры есть пра-
вила игры. Здесь задача взрослого — найти положительные стороны
в создавшейся ситуации. Заканчивается работа с Желтой шляпой вы-
водами взрослого: «Оказывается, не бывает ситуаций только плохих
или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить
о Желтой шляпе и быстро ее надеть. И тогда ты увидишь, что в любой
ситуации есть что-то хорошее. Умение видеть это — очень важное ка-
чество. Это не значит, что мы надеваем так называемые «розовые очки».
Мы надеваем Желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее».

Теперь полезно надеть Зеленую шляпу творчества. В этом случае
взрослый может предложить воспитаннику нарисовать ситуацию, со-
чинить про нее частушку или небольшой стишок, словом, отразить ее
в творческой деятельности. «Посмотри, стоило надеть Зеленую шля-
пу, как открылись творческие способности. Даже внешняя неприят-


ность может раскрыть вдохновение. Главное, не терять чувство юмора
и не забывать о Зеленой шляпе».

Последняя шляпа — Синяя. «Мы с тобой примерили почти все
шляпы. Пока мы это делали, и мое и твое состояние изменилось. Мы
рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели и плохие и хорошие
моменты. Знаешь ли ты, что такие ситуации, как наша, мудрые люди
называют «жизненными уроками»? Да-да, каждая ситуация нас чему-
то учит. Теперь ты надеваешь Синюю шляпу, и она поможет узнать,
какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация и почему для
твоей жизни будет важен этот опыт». Задача взрослого — отметить суть
жизненного урока. Например, есть ситуации, которые учат терпению,
состраданию, учат не отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат дис-
циплине и ответственности. Определив, в чем заключался жизненный
урок, важно проговорить с воспитанником, в каких жизненных ситуа-
циях ему может понадобиться этот опыт.

«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласись,
это было непросто. Но теперь мы с тобой знаем, что любое событие
жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда можно
извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают
жизнь. А теперь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные
шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?.. »

Порядок «примерки» шляп варьируется в зависимости от ситуации.
Ваша профессиональная интуиция поможет, если нужно, внести из-
менения в очередность надевания шляп.

Безусловно, игра со шляпами подходит не только для конфликтных
и других острых ситуаций. Она хороша для групповых дискуссий, в си-
туациях, когда нужно рассмотреть и найти общее в разных точках зрения.
В разговоре о жизни на часах самовоспитания, на уроках общеобразо-
вательного цикла можно разделиться на шесть подгрупп и распределить
шляпы. После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы»
представляет точку зрения группы. Так формируется способность объек-
тивно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнооб-
разные ситуации и составлять прогноз их развития. А без этих качеств
успешная социальная адаптация будет затруднена.

Попробуем «примерить» чудесные шляпы, рассматривая какое-
либо событие жизни. Вот как это происходило с Алексеем 11 лет.

«Больше всего меня расстраивают ссоры с друзьями. Часто я не могу
понять, почему это происходит, мне бывает очень грустно и больно,
я не знаю, как и с кем поделиться своими переживаниями».


Как это знакомо и нам, взрослым! Мы тоже часто оказываемся в
тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов дальнейшего
развития ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть может, шля-
пы Старого Мастера помогут нам и Алексею разобраться в себе и по-
нять, какой Великий урок преподносит нам жизнь, проводя через ссо-
ру с друзьями?

Надеваем Белую шляпу и сразу становимся беспристрастными, бе-
зоценочными рассказчиками, «свидетелями» события.

А л е к с е й. Я пришел в школу. Поздоровался с друзьями, мы начали
болтать, играть. Наша любимая игра — носиться по коридору друг
за другом, играть в догонялки. Потом Ю. затеял новую игру — ки-
дание чужой тетради по классу. Когда тетрадь попала ко мне в руки,
я вернул ее хозяину. Ж. сказал мне спасибо и сразу же схватил днев-
ник Ю. и продолжил эту игру, чтобы отомстить. А ко мне подошел
А., взял мой портфель и кинул через весь класс. Я молча кинулся
собирать рассыпавшиеся вещи. На следующей перемене мне ска-
зали, что я трус, потому, что не смог отомстить за брошенные вещи.
Д. сказал это очень громко, и все слышали. Я обиделся. А ребята
что-то весело обсуждали; когда я к ним приблизился, то услышал
слова: «Отвали отсюда, трус! » Я отошел. Но вскоре уже общался с
другими ребятами — старшеклассниками, которые меня хорошо
знают. После уроков я один пошел домой, а мои одноклассники
веселой компанией побежали на стадион.

Ведущий. Теперь, дорогой друг, надень, пожалуйста, Красную Шля-
пу, и расскажи о том, какие эмоции и чувства переполняли тебя
в этот момент?

Алексей. С утра я был очень рад, что встретился весело играл с друзья-
ми. Я чувствовал себя сильным, ловким, увертливым и быстрым. Я был
в роли и воды и убегающего — это было весело! Когда началась новая
игра, я не испытывал никакого раздражения, удивления и протеста,
такие игры тоже бывают часто. Но когда тетрадь оказалась в моих
руках, и хозяин ее подбежал ко мне, то я протянул ему тетрадку, по-
тому что вдруг увидел его глаза. Мне стало его жалко. Когда же он
схватил дневник Ю., я подумал, что он будет мстить. Мне трудно
разобраться в том, что я тогда испытывал — кажется, что ничего. А
Ваши вопросы заставляют меня переживать и волноваться. Ведь мож-
но же просто играть, и ни о чем не думать, и ничего не чувствовать?

Ведущий. Каждый человек, пока он жив, что-то чувствует. Есть
такая шутка, что ничего не чувствует только мертвый. А нам всем


бывает очень трудно разобраться в своих чувствах, и это неумение
проще спрятать за словами не знаю, не помню, ничего не чувство-
вал, нормально. Но на тебе — Красная шляпа, она — помощница
и проводник в мир эмоций и чувств. И если ты позволишь, то я буду
задавать тебе вопросы, чтобы тебе было полегче.

Алексей. Хорошо, конечно: Я постараюсь вспомнить свои пережи-
вания. Я хорошо помню, что когда бросили мой портфель, то я по-
чувствовал досаду, что тронули мои вещи.

Ведущий. Досаду?

Алексей. Досада — это легкая обида?

Ведущий. Да, похоже на это.

Алексей. Когда я собирал портфель, то думал о том, как не повезло,
что кинули именно мой портфель. Я спокойно поставил его на мес-
то и сел за парту. Игра стихла, я глубоко вздохнул. Вскоре начался
урок. Когдаже меня обозвали трусом, то я сильно обиделся. Чтоя чув-
ствовал? Я почувствовал комок в горле, стало трудно дышать, заго-
релись щеки, слезы были близко. Я еле сдерживался, чтобы не за-
плакать. Потом я испугался, что сейчас все будут смеяться надо мной,
показывать пальцем и кричать о моей трусости на всю школу. А ког-
да меня отогнали от себя друзья, то очень хотелось посильнее вре-
зать тому, кто бросается в мой адрес такими словами. Наверно, я по-
чувствовал злость, гнев и сильнейшую обиду. На некоторое время
мне стало чуть легче, когда я играл со старшими ребятами. Одиноче-
ство, обиду и разочарование я испытывал, когда шел домой. После
разговора с мамой мне стало полегче. А настоящее облегчение я ис-
пытал тогда, когда мне позвонили и извинились.

Ведущий. Спасибо, Алеша. Попробуй примерить на себя Черную
шляпу. И под полями этой шляпы поведай нам о том, какой нега-
тивный опыт ты вынес из этого происшествия?

Алексей. Я понял, что друзья могут предать в любой момент. Вернее,
это сделали те, кого я привык называть своими друзьями. Еще я понял,
что не знаю себя, потому что подумал, а вдруг я и правда трус? Мне
трудно быть в одиночестве. Я не могу быстро, прощать. Все, хватит!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...