Сказка о Волшебном Круге 20 страница
Ведущий. Спасибо. Вот тебе шляпа Желтого цвета. Цвета солнца,
радости, обретения положительного опыта. Надень ее. Полюбуйся
на себя в зеркало. Какой ты красавец! В тебе — королевская стать
и сила, богатство души и неисчерпаемые сокровища природного
юмора и жизнелюбия.
Алексе й. Что же можно увидеть в этом хорошего? Трудно!
Ведущий. Тогда, если ты позволишь, будем искать вместе.
Алексей. Хорошо, что я тогда не заплакал.
Ведущий. Это действительно замечательно. Но давай вспоминать
и анализировать все по порядку. Ты пришел в школу и...
Алексей. Хорошо, что я пришел в школу, а ведь мог и прогулять
(смеется). Здорово, что можно поприкалываться, поноситься и не-
много похулиганить. Хорошо, когда все вместе. (Задумывается. )
Ведущий. Это замечательно, что ты смог на секундочку остановить-
ся в бездумном веселье и увидеть глаза друга.
Алексей. Хорошо, что я не кинул тетрадь? Да, хорошо, что я не
кинул тетрадь, а просто ее отдал Ж. Значит, я правильно сделал, что
не стал мстить за свой портфель? (Алеша стал задавать себе вопро-
сы и сам на них отвечать. Мы же внимательно слушали. ) Так я мо-
лодец?! Хорошо, что я не разревелся и не вдарил Д. за его слова?
Ведущий. Да, это означает, что ты неплохо владеешь собой.
Алексей. Но, наверно, за это тоже меня стали обзывать трусом, и я
подумал, что я трус на самом деле! Так значит, я не трус! Мне было
обидно, но я не дрался и не ругался с мальчишками.
Ведущий. Ив этом твоя сила, а не слабость.
Алексей. Выходит, что я сильный!
Ведущий. Конечно.
Алексей. Ха-ха, и не подумал бы!
Ведущий. Но это так.
Алексей. Ая их простил.
Ведущий. Ты умеешь прощать ошибки другим. И это замечательно.
Алексей. И еще я подумал, что когда мне весело и хорошо, совсем
не обязательно, что другие тоже веселятся. Ведь они веселились, а
мне было плохо.
Ведущий. Ты учишься понимать и принимать себя и других, значит
ты растешь, мудреешь.
Алексей. Как полезно ссориться с друзьями! (Смеется. )
Ведущий. Полезно не ссориться с друзьями, а учиться видеть в этом
событии уроки для себя.
Алексей. А можно надеть Зеленую шляпу?
Ведущий. Надень, пожалуйста. А пока ты разглядываешь себя в зер-
кале, я бы хотела напомнить тебе о том, что ты переживаешь сей-
час. Нечто подобное переживают все люди на земле. Переживают
и твои одноклассники, и твои родители, и учителя, и даже преус-
певающие бизнесмены и члены правительства.
По-разному они относятся к этому, принимают различные решения,
делают определенные выводы. Удивительные искренние воспоми-
нания друга Пушкина — Ивана Ивановича Пущина — рассказыва-
ют нам о том, как беззащитен и раним был юный Александр Пуш-
кин, как остро переживал он любую, даже пустяшную, размолвку с
друзьями. И знаешь, что он делал в такие тягостные для него минуты?
Алексей. Что?
Ведущий. Убегал в Александровский парк, который находится ря-
дом с Лицеем, и там, в тенистых аллеях, рождались у него едкие
эпиграммы на лицеистов или пронзительные лирические строки.
Алексей. На уроке литературы нам рассказывали, что когда Лермон-
това выгнали из гимназии и ему надо было начинать учебу в училище,
которое ему не нравилось, то он написал стихотворение «Парус».
Ведущий. Итак, Зеленая шляпа — источник творчества. Я пони-
маю, что ты не Пушкин и не Лермонтов, и даже не граф Толстой,
но ты можешь попробовать написать небольшое размышление
о себе и об обиде, порисовать волшебными красками или смасте-
рить куклу-марионетку.
Алексей. Я хочу сделать куклу. Это будет Старый Мастер Шляпник.
Вы мне поможете?
Ведущий. Обязательно. Прекрасная идея. Знаешь, мне тоже час-
тенько необходима помощь этого Мастера.
(Ведущий с Алексеем взялись за дело. Что для этого потребовалось,
можно найти в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшеб-
ству». СПб., 1998. Там же можно прочитать и о технологии изготов-
ления кукол-марионеток. )
Ведущий. Кукла готова. Теперь в твоем доме будет жить Мастер,
к которому можно будет обратиться за советом, помощью, поддер-
жкой. Главное, доверить ему свою тайну, рассказать с помощью раз-
ноцветных шляп о том, что произошло, задать вопрос и... Я верю,
что ты получишь необходимую для тебя помощь.
Алексей. Спасибо. (Бережно прижимает куклу к груди. ) Я с ним не
расстанусь!
Ведущий. Тебе необходимо примерить последнюю, Синюю шляпу.
Надев ее, надо будет ответить на очень важный вопрос. Чему тебя
научила это ситуация? Что дает тебе она сейчас и в будущем? Я тебя
не тороплю. Подумай, посоветуйся с Мастером.
Алексей. А можно, на этот вопрос я отвечу завтра? Мне надо подумать.
Ведущий. Я рада, что ты не спешишь с ответом. Я буду тебя ждать.
На другой день Алексей поделился своими мыслями.
Алексей. Я верю в свои силы. Я могу доверять своим чувствам.
Я понимаю, что то, что говорят обо мне ребята, не всегда истина.
Я могу представить себя на месте другого. Поэтому я себя уважаю.
Ведущий. Я хочу познакомить тебя со словами Вирджинии Сатир,
которая провозгласила Декларацию Самоценности: Я — это Я! Мне
принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я при-
надлежу самому себе. Поэтому, я себя стою сам. Я это Я! И это за-
мечательно!
Р. S. Прошло несколько дней. И в доме Алексея раздался звонок.
Звонил (для того чтобы извиниться) тот молодой человек, который так
опрометчиво назвал Алешу трусом.
«ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»
Лирическое выступление
Сказочный мир. Таинственный и непостижимый. Порой кажется,
что он рядом, стоит только закрыть глаза, прошептать заветное слово
и ты... в сказке.
И все мгновенно становится волшебным. Бабушкин пуховый пла-
ток превращается в ковер-самолет; вязальная спица — в волшебную
палочку; мамины туфли — в хрустальные башмачки, а папина шля-
па — в Шапку-Невидимку. Так обыденные и привычные вещи каждо-
го из нас уводят в сказку.
А наш рассказ, дорогие читатели, о Волшебном Круге, который
возникает из обыкновенной корсажной ленты. Да, да, не удивляйтесь,
из обыкновенной корсажной ленты. Нам всем эта лента знакома. Ведь
в пояс брюк и юбок портнихи вшивают именно эту ленту, чтобы пояс
стал и прочным и эластичным одновременно. Корсажная лента может
служить ремешком в ваших сумках и рюкзаках. Иными словами, с этой
лентой вы встречаетесь постоянно. «Так в чем же ее волшебство?
И причем здесь Волшебный Круг? » — спросите вы. Не торопитесь, до-
рогие друзья, всему свое время. А пока послушайте сказку.
Сказка о Волшебном Круге
В одном большом городе жила-была маленькая девочка. Жила она не в па-
латах белокаменных, не в тереме высоком, да узорчатом и не в королевском
дворце, что на главной площади стоит. Домом ей служило холодное и сырое
подземелье, где с земляного потолка вечно струилась вода, а под ногами был не
паркет, а сырая солома. И спала наша крошка не на перинах пуховых и подуш-
ках шелковых, а на каменьях жестких, скользких, да влажных. Промозглыми
ночами куталась девчушка в старую и рваную ветошь. Любимым ее лакомством
был сухарь из черного хлеба и казавшиеся удивительно сладкими, слегка подморо-
женные картофельные очистки. Как вкусен был пустой кипяток, который дев-
чушка пила из протекающей жестяной кружки! Окружали ее не мамки с нянь-
ками, не гувернантки с гувернерами, а такие же, как и она, несчастные бездомные
люди. Никто из этих бродяг уже и не помнил, как попала девчушка в подземе-
лье. Даже имени всеобщей любимицы никто не знал, называли ее просто Крошка.
Но и в этом забытом Богом уголке иногда происходили удивительные встре-
чи. А случалось это тогда, когда на едва заметный, слабый огонек, мерцающий
в ночи, забредал одинокий путник. Он находил себе местечко у небольшого кос-
терка, вокруг которого грелись обитатели подземелья, получал чашку кипятка
и сухарь, казавшийся ему самым изысканным лакомством на свете. И сердце
путника переполняли тихая радость и благодарность. Благодарность этим не-
прикаянным и обездоленным людям, которые всегда готовы были поделиться
последним куском и предложить место у костра. Ведь вы знаете, дорогие друзья,
что ничто не защищает нас так, как окружение милых и приветливых людей, с
которыми чувствуешь себя спокойно и уютно как дома. Вот и сейчас у костерка
в подземелье грелся странник. А рядом с ним примостилась наша Крошка.
- Эка невидаль, скажете вы, — забредший на огонек путник! »
Но смею вас заверить. дорогие друзья, что ничто в этом мире не
бывает случайно. Каждая встреча, каждый человек, вносит в нашу
жизнь что-то очень важное и ценное. О, как бы хотелось не пропус-
тить, не пройти мимо этих волшебных даров, впитать в себя новый
опыт, оценить талант и щедрость других, а может, и постичь горечь
разочарования. В любом случае, благодаря этим встречам мы мудре-
ем, растем и взрослеем.
Но вернемся к тому, что происходило в подземелье. А там усталый
странник, греющийся у костра, рассказывал удивительные истории
своего Пути, полного опасностей и приключений, радостных откры-
тий и побед.
— Ах, дедушка, где ты берешь силы, чтобы преодолевать такие расстояния,
побеждать врагов и находить друзей? — спрашивала Крошка.
— Ты знаешь, милая деточка, в моем пути действительно бывали такие
моменты, когда меня покидали физические и духовные силы, когда я терял
веру в себя, в правильность и важность выбранного пути. В часы горестных
раздумий, болезни и страха мне помогал мой Волшебный Круг. Его я всегда
ношу с собой.
— Покажи мне, пожалуйста, свой Волшебный Круг! — робко попросила
Крошка. Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки
Волшебный Круг. На секунду прижал старик к своей груди этот Круг и береж-
но протянул его девчушке. с трепетом разглядывала она потрепанную ленту.
Да, да, это была старая, потрепанная лента, давно потерявшая свой первона-
чальный цвет. Концы ее были связаны в тугой узел, образуя круг.
— Дедушка, милый, можешь ли ты открыть мне тайну своего Волшебного
Круга? — спросила Крошка.
— Давным-давно, когда я еще был совсем юн и неопытен, решил я в одиноч-
ку отправиться в Путь. В Путь по дороге жизни. Мне было очень важно по-
нять, в чем моя сила, а в чем слабость, что я уже знаю, а что еще предстоит
узнать, чем я могу помочь нуждающимся, а в чем нуждаюсь сам. Нелегкий
предстоял мне путь. Тогда мои друзья, с которыми я делил радости и утехи
молодецкой жизни, снарядили меня в дорогу. Один из них поднес мне перо и
чернила, чтобы я смог посылать весточки о себе, другой принес холщовый
мешочек с горстью родной земли, чтобы я не забывал о Родине, третий —
десяток пшеничных зерен, чтоб я не погиб с голоду, а самый близкий и верный
друг подал мне голубую ленту... Подал и попросил связать концы этой трехмет-
ровой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот
круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали
мои друзья. И Круг в их руках ожил. Он был и бескрайним морем и плотом, и
пропастью и переправой, и колодцем с живой водой, и палящим солнцем и
спасительным шатром. Круг в руках моих верных друзей стал Волшебным.
Ведь он показал мне трудности, препятствия, ожидающие меня на Пути, и
способы их преодоления. Как зеницу ока, берегу я его. Если бы ты знала,
милая моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшеб-
ный Круг. Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!
— Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни — иметь таких
друзей и заслужить их бесценный дар! — промолвила Крошка и пригорюнилась.
— Я пришел сегодня к вашему огню для того, чтобы преподнести тебе эту
голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного
неба и самых нежных на земле цветов — незабудок. Возьми ее, она твоя. При-
дет время и ты, своими нежными и сильными руками, свяжешь концы ленты
в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который встанут друзья.
Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелости
твоим мечтам и поступкам, отправить тебя по Великому Пути Познания и по-
бед. Я знаю, что это время не за горами! » Не успела Крошка поблагодарить
старика, как тот исчез. А в руках девчушки осталась голубая лента, очень
похожая на ту, которая сейчас в моих руках.
Удивительные подарки преподносит нам жизнь! Еще вчера Крош-
ка не помышляла о счастье, а сегодня, держа в руках подарок странно-
го старика, ощущала прилив неведомых ранее чувств.
И понеслись быстрокрылые мечты, прокладывая дорогу Жизни...
Много с тех пор прошло времени, Крошка выросла, превратилась в краси-
вую девушку. Судьба ее сложилась благополучно. Хотя имя ее и не мелькало в
заголовках газет, благодарные уста не раз произносили его. Ибо обладала она
удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно.
А подарок странного старика, таким чудесным образом изменивший ее жизнь,
она хранила как талисман, рассказывая умеющим слушать его историю.
Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас. Кто
знает, дорогие друзья... Но, похоже, нам сегодня предстоит познать
его волшебную силу.
Ход игры
Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. Тому, кому
сейчас, по мнению ведущего, больше всех необходима помощь и под-
держка участников группы. Или тому, кто пожелает сам. И просит его
связать концы ленты в тугой узел.
Затем участникам игры предлагается взяться за ленточный круг
руками так, чтобы все разместились в кругу. Держаться за ленточный
круг можно двумя руками, или одной рукой, если участников игры
много. В этом случае участники игры располагаются друг за другом,
«боком в круг».
Ведущий. Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепетных
и мужественных руках — круг. И в вашей воле и власти сотворить
чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему теп-
ло и уверенность, чуткость и надежность ваших сердец и рук. Для
этого необходимо сначала «познакомиться», «подружиться» с кру-
гом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть,
раскачать. Что вы чувствуете при этом?
Ребята. Лента круга шершавая и прочная, не знаю, можно ли ее
растянуть? А давайте попробуем! Только все вместе, на счет «раз,
два, три»!
Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка откидыва-
ются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз,
два, три», возвращаются обратно.
Ребята. — Здорово! Такое впечатление, что Круг нас всех объединил
и удерживает вместе!
— Мы все вместе благодаря этому кругу!
— Давайте еще разок повторим это действие. Это было чудесно!
— А если круг раскачать? Что будет?
Ведущий. «Круг в ваших руках и вы можете делать с ним все, что
захотите...
Сюжет первый. Шторм
Ребята раскачивают круг, сначала хаотично, а затем прислушива-
ются друг к другу и пытаются «поймать» общий ритм движения, и вот
уже кто-то отсчитывает ритм, а кто-то тихонько напевает:
Изгиб гитары желтой я обнимаю нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
(и многие подхватывают)
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
Ребята. — Здорово как! Мы все в море, на корабле...
— А может быть, это плот?!
— Давайте сделаем шторм!
— Давайте!
Ребята раскачивают круг, создавая эффект набегающей крутой вол-
ны. При этом одни участники игры, стоящие рядом, удерживают круг
в неподвижном положении, другие приподнимают его вверх, рядом
стоящие некоторое время удерживают его в неподвижном положении
наверху, а другие резко опускают круг вниз. Создается волна. Действия
ребят непрерывные и ритмичные. Они по желанию могут замедлить
или ускорить «бег волны».
Ведущий постоянно комментирует действия ребят, иногда прово-
цируя на иное развитие игрового процесса. Например, так.
Ведущий. Бескрайнее море. Только несколько мгновений назад оно
было спокойным и безмятежным. Но вот налетел сильный ветер
(или разгневался Бог морей Нептун) и от морской глади не оста-
лось и следа. Одна волна набегает на другую, грозя захлестнуть со-
бой все, что встретит на своем пути. Жутко становится от разыграв-
шейся морской стихии. Но вот на гребне волны показался плот, а
на плоту... А на этом плоту десяток испуганных, дрожащих от ужаса
людей. Они только что пережили кораблекрушение. И сейчас, на-
ходясь на плоту, вцепились друг в друга мертвой хваткой и ожида-
ют неминуемой гибели. Что же делать, неужели ничто их не спа-
сет? Как им поступить?
И вот уже круг в руках участников игры превращается в плот. Ребя-
та становятся внутрь круга, тесно прижавшись друг к другу, стараясь
расположиться так, чтобы каждому хватило места в кругу.
Ведущий. (продолжает комментировать) На этом плоту слышны
возгласы и отчаянья и восторга. Я слышу какое-то сопение и тол-
кание, что ж, видимо, нельзя обойтись без этого, ведь каждому хо-
чется занять место поудобнее и побезопаснее, чтобы не смыло на-
бежавшей волной в открытое море. Быть может, стоит подумать о
том, как разместить группу на плоту так, чтоб ее не смыло в море?
Какие есть у вас предложения?
Ребята. — Да, ладно, и так хорошо. Главное, крепче держаться!
— И не толкаться! И не дергаться!
— Попробуй не дергаться, когда плот по волнам скачет!
— Я знаю! Надо маленьких и слабых в центр поставить, девчонок,
например, а сильных с краю!
— Точно, давайте так и встанем!
Ребята группируются так, как решили.
Ведущий. Шторм усиливается и группа, стоящая на плоту во весь
рост, теряет свою устойчивость. Что делать, что предпринять?
Ребята. — Надо сесть, и тогда мы сможем сцепиться не только рука-
ми, но и ногами...
— Да, и мы не будем так высоко возвышаться над волной...
— Тогда уж вообще надо лечь, и уцепиться каждому за край плота,
как бы слиться с ним. Тогда точно можно будет удержаться на плоту!
— А хватит ли нам места?
— Давайте пробовать!
Ребята стараются найти оптимальное решение, разместив на плоту
всех участников игры. Варианты обыгрываются разные. Быстро убеж-
даются в том, что площадь круга незначительна и лежа все игроки раз-
меститься на ней не смогут. А укладываться в несколько ярусов до-
вольно весело и забавно, но устойчивость плота при этом снижается.
Тогда отрабатывают вариант размещения сидя. Тесно прижавшись друг
к другу, переплетаются руками и ногами, более легких сажают на ноги
крепышам. Затем принимают решение, что при подъеме на гребень
волны можно всем одновременно группироваться, то есть наклонять-
ся вперед, как бы складываясь пополам, а на нижней точке волны рас-
прямляться. Этот вопрос долго дискутировался. Ребята рисовали на
доске и волны и плот, пытаясь представить, как же это будет происхо-
дить наяву. И пришли к выводу, что идея замечательная, только дей-
ствовать надо наоборот, на гребне волны — распрямляться, а при взлете
и падении — группироваться.
Ведущий. Благодаря решительным и мудрым действиям потерпев-
шим кораблекрушение людям удалось спастись. И через некоторое
время волны выбросили их на скалистый остров. Усталые, изму-
ченные борьбой со стихией люди в изнеможении растянулись на
твердой, надежной поверхности. Впервые за несколько дней они
позволили себе расслабиться и отдохнуть. А затем решили поде-
литься своими впечатлениями о том, что пережили.
Интересно узнать, о чем говорили спасшиеся люди, кого благода-
рили, о чем сожалели, какие качества открыли в себе и в других,
в какие ценности поверили?
Ребята. — Вместе не так страшно!
— Ага, не страшно, потому что мы не ссорились, даже когда спори-
ли. А если бы мы разругались, то расцепили бы свои руки и погибли.
— Нет, несколько раз мы готовы были разругаться, но Коля не дал.
Ведущий. Каким образом?
Ребята. — А он предложил посадить самых легких ребят на колени.
—Да, мы поняли, что нам не поместиться всем и сидя.
—И мне уже не хотелось играть дальше.
— Наверно, хорошо, что мы не стали слушать тех, кто предлагал
ничего не менять, а просто держаться крепче...
— Да, мы постоянно искали, как сделать так, чтобы было удобно
всем, и хорошо, что мы слушали друг друга.
Ведущий. Как интересно! Если я вас правильно поняла, то очень
важно прислушиваться друг к другу, принимать во внимание мне-
ние каждого, не отказывать в рассмотрении любого предложения
и вместе спокойно искать выход из создавшейся ситуации?
Ребята. — Да! Много было предложений, мы пробовали и нашли.
— Мне понравилось!.
— Мне тоже, хотя сначала я думал, что все это очень глупо. Ведь это
не море и не плот, а просто игра. А потом ничего, увлекся.
Ведущий. И не просто увлекся, а давал очень ценные рекоменда-
ции, и не исключено, что именно благодаря тебе ребята справи-
лись со своей задачей.
Ребята. — Все помогали, все думали.
— Ура, мы на суше! Давайте играть дальше!
Ведущий. Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, нам необхо-
димо выяснить, чему каждый из вас научился, «борясь со стихией».
Приведем лишь некоторые высказывания ребят и комментарии ве-
дущего.
Сережа Ш. Яне знаю, вроде я все это умел.
Ведущий. Что это? Уточни, пожалуйста!.
Сережа Ш. Я всегда думаю, когда что-то делаю. Или делаю, а потом
думаю. И тут я думал вместе со всеми.
Ведуший. Умница! Золотые слова! Я думал вместе со всеми. Мне
кажется, что ты начинаешь приобретать очень ценное качество —
умение слушать и слышать других. Спасибо!.
Женя Т. А я теперь знаю, что каждому нужно, чтобы ему было хоро-
шо и удобно. И со всеми можно договориться.
Ведущий. Видимо, ты хочешь сказать, что при желании всегда мож-
но создать комфортные условия для каждого человека, несмотря
на то, что на первый взгляд это кажется нереальным?.
Женя Т. Да, я это теперь знаю. Нужно только терпение, чтоб не ра-
зодраться и не нагрубить. У меня это терпение есть. Немного пока...
Ведущий. Спасибо, Женя, за твое терпение и такт, который ты
проявил в этом испытании.
Саша 3. Я понял, что не надо сразу отказываться от игры, не надо
торопиться. И все нужно пробовать до конца, ну то, что предлагали
ребята.
Ведущий. Как верно ты подметил! Бывают такие ситуации, которые
кажутся безвыходными. И кажется, проще всего отказаться от борь-
бы и, как поется в песне:
... Пора открыть кингстоны,
К добру не привели проказы на воде...
Но пойти на дно мы ведь всегда успеем, может стоит немного по-
бороться?! И сегодня в игре ты отстоял свое право на жизнь, при-
нимая участие в борьбе за устойчивость плота.
Света X. Мне просто нравилось играть с ребятами. Я тоже им помога-
ла, советовала, как встать на плоту, как сесть. И они меня слушали.
Ведущий. Как важно быть услышанной и понятой. Как это чудесно,
когда к твоему мнению прислушиваются, благодарят за участие и
помощь. Тогда общение приносит и радость и пользу.
Итак, это опасное путешествие на плоту научило нас многому:
□ слышать и слушать другого;
□ учитывать интересы и желания каждого из нас;
□ проявлять терпение и внимание;
□ не отказываться от борьбы;
□ работать в группе и принимать коллективные решения...
Комментарий. Итак, логическая точка в игре поставлена. Отрабо-
тан, прожит один из сюжетных образов. Ребята моделировали ситуа-
цию катастрофы и искали пути выхода из нее. В спорах и сомненьях
рождались решения, которые тут же подвергались практическому
испытанию. Игра обсуждена. Подведены некие итоги. Дан ответ на
вопрос «Чему вас научила игра? » На этом занятие можно завершить,
но если позволяет время и есть желание, то... ИСПЫТАНИЯ ПРО-
ДОЛЖАЮТСЯ. Они плавно вытекают одно из другого.
Сюжет второй. Остров
Ведущий. Оказавшись на скалистом берегу, немного передохнув,
собравшись с силами, группа путешественников приступила к раз-
работке тактического плана.
Что же делать дальше? Может, остаться на берегу в ожидании про-
ходящего мимо острова судна? Или двигаться вглубь острова, что-
бы исследовать тот мир, в котором оказались?
Какое принять решение? Очень важно взвесить все «за» и «против»,
ведь это решение может оказаться судьбоносным!
Маленькое замечание. Пусть вас как ведущего не пугает ни подняв-
шийся крик, ни затянувшаяся молчаливая пауза. В любом случае, сто-
ит немного подождать, дать время ребятам «нащупать» нить взаимо-
действия, чтобы использовать уже полученный ранее игровой опыт
проведения дебатов и «Шести шляп». Если же игроки «увязли» в пус-
тых спорах, то необходимо будет напомнить им о том багаже, который
ими уже приобретен, но доселе не использовался.
Итак, спустя какое-то время решение принято.
Допустим, что ребята, взвесив все «за» и «против», решили отка-
заться от исследования острова и остаться на берегу.
Ведущий. Наши путешественники остались на берегу. Ведь так
важно не пропустить то спасительное судно, которое когда-нибудь
пройдет мимо этого острова. Однако ожидание спасения может за-
нять как несколько дней, так и несколько лет. Пока ждешь помо-
щи, необходимо питаться, пить пресную воду, иметь хоть какое-то
надежное укрытие от непогоды и нежданных гостей. Ведь кругом
только песок, скалы и где-то вдалеке виднеется лесная раститель-
ность. И то место, в котором оказались путешественники, отнюдь
не тропический, жаркий, плодоносный остров, где на головы всем
с утра до вечера падают бананы и кокосы. Это суровый скалистый
край, обдуваемый холодными ветрами. В руках наших путешествен-
ников оказался Круг, сделанный из обыкновенной корсажной лен-
ты; перо, бумага и чернильница; мешочек с горстью родной земли
и десяток пшеничных зерен. Что же делать? Как использовать эти,
ставшие бесценными, предметы с максимальной пользой?
Ведущий дает участникам игры семь минут на обсуждение постав-
ленных проблем. По истечении отведенного времени ребята должны
будут показать, как можно использовать Круг для рыболовства и охо-
ты, строительства и защиты территории от нападения. Можно пред-
ложить ребятам разделиться на творческие группы, которые и будут
разрабатывать одну из проблем. По истечении отпущенного времени
творческие группы делятся своими наработками. Причем все то, что
придумано, важно разыграть с помощью пантомимических этюдов или
провести «практический семинар» по использованию Круга и других
даров в различных экстремальных условиях.
Примеры рассуждений ребят
Оказывается, что из круга можно «сплести» рыболовную сеть. И два
рыбака, держась за края сети, должны стоять в воде по пояс в ожида-
нии улова. А могут и поплавать с этой импровизированной сетью. В лю-
бом случае, утверждают ребята, шансы на успех есть.
Еще из Круга можно сделать садок и укрепить его на дне с помо-
щью валунов. «Берег скалистый, — рассуждали ребята, — поэтому кам-
ни на берегу найдутся. Главное, найти то место, куда на отмель прихо-
дят нереститься рыбы».
Еще из Круга надо сделать силки для ловли птиц. Ведь на скалис-
тых берегах так много птиц, которые устраивают себе гнездовье.
Ведущий. Продемонстрируйте, пожалуйста, как из Круга можно
сделать садок для ловли рыбы и силок для ловли птиц. Замечатель-
но! А как вы будете ловить рыб и птиц на этом острове? Молодцы!..
Итак, у вас уже есть и рыба и дичь. Можно приступать к приготов-
лению пищи. Но что же для этого надо?
Ребята. — Выложить очаг из камней и внутри развести огонь. Кам-
нями мы будем высекать искры. В очаге мы подожжем крепкие и
толстые сухие стебли травы, которой так много на берегу. Мы смо-
жем печь рыбу и птицу в горячих камнях или жарить ее на нагре-
том камне.
— Пить мы будем росу или дождевую воду, которую будем собирать
в чашу, сплетенную из морских водорослей. Дно и края этой чаши
проложим широкими листьями водных растений.
— А еще мы придумали, как добывать соль! Надо поливать морс-
кой соленой водой горячие камни. Вода выпарится, а соль останется.
— Ее можно собирать в тот холщовый мешочек, в котором хранит-
ся родная земля.
— Земля нам будет нужна для того, чтобы вырастить пшеницу. Вок-
руг только песок, а на песке почти ничего не растет. Мы из камней
сделаем небольшой горшок. Смешаем землю с небольшим количе-
ством песка и посадим зерна пшеницы. Будем их поливать, и они
дадут всходы. Скоро будет и урожай.
— И урожай будет хороший, потому что на острове много птиц. Зна-
чит много птичьего помета. Это хорошее удобрение. (Ребята сме-
ются. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: