Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для закрепления пройденного материала




1. Как правильно надо держать в руке карандаш и сидетьза мольбертом?

2. С чего надо начинать рисунок?

3. Какова последовательность работы над рисунком?

4. Чем отличается длительный рисунок от наброска?

5. Каковы цели и задачи учебного академического рисунка?

6. Чем отличается учебный рисунок от творческого?

7. Что такое набросок?

8. Что мы понимаем под конструктивной основой формы?

9. Как объяснить конструктивную основу формы куба?

10. Что мы понимаем под собственной тенью и под падающей?

11. Что такое блик, свет, полутень, тень, рефлекс?

12. Что мы понимаем под простыми и сложными формами?

13. Что мы понимаем под вспомогательными линиями построения формы? Привести примеры.

14. Что такое осевая линия?

15. Что такое линия горизонта?

16. Что мы понимаем под картинной плоскостью?

17. Что такое точка схода?

18. Как построить перспективу окружности? Показать на примере.

19. Что мы понимаем под предметной плоскостью?

20. Что мы понимаем под плоскостью горизонта?

21. Как объяснить основные закономерности линейной и воздушной перспективы?

22. Объяснить в рисунке особенности построения интерьера с одной точкой схода и с двумя.

23. Объяснить, что такое низкий горизонт и высокий, на примере рисунка пейзажа.

24. Что мы понимаем под большой формой?

25. Какой должна быть методическая последовательность работы над натюрмортом?

26. Объяснить особенности анализа сложной формы предмета на примере изображения бидона, вазы.

27. Изобразить в схематическом рисунке характерные особенности различных пород деревьев

28.Чем отличается педагогиче-екий рисунок от обычного?

29. Какие учебные задачи должны быть решены при рисовании натюрморта?

30.Объяснить закономерности распределения света на форме.

31.В чем различие направленшя лучей света от искусственного источника света и солгнечного?

32.Что такое «тон» и тональнжде отношения?

33.Что значит класть штрих то форме? Показать это на примерах рисунка округлой и граненой формы предмета.

34.В чем состоят основные законы тональных отношений?

35.Чем отличается техника работы углем, карандашом и сангиной?

36.Каковы свойства карандаша, угля, сангины, соуса; технические приемы работы ими?

37.Каковы основные закономерности строения формы человеческой головы? Показать в схематическом рисунке.

38. Что такое профильная линия?

39. Каковы закономерности пропорционального членения головы на части?

40. Каковы особенности строения формы человеческого черепа?

41. В чем состоит методическая последовательность работы над рисунком головы?

42. Каковы закономерности (строения формы носа? Проиллюстрировать рисунком.

43. В чем заключаются особенности строения формы глаза? Показать на рисунке.

44. Перечислить основные мышцы головы человека.

45. Нарисовать по представлению (схематично) форму человеческой головы в трехчетвертном повороте (вид снизу).

46. Что мы понимаем под литией разреза глаз и где она проходит?

47. С помощью каких приемов можно проверить правильность перспективного построения формы головы?

48. Каковы основные закономерности строения человеческой фигуры?

49. Перечислить основные мышцы человеческого тела.

50. Что такое ось упора, ось равновесия?

51. Нарисовать основные схемы движения человеческой фигуры.

52. Что мы понимаем под пронацией и супинацией?

53. Перечислить основные кости руки.

54. В чем состоит принцип научности при обучении рисованию с натуры?

55. В чем состоит принцип наглядности и методы его реализации при обучении рисованию с натуры?

56. В чем состоит принцип систематичности и последовательности в академическом рисунке?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов Н. Н. Основы рисования. М., 1974.

Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963.

Ватагин В. А. Изображение животного. Записки ани­малиста М., 1957.

Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М., 1961.

Кузин В. С. Наброски и зарисовки. М., 1981.

Николаевы. А., Смирнов Г. Б., Афанасьев М. Е. Рисование фигуры человека. М. Л., 1964.

Ростовцев Н. Н, История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М., 1981.

Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М., 1982.

Соловьев А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. Г. Учебный рисунок. М., 1953.

Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М., 1981.

Учебный рисунок /Под ред. В. А. Королева. М., 1981.

Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоми­нания. М., 1953.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................. 3

Введение......................................................................................................... 6

Глава первая. Содержание, цели и задачи учебного рисунка... 17

Глава вторая. Виды учебного рисунка. Длительный рисунок и методическая последовательность его выполнения. Наброски, их цели и задачи 35

Глава третья. Рисунок геометрических тел и предметов, простых поформе 48

Глава четвертая. Рисунок сложных по форме предметов.... 71

Глава пятая. Рисунок группы предметов (натюрморт, интерьер).. 107

Глава шестая. Рисунок пейзажа................................... 126

Глава седьмая. Рисунок головы человека................. 138

Глава в о с ь м а я. Рисунок фигуры человека.................... 173

Глава девятая. Рисунок птиц и зверей.......................... 216

Глава десятая. Рисунок по памяти и по представлению..... 225

Глава одиннадцатая. Педагогический рисунок........ 232

Глава двенадцатая. Рисунок как основа профессиональной подготовки художника-педагога 242

Вопросы и задания для закрепления пройденного материала...... 253

Рекомендуемая литература.................................................... 255

НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ РОСТОВЦЕВ

УЧЕБНЫЙ РИСУНОК

Зав. редакцией П. А. Стеллиферовский Редактор Е. А. Комарова Художник В. А. Аткарская Художественный редактор Т. А. А л я б ь е в а Технический редактор С. Н. Терехова Корректор //. В. Б у р д и н а

ИБ № 8792

Сдано в набор 12.11.84. Подписано к печати 07.08.85. Формат 60х90'/|в- БУМ- офсетная № 2. Гарнит. Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16+форз. 0,25. Усл. кр.-отт. 16,5. Уч.-изд. л. 17,10+форз. 0,45. Тираж 60 000 экз. Заказ 1351. Цена 85 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и» книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Ордена Трудового Красного Знамени Калинийский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 170024, г. Калинин, пр. Ленина, 5.

 


[1] Мастера искусства об искусстве. М., 1966, т. 2, с. 197

[2] Подробнее см.: Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950

[3] И. Н. Крамской об искусстве. М., 1960, с. 88.

[4] Подробнее см. в кн.: Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956, с. 31—56

 

[5] Н. А. Андреев был единственным художником, который имел возможность длительное время наблюдать В. И. Ленина и делать зарисовки во время его работы и отдыха. Вполне естественно, что это позволило художнику подметить и зафиксировать много таких моментов, которые не удавалось запечатлеть другим художникам, — наиболее характерные выражения лица, жесты рук, движения головы, манеру сидеть и ходить. Все это помогло художнику создать более глубокий психологический образ В. И. Ленина

[6] Крупская Н. К. Избр. пед. произв. М., 1965, с. 370

 

[7]Пособие по рисованию / Под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева, К. Н. Корнилова. М.—Л., 1938, с. 9.

[8]Мастера искусства об искусстве, с. 119

[9] И. В. Гете об искусстве. М.—Л., 1936, с. 91. 26

[10] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т 18, с. 160.

[11] Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. М., 1937, т. 2, 17

[12]. И. В. Гете об искусстве, с. 116 —117

[13] Книга о живописи Леонардо да Винчи, живописца и скульптора фло­рентийского. М., 1935, с. 316—317.

 

[14] И. Н. Крамской об искусстве, с. 64

[15] М а р кс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 20, с. 20

[16]1 Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1982, т. 1, с. 396. 36

 

[17] Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. Л., 1936, с. 83

[18] Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 2, с. 38. - Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.

[19] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т29, с 152-153.

[20] Цит. по кн.: Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая систе­ма. Л.—М., 1940, с. 134—135.

[21] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 107. 50

[22] Цит. по кн.: Гинзбург И. Чистяков П. П. и его педагогическая сис­тема, с. 128.

[23]Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 346— 347

[24]Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 348

[25]Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произве­дения. М., 1947, с. 72.

[26] Сеченов Ц. М. Избранные философские и психологические произве­дения, с. 298—299^

 

 

[27] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 361, 362

[28] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 21, с. 290

[29] Там же, т. 20, с. 493

[30] Ушинский К. Д. Избр. пед. произв. М., 1968, с. 237

[31] Альберти Л. Б. Три книги о живописи. — В кн.: Десять книг о зод­честве, т. 2, с58

[32] Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка, с. 78

 

[33] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 365.

[34] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 356

[35] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 291

[36]Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 370

[37] Подробнее см.: Барышников А. П. Как применять правила перспективы при рисовании с натуры. М., 1952, гл. V; Барышников А. П. Перспектива. М., 1955, гл. VIII; Петерсон В. Е. Перспектива. М., 1970, гл. VII.

 

 

[38] А л ь б е р т и Л. Б, Десять книг о зодчестве, т. 2, с. 26—27. 90

[39] Подробнее см.: Волков Н. Н. Восприятие предмета и" рисунка. М., 1950

[40] Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка, с. 35

[41] Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка, с. 67—68. 92

 

[42] Кардовский Д. Н. О принципах и методах обучения рисованию.— В кн.: Пособие по рисованию / Под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева, К. Н. Корнилова, с. 11

[43] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 101.

[44] Цит. по кн.: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М., 1981, с. 59

[45] См.: Юный художник, 1939, № 5

[46] Цит. по кн.: Гинзбург И. П. II. Чистяков и его педагогическая система, с. 127

[47] И. Е. Репин об искусстве. М., 1960, с. 36. 98

[48] Цит. по кн.: Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система, с. 123

[49] Коменский Я. А. Избр. пед. соч., т. 2, с. 347

[50] Репин И. Е. Далекое близкое, с. 236.

[51] Цит. по кн.: Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая систе­ма, с. 145

[52] Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 2, с. 61

[53] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 127

[54] Книгаига о живописи Леонардо да Винчи.., с. 291

[55] П.Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 366.

[56] О закономерностях зрительного восприятия см. в кн.: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

[57] Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М., 1961, с. 169

[58] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 325

[59]Книга о живописи Леонардо да Винчи., с. 147

[60] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 324

[61]Н. П. Крымов — художник и педагог. Статьи и воспоминания. М.,;• 1960, с. 185

[62] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 312 — 313

[63] Книга о живописи Леонардо да Винчи., с. 324

[64] По тому же принципу, что и конструктивный анализ формы простых предметов, например вазы.

[65] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 354

 

[66] Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.—М., 1957, с. 178.

[67] Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 2, с. 58

[68] Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 2, с. 20.

[69] И. В. Гете об искусстве, с. 37.

[70] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 319.

 

[71] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 170. 180

 

[72] Дейнека А. А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974, с. 174.

 

[73] Дюрер А. Дневники, письма, трактаты, т. 2, с. 228.

 

[74] Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, с. 361 — 362,

 

[75] И. В. Гете об искусстве, с. 191

[76] Цит. по кн.: Бродский И. Репин-педагог. М., 1960, с. 41

[77] И. Н. Крамской об искусстве, с. 67.

[78] Книга о живописи Леонардо да Винчи.., с. 256

[79] Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. М., 1957, с. 90.

[80] Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста, с. 100—101.

[81] Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971, т. 1, с. 206.

[82] Крамской по воспоминаниям Репина. — Русская старина. Спб., 1888, с. 409

 

[83] Цит. по кн.: Книга для чтения по истории русского искусства / Сост. Н. Машковцев. М., 1949, с. 55—56

 

[84] Игнатьев Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. — В кн.: Психология рисунка и живописи. Сб. статей. М., 1954, с. 32

[85] Гете И. В. Собр. соч. М., 1937, т. 10, с. 418. 228

[86] 3илотиА. Мои воспоминания о Ф. Листе. — Наука и жизнь,1970, № 11, с. 115 — 116

[87] Яковлев В. Н, Василий Никитич Мешков. М., 1952, с. 32—33

[88] Ченнини Ченнино. Трактат о живописи, с. 37 — 38

[89] Ченнини Ченнино. Трактат о живописи, с. 37 — 38

[90] Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1982, с. 62. 250

[91] Паустовский К. Г. Собр. соч. В 9-ти т. М., 1982, т. 3, с. 367

[92] Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и обучении. М.—Л., 1948, с. 119

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...