Министерство науки и высшего образования
Стр 1 из 12Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «История Востока в средние века» для студентов направления подготовки 46. 03. 01 «История» Направленность (профиль): Историко-культурный туризм / История международных отношений
Ставрополь Содержание
Введение Курс «История Востока в средние века» построен по регионально-страноведческому принципу: рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ, специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры.
Задачи освоения дисциплины: - формирование системного представления об исторических процессах и явлениях в странах Востока эпоху средних веков в их социокультурных, политических и экономических измерениях; - овладение методами исторического исследования на конкретном историческом материале; - формирование активной гражданской позиции студентов в отношении процессов, протекающих в современном мире. Требования к результатам освоения дисциплины: систематическая работа студентов на семинарских занятиях, составление терминологического словаря; кроме того, студент должен разбираться в сущности восточных (мировых религий), и знать историческую карту средневекового Востока. В итоге освоения дисциплины студент должен: знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.
Планы практических занятий Практическое занятие № 1. 1-1. 2. Иран при Сасанидах (224- 651 гг. ) Цель занятия: рассмотреть процесс формирования и выявить особенности развития Сасанидского государства, в том числе выяснить причины возвышения правителей Парса, специфику национально-государственной и культурно-религиозной политики (в том числе места и роли зороастризма и сословно-кастовой структуры общества в государстве). Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.
Актуальность темы: позволяет обратиться к более широким обобщениям, касающимся проблемы общество-государство-религия на Востоке. Теоретическая часть: Территория Ирана, как в древности, так и средневековье, находилась в центре тогдашнего культурного мира, на стыке Запада и Востока, открытая культурным влияниям и этнополитическим воздействиям со всех сторон света. Территория эта издревле населена множеством племен и народов, земледельческих и скотоводческих, находившихся на разных стадиях социально-экономического развития и исповедующих разные религии. В центре и на вершине этой этносоциальной пирамиды находились персы, с глубокой древности опережавшие иранскую периферию по уровню этнополитического сознания: возникновение и развитие иранской государственности связано с возвышением династий персидского происхождения (Ахемениды и Аршакиды в древности, Сасаниды в раннее средневековье). Рассмотрение процесса формирования Сасанидского государства предполагает выяснение причин возвышения правителей Парса, специфики национально-государственной и культурно-религиозной политики (в том числе места и роли зороастризма и сословно-кастовой структуры общества в государстве). Особый интерес представляет возникновение религиозных ересей как единственно возможной в сложившихся в Иране условиях формы социального протеста (манихейство, маздакизм). При обращении к означенным учениям представляется целесообразным провести сравнение их (и зороастризма) на наличие общих и специфических черт, выяснить, по каким причинам шаханшахи в определенный момент шли на поддержку манихейства и маздакизма. Внутреннюю политику Сасанидов следует рассматривать также имея ввиду, что становление новой персидской династии происходило в сложных условиях встречных процессов феодализации сверху (родовая аристократия превращалась в феодальную в социально-экономическом смысле) и снизу (в результате разложения общины деревенская верхушка превращалась в дехкан - мелких и средних землевладельцев); столкновение двух тенденций феодализации порождало противоречия между родовой знатью и дехканами, последние были естественными союзниками царской власти, стремившейся противостоять сепаратизму знати.
Обращение к вопросу «Внешняя политика Сасанидов» предполагает, для упорядочения информации, составление хронологической таблицы. Студент также должен составить четкое представление о причинах крушения государства Сасанидов. Работа должна строиться на детальном изучении разнообразных исторических источников (приведенных указанном разделе хрестоматии) и внимательном прочтении соответствующей исследовательской литературы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|