Вопросы для обсуждения. Задания для работы на занятии. Источники. Литература. Интернет ресурсы. Практическое занятие № 2.1-2.2. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате.
Вопросы для обсуждения. 1. Образование государства Сасанидов: возвышение Парса; Ардашир. 2. Особенности общественно-политического и социально-экономического строя: сословная иерархия, система управления, налоговая система, войско. 3. Религиозная ситуация в Сасанидском Иране: зороастризм как государственная религия; манихейство. 4. Основные направления внешней политики Сасанидов в III-V вв. 5. Маздакитское движение (491 - 529 гг. ): причины, требования, социальные и религиозные идеалы, результаты. 6. Реформы Хосрова I Ануширвана и их последствия. 7. Внешняя политика Ирана в VI- начале VII в.: ирано-византийские взаимоотношения. 8. Экономический подъем Ирана в VI в. 9. Иран при последних Сасанидах; «чехарда» шахиншахов. Арабское завоевание Ирана и его последствия. Причины крушения государства Сасанидов. Задания для работы на занятии Проблемные вопросы: 1. Кто из Сасанидских правителей принял официальный титул «царь царей (шаханшах) Эрана и не Эрана», что этот титул означал. 2. Как в сасанидскую эпоху трансформировалась сословно-кастовая структура общества. Что означала подобная трансформация. Какие дискуссии существуют в историографии относительно сословно-кастовой структуры в Сасанидском Иране. 3. Как характеризует место и роль зороастризма в государстве следующая фраза «Завещания» Ардашира: «Государство и религия - близнецы, неспособные существовать раздельно: религия - основание государства, царь - страж религии. Раскол религии начинается тогда, когда подданным позволяют заниматься не тем, в чем они разбираются, когда голова превращается в хвост, хвост в голову... благородный становится бедным, а подлый – дерзким».
4. Кто из шаханшахов стал поддерживать манихейство, в чем причина такого покровительства. 5. Почему в течение V в. отношения Ирана и Византии были в целом мирными? 6. По каким причинам Кавад I приблизил Маздака к себе, сделав его своим советником, а затем позволил своему наследнику расправиться с маздакидами. 7. Почему по представлениям иранцев Хосров I был величайшим из доисламских правителей Ирана. 8. Какую роль во внешней политике Ирана играло царство Лахмидов, почему в итоге Иран ликвидировал это государственное образование. 9. Каковы причины крушения Сасанидской державы. 10. Объяснить специфику завоевания арабами Ирана (мирные, «военные» договоры). Практические задания: 1. Изучить карту региона: определить территорию Сасанидского государства, найти столицу, выяснить с кем граничила держава. 2. Изучить карту Маздакитского движения (491 - 529 гг. ). 3. Составить хронологическую таблицу «Внешняя политика Сасанидского Ирана». 4. Составить словарь основных терминов, понятий дат по истории Ирана III – сер. VII вв. Источники. Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. - М., 1961. С. 172 – 198. Литература Основная: 1. Бурганова В. Н. История стран Азии и Африки в средние века / В. Н. Бурганова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1677-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=278329 2. История мировых цивилизаций: учебное пособие: / О. В. Ким, В. Н. Бурганова, С. А. Васютин и др.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – 453 с. [Электронный ресурс]. - URL: URL: https: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=600147 3. Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник/отв. ред. И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская – Ставрополь, СКФУ. 2015. [ [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=458320
Дополнительная: 1. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000. 2. Васильев, Л. С. История Востока: учебник в 2 т. М.: Юрайт, 2013. 3. Всемирная история. В 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука, 2012. 4. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002. (5-е издание 2009). Интернет ресурсы http: //www. vostlit. info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов. http: //www. ivran. ru/ - сайт Института Востоковедения РАН http: //www. orientalstudies. ru/rus/index. php? option=com_content& task=blogsection& id=1& Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб. ) Практическое занятие № 2. 1-2. 2. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате. Цель занятия: углубление знаний об исторических корнях ислама, его социальной и политической функциях в средневековом обществе. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.
Актуальность темы: связана с тем, что исламский фактор в настоящее время активно проявляет себя в экономике, политической и общественной жизни различных социумов. Теоретическая часть: Шииты - общее название различных группировок и общин, признавших Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными приемниками пророка Мухаммада. Эта группировка (аш-шиа) явилась ядром движения в начале второй половины VII века, которое нарушило первоначальное религиозное единство мусульманской общины и позднее привело к разделению на суннитов и шиитов. По своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского мира. В первую очередь необходимо уяснить, почему с развитием Халифата произошел раскол единого религиозно-политического учения (обратить внима-ние на эволюцию государства у арабов от Мухаммада до Усмана). С привлечением конкретно-исторического материала следует выявить основные этапы в становлении и эволюции шиизма; разобраться, с какого момента шиизм из преимущественно политической партии превращается в религиозное течение. Также следует осмыслить суть шиитской доктрины об имамате. Далее надлежит выявить роль восточных провинций (Ирана) в развитии идей шиизма и борьбе оппозиции против Омейядов. Выяснить, кто такие Аббасиды, и в результате каких событий им удалось установить свою власть в Халифате. Кроме того, необходимо разобраться во времени возникновения и отличительных особенностях основных течений шиизма (заполнить таблицу). В заключение следует обратиться к истории появления алидских государств («имаматов») в Табаристане, Йемене и Египте. Необходимо также составление собственного терминологического словаря.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|