Разработка индивидуализируемой технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста и ее практическая апробация
В соответствии с представленной выше моделью (см. рис. 1, с. 80) конструируемая технология воспитания детей раннего возраста предусматривает в своем составе целевой, содержательный, процессуальный и диагностический компоненты и отражает учет возрастных закономерностей развития, индивидуальных различий детей и особенностей образовательной ситуации в целом. Вместе с тем анализ специфики рассматриваемого направления воспитания (сенсорного) и способов индивидуализации педагогического процесса обусловил необходимость разработки модели парциального характера, определяющей сущность и взаимоотношения основных составляющих индивидуализированной технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста (рис. 2, с. 99). Функционально-генетические закономерности формирования перцептивных действий у детей раннего возраста предопределяют выделение этапов сенсорного воспитания, представляющих целевой компонент технологии, а также уровней сенсорного развития, установление которых предусматривается в рамках диагностического компонента. Целевые ориентиры каждого из этапов обозначают зону ближайшего развития ребенка и характеризуют преднамеренное создание педагогом условий, благоприятствующих становлению определенных новообразований, отражающих поэтапность процесса формирования перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. Диагностические показатели, лежащие в основе выделения уровней сенсорного развития, фиксируют эти новообразования, результатируя достижения соответствующего этапа, и тем самым устанавливают зону актуального развития ребенка. Поэтому выделяемые этапы сенсорного воспитания непосредственно связаны с уровнями сенсорного развития и имеют в рамках разрабатываемой технологии одинаковый порядковый номер.
Поскольку ведущим средством, обеспечивающим в период раннего возраста необходимость и возможность формирования перцептивных действий, являются предметные соотносящие действия детей, выполняемые с дидактическими игрушками и материалами, содержание сенсорного воспитания устанавливает спектр таких действий, которые потенциально создают наиболее благоприятную основу для становления новообразований каждого этапа, а также дальнейшего совершенствования ранее сложившихся способов.перцептивной ориентировки. Продуктом целевого и содержательного компонента технологии является программа сенсорного воспитания. Входящие в ее состав задачи, в соответствии с требованиями технологического подхода, имеют идентифицируемый, операционально заданный характер и представляют иерархически упорядоченную последовательность формируемых на том или ином этапе перцептивных и предметных действий. Программа сенсорного воспитания имеет константный характер, определяя общую для всех детей раннего возраста траекторию развития. Индивидуальные особенности малышей обусловливают различия в характере и темпах освоения практических и соответствующих им перцептивных действий, что вызывает необходимость модифицирования данной программы, опредмечиваемую в составлении индивидуализированных программ сенсорного воспитания для каждого из детей группы. Информацию об индивидуальных особенностях ребенка дает диагностический компонент технологии. При этом среди всего спектра индивидуальных различий детей в рамках представляемого исследования нами выявляется и учитывается уровень сенсорного развития, позволяющий определять исходный этап работы. Однако дети, находящиеся на одном и том же уровне развития, обнаруживают различную степень освоенности содержания соответствующего этапа сенсорного воспитания. В связи с этим диагностика, устанавливающая уровень сенсорного развития ребенка, дополняется педагогической диагностикой, призванной выявлять уже освоенные им действия, включенные в программу определенного этапа сенсорного воспитания.
Мониторинг, также входящий в состав диагностического компонента технологии, позволяет отслеживать процесс реализации программных задач и при необходимости корректировать содержание индивидуализированных программ. Процессуальный компонент технологии обеспечивает основу для формирования действий, предусматриваемых индивидуализированной программой ребенка. Данный компонент имеет вариативный характер, поскольку условия деятельности воспитателей групп раннего возраста различаются по многим параметрам. К их числу относятся, прежде всего, качественные и количественные характеристики имеющихся в ДОУ дидактических игрушек и материалов, особенности состава группы (пропорциональное отношение взрослых и детей, посещаемость, распределение детей по уровням сенсорного развития, по степени развития самостоятельности деятельности и др.). Опираясь на представленное описание возможных вариаций процесса реализации той или иной программной задачи, педагог в зависимости от особенностей складывающейся в группе образовательной ситуации подбирает, комплектует из имеющегося ассортимента необходимые игрушки и пособия, использует приемы, адекватные особенностям детей, условиям и формам организуемого взаимодействия. Предполагаемым результатом реализации технологии является повышение качества осуществляемых ребенком перцептивных действий и соответственно уровня его сенсорного развития. При этом рассмотрение результативности сенсорного воспитания по отношению к каждому из выделенных этапов позволяет представить реализацию технологии как цикличный процесс, имеющий конечным результатом сформированность перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, обеспечивающих готовность к освоению сенсорной культуры. На основе данной модели нами была сконструирована и апробирована индивидуализируемая технология сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|