Характеристика целевого компонента
Цель первого этапа сенсорного воспитания состоит в создании условий для освоения детьми умений соотносить пространственное расположение взаимосвязанных объектов в процессе выполнения простейших соотносящих действий, направленных на соединение предметов или их частей. К их числу относятся действия вкладывания, нанизывания и составления целого, выполняемые с автодидактическими игрушками и материалами, которые, как было установлено в теоретической части работы, в определенной степени направляют действия ребенка, побуждают его последовательно выполнять несколько однотипных или взаимообратных движений, что способствует легкому освоению функциональной составляющей действий, позитивно влияет на развитие преднамеренности и самостоятельности детской деятельности. По мере освоения ребенком функциональной и операционально-технической составляющей того или иного соотносящего действия предусматривается усложнение условий его выполнения с целью формирования и активизации умения находить решение элементарной практической задачи способом практических проб (называемым также способом «проб и ошибок» или двигательных проб). Пробы представляют собой преднамеренные действия, направленные на достижение положительного практического результата, что отличает их от хаотичного перебора вариантов, в котором результат достигается случайным образом. Добавление предметов, неадекватных для выполнения уже известного малышу соотносящего действия, вынуждает его производить элементарный учет пространственных свойств имеющихся объектов, который осуществляется с помощью ранее сформированных перцептивных действий, основанных на использовании сенсомоторных предэталонов.
Цель второго этапа сенсорного воспитания состоит в создании условий для освоения детьми способа практического сопоставления свойств объектов, так называемого способа примеривания, или пробного прикладывания объектов. Возникновение примеривания отражает трансформацию предметного действия, приводящую к выделению внешнего ориентировочного действия, несущего функцию обследования ситуации, выяснения свойств объектов, учет которых обеспечивает успешность решения конкретной практической задачи. Важным условием данного процесса является возможность опробования ряда объектов, обладающих различными вариантами определенного свойства, с позиции их соответствия свойствам другого предмета, который в данном случае выступает в качестве материального эталона. Практическое примеривание такого эталона к свойствам обследуемых объектов осуществляется путем их пространственного совмещения, при этом полнота совпадения контуров объектов становится критерием идентичности сопоставляемых свойств. Цель третьего этапа сенсорного воспитания состоит в создании условий, способствующих дальнейшему формированию внешних ориентировочных действий и их частичной интериоризации. Одним из таких условий является многократность выполнения ребенком действий, предусматривающих парное соотнесение объектов по величине или форме, осуществляемое с различными материалами автодидактического характера. Постоянное видоизменение ситуации выполнения того или иного соотносящего действия постепенно приводит к тому, что малыш начинает решать задачу сразу с помощью внешнего ориентировочного действия, не прибегая к практическим пробам. А при повторном предъявлении задания он оказывается способным зрительно (без непосредственного примеривающего сближения) выделять и сопоставлять те свойства и отношения предметов, учет которых предопределяет получение практического результата.
Наряду с действиями, основанными на принципе парности, на данном этапе предусматривается освоение ребенком действий упорядочивания однородных предметов в соответствии с постепенным изменением их величины. Формирующееся у ребенка умение замечать и учитывать в своей деятельности различия в величине или форме предметов в дальнейшем совершенствуется в процессе выполнения им действий отбора идентичных образцу объектов, группировки предметов двух разновидностей при использовании вспомогательного объекта и без такового. Цель четвертого этапа сенсорного воспитания состоит в создании условий для стереотипизации формирующихся перцептивных действий. На данном этапе ребенок впервые сталкивается с необходимостью соотнесения цвета однородных объектов. Успешность такого соотнесения зависит от ряда факторов, наиболее значимыми среди которых являются: а) способность ребенка воспринимать объекты при помощи предметных предэталонов, не прибегая более к сенсомоторным средствам, что отражает начавшийся процесс стереотипизации рассматриваемого типа перцептивных действий; б) умение малыша следовать инструкции, задаваемой взрослым, поскольку особенности конструкции дидактических пособий, предусматривающих соотнесение цвета их частей, сами по себе не могут направлять и контролировать детскую деятельность (так, размещая вкладки на панели, малыш может получить практический результат и без учета их цвета, требование совпадения окраски объектов вносится педагогом). Освоение ребенком различных соотносящих действий, составляющих содержание предыдущего этапа, как раз и обеспечивало возможность перехода к сопоставлению цвета объектов. Наряду с этим на данном этапе предусматривается усложнение условий осуществления зрительного соотнесения величины или формы объектов по принципу подбора, а также их упорядочивания в соответствии с постепенным изменением объема на основе преднамеренного использования способа выбора наибольшего объекта из оставшихся. Цель пятого этапа сенсорного воспитания состоит в дальнейшем усложнении условий выполнения действий, требующих зрительного соотнесения предметов по одному из свойств (величины, формы или цвета), что способствует процессу интериоризации формирующихся перцептивных действий.
Такое усложнение происходит в нескольких направлениях. Во-первых, увеличивается расстояние между соотносимыми предметами. Первоначально складывающийся в детском восприятии ситуативный образ объекта-эталона нестоек, и потому зрительное соотнесение предметов ребенок осуществляет при их пространственном сближении. Чем дальше друг от друга оказываются расположенными сопоставляемые объекты, тем дольше становится период сохранения эталонного образа. Дальнейшему упрочению этого образа, полному переносу его в план представлений способствует введение временной отсрочки (15-20 секунд) между предъявлением предмета-образца и набора объектов, среди которых предстоит находить идентичный образцу. Во-вторых, на данном этапе предусматривается сопоставление объектов по одному свойству в условиях абстрагирования от различий других их свойств, тогда как на предшествующих этапах сопоставляемые предметы различались только по одному свойству. Так, малышу предстоит осуществлять выбор (отбор, группировку) объектов определенной формы по образцу другой величины или цвета, а также предметов заданного цвета по образцу, имеющему другую величину или форму. В-третьих, предусматривается соотнесение объектов одновременно по двум свойствам, каждое из которых оказывается представленным в двух (а затем и более) разновидностях. В процессе выполнения данных действий закрепляется понимание ребенком слов, обозначающих вид сопоставления («форма», «величина», «цвет») и фиксирующих его результаты («такой же», «не такой», «одинаковый» и т.п.). Вместе с тем, актуализация умений ребенка выделять в воспринимаемом объекте его отдельные свойства, использовать один и тот же ситуативный образ в разных сопоставлениях способствует формированию устойчивых эталонных представлений, что создает основу для освоения их общепринятых словесных обозначений.
Цель шестого этапа сенсорного воспитания состоит в создании условий, способствующих использованию перцептивных действий, оперирующих предметными средствами, в решении различных практических и познавательных задач, допускающих множество альтернативных вариантов действий, из которых только один полностью удовлетворяет исходным требованиям. Освоение способов решения таких задач способствует пониманию и запоминанию ребенком общепринятых словесных обозначений основных разновидностей цвета и формы предметов, а также некоторых антонимичных понятий, отражающих абсолютные и относительные значения величины. Особое место на данном этапе занимает практическое освоение ребенком принципов построения элементарных сериационных рядов: расположения различающихся размером однородных предметов в порядке постепенного изменения их величины (без автодидактической помощи), а также расположение объектов, представляющих два варианта одного свойства, в порядке ритмического чередования. Кроме того, на данном этапе создаются условия для формирования у ребенка умения дифференцированно воспринимать плоскостные и объемные объекты составной формы, выделять отдельные элементы в составе целого, соотносить их пространственное взаимоположение, сопоставлять их между собой по одному из свойств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|