Характеристика содержательного компонента
Содержательный компонент технологии характеризует предметные соотносящие действия, выполняемые с дидактическими игрушками и материалами, последовательное освоение которых детьми раннего возраста обеспечивает необходимую и достаточную основу для реализации целей каждого этапа. В связи с тем, что степень сложности того или иного соотносящего действия и характер предопределяемого им перцептивного действия зависит от особенностей его объекта, мы сочли целесообразным включить в описание содержания сенсорного воспитания и основные требования к используемым на каждом этапе дидактическим игрушкам и материалам. Содержание первого этапасенсорного воспитания включает ряд конкретных соотносящих действий (вкладывания, нанизывания, составления целого), упорядоченных по степени сложности их операционально-технического состава. Как свидетельствуют результаты проведенного нами пилотажного исследования, степень сложности того или иного соотносящего действия оказывается обусловленной, главным образом, развитостью тонкой моторики рук (умением координировать и дифференцировать движения пальцев рук, регулировать их силу и амплитуду, осуществлять зрительный контроль движений). Варьирование степени сложности достигается изменением величины и формы объектов действия. Так, вкладывание предметов в гнезда доски первоначально осуществляется с объектами, имеющими в горизонтальном сечении круглую форму диаметром 5-6 см, в дальнейшем – квадратную и треугольную форму такого же, а позднее - произвольного размера. Цвет предметов на данном этапе не имеет значения и подчиняется общим требованиям чистоты, яркости и однотонности окраса.
Ребенку, освоившему то или иное действие, предлагается осуществлять отбор предметов (из двух вариантов), подходящих для его выполнения, в автодидактических условиях. Так, например, малышу, научившемуся вкладывать шары в отверстие коробки, предлагается отбирать предметы, подходящие для выполнения данного действия, среди однородных объектов двух величин. При этом в другой раз ему предстоит отбирать шары, как подходящие для вкладывания их в круглое отверстие коробки, среди кубов (или призм). Выделяемые нами в рамках первого этапа соотносящие действия не исчерпывают всех вариантов их осуществления, а рассматриваются как необходимые и достаточные для достижения целей данного и следующего этапа. Содержание второго этапа включает формирование действий размещения вкладок, различающихся по форме или величине, в соответствующих гнездах фигурной доски. Необходимость практического сопоставления объектов выступает перед ребенком наиболее ярко именно при выполнении таких действий, поскольку достижение практического результата напрямую зависит от верности подбора вкладки и гнезда. Объекты-вкладки, предлагаемые малышу для выполнения любого из действий, на данном этапе всегда различаются только по одному параметру (по форме или величине). Каждый раз ребенку предстоит ориентироваться лишь в двух разновидностях изучаемого свойства, при этом общее количество соотносимых объектов составляет от 2 до 6 пар, что обеспечивает необходимую повторность отдельных актов их совмещения, возможность последовательного прикладывания той или иной вкладки к каждому отверстию вплоть до получения требуемого результата. Поскольку в действиях с объектами некруглой формы от малыша требуется дополнительно учитывать необходимость совпадения пространственного ракурса гнезда и вкладки, в рамках второго этапа используются предметы, имеющие в горизонтальном сечении форму квадрата и правильного треугольника, действия с которыми не представляют для ребенка особой сложности. Для заданий, требующих соотнесения величины объектов, разница в размерах вкладок должна составлять 60-70%. Это способствует пониманию малышом необходимости дополнительного учета того обстоятельства, что вкладка должна входить в гнездо плотно, иначе часть отверстий оказывается незакрытой.
Кроме того, на данном этапе предусматривается широкая вариативность автодидактического материала, что содействует формированию у детей способности использовать усвоенный способ действия в процессе решения видоизмененных практических задач. Содержание третьего этапа сенсорного воспитания достаточно обширно. Во-первых, оно включает постепенно усложняющиеся действия соотнесения объектов по величине или форме, осуществляемого с различными материалами автодидактического характера (разновидностями фигурных досок). Появляющаяся у ребенка возможность частично направлять и регулировать практическое действие на основе зрительного обследования ситуации позволяет увеличивать количество одновременно предъявляемых разновидностей свойств объектов (до 5-6), уменьшать их контрастность, использовать фигуры неправильных форм, придавать соотносимым предметам различную пространственную ориентацию. Во-вторых, на данном этапе ребенку предлагается осуществлять действия с дидактическими пособиями, конструкция которых хотя и требует выполнения строго определенного соотносящего действия, но не предопределяет его как единственно возможное, как в случае с размещением вкладок в гнездах. Однако значительное сходство характера осуществляемых действий в первом и втором случае не только обеспечивает малышам возможность переноса освоенных способов сопоставления свойств объектов, но и позволяет акцентировать детское внимание на необходимости точного совмещения контуров фигур, выступающего критерием определения идентичности или различия их свойств. В-третьих, включаются действия упорядочивания однородных предметов в соответствии с постепенным изменением их величины. Поскольку этот вид действий только начинает осваиваться малышом, предусматривается использование автодидактического материала, способного в определенной степени направлять действия ребенка в нужное русло.
В-четвертых, предусматривается осуществления ребенком действий отбора идентичных образцу предметов, группировки предметов двух разновидностей при использовании вспомогательного объекта и без такового в рамках дидактических упражнений. Успешность их выполнения обуславливается появлением у ребенка, с одной стороны, умения сопоставлять свойства объектов, не прибегая к практическим пробам, а с другой стороны, умения воспринимать объяснения педагога, касающиеся учета величины и формы объектов действия. Вместе с тем дидактический материал, используемый для проведения данных упражнений, подбирается с таким расчетом, чтобы наглядная ситуация способствовала пониманию малышом словесных указаний взрослого, как направляющих, так и оценивающих детские действия. Содержание четвертого этапа включает, во-первых, освоение ребенком разнообразных действий, предусматривающих отбор и группировку однородных предметов разных цветов, а также попарное объединение идентично окрашенных взаимосвязанных объектов. Количество одновременно используемых разновидностей цвета постепенно увеличивается с 2 до 6-8, а контрастность сопоставляемых цветовых тонов уменьшается (к примеру, вначале красный цвет сочетается с зеленым, потом с желтым, а затем с оранжевым). При этом первоначально малышу предлагается оперировать с дидактическими материалами, конструкция которых предусматривает необходимость пространственного сближения соотносимых предметов, что способствует установлению ребенком наличия (отсутствия) цветового перепада между ними, выступающего критерием контроля правильности выполнения действий. В дальнейшем сопоставление цвета объектов осуществляется без их непосредственного сдвигания. Во-вторых, на данном этапе совершенствуется умение ребенка зрительно соотносить величину и форму объектов в действиях с разновидностями фигурных досок и геометрической мозаики. Уменьшение взаимной контрастности вкладок, с которыми малышу предстоит оперировать, требует от него большей точности восприятия. Увеличение же количества разновидностей одномоментно предъявляемых объектов способствует повышению устойчивости внимания ребенка, расширению его поля зрения, развитию целенаправленности детских действий.
В-третьих, предусматривается совершенствование умения упорядочивать однородные предметы в соответствии с убыванием их величины при выполнении действий с автодидактическими игрушками, имеющими 6 и более частей. Содержание пятого этапа включает соотносящие действия, осуществляемые с объектами, одновременно различающимися по двум свойствам. К этому времени малыш владеет разными видами соотнесений (выбор одного предмета по образцу, отбор всех идентичных образцу объектов, раскладывание предметов на 2-4 группы в соответствии с образцом, попарное объединение объектов), которые в определенной последовательности используются при формировании у ребенка умения соотносить предметы по одному свойству, абстрагируясь от различий других. Организуя детские действия, педагог обязательно дает четкие словесные указания, содержащие обозначение свойства, по которому производится сопоставление объектов. Наряду с практическими действиями, требующими соотнесения объектов по одному свойству, на данном этапе ребенку предлагается выполнять действия, требующие одновременного учета двух свойств, каждое из которых оказывается представленным в двух (а затем и более) разновидностях. Первоначально такие упражнения выполняются с автодидактической помощью, заложенной в конструкции пособий, а в дальнейшем малыш действует на основе принятой от педагога инструкции. Действия, требующие соотнесения свойств пространственно отдаленных объектов, включаются на данном этапе в дидактические игры и упражнения, которые первоначально организуются с небольшой подгруппой детей, расположенных за одним столом (варианты настольной игры «Лото»), а затем со всей группой воспитанников в пространстве игровой комнаты. По мере освоения детьми данных игр в них вводится отсрочка выполнения действия, достигаемая, главным образом, посредством особой организации пространства, в котором проводится игра. Содержание шестого этапа включает предметные и элементарные продуктивные действия, предусматривающие, во-первых, практическое построение сериационных рядов: складывание различных вариантов пирамидок (башенок) из 7 и более предметов, попарное объединение разнородных предметов 3-5 величин, расположение предметов двух величин (или форм, или цветов) в порядке их ритмического чередования; во-вторых, воссоздание плоскостного или объемного объекта, имеющего составную форму (т.е. состоящего из нескольких частей определенного цвета и величины, каждая из которых имеет простую геометрическую форму) по его двухмерному изображению; в-третьих, осуществление зрительного выбора объектов, частично или целиком соответствующих образцу, в конфликтной ситуации, то есть при наличии предметов, сходных между собой по разным свойствам.
В соответствии с выделенными этапами нами была составлена программа сенсорного воспитания детей раннего возраста. В ней номерами обозначены целевые ориентиры - виды перцептивных действий, которые осваивает малыш на том или ином этапе. В рамках каждого вида указаны предметные соотносящие действия, выполнение которых требует от ребенка осуществления соответствующей перцептивной ориентировки. Название перцептивного действия дано в именной форме, практического – в глагольной. При этом слова, обычно используемые при формулировании задач для обозначения деятельности педагога («показать детям…», «обратить внимание на…», «учить ребенка…», «закреплять умение…» и т.п.), при составлении программы были намеренно опущены, поскольку деятельность педагога заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закреплении умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах. В качестве образца приведем фрагмент программы II этапа сенсорного воспитания. Полностью программа представлена в приложении 2 (см. с. 187-191). 1. Соотнесение величины двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами: - размещать большие и маленькие вкладки в соответствующих им гнездах доски, - складывать двухместную игрушку типа матрешки. 2. Соотнесение формы двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами: - размещать плоскостные вкладки двух контрастных форм в соответствующих им гнездах доски, - вставлять объемные предметы двух контрастных форм в соответствующие отверстия коробки. 3. Применение освоенного способа пробного прикладывания в действиях с новыми автодидактическими материалами: - вставлять в основу вкладки двух величин или двух форм, завершая предметное изображение, - закрывать емкости крышками двух величин или двух форм, - попарно объединять разнородные предметы двух величин в автодидактических условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|