Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по второй главе




 

 

Опытно-поисковая работа по изучению эффективности применения в группах раннего возраста ДОУ индивидуализируемой технологии сенсорного воспитания успешно завершена и имеет позитивные результаты. Обобщение изложенных в данной главе материалов позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Выделенные нами на основе анализа психологических исследований этапы формирования перцептивных действий, оперирующих предметными предэталонами, имеют место в сенсорном развитии детей раннего возраста. Соответственно его динамика может оцениваться посредством идентификации характера перцептивной ориентировки, осуществляемой ребенком при выполнении практического действия, на основе диагностических показателей, фиксирующих последовательность появления новообразований в процессе формирования перцептивных действий. Разработанная нами диагностическая методика, включающая описание последовательности диагностических заданий, способа их предъявления и необходимого дидактического материала, а также способа оценки характера и результативности их выполнения ребенком, позволяет получить достоверную информацию о степени сформированности перцептивных действий и на этой основе определить сопоставимые уровни сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Формирование перцептивных действий происходит под влиянием разнообразных факторов, обусловливающих различие уровней сенсорного развития детей, среди которых доминирующим, статистически значимым является возрастной фактор. Целенаправленное сенсорное воспитание, осуществляемое в соответствии с разработанной нами технологией, оказывает влияние на возрастной фактор и приводит к смещению возрастных границ этапов формирования перцептивных действий.

3. Анализ результатов опытно-поисковой работы позволяет признать такое смещение возрастных границ, происходящее под влиянием реализации разработанной нами технологии сенсорного воспитания, оптимальным, гарантирующим формирование к концу раннего возраста готовности большинства детей к освоению в следующем возрастном периоде сенсорной культуры (системы сенсорных эталонов и основанных на их использовании перцептивных действий). В то же время сенсорное воспитание, осуществляемое в семье и в дошкольном учреждении, реализующем традиционную образовательную программу, не обеспечивает своевременности формирования указанной готовности.

4. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста, в соответствии с разработанной нами моделью, включает целевой, содержательный, процессуальный и диагностический компоненты. Последовательность этапов формирования перцептивных действий обусловливает выделение соответствующих этапов сенсорного воспитания детей раннего возраста, рассматриваемого нами как целенаправленное создание педагогом условий для освоения малышами определенных практических (и прежде всего - предметных соотносящих) действий, представляющих наиболее благоприятную основу для повышения качества осуществления взаимосвязанных с ними перцептивных действий. Целевые ориентиры каждого этапа сенсорного воспитания, имплицитно охватывая зону ближайшего развития ребенка, результатируются в повышении уровня его сенсорного развития, который в рамках технологии имеет одинаковый с этапом порядковый номер.

5. Программа сенсорного воспитания как продукт целевого и содержательного компонента разработанной нами технологии представляет собой иерархически упорядоченную последовательность конкретизированных, операционально сформулированных задач каждого этапа. Она имеет константный характер, определяя общую для всех детей раннего возраста траекторию формирования специфических для данного периода перцептивных действий. На ее основе с учетом результатов диагностики уровня сенсорного развития ребенка и диагностики освоенности им предметных действий, включенных в программу определенного этапа, на небольшой отрезок времени составляется индивидуализированная программа сенсорного воспитания ребенка, ориентированная на зону его ближайшего развития.

6. Диагностический компонент технологии обеспечивает возможность ее индивидуализации и включает изучение уровня сенсорного развития ребенка как основу индивидуализации целевого компонента, констатацию освоенности предметных действий, составляющих содержание определенного этапа сенсорного воспитания, как основу индивидуализации содержательного компонента, и мониторинг реализации программных задач как основу индивидуализации процессуального компонента и осуществления оперативной обратной связи, являющейся сущностным признаком технологии.

7. Процессуальный компонент технологии характеризует возможности варьирования в процессе реализации поставленных задач временного ресурса, дидактического материала, методов и приемов обучения, форм организации педагогического процесса. В ходе исследования было установлено, что наиболее адекватными в рамках индивидуализируемой технологии сенсорного воспитания являются следующие взаимозависимые формы проведения занятий, одновременно различающихся по целевым ориентирам и количеству участников: индивидуализированное мини-занятие обучающего или диагностического характера; подгрупповое занятие в сенсорном центре, ориентированное на закрепление действий детей с дидактическими материалами и формирование у них умений организовывать собственные действия; фронтальное занятие, непосредственно направленное на развитие самостоятельной деятельности малышей.

8. Сопровождение процесса апробации индивидуализируемой технологии сенсорного воспитания мониторингом динамики сенсорного развития детей экспериментальных и контрольных групп оказалось целесообразным и позволило зафиксировать появление статически достоверных различий в достигаемых испытуемыми уровнях сенсорного развития и возрастание значимости данных различий, обусловленных продолжительностью реализации технологии.

9. Высокая статистическая значимость различий в уровнях сенсорного развития, достигаемых детьми экспериментальных и контрольных групп, полностью подтверждает выдвинутую гипотезу о возможностях индивидуализируемой технологии обеспечить повышение результативности сенсорного воспитания детей раннего возраста.

10. Раннее (в возрасте до 1,5 лет) начало реализации технологии сенсорного воспитания может обеспечить более выраженный развивающий эффект, но оно не в состоянии однозначно гарантировать его в связи с потенциальным многообразием факторов, влияющих на сенсорное развитие, выявление которых составляет перспективу дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное нами исследование связано с наиболее актуальной для современного периода проблемой модернизации системы образования в контексте личностно-ориентированной парадигмы. Одним из возможных путей ее решения является обращение к технологическому подходу, потенциально обеспечивающему переход образовательного процесса на качественно новую ступень целенаправленности, управляемости и наукоемкости.

Анализ психолого-педагогических исследований, затрагивающих теоретические и прикладные аспекты построения педагогической технологии, позволил установить, что в контексте личностно-ориентированной парадигмы ее методологическую основу составляет композиционная целостность технологического, системного, деятельностного и личностного подходов, а также принципов развития и индивидуализации.

Изучение практики сенсорного воспитания детей раннего возраста, его программно-методического и диагностического обеспечения обнаружило парадоксальный разрыв между достаточной степенью научной разработанности методологических оснований технологии сенсорного воспитания и их слабой реализованностью в построении педагогического процесса групп раннего возраста дошкольных образовательных учреждений, что актуализировало необходимость разработки и опытной апробации индивидуализируемой технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Нами была разработана модель построения технологии сенсорного воспитания детей раннего возраста, включающая следующие компоненты: целевой (характеризующий этапы сенсорного воспитания, отражающие учет функционально-генетических закономерностей формирования перцептивных действий), содержательный (описывающий траекторию освоения детьми раннего возраста предметных соотносящих действий с дидактическими игрушками и материалами, обусловливающих формирование перцептивных действий), процессуальный (представляющий вариативные средства решения каждой программной задачи, формы организации педагогического взаимодействия в условиях ДОУ), диагностический (предусматривающий выявление уровня сформированности перцептивных действий и мониторинг процесса достижения поставленных задач). Сконструированная на основе данной модели технология сенсорного воспитания детей раннего возраста имеет индивидуализируемый характер, что обеспечивается включением в нее константных и вариативных составляющих и механизмов индивидуализации педагогического процесса.

Опытно-поисковая работа выявила высокую результативность сенсорного воспитания детей раннего возраста, осуществляемого в соответствии с разработанной нами технологией, имеющей индивидуализируемый характер, обеспечивающей учет возрастных закономерностей и индивидуальной динамики сенсорного развития детей, максимально использующей потенциальные возможности предметных соотносящих действий, что позволило считать выдвинутую гипотезу полностью подтвержденной.

Проведенное исследование, имея завершенный характер по отношению к реализации поставленных задач, вместе с тем определило перспективы дальнейшего научного поиска, связанного с расширением спектра охватываемых технологией направлений сенсорного воспитания детей раннего возраста, с повышением эффективности реализации технологии на основе учета комплекса факторов, оказывающих влияние на ее результативность, с изучением механизмов адаптации технологии к специфике различных форм организации дошкольного образования (в т.ч. групп кратковременного пребывания), а также с выявлением особенностей подготовки педагогов к реализации технологии воспитания детей раннего возраста в контексте личностно ориентированной парадигмы.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...