Раскладывать предметы разной формы на три группы в соответствии с их цветом.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Материал. Предметы трех цветов 3 форм (6 кубов, 6 призм, 6 конусов – по два каждого цвета), всего 18 предметов; три куклы. Допустимая замена. Набор предметов другой формы, отвечающий тем же требованиям. Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком все предметы и предлагает разложить их по цвету (разделить их поровну между тремя куклами). Слева ставит куб одного цвета и поясняет, что в эту сторону нужно положить все предметы «такого цвета», в центре – призму другого цвета, справа – конус третьего цвета. Когда ребенок приступает к действию, взрослый еще раз подчеркивает, что нужно отбирать предметы «такого же цвета». Допустимая помощь: педагог может подавать ребенку предметы по одному в хаотичном порядке; по окончанию действия спрашивать «здесь все предметы одинакового цвета?» Оценка. Высокая: ребенок самостоятельно и быстро раскладывает предметы «на глаз», называет их цвет. Средняя: ребенок выполняет задание полностью, раскладывает предметы поочередно или выбирает из них сначала все одного, потом другого цвета. Низкая: ребенок затрудняется абстрагироваться от формы предметов, нуждается в направляющих указаниях взрослого.
Сопоставлять цвет предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Материал. Коробка с цилиндрами 4 цветов (по 5 каждого цвета), 4 больших куба той же окраски, грузовик, вмещающий не более 5 кубов. Допустимая замена. Набор предметов другой формы, отвечающий тем же требованиям. Способ. Педагог расставляет вдоль комнаты 4 больших куба на расстоянии 1 метра друг от друга. Затем ставит перед ребенком, находящимся на расстоянии 2-2,5 метров от них, коробку с цилиндрами и грузовик и предлагает поочередно отбирать и отвозить к каждому большому кубу цилиндры такого же цвета (чтобы потом выстроить высокие башни-маяки). По ходу действия взрослый жестом указывает в сторону того большого куба, для которого производится отбор цилиндров.
Допустимая помощь: педагог словесно направляет отбор предметов для первого «рейса». Оценка. Высокая: ребенок самостоятельно выполняет задание; по просьбе взрослого правильно называет цвет предметов. Средняя: ребенок правильно отбирает предметы, воспринимая пространственно отдаленный образец, но не может назвать их цвет. Низкая: ребенок сначала складывает в кузов предметы одного цвета, а уже потом, приблизившись к большим кубам, при помощи наводящих указаний соотносит их цвет (определяет, куда их выгрузить).
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – уровень дифференцированного соотнесения.
Показатель – дифференцированное выделение внешних свойств объектов, применение предметных предэталонов в решении познавательных задач, практическое построение простейших сериационных рядов.
Диагностические задания: 16) складывать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины, 17) выбирать идентичный образцу предмет составной формы, 18) выбирать предмет, соответствующий образцу по одному или двум свойствам, в конфликтной ситуации. Складывать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины. Материал. Деревянная пирамидка, состоящая из стержня и 8 одноцветных колец убывающей величины с разницей смежных предметов 1 см. Допустимая замена. Новая для ребенка пирамидка с разноцветными кольцами той же величины. Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком кольца и предлагает собрать пирамидку. Задание повторяется 3 раза. Оценка. Высокая: ребенок быстро складывает пирамидку, «на глаз» выбирает очередное кольцо. Средняя: ребенок складывает пирамидку, но иногда допускает ошибочное нанизывание одного-двух колец, самостоятельно замечая и исправляя ошибки.
Низкая: в процессе действия ребенок допускает более двух ошибок, нуждается в направляющих указаниях взрослого.
Выбирать идентичный образцу предмет составной формы. Материал. Два комплекта из 5 плоскостных фигур, состоящих из одинакового прямоугольного основания, на котором в разных сочетаниях расположены по две маленьких фигуры (квадрат – треугольник, квадрат – полукруг, треугольник – полукруг, треугольник – трапеция, полукруг – трапеция). Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком фигуры одного комплекта, затем показывает ему одну из фигур другого комплекта и предлагает найти точно такую же. Выбранная фигура возвращается на место, и задание повторяется 5 раз при смене образца. Допустимая помощь. Если ребенок неверно выбирает фигуру, педагог предлагает «посмотреть внимательнее и найти точно такую же» Оценка. Высокая: ребенок безошибочно, быстро находит требуемые предметы. Средняя: за все повторы ребенок допускает не более одной ошибки, которую по указанию взрослого самостоятельно исправляет. Низкая: в процессе действия ребенок совершает неверный выбор два и более раза.
Выбирать предмет, соответствующий образцу по одному или двум свойствам, в конфликтной ситуации. Материал. 9 картонных флажков желтого, синего и зеленого цвета, из них 3 квадратной, 3 прямоугольной и 3 треугольной формы (по одному каждого цвета) – для ребенка. 3 флажка (желтый квадратный, синий прямоугольный и зеленый треугольный) - для педагога. Допустимая замена. Другой набор предметов, отвечающий тем же требованиям. Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком его флажки, показывает свой желтый квадратный и просит найти «точно такой же флажок, такого же цвета и такой же формы». Флажки возвращаются на место, перемешиваются, после чего взрослый показывает свой синий прямоугольный флажок и просит выбрать «все флажки такого же цвета». Затем педагог показывает зеленый треугольный флажок и просит выбрать «все флажки такой же формы». Допустимая помощь. Если при смене задания ребенок выбирает только один предмет, взрослый повторяет свое указание.
Оценка. Высокая: ребенок безошибочно, быстро находит требуемые предметы. Средняя: ребенок находит требуемые предметы, но при смене задания нуждается в повторении указания. Низкая: ребенок допускает ошибки при выполнении одного и более заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОГРАММА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Первый этап 1. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе вкладывания: - вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием, - вставлять шары в отверстие коробки, - размещать круглые вкладки в гнездах доски, - вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели, - размещать квадратные, треугольные вкладки в гнездах доски, - вставлять кубы в отверстие коробки. 2. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе нанизывания: - нанизывать кольца с широким отверстием, - нанизывать на стержень кольца с узким отверстием, - нанизывать на стержень втулки, имеющие сквозное отверстие, - нанизывать на стержень шары, кубы, имеющие сквозное отверстие. 3. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных частей предмета в процессе составления целого: - закрывать цилиндрическую емкость крышкой, - соединять части одноместной матрешки (бочонка), - складывать двухместную матрешку с неразборным меньшим вкладышем. 4. Использование практических проб в процессе вынужденного сопоставления предметов по одному из свойств: - вкладывать меньший полый предмет внутрь большего, - последовательно вкладывать друг в друга три полых предмета разной величины, - выбирать предметы меньшей величины (из 2 вариантов) для вкладывания в отверстие коробки, - выбирать предметы заданной формы (из 2 вариантов) для вкладывания в отверстие коробки или гнездо доски, - выбирать для нанизывания предметы, имеющие сквозное отверстие. Второй этап 1. Соотнесение величины двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами:
- размещать большие и маленькие вкладки в соответствующих им гнездах доски, - складывать двухместную игрушку типа матрешки. 2. Соотнесение формы двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами: - размещать плоскостные вкладки двух контрастных форм в соответствующих им гнездах доски, - вставлять объемные предметы двух контрастных форм в соответствующие отверстия коробки. 3. Применение освоенного способа пробного прикладывания в действиях с новыми автодидактическими материалами: - вставлять в основу вкладки двух величин или двух форм, завершая предметное изображение, - закрывать емкости крышками двух величин или двух форм, - попарно объединять разнородные предметы двух величин в автодидактических условиях. Третий этап 1. Соотнесение формы взаимосвязанных предметов на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с автодидактическими материалами: - размещать в гнездах доски вкладки трех форм, - размещать в гнездах доски вкладки 4-5 геометрических форм. 2. Соотнесение величины взаимосвязанных предметов на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с автодидактическими материалами: - размещать в гнездах доски вкладки трех величин, - размещать в гнездах доски вкладки 4-5 величин. 3. Расположение однородных предметов в порядке постепенного изменения их величины в действиях с автодидактическими материалами: - последовательно вкладывать друг в друга 4-5 предметов-вкладышей, - нанизывать на конусную основу пирамидки 4-5 колец, - складывать трехместную игрушку типа матрешки, - складывать 4-5-местную игрушку типа матрешки. 4. Соотнесение величины разнородных предметов в действиях с условно автодидактическими материалами: - попарно объединять разнородные плоскостные предметы двух величин. 5. Соотнесение формы предметов в действиях с условно автодидактическими материалами: - накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур (2-4 видов форм). 6. Группировка однородных предметов двух величин: - раскладывать предметы на две группы при использовании вспомогательных объектов в качестве основания для группировки, - раскладывать предметы на две группы в соответствии с заданным образцом, - раскладывать предметы на две группы в соответствии с величиной, отвлекаясь от различий их цвета. 7. Отбор предметов идентичной образцу формы: - отбирать предметы из двух вариантов,
- отбирать предметы из трех-четырех вариантов, - раскладывать предметы на две-три группы в соответствии с заданным образцом. Четвертый этап 1. Группировка однородных предметов по цвету: - раскладывать предметы на две группы при использовании вспомогательных объектов в качестве основания для группировки, - отбирать предметы идентичного образцу цвета из 2-4 вариантов, - раскладывать предметы на 2-4 группы в соответствии с заданным образцом. 2. Соотнесение цвета разнородных предметов по принципу подбора пары в действиях с условно автодидактическими материалами: - попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения, - попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях неполного пространственного сближения. 3. Соотнесение формы шести и более пар взаимосвязанных предметов: - размещать плоскостные, объемные вкладки 6 и более видов в соответствующих гнездах на основе преимущественно зрительного сопоставления, - накладывать плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур. 4. Соотнесение величины пяти и более пар взаимосвязанных предметов: - размещать вкладки 5 и более величин в соответствующих гнездах на основе преимущественно зрительного сопоставления, - накладывать плоскостные вкладки 4-5 величин на изображения фигур соответствующего размера, - складывать многоместную матрешку на основе зрительного сопоставления частей. 5. Расположение однородных предметов в порядке убывания их величины в действиях с автодидактическими материалами: - последовательно вкладывать друг в друга 6 и более предметов-вкладышей, - нанизывать 6 и более колец на конусную основу, - накладывать друг на друга 4-6 однородных предметов. 6. Соотнесение величины разнородных объемных предметов: - попарно объединять разнородные объемные предметы двух величин. Пятыйэтап 1. Соотнесение предметов по одному из свойств в условиях абстрагирования от различий других свойств: - соотносить форму предметов разной величины, - соотносить форму предметов разного цвета, - соотносить цвет предметов разной формы. 2. Соотнесение предметов одновременно по двум свойствам: - соотносить форму и величину предметов в действиях с автодидактическими материалами, - соотносить форму и величину (форму и цвет, величину и цвет) предметов в действиях с условно автодидактическими материалами, - отбирать предметы по образцу при одновременном учете двух свойств. 3. Соотнесение свойств пространственно отдаленных предметов: - соотносить форму (величину, цвет) предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола, - соотносить форму (цвет) предметов, расположенных в групповой комнате, - соотносить форму (цвет) предметов, абстрагируясь от различий других свойств, - соотносить форму (цвет) предметов при наличии временной отсрочки выполнения действия. Шестой этап 1. Создание упорядоченного ряда предметов по принципу постепенного изменения их величины: - нанизывать на стержень пять и более предметов по убыванию их величины, - попарно объединять разнородные предметы трех-пяти величин. 2. Создание упорядоченного ряда предметов по принципу их ритмического чередования по одному свойству: - располагать в порядке чередования предметы двух величин (форм, цветов). 3. Соотнесение свойств объемных и плоскостных предметов составной формы: - размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом, - размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом. 4. Соотнесение свойств предметов в конфликтной ситуации: - выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум или трем свойствам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|