Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскладывать предметы разной формы на три группы в соответствии с их цветом.




Материал. Предметы трех цветов 3 форм (6 кубов, 6 призм, 6 конусов – по два каждого цвета), всего 18 предметов; три куклы.

Допустимая замена. Набор предметов другой формы, отвечающий тем же требованиям.

Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком все предметы и предлагает разложить их по цвету (разделить их поровну между тремя куклами). Слева ставит куб одного цвета и поясняет, что в эту сторону нужно положить все предметы «такого цвета», в центре – призму другого цвета, справа – конус третьего цвета. Когда ребенок приступает к действию, взрослый еще раз подчеркивает, что нужно отбирать предметы «такого же цвета».

Допустимая помощь: педагог может подавать ребенку предметы по одному в хаотичном порядке; по окончанию действия спрашивать «здесь все предметы одинакового цвета?»

Оценка.

Высокая: ребенок самостоятельно и быстро раскладывает предметы «на глаз», называет их цвет.

Средняя: ребенок выполняет задание полностью, раскладывает предметы поочередно или выбирает из них сначала все одного, потом другого цвета.

Низкая: ребенок затрудняется абстрагироваться от формы предметов, нуждается в направляющих указаниях взрослого.

 

Сопоставлять цвет предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.

Материал. Коробка с цилиндрами 4 цветов (по 5 каждого цвета), 4 больших куба той же окраски, грузовик, вмещающий не более 5 кубов.

Допустимая замена. Набор предметов другой формы, отвечающий тем же требованиям.

Способ. Педагог расставляет вдоль комнаты 4 больших куба на расстоянии 1 метра друг от друга. Затем ставит перед ребенком, находящимся на расстоянии 2-2,5 метров от них, коробку с цилиндрами и грузовик и предлагает поочередно отбирать и отвозить к каждому большому кубу цилиндры такого же цвета (чтобы потом выстроить высокие башни-маяки). По ходу действия взрослый жестом указывает в сторону того большого куба, для которого производится отбор цилиндров.

Допустимая помощь: педагог словесно направляет отбор предметов для первого «рейса».

Оценка.

Высокая: ребенок самостоятельно выполняет задание; по просьбе взрослого правильно называет цвет предметов.

Средняя: ребенок правильно отбирает предметы, воспринимая пространственно отдаленный образец, но не может назвать их цвет.

Низкая: ребенок сначала складывает в кузов предметы одного цвета, а уже потом, приблизившись к большим кубам, при помощи наводящих указаний соотносит их цвет (определяет, куда их выгрузить).

 

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – уровень дифференцированного соотнесения.

 

Показатель – дифференцированное выделение внешних свойств объектов, применение предметных предэталонов в решении познавательных задач, практическое построение простейших сериационных рядов.

 

Диагностические задания:

16) складывать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины,

17) выбирать идентичный образцу предмет составной формы,

18) выбирать предмет, соответствующий образцу по одному или двум свойствам, в конфликтной ситуации.

Складывать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Материал. Деревянная пирамидка, состоящая из стержня и 8 одноцветных колец убывающей величины с разницей смежных предметов 1 см.

Допустимая замена. Новая для ребенка пирамидка с разноцветными кольцами той же величины.

Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком кольца и предлагает собрать пирамидку. Задание повторяется 3 раза.

Оценка.

Высокая: ребенок быстро складывает пирамидку, «на глаз» выбирает очередное кольцо.

Средняя: ребенок складывает пирамидку, но иногда допускает ошибочное нанизывание одного-двух колец, самостоятельно замечая и исправляя ошибки.

Низкая: в процессе действия ребенок допускает более двух ошибок, нуждается в направляющих указаниях взрослого.

 

Выбирать идентичный образцу предмет составной формы.

Материал. Два комплекта из 5 плоскостных фигур, состоящих из одинакового прямоугольного основания, на котором в разных сочетаниях расположены по две маленьких фигуры (квадрат – треугольник, квадрат – полукруг, треугольник – полукруг, треугольник – трапеция, полукруг – трапеция).

Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком фигуры одного комплекта, затем показывает ему одну из фигур другого комплекта и предлагает найти точно такую же. Выбранная фигура возвращается на место, и задание повторяется 5 раз при смене образца.

Допустимая помощь. Если ребенок неверно выбирает фигуру, педагог предлагает «посмотреть внимательнее и найти точно такую же»

Оценка.

Высокая: ребенок безошибочно, быстро находит требуемые предметы.

Средняя: за все повторы ребенок допускает не более одной ошибки, которую по указанию взрослого самостоятельно исправляет.

Низкая: в процессе действия ребенок совершает неверный выбор два и более раза.

 

Выбирать предмет, соответствующий образцу по одному или двум свойствам, в конфликтной ситуации.

Материал. 9 картонных флажков желтого, синего и зеленого цвета, из них 3 квадратной, 3 прямоугольной и 3 треугольной формы (по одному каждого цвета) – для ребенка. 3 флажка (желтый квадратный, синий прямоугольный и зеленый треугольный) - для педагога.

Допустимая замена. Другой набор предметов, отвечающий тем же требованиям.

Способ. Педагог в хаотичном порядке кладет перед ребенком его флажки, показывает свой желтый квадратный и просит найти «точно такой же флажок, такого же цвета и такой же формы». Флажки возвращаются на место, перемешиваются, после чего взрослый показывает свой синий прямоугольный флажок и просит выбрать «все флажки такого же цвета». Затем педагог показывает зеленый треугольный флажок и просит выбрать «все флажки такой же формы».

Допустимая помощь. Если при смене задания ребенок выбирает только один предмет, взрослый повторяет свое указание.

Оценка.

Высокая: ребенок безошибочно, быстро находит требуемые предметы.

Средняя: ребенок находит требуемые предметы, но при смене задания нуждается в повторении указания.

Низкая: ребенок допускает ошибки при выполнении одного и более заданий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОГРАММА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Первый этап

1. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе вкладывания:

- вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием,

- вставлять шары в отверстие коробки,

- размещать круглые вкладки в гнездах доски,

- вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели,

- размещать квадратные, треугольные вкладки в гнездах доски,

- вставлять кубы в отверстие коробки.

2. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе нанизывания:

- нанизывать кольца с широким отверстием,

- нанизывать на стержень кольца с узким отверстием,

- нанизывать на стержень втулки, имеющие сквозное отверстие,

- нанизывать на стержень шары, кубы, имеющие сквозное отверстие.

3. Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных частей предмета в процессе составления целого:

- закрывать цилиндрическую емкость крышкой,

- соединять части одноместной матрешки (бочонка),

- складывать двухместную матрешку с неразборным меньшим вкладышем.

4. Использование практических проб в процессе вынужденного сопоставления предметов по одному из свойств:

- вкладывать меньший полый предмет внутрь большего,

- последовательно вкладывать друг в друга три полых предмета разной величины,

- выбирать предметы меньшей величины (из 2 вариантов) для вкладывания в отверстие коробки,

- выбирать предметы заданной формы (из 2 вариантов) для вкладывания в отверстие коробки или гнездо доски,

- выбирать для нанизывания предметы, имеющие сквозное отверстие.

Второй этап

1. Соотнесение величины двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами:

- размещать большие и маленькие вкладки в соответствующих им гнездах доски,

- складывать двухместную игрушку типа матрешки.

2. Соотнесение формы двух пар взаимосвязанных предметов посредством их пробного прикладывания в действиях с автодидактическими материалами:

- размещать плоскостные вкладки двух контрастных форм в соответствующих им гнездах доски,

- вставлять объемные предметы двух контрастных форм в соответствующие отверстия коробки.

3. Применение освоенного способа пробного прикладывания в действиях с новыми автодидактическими материалами:

- вставлять в основу вкладки двух величин или двух форм, завершая предметное изображение,

- закрывать емкости крышками двух величин или двух форм,

- попарно объединять разнородные предметы двух величин в автодидактических условиях.

Третий этап

1. Соотнесение формы взаимосвязанных предметов на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с автодидактическими материалами:

- размещать в гнездах доски вкладки трех форм,

- размещать в гнездах доски вкладки 4-5 геометрических форм.

2. Соотнесение величины взаимосвязанных предметов на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с автодидактическими материалами:

- размещать в гнездах доски вкладки трех величин,

- размещать в гнездах доски вкладки 4-5 величин.

3. Расположение однородных предметов в порядке постепенного изменения их величины в действиях с автодидактическими материалами:

- последовательно вкладывать друг в друга 4-5 предметов-вкладышей,

- нанизывать на конусную основу пирамидки 4-5 колец,

- складывать трехместную игрушку типа матрешки,

- складывать 4-5-местную игрушку типа матрешки.

4. Соотнесение величины разнородных предметов в действиях с условно автодидактическими материалами:

- попарно объединять разнородные плоскостные предметы двух величин.

5. Соотнесение формы предметов в действиях с условно автодидактическими материалами:

- накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур (2-4 видов форм).

6. Группировка однородных предметов двух величин:

- раскладывать предметы на две группы при использовании вспомогательных объектов в качестве основания для группировки,

- раскладывать предметы на две группы в соответствии с заданным образцом,

- раскладывать предметы на две группы в соответствии с величиной, отвлекаясь от различий их цвета.

7. Отбор предметов идентичной образцу формы:

- отбирать предметы из двух вариантов,

- отбирать предметы из трех-четырех вариантов,

- раскладывать предметы на две-три группы в соответствии с заданным образцом.

Четвертый этап

1. Группировка однородных предметов по цвету:

- раскладывать предметы на две группы при использовании вспомогательных объектов в качестве основания для группировки,

- отбирать предметы идентичного образцу цвета из 2-4 вариантов,

- раскладывать предметы на 2-4 группы в соответствии с заданным образцом.

2. Соотнесение цвета разнородных предметов по принципу подбора пары в действиях с условно автодидактическими материалами:

- попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения,

- попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях неполного пространственного сближения.

3. Соотнесение формы шести и более пар взаимосвязанных предметов:

- размещать плоскостные, объемные вкладки 6 и более видов в соответствующих гнездах на основе преимущественно зрительного сопоставления,

- накладывать плоскостные вкладки 6 форм на соответствующие изображения геометрических фигур.

4. Соотнесение величины пяти и более пар взаимосвязанных предметов:

- размещать вкладки 5 и более величин в соответствующих гнездах на основе преимущественно зрительного сопоставления,

- накладывать плоскостные вкладки 4-5 величин на изображения фигур соответствующего размера,

- складывать многоместную матрешку на основе зрительного сопоставления частей.

5. Расположение однородных предметов в порядке убывания их величины в действиях с автодидактическими материалами:

- последовательно вкладывать друг в друга 6 и более предметов-вкладышей,

- нанизывать 6 и более колец на конусную основу,

- накладывать друг на друга 4-6 однородных предметов.

6. Соотнесение величины разнородных объемных предметов:

- попарно объединять разнородные объемные предметы двух величин.

Пятыйэтап

1. Соотнесение предметов по одному из свойств в условиях абстрагирования от различий других свойств:

- соотносить форму предметов разной величины,

- соотносить форму предметов разного цвета,

- соотносить цвет предметов разной формы.

2. Соотнесение предметов одновременно по двум свойствам:

- соотносить форму и величину предметов в действиях с автодидактическими материалами,

- соотносить форму и величину (форму и цвет, величину и цвет) предметов в действиях с условно автодидактическими материалами,

- отбирать предметы по образцу при одновременном учете двух свойств.

3. Соотнесение свойств пространственно отдаленных предметов:

- соотносить форму (величину, цвет) предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола,

- соотносить форму (цвет) предметов, расположенных в групповой комнате,

- соотносить форму (цвет) предметов, абстрагируясь от различий других свойств,

- соотносить форму (цвет) предметов при наличии временной отсрочки выполнения действия.

Шестой этап

1. Создание упорядоченного ряда предметов по принципу постепенного изменения их величины:

- нанизывать на стержень пять и более предметов по убыванию их величины,

- попарно объединять разнородные предметы трех-пяти величин.

2. Создание упорядоченного ряда предметов по принципу их ритмического чередования по одному свойству:

- располагать в порядке чередования предметы двух величин (форм, цветов).

3. Соотнесение свойств объемных и плоскостных предметов составной формы:

- размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом,

- размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом.

4. Соотнесение свойств предметов в конфликтной ситуации:

- выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум или трем свойствам.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...